Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 17 апреля 2020 года N 210
(приложение)
Положение
о профессиональной реабилитации, социальной и трудовой интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на территории Ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает основы профессиональной реабилитации на территории Ленинградской области лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, основанной на профессиональной ориентации, профессиональном обучении по адаптированным основным образовательным программам профессионального обучения, а также предоставлении необходимой помощи в виде дополнительных мер поддержки, связанных с социальной и трудовой интеграцией указанных лиц.
1.2. Лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты (далее - инвалид, лицо с инвалидностью), а также лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (далее - лица с ограниченными возможностями здоровья, лица с ОВЗ), нуждаются в системе мер социальной, профессиональной и производственной адаптации, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, профессиональной реабилитации.
1.3. Для эффективной профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью применяется комплексная система профессиональной ориентации, которая позволит формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализации и внесению личного вклада в развитие общества у данной категории обучающихся, а также профессиональное обучение, направленное на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
1.4. Для завершения процессов социальной и трудовой интеграции (далее - СиТИ) инвалидов и лиц с ОВЗ, налаживания связей в обществе, преодоления изоляции и включенности в основные сферы жизнедеятельности - труд, отдых, досуг и быт указанным лицам на территории Ленинградской области предоставляются дополнительные меры поддержки в соответствии с настоящим Положением.
2. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с ОВЗ
2.1. Профессиональная ориентация - комплекс специальных мер в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости инвалида или лица с ОВЗ с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда.
2.2. Профессиональная ориентация как образовательный подпроцесс, направленный на развитие и формирование культуры профессионального самоопределения, включает:
1) профессиональную информацию - ознакомление инвалида или лица с ОВЗ с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
2) профессиональную консультацию - оказание помощи инвалиду или лицу с ОВЗ в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
3) профессиональный подбор - предоставление рекомендаций инвалиду или лицу с ОВЗ о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
4) профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности инвалида или лица с ОВЗ к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
2.3. В целях осуществления эффективной профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью в Ленинградской области организовано взаимодействие органов исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющих управление в сферах образования, труда и занятости, социальной защиты населения, органов муниципальных образований, профессиональных образовательных организаций.
2.4. Отраслевой орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, с участием образовательных организаций Ленинградской области в ходе профориентационной работы в общеобразовательных, в том числе отдельных общеобразовательных организациях (ранее специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты), детских домах и других образовательных организациях, организациях социального обслуживания осуществляют мониторинг, направленный на выявление количества потенциальных абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, желающих в текущем году поступать на обучение в профессиональные образовательные организации Ленинградской области.
2.5. Образовательные организации Ленинградской области при осуществлении профориентационной работы взаимодействуют с центрами социальной защиты населения, службами занятости населения для привлечения к обучению в профессиональных образовательных организациях инвалидов с приобретенными нарушениями и лиц с ОВЗ.
3. Реализация адаптированных основных образовательных программ профессионального обучения
3.1. К обучению по адаптированным основным образовательным программам профессионального обучения за счет средств областного бюджета Ленинградской области допускаются инвалиды и лица с ОВЗ, имеющие и не имеющие основного общего или среднего общего образования.
3.2. Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов (для инвалидов с учетом требований индивидуальной программы реабилитации и абилитации).
3.3. Для лиц с ОВЗ и инвалидов в образовательной организации создаются условия для профессионального обучения по адаптированным основным образовательным программам профессионального обучения по профессиям рабочих, которые могут быть освоены ими по состоянию здоровья, условия для социальной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ к общественной инфраструктуре, а также с учетом требований рынка труда.
3.4. Профессиональное обучение осуществляется на базе образовательных организаций, имеющих соответствующие лицензии, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
3.5. Профессиональное обучение осуществляется образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.6. Профессиональное обучение по адаптированным основным образовательным программам профессионального обучения имеет целью приобретение лицами с ОВЗ и инвалидами навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня.
3.7. Образовательными организациями для осуществления профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов создаются специальные условия:
осуществление профессионального обучения педагогическими сотрудниками, прошедшими соответствующую переподготовку для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ;
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
осуществление профессионального обучения по образовательным программам, адаптированным при необходимости для обучения различных категорий инвалидов и лиц с ОВЗ;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
в структуре материально-технического обеспечения образовательного процесса каждой категории обучающихся с ОВЗ и инвалидностью должна быть отражена специфика требований к доступной среде, в том числе: организации безбарьерной архитектурной среды образовательной организации; организации рабочего места обучающегося; техническим и программным средствам общего и специального назначения (должны отвечать не только общим требованиям, определенным в федеральных государственных образовательных стандартах по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся с ОВЗ и инвалидностью);
организация профессионального обучения в отдельных учебных группах численностью не менее шести человек и не более количества оборудованных мест;
предоставление при получении профессионального обучения обучающимся бесплатно специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы;
обеспечение предоставления обучающимся учебных, лекционных материалов в электронном виде.
3.8. Правила приема, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также формы обучения, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления указанной категории обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно путем принятия локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством.
3.9. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с учебным планом конкретной программы профессионального обучения.
3.10. Продолжительность профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не превышает 10 месяцев.
3.11. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе установленных квалификационных требований в соответствии с действующим законодательством.
3.12. Профессиональное обучение на производстве (в рамках производственной практики) осуществляется в пределах времени, установленного рабочей программой по производственной практике.
3.13. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
3.14. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе обучающимся, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
3.15. Квалификационный экзамен включает в себя практическую часть и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена по письменному предложению организации, осуществляющей образовательную деятельность, привлекаются представители работодателей, их объединений.
3.16. Обучающимся, сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего или должности служащего.
3.17. Профессиональное обучение предоставляется бесплатно. Образовательная организация может принять решение о повторном обучении по программам профессионального обучения.
3.18. Обучающиеся лица с ОВЗ и инвалиды, не получающие услугу проживания от образовательной организации, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
3.19. Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, получающие услугу проживания в образовательном учреждении, обеспечиваются бесплатным четырехразовым питанием, мягким и жестким инвентарем в соответствии с требованиями, установленными Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08).
4. Социальная и трудовая интеграция инвалидов и лиц с ОВЗ
4.1. В целях обеспечения на территории Ленинградской области социальной и трудовой интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ указанным категориям лиц могут предоставляться следующие дополнительные меры поддержки (меры поддержки):
1) услуги профессиональной диагностики в целях подбора соответствующей профессии для указанных категорий лиц (с учетом степени ограничения возможностей инвалидов и лиц с ОВЗ и условий труда по выбранной профессии);
2) услуги по профессиональному обучению указанных лиц по заявке работодателей (обеспечивающие последующее адресное трудоустройство);
3) услуги организации проживания указанных лиц в учебно-тренировочных квартирах в период обучения и (или) последующего периода полугодичной адаптации в целях получения опыта самостоятельной жизни, приобретения и развития навыков самообслуживания и деловой коммуникации (в том числе услуги сопровождения такого проживания, включая проживание малых групп инвалидов);
4) услуги социального сопровождения обучающихся из числа указанных лиц в течение полугода после завершения профессионального обучения в части взаимодействия с государственными службами и получения указанными лицами государственных услуг и социально-бытовой адаптации;
5) услуги сопровождаемого трудоустройства, предполагающие системное взаимодействие специалистов образовательной организации с работодателем в период адаптации указанных лиц на рабочем месте;
6) услуги медицинского сопровождения указанных лиц в части наблюдения за текущим состоянием здоровья, исполнения предписаний лечащих и наблюдающих врачей, направления на обследование и лечение (при необходимости), соблюдения приема назначенных медицинских препаратов;
7) услуги юридического сопровождения указанных лиц в части восстановления утраченных документов, подготовки запросов в соответствующие инстанции и т.п.
4.2. Указанные в пункте 4.1 меры поддержки предоставляются лицам, проходящим или прошедшим профессиональное обучение по адаптированным основным образовательным программам в государственных образовательных организациях Ленинградской области, созданных в целях осуществления образовательной деятельности, направленной на социальную и трудовую интеграцию, и реализующих на основании устава соответствующие виды деятельности (далее - образовательная организация СиТИ).
4.3. Меры поддержки предоставляются за счет средств областного бюджета, направляемых на финансовое обеспечение государственного задания, устанавливаемого образовательной организации СиТИ.
5. Организация сопровождаемого проживания инвалидов и лиц с ОВЗ при осуществлении социальной и трудовой интеграции
5.1. Под сопровождаемым проживанием при осуществлении СиТИ инвалидов и лиц с ОВЗ понимается стационарозамещающая технология обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам и лицам с ОВЗ социальных услуг, образовательных услуг и проведения мероприятий по социальному сопровождению (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи) в целях компенсации (устранения) обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности и сохранения пребывания в привычной, благоприятной для них среде, выработки навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность в реализации основных жизненных потребностей (организация быта, досуга, общения и социальных связей), и адаптации к самостоятельной жизни (далее - сопровождаемое проживание).
5.2. При организации мероприятий по социальному сопровождению инвалидов при сопровождаемом проживании инвалидов и лиц с ОВЗ при необходимости могут быть привлечены отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющие регулирование в сфере социальной защиты населения на территории Ленинградской области, регулирование в сфере труда, содействия занятости населения на территории Ленинградской области, другие органы исполнительной власти Ленинградской области, а также организации, предоставляющие психологическую, педагогическую, юридическую медицинскую, социальную помощь, не относящуюся к социальным услугам, на основании соглашений или межведомственного взаимодействия.
5.3. При организации сопровождаемого проживания осуществляются следующие мероприятия:
по проведению обучающих занятий по формированию социальных компетенций, развитию и сохранению навыков самообслуживания (осуществление гигиенических процедур, уход за одеждой и обувью и т.д.);
по формированию навыков, необходимых для самостоятельной жизни (приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, использование банковских карт и т.д.);
по обучению и сохранению навыков пользования техническими средствами реабилитации (при необходимости);
по формированию навыков социально-средового взаимодействия (оплата коммунальных платежей, пользование общественным транспортом и др.) и коммуникации (пользование мобильными телефонами, интернетом И др.);
по адаптации к самостоятельной жизни (взаимодействие с государственными учреждениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности, - многофункциональные центры, отделения Пенсионного фонда, учреждения здравоохранения, органы опеки и попечительства, почтовые отделения, отделения банков, бюро медико-социальной экспертизы, отделы ЗАГС, центры занятости населения, центры социальной защиты населения и др.).
5.4. При организации обучающих мероприятий, досуговой деятельности, работы по развитию жизненных компетенций при сопровождаемом проживании учитываются индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
5.5. Сопровождаемое проживание, включая этап учебного (тренировочного) проживания, организовывается в отдельном жилом помещении, предоставленном на условиях безвозмездного пользования, аренды или социального найма, в жилых помещениях в домах системы социального обслуживания граждан, специализированных жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, жилых помещениях, находящихся в собственности негосударственных организаций социального обслуживания, в общежитиях, в которых соответствующее лицо постоянно проживает.
5.6. Указанные жилые помещения должны быть приспособлены для постоянного проживания, а также отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечивающим в том числе их доступность.
5.7. При организации сопровождаемого проживания инвалида или лица с ОВЗ соблюдаются следующие подходы:
а) приоритет уважения человеческого достоинства и прав личности;
б) добровольное согласие указанного лица и его представителя (опекуна) о предоставлении ему сопровождаемого проживания;
в) комплексный межведомственный подход при предоставлении технологии сопровождаемого проживания;
г) индивидуальный подход, оказание помощи инвалиду или лицу с ОВЗ соразмерно потребностям (партнерство, ассистирование и наставничество как основные элементы отношений);
д) ориентация на развитие максимально возможной независимости и самостоятельности лица, содействие занятости и интеграции в общество.
5.8. Сопровождаемое проживание организуется в индивидуальной или групповой формах.
Индивидуальное сопровождаемое проживание рекомендуется для тех лиц, которые нуждаются в периодическом сопровождении.
Групповое сопровождаемое проживание рекомендуется для тех лиц, которые нуждаются в регулярном или постоянном сопровождении.
При групповом сопровождаемом проживании формируются группы лиц численностью четыре - семь человек (малые группы) с размещением в одном помещении не более двух лиц.
5.9. Формирование малых групп осуществляется с учетом соответствия площади жилых помещений, в которых предполагается проживание указанных малых групп, установленным нормативам обеспечения площадью жилых помещений.
5.10 Возможность сопровождаемого проживания инвалидов определяется на основании оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности инвалида и нарушенных функций организма, определенных в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, с учетом следующих критериев:
а) согласие и готовность лица проживать совместно с другими в малой группе;
б) отсутствие инфекционных контагиозных заболеваний, обострения психического заболевания в форме, представляющей опасность для собственной жизни и здоровья инвалида или лица с ОВЗ и (или) жизни и здоровья окружающих;
в) отсутствие, старость или болезнь родителей (опекунов);
г) решение опекуна в интересах подопечного при согласии подопечного.
5.11. Сопровождаемое проживание организовывается для получателей образовательной услуги и трудоустроенных выпускников образовательной организации СиТИ на временной основе в период адаптации на рабочем месте и самостоятельной жизнедеятельности.
5.12. Порядок организации сопровождаемого проживания инвалидов и лиц с ОВЗ при осуществлении СиТИ утверждается нормативным правовым актом органа исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющего полномочия и функции учредителя образовательной организации СиТИ.
6. Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов и лиц с ОВЗ при осуществлении СиТИ
6.1. Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов и лиц с ОВЗ, окончивших обучение по программам профессионального обучения в образовательной организации СиТИ, включает в себя совокупность действий, реализуемых указанной образовательной организацией, отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим регулирование в сфере труда, содействия занятости населения на территории Ленинградской области, службой занятости населения, организациями, осуществляющими деятельность по содействию в трудоустройстве граждан, и работодателями в целях обеспечения эффективной занятости инвалидов и лиц с ОВЗ, нуждающихся в трудоустройстве.
6.2. Под сопровождением при содействии занятости инвалидов и лиц с ОВЗ понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду или лицу с ОВЗ, нуждающемуся в поддержке и помощи со стороны других лиц (кураторов, наставников, инструкторов по труду) при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, формирование пути его передвижения до места работы и обратно, а также по территории работодателя.
6.3. Незанятым инвалидам индивидуальная помощь (сопровождение) предоставляется с учетом сведений, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида и рекомендаций медико-социальной экспертизы о нуждаемости инвалида в сопровождении при содействии занятости.
6.4. В случае, если услуги по профессиональному обучению были предоставлены инвалиду или лицу с ОВЗ по заявке работодателя (работодателей), соответствующему лицу обеспечивается образовательной организацией СиТИ последующее адресное трудоустройство.
6.5. Предоставление дополнительной меры поддержки по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов и лиц с ОВЗ, окончивших обучение по программам профессионального обучения в образовательной организации СиТИ, не препятствует обращению указанных лиц за предоставлением государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов в установленном действующим законодательством порядке.
6.6. Порядок организации сопровождения при содействии занятости инвалидов и лиц с ОВЗ при осуществлении СиТИ утверждается нормативным правовым актом органа исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющего полномочия и функции учредителя образовательной организации СиТИ.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ленинградской области от 17 апреля 2020 г. N 210 "Об утверждении Положения о профессиональной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.