Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Описание
предполагаемых центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"
(утв. постановлением КМ РТ от 2 июля 2019 г. N 534 (в редакции постановления КМ РТ от 20 апреля 2020 г. N 307))
1. Нормативное правовое обеспечение создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов
Описание предполагаемых центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" (далее - описание) разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 601н "Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ "Об образовании";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.08.2019 N 648 "О грантах в сфере образования".
2. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов с указанием проблематики и предполагаемых результатов
Мировые тенденции в образовании диктуют необходимость построения в Республике Татарстан образовательной системы XXI века, основным предназначением которой является выстраивание тесной взаимосвязи между процессом развития способностей личности и оптимальным использованием человеческих ресурсов. Образовательная система должна непрерывно обновляться, предоставляя обучающимся новые образовательные возможности. Образовательный процесс в такой системе поддерживается новыми образовательными технологиями и постоянно модернизируемым содержанием.
Важнейшим элементом образовательной системы является учитель, обладающий ключевыми и профессиональными компетенциями, владеющий актуальными образовательными технологиями и вовлеченный в активный процесс поддержания функционирования и развития данной системы. Одной из стратегических целей государственной политики в настоящее время является подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, а одним из важнейших направлений - оценка профессиональной компетентности учителя на разных этапах его карьеры. Оценка предназначена для мотивации и стимулирования повышения качества и эффективности профессиональной деятельности как главного условия повышения качества образовательных результатов обучающихся, воспитанников, результатов деятельности образовательной организации, повышения удовлетворенности граждан качеством образовательных услуг.
Необходимость системной проработки вопросов профессионального развития и качества педагогической деятельности, соответствующего требованиям профессионального стандарта педагога, вызвана изменением требований к специалистам в области сферы образования, расширением функций, выполняемых педагогом в образовательной организации, закрепленных в нормативных документах. Очевидно, что без создания эффективной системы профессионального роста учителей и развития лидерства невозможно активно двигаться дальше.
В Республике Татарстан реализуется более 30 президентских социальных программ, многие из которых уникальны для страны. Например, Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года определяет человеческий капитал в качестве главного драйвера модернизации региона. Значит, система образования признается основным механизмом развития республики. При этом качество человеческого капитала самой системы образования оказывается ключевым фактором. Государственная программа "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110, и государственная программа "Стратегическое управление талантами в Республики Татарстан на 2015-2020 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2014 N 943, в настоящее время способствуют обеспечению повышения качества регионального образования, профессиональному росту педагогических работников, развертыванию преемственной системы совершенствования интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи и стратегическому управлению талантами в интересах инновационного развития республики.
Для повышения качества подготовки и обеспечения профессионального развития учителей в республике реализуется целая линейка мероприятий от профессиональной ориентации школьников до стимулирования профессионального роста опытных учителей. Выработаны механизмы осуществления регулирования на каждом этапе поиска и обучения учителей.
Ежегодно в г. Елабуге проходит международный фестиваль школьных учителей. Для повышения социального статуса учителя и престижа педагогической профессии ежегодно проводится традиционная церемония посвящения в профессию молодых учителей республики.
С 2016 года начата реализация проекта стипендиальной поддержки обучения будущих педагогов по дефицитным для республики предметам, в первую очередь для сельской местности, в том числе для преподавания в билингвальной образовательной среде. Для оценки профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций высшего образования проводится их добровольная сертификация. В рамках Национальной системы учительского роста постепенная трансформация ожидает и аттестационные процедуры с переходом к более эффективным механизмам оценки компетенций действующих учителей. По результатам оценки должно быть обеспечено адресное повышение квалификации учителя. С 2016 года в республике реализуется персонифицированная модель повышения квалификации, через которую ежегодно проходят около 20 тыс. учителей. Каждый педагог республики задействован как на этапе формулировки тем и содержания курсов, так и на этапе выбора уже сформированных программ. Причем сами программы также ежегодно подвергаются жесткому экспертному отбору.
В настоящее время для полноценной интеграции учителя в образовательную систему препятствуют профессиональные дефициты. Необходимо создать эффективные механизмы восполнения профессиональных дефицитов педагогов. Для современного учителя актуальной становится еще и проблема недостаточного владения цифровыми навыками, требующая незамедлительного восполнения. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческих и педагогических кадров требуют большей степени мобильности и гибкости системы повышения квалификации, отвечающей на запросы педагогов и образовательных организаций.
Необходима не только полномасштабная модернизация методической работы, но и ее переориентация на специфику этих вопросов. Модернизация необходима потому, что академичность, которая превалирует в сфере повышения квалификации, обеспечивает лишь соблюдение прав педагогов на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности один раз в три года. При этом в меньшей степени учитываются формируемые педагогами запросы в части содержания процесса повышения квалификации.
Соответственно Республика Татарстан заинтересована в дальнейшем совершенствовании региональной системы профессионального развития педагогических работников.
Одним из ключевых элементов новых механизмов являются центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, функционирующие на основе иной организационной модели и использующие программы повышения квалификации педагогов принципиально нового содержания (далее - Центры). Центры - динамичные методические системы, обеспечивающие возможности для современной адаптации педагогов и к меняющимся условиям (технологии и содержание образования). Такие центры ориентированы на результаты диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и анализ запросов педагогов на овладение новыми профессиональными компетенциями, оказание им помощи в построении индивидуальных образовательных маршрутов, организацию обучения по эксклюзивным модулям программ повышения квалификации и модулям, которые реализуются в форме стажировок и т.д.
При организации нового формата повышения профессионального уровня мастерства появляется необходимость измерения степени владения таким мастерством на текущем этапе профессиональной карьеры педагога.
Одним из решений этой проблемы должна стать система добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, которая включает набор процедур с целью дальнейшего совершенствования профессионального мастерства.
Проблема профессионального развития и качества педагогической деятельности связана с определением инструмента оценивания компетенций педагога. В качестве такого инструмента следует рассматривать систему оценки профессиональных компетенций педагогических работников и их адресное повышение квалификации.
Важно, чтобы центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, в том числе руководителей, образовательных организаций выполнял в первую очередь роль эффективного инструмента диагностики профессиональных компетенций, обеспечивал педагогов и руководителей четкими исчерпывающими рекомендациями по дальнейшей траектории профессионального совершенствования.
В результате участия Республики Татарстан в конкурсном отборе на предоставление в 2020-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" будут созданы:
два центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников: центр по модели "стандарт" на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования как структурное подразделение Института психологии и образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (далее - ПМЦПКиППРО К(П)ФУ); центр по модели "мини" на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" как структурное подразделение (далее - ИРО РТ);
один центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов как отдельное юридическое лицо.
Деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников будет направлена на формирование условий для непрерывного повышения квалификации педагогических и руководящих работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах по обмену опытом лучших практик.
Для увеличения эффективности процесса развития профессионального мастерства учителя в Республике Татарстан все сотрудники Центров должны пройти обучение у федерального оператора проекта "Учитель будущего".
Основное предназначение центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов - организация и проведение процедур добровольной независимой оценки профессиональной квалификации педагогических кадров.
Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", его деятельность направлена на обеспечение внедрения системы добровольной независимой оценки квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Порядок разработки оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации работников утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 601н "Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации".
Система добровольной независимой оценки квалификации включает в себя в том числе комплексный экзамен, позволяющий оценить степень соответствия педагогических работников и руководящих работников профессиональным стандартам.
В качестве дополнительных функций центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов по согласованию с уполномоченным органом государственной власти Республики Татарстан может проводить процедуры пробного добровольного тестирования педагогических работников перед прохождением ими аттестационных процедур на присвоение квалификационных категорий. Также функции Центров могут дополняться по согласованию с федеральным оператором.
На базе центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов педагогический работник может получить оценку текущего состояния своего профессионального уровня, может пройти диагностику для выявления вновь сформированных профессиональных компетенций.
Методическая поддержка деятельности Центров осуществляется федеральным оператором, в том числе на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Наличие центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов позволит педагогическим работникам республики устранять выявленные профессиональные дефициты на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, в традиционно организованных учреждениях дополнительного профессионального образования или самостоятельно в соответствии с разработанными данными центрами индивидуальными образовательными маршрутами.
Результатом деятельности центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов должно стать создание условий для осознанного участия педагогических работников в процессе непрерывного образования. Такая практика, в свою очередь, обеспечит повышение степени их профессиональной мобильности, а наличие сертификата, отражающего уровень профессионального мастерства, добавит преимуществ в условиях конкуренции на рынке труда.
Оценка уровня профессиональной квалификации педагогических работников и заместителей руководителей общеобразовательных организаций в данных центрах способствует формированию эффективной системы отбора кандидатов, создает основу для кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций.
Создание вышеназванных центров предполагает достижение следующих результатов:
создание и функционирование центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в Республике Татарстан;
развитие региональной системы дополнительного профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами на основе персонифицированного подхода;
распространение модели дополнительного профессионального образования педагогических работников, согласно которой непрерывное развитие профессионального мастерства осуществляется по индивидуальным образовательным маршрутам с учетом выявленных образовательных потребностей педагогических работников на основе оценочных процедур;
создание в образовательной среде "точек роста" для профессионального и карьерного "лифта" педагогов республики, занятых в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей;
повышение средневзвешенного результата Республики Татарстан, определяемого международными сравнительными исследованиями по оценке качества общего образования (TIMSS, PISA, PIRLS);
создание правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели организации повышения квалификации, в том числе активно использующие дистанционные формы обучения;
изменение отношения к системе повышения квалификации педагогических работников Республики Татарстан как со стороны непосредственных потребителей этой услуги - учителей, так и со стороны их работодателей - руководителей образовательных организаций;
поиск современных и перспективных путей внедрения новых образовательных технологий;
возможность педагогу в процессе обучения по программам дополнительного профессионального образования:
актуализировать знания и компетенции в области применения передовых образовательных технологий, получить представление о наиболее успешных и перспективных образовательных трендах как в мировой, так и в отечественной педагогической практике;
разнообразить спектр цифровых навыков для применения их в повседневной профессиональной деятельности;
получить направление для дальнейшего профессионального развития по уникальной образовательной траектории;
внедрение в Республике Татарстан системы аттестации руководителей образовательных организаций к 2024 году;
реализация комплекса мер для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников системы общего, дополнительного и профессионального образования (не менее 5 процентов педагогических работников в 2020 году, 10 процентов - в 2021 году, 20 процентов - в 2022 году, 30 процентов - в 2023 году, 50 процентов - в 2024 году);
внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов педагогов Республики Татарстан к 2024 году;
реализация комплекса мер по прохождению добровольной независимой оценки профессиональной квалификации не менее 5 процентов педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам;
вовлечение к 2024 году не менее 70 процентов учителей в возрасте до 35 лет в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы.
3. Иная дополнительная информация
3.1. Данные по региональной сети организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации педагогических работников, их количеству и кадровому составу
ИРО РТ на сегодняшний день является научно-методическим центром, деятельность которого направлена на формирование системы опережающего профессионального развития педагогических работников, совершенствование профессиональных компетенций и способности обучаться в течение всей профессиональной деятельности.
В соответствии с Уставом ИРО РТ реализует следующие основные виды деятельности: образовательная деятельность по программам дополнительного профессионального образования для различных категорий педагогических работников, выполнение прикладных и научно-исследовательских работ в сфере образования и методическая работа по сопровождению как отдельных педагогов, так и муниципальных образований.
Аудиторный фонд ИРО РТ составляет 1255,5 кв. метра, что позволяет реализовать программы дополнительного профессионального образования, используя современные образовательные технологии. Учебные аудитории оборудованы комплектами проекционного, интерактивного оборудования, переносных мобильных мультимедийных комплексов, в том числе для обеспечения выездных семинаров.
Ежегодно на базе ИРО РТ реализуются более 90 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, проходят обучение более 6 тыс. работников образования. Ядро профессорско-преподавательского состава, реализующего программы дополнительного профессионального образования, составляют сотрудники ИРО РТ, среди них 5 докторов наук, 26 кандидатов наук, 3 преподавателя имеют ученое звание "профессор" и 6 - "доцент".
ИРО РТ участвует в реализации федеральных и республиканских целевых программ в сфере образования. Так, с 2011 года ИРО РТ является стажировочной площадкой в рамках реализации мероприятий государственной программы развития образования по направлениям:
распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;
создание условий для распространения на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей;
модернизация муниципальных систем дошкольного образования;
модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.
В рамках реализуемых мероприятий обучено более 30 тыс. работников образования из 41 региона Российской Федерации. Трансляция лучших образовательных практик осуществляется через стажировки, наставническую деятельность, сетевые профессиональные сообщества.
ИРО РТ имеет статус:
региональной инновационной площадки. Направления деятельности: формирование региональной системы качества дошкольного образования; инклюзивное образование в современной школе; развитие региональной системы оценки качества общего образования; создание унифицированного фонда оценочных средств по освоению разработанных унифицированных образовательных программ среднего профессионального образования и др.;
сетевой инновационной площадки Российской академии образования, федеральной инновационной площадки "Учитель 2.0" (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. N 318 "О федеральных инновационных площадках").
Ежегодно ИРО РТ осуществляет научно-методическое сопровождение грантов и конкурсов, проводимых Министерством образования и науки Республики Татарстан, среди которых "Наш лучший методист", "Успешная школа", "Лучший директор школы", "Наш новый учитель" и др.
Актуальность и эффективность реализуемых мероприятий и проектов деятельности ИРО РТ являются результатом тесного взаимодействия ИРО РТ с ведущими российскими образовательными центрами: Российской академией образования, Агентством стратегических инициатив, Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики", Школьной лигой РОСНАНО и др.
В соответствии с решением Наблюдательного совета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (далее - ФГАОУ ВО "К(П)ФУ") от 20.12.2010 под председательством Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в структуре ФГАОУ ВО "К(П)ФУ" создан ПМЦПКиППРО К(П)ФУ.
За этот период ПМЦПКиППРО К(П)ФУ превратился в крупное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования Республики Татарстан, способное решить масштабные образовательные и научные проблемы.
С 2010 по 2019 год в ПМЦПКиППРО К(П)ФУ прошли обучение более 60 тыс. человек. В реализации программ дополнительного профессионального образования ежегодно принимают участие более 110 научно-педагогических работников ФГАОУ ВО "К(П)ФУ", в том числе 15-25 докторов наук и профессоров, 80-90 кандидатов наук, доцентов, а также большой контингент учителей-практиков высшей квалификационной категории. Занятия педагогических работников проходят в современных аудиториях и лабораториях профильных институтов с использованием необходимого оборудования, приборной базы, препаратов, химических реактивов, робототехнических комплексов и др.
Интеграция системы дополнительного профессионального образования в систему высшего образования позволила выстроить эффективный механизм непрерывного педагогического образования.
В контексте национального проекта "Образование" определился ряд приоритетных задач дополнительного профессионального педагогического образования. В этой связи ПМЦПКиППРО К(П)ФУ уделяет особое внимание совершенствованию профессионализма учителей в вопросах развития у школьников компетенций XXI века, в том числе функциональной грамотности учащихся, а также диагностических умений на основе методов, принятых в международных сравнительных исследованиях (PISA, PIRLS, TIMMS, ICILS). С 2019 года ПМЦПКиППРО К(П)ФУ тесно взаимодействует с Институтом стратегии развития образования Российской академии образования. Научно-педагогические работники ПМЦПКиППРО К(П)ФУ вошли в состав экспертной комиссии в рамках проекта "Мониторинг формирования функциональной грамотности", инициированного Министерством просвещения Российской Федерации. Целью проекта является проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества общего образования.
В 2019 году ФГАОУ ВО "К(П)ФУ" вошел в категорию 101-125 лучших образовательных организаций высшего образования по направлению "Образование" британского издания Times Higher Education (THE). Это самая высокая позиция среди всех российских университетов. В настоящее время ФГАОУ ВО "К(П)ФУ" имеет в своей структуре два общеобразовательных лицея, входящих в топ-100 лучших школ Российской Федерации, центр повышения квалификации учителей, образовательное телевидение, центры дополнительного образования, технического творчества, летние профильные лагеря, Детский университет. В 2019 году открыт детский сад для детей с расстройствами аутистического спектра. Все это представляет собой площадки для исследовательской деятельности, разработки эффективных методик и педагогических технологий и свидетельствует об инновационном потенциале университета в совершенствовании компетенций учителей по формированию конкурентоспособности наших школьников.
С 2010 года ПМЦПКиППРО К(П)ФУ разработаны и реализованы более 295 программ повышения квалификации и 25 программ профессиональной переподготовки работников образования.
3.2. Статистическая информация о педагогических работниках организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам в Республике Татарстан, информация о прохождении повышения квалификации педагогическими работниками организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам
В настоящее время в системе образования Республики Татарстан трудятся более 62 тысяч педагогических работников, из них более 32 тысяч - учителя. На протяжении последних шести лет растет образовательный уровень педагогов. Доля педагогических работников с высшим образованием повысилась с 91,2 процента до 91,8 процента. На сегодняшний день 66 процентов учителей имеют квалификационные категории, из них 17 процентов - высшую квалификационную категорию, 49 процентов - первую. Ежегодно педагогическую аттестацию проходят более 15 тыс. учителей.
За последние пять лет наблюдается увеличение численности молодых педагогов общеобразовательных организаций. Доля учителей, имеющих стаж работы до трех лет, повысилась с 6,6 процента до 7,5 процента.
Несмотря на рост численности молодых специалистов, прибывших на работу в образовательные учреждения, происходит старение кадрового состава отрасли. Сравнительно с 2016/2017 учебным годом доля учителей пенсионного возраста, работающих в школах республики, увеличилась с 15,2 процента до 16,1 процента. Средний возраст учителя составляет 47 лет. Около 60 процентов учителей имеют стаж работы более 20 лет.
В республике с 2016 года реализуется персонифицированная модель повышения квалификации работников образования. Ежегодно в рамках данной модели проходят обучение около 20 тыс. педагогов на базе 15 организаций, имеющих лицензию на право реализации программ дополнительного профессионального образования.
Ежегодные объемы повышения квалификации педагогических работников:
2016 год - 19509 человек (31,7 процента от общего числа педагогических работников Республики Татарстан);
2017 год - 19825 человек (32,2 процента от общего числа педагогических работников Республики Татарстан);
2018 год - 19814 человек (32,2 процента от общего числа педагогических работников Республики Татарстан);
2019 год - 19818 человек (32,3 процента от общего числа педагогических работников Республики Татарстан).
Как известно, наиболее эффективные образовательные программы проходят не в отрыве от профессиональной деятельности, а в ее рамках. В связи с этим большое внимание в республике уделяется профессиональному развитию и наставнической деятельности через грантовую поддержку.
В республике с 2011 года действует грант "Наш новый учитель". В рамках этого гранта на конкурсной основе предлагается дополнительная финансовая поддержка (от 7,5 до 10,0 тыс. рублей в месяц) ежегодно 200 молодым учителям. Ежегодно на эти цели из бюджета республики выделяется 75,0 млн. рублей.
С целью профессионального развития действующих и опытных учителей в республике с 2015 по 2020 год действует линейка из четырех грантов (от 4,0 до 10,0 тыс. рублей ежемесячно) по номинациям: "Старший учитель", "Учитель-мастер", "Учитель-наставник", "Учитель-эксперт". Ежемесячные выплаты получают учителя без учета налога на доходы физических лиц.
Грант на конкурсной основе выплачивается учителям образовательных организаций, расположенных на территории Республики Татарстан, заявившимся на данный конкурс, показавшим результаты в работе согласно заявленным критериям и продолжающим осуществлять образовательную деятельность по основному месту работы.
Важно, чтобы грантополучатели могли организовать наставническую деятельность с молодыми учителями и с педагогами с профессиональными дефицитами. Ежегодно обладателями гранта становятся более 700 учителей республики. Особенно ценным для региона является проект "учитель-наставник". В его рамках в республике системно развивается механизм наставнической работы. На эту форму стимулирования ежегодно тратится из бюджета республики более 70 млн. рублей.
Безусловно, министерство заинтересовано в использовании наиболее современных технологий в реализации проектов для повышения качества школьного образования и эффективности отдачи от бюджетных затрат.
3.3. Эмблема профессионального роста учителя Республики Татарстан
Символом профессионального роста учителя Республики Татарстан является пламя. Начинающий педагог вступает на свой учительский путь небольшим свечением, далее, при системном развитии на протяжении своей педагогической карьеры, оно разрастается и охватывает масштабы всей республики.
Эмблема модели представляет собой языки пламени, стремящиеся вверх. Пламя символизирует жизненно важную роль учителя в обучении и воспитании учеников и является символом энтузиазма и энергии, необходимых для наделения учеников знаниями и навыками, которые служат двигателем развития современного общества. В языках пламени отражены пять ключевых компетенций учителя: успешный лидер, инновационный практик, компетентный педагог, активный гражданин и ответственный наставник. Каждая из этих пяти компетенций представляет собой важный аспект педагогической профессии.
Визитная карточка учителя Татарстана - горящие глаза, пылающее сердце и негаснущая любовь к детям.
Неотъемлемой частью настоящего Описания являются следующие приложения:
перечень показателей создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (приложение N 1);
предварительная калькуляция операционных расходов (приложение N 2);
зонирование и дизайн-проект (приложение N 3);
примерный перечень категорий и должностей (приложение N 4);
предполагаемая сеть центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (приложение N 5).
Приложение N 1
к Описанию предполагаемых центров
непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников
и центра оценки профессионального
мастерства и квалификации педагогов
в рамках федерального проекта "Учитель
будущего" национального проекта "Образование"
Перечень
показателей создания центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
N п/п |
Наименование индикатора (показателя), единица измерения |
Минимальное значение в год |
1 |
2 |
3 |
1. |
Количество педагогических работников Республики Татарстан, получивших индивидуальные образовательные маршруты в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - Центр), процентов от общей численности педагогических работников Республики Татарстан |
5 |
2. |
Количество партнерских организаций, с которыми каждый создаваемый в Республике Татарстан Центр заключил соглашение о сотрудничестве и (или) обмене лучшими образовательными практиками, единиц |
2 |
3. |
Количество проведенных мероприятий, направленных на общественно-профессиональное развитие педагогических работников, единиц |
4 |
4. |
Количество созданных на базе Центров профессиональных сообществ педагогических работников Республики Татарстан, единиц |
2 |
5. |
Количество внедренных в работу Центров Республики Татарстан лучших российских и зарубежных практик повышения профессионального мастерства, единиц |
1 |
6. |
Количество сотрудников каждого создаваемого в Республике Татарстан Центра, успешно освоивших программы повышения квалификации по согласованию с ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование", человек |
5 |
7. |
Количество образовательных организаций Республики Татарстан, принявших участие в программах повышения квалификации управленческих команд (руководителей и заместителей руководителей), процентов |
10 |
Перечень
показателей создания центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов
N п/п |
Наименование индикатора (показателя), единица измерения |
Минимальное значение в год |
1. |
Количество одобренных заявок, поданных центром оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов (далее - Центр) в Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования для наделения Центра полномочиями проведения процедуры независимой оценки квалификации, единиц |
1 |
2. |
Количество проведенных разъяснительных мероприятий (информационных кампаний) для педагогических работников Республики Татарстан по вопросу процедуры независимой оценки квалификации, единиц |
4 |
3. |
Количество экспертов Центра, успешно освоивших программы повышения квалификации по программам подготовки экспертов центров оценки квалификации и экзаменационных центров, человек |
3 |
4. |
Доля педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку квалификации, процентов |
0,5 (в год получения субсидии из федерального бюджета), далее - не менее 2 процентов ежегодно |
Приложение N 2
к Описанию предполагаемых центров
непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников
и центра оценки профессионального
мастерства и квалификации педагогов
в рамках федерального проекта "Учитель
будущего" национального проекта "Образование"
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели "стандарт" на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования как структурного подразделения Института психологии и образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Статья расходов |
Расчет суммы на 2020 год, далее с ежегодной индексацией, тыс. рублей |
211, 213 - оплата труда работников ЦНППМ* |
9765,0 |
212, 22625, 22626 - командировочные расходы, в том числе расходы при направлении на повышение квалификации сотрудников ЦНППМ и педагогических работников системы образования Республики Татарстан |
290,0 |
310 - приобретение основных средств |
600,0 |
349 - приобретение материальных запасов, в том числе расходных материалов |
234,0 |
226 - расходы на организацию и проведение мероприятий, стажировок для педагогических работников |
111,0 |
825 - расходы на содержание помещения |
1500,0 |
825 - коммунальные расходы |
1500,0 |
Итого |
14000,0 |
* ЦНППМ - Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели "мини" на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" как структурного подразделения
Статья расходов |
Расчет суммы на 2022 год, далее с ежегодной индексацией, тыс. рублей |
211 - заработная плата |
3385,7 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
33,6 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
1022,5 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
100,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении, расходы на организацию проведения стажировок и другие) |
250,0 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
250,0 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д.) |
300,0 |
Итого |
5341,8 |
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов как отдельного юридического лица
Статья расходов |
Расчет суммы на 2020 год, тыс. рублей |
Расчет суммы на 2021 год, далее с ежегодной индексацией, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
211 - заработная плата |
974,4 |
2713,2 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
13,6 |
33,6 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
294,3 |
819,4 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) |
40,0 |
130,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении, расходы на организацию и проведение независимых оценочных процедур) |
150,0 |
290,0 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
80,0 |
180,0 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д.) |
100,0 |
300,0 |
Итого |
1652,3 |
4466,2 |
Приложение N 3
к Описанию предполагаемых центров
непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников
и центра оценки профессионального
мастерства и квалификации педагогов
в рамках федерального проекта "Учитель
будущего" национального проекта "Образование"
Зонирование и дизайн-проект центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели "стандарт" в соответствии с брендбуком (на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования как структурного подразделения Института психологии и образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет")
Центр располагает учебной площадью 624,7 кв. метра, которая используются для традиционных занятий, отвечает санитарно-гигиеническим и социально-бытовым условиям для осуществления образовательной деятельности.
Удобное расположение центра в Приволжском районе г. Казани, доступная транспортная инфраструктура.
Учебный корпус расположен в трехэтажном здании по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Оренбургский Тракт, д. 4а.
Общая площадь: 2874,7 кв. метра.
Зонирование и дизайн-проект центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели "мини" в соответствии с брендбуком на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" как структурного подразделения
Общая площадь помещений государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" представляет собой специализированный комплекс зданий, обеспечивающий санитарно-гигиенические и социально-бытовые условия для осуществления образовательной деятельности.
Центр располагает учебной площадью 417,2 кв. метра, которая используются для традиционных занятий.
Удобное расположение центра в Авиастроительном районе г. Казани, доступная транспортная инфраструктура.
Учебный корпус расположен в здании по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Социалистическая, д. 5 (1 этаж).
Общая площадь: 876,5 кв. метра.
Зонирование и дизайн-проект центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов как отдельного юридического лица
Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов как отдельное юридическое лицо имеет удобное расположение в Авиастроительном районе г. Казани.
Аудиторный фонд центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов располагается на общей площади 395,83 кв. метра.
Учебные помещения соответствуют санитарно-гигиеническим и социально-бытовым условиям для осуществления образовательной деятельности, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Социалистическая, д. 5 (4 этаж).
Общая площадь: 395,83 кв. метра.
Приложение N 4
к Описанию предполагаемых центров
непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников
и центра оценки профессионального
мастерства и квалификации педагогов
в рамках федерального проекта "Учитель
будущего" национального проекта "Образование"
Примерный перечень
категорий и должностей центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели "стандарт" на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования как структурного подразделения Института психологии и образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
директор |
1 |
заместитель директора по проектному управлению |
1 |
|
заместитель директора - заведующий по образовательной деятельности |
1 |
|
Административный персонал |
главный бухгалтер |
1 |
юрисконсульт |
0,5 |
|
делопроизводитель |
0,5 |
|
системный администратор |
1 |
|
специалист по работе с персоналом и взаимодействию с сетью центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников |
0,5 |
|
маркетолог |
0,5 |
|
специалист по работе с партнерами и организациями дополнительного профессионального образования |
2 |
|
администратор |
1 |
|
Основной персонал |
тьютор |
4 |
менеджер образовательных программ |
2 |
|
методист |
2 |
Примерный перечень категорий и должностей центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели "мини" на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" как структурного подразделения
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
директор |
1 |
заместитель директора |
1 |
|
Административный персонал |
системный администратор |
0,5 |
специалист по работе с партнерами и организациями дополнительного профессионального образования |
1 |
|
администратор |
1 |
|
Основной персонал |
тьютор |
2 |
менеджер образовательных программ |
1 |
|
методист |
1 |
Примерный перечень категорий и должностей центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов как отдельного юридического лица
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
руководитель |
1 |
руководитель экзаменационного центра |
1 |
|
Административный персонал |
делопроизводитель |
1 |
системный администратор |
1 |
|
администратор |
1 |
|
Основной персонал |
тьютор (специалист) |
2 |
эксперт (специалист) |
2 |
|
технический эксперт (специалист) |
1 |
|
Технический персонал |
дворник, уборщица |
0,75 |
Итого |
10,75 |
Приложение N 5
к Описанию предполагаемых центров
непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников
и центра оценки профессионального
мастерства и квалификации педагогов
в рамках федерального проекта "Учитель
будущего" национального проекта "Образование"
Предполагаемая сеть центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов
1. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Татарстан
Год |
Количество |
Муниципальное образование |
Организационно-правовая форма (полное наименование) |
Адрес |
Общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2020 |
1 (по модели "стандарт") |
город Казань |
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет") |
Республика Татарстан, г. Казань, ул. Оренбургский Тракт, 4а |
Центр располагает учебной площадью 624,7 кв. метра, которая включает следующие функциональные зоны: медиатека (76,9 кв. метра), количество мест для посетителей - 15; помещение для проектной деятельности (50,0 кв. метра), количество мест для посетителей - 22; лекторий (92,3 кв. метра), количество мест для посетителей - 100; лекторий (89,9 кв. метра), количество мест для посетителей - 100; аудитория-трансформер (39,1 кв. метра), количество мест для посетителей - 25; административная зона: помещение для персонала (42,3 кв. метра), количество рабочих мест сотрудников - 20; рецепция (7,7 кв. метра); помещение для организации коворкинг-пространства (50,1 кв. метра), количество мест для посетителей - 24; аудитория-трансформер (39,2 кв. метра), количество мест для посетителей - 36; многофункциональная учебная аудитория (39,9 кв. метра), количество мест для посетителей - 25; многофункциональная учебная аудитория (40,1 кв. метра), количество мест для посетителей - 25; лекторий (39,9 кв. метра), количество мест для посетителей - 25; зона сертификации (17,3 кв. метра) |
2022 |
1 (по модели "мини") |
город Казань |
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" |
Республика Татарстан, г. Казань, ул. Социалистическая, д. 5 |
Центр располагает площадью 417,2 кв. метра, которая включает следующие функциональные зоны: медиатека (общей площадью 48,8 кв. метра), количество мест для посетителей - 20; помещение для организации коворкинг-пространства (98,5 кв. метра), количество мест для посетителей - 30; помещение для проектной деятельности (общей площадью 61,4 кв. метра), количество мест для посетителей - 20; административная зона: рецепция, помещение для персонала (общей площадью 78 кв. метров), рабочих мест сотрудников - 12; лекторий (общей площадью 40 кв. метров), количество мест для посетителей - 50; 3 многофункциональные учебные аудитории (общей площадью 90,4 кв. метра), количество мест для участников - 75 |
2. Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов
Год |
Муниципальное образование |
Организационно-правовая форма (полное наименование) |
Адрес |
Общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2020 |
город Казань |
Государственное автономное учреждение "Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов Республики Татарстан" |
Республика Татарстан, г. Казань, ул. Социалистическая, д. 5 |
Центр располагает площадью 395,83 кв. метра, которая включает следующие функциональные зоны: лекторий. Помещение для проведения публичных лекций (97,01 кв. метра), оснащено проекционным, демонстрационным и звукоусиливающим оборудованием, количество мест для посетителей - 100; помещение для персонала (общей площадью 65,71 кв. метра), количество рабочих мест для сотрудников центра - 4, для посетителей - 6; зона сертификации представлена помещением (общей площадью 64,12 кв. метра), предназначенным для проведения процедуры тестирования, индивидуальной работы и др., 6 рабочих мест для сотрудников, 25 - для посетителей, оснащена системой видео-конференц-связи; рецепция (82,84 кв. метра) имеет 1 рабочее место для сотрудника, в т.ч. санитарный узел (10 кв. метров); коридор (72,15 кв. метра); канцелярия (7,0 кв. метра); серверная (7,0 кв. метра) |
<< Приложение 1 Приложение 1 |
||
Содержание Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2020 г. N 307 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.