Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Совета
министров Республики Крым
от "22" апреля 2020 года N 535-р
Программа развития ИТ-кластера Республики Крым на 2020 - 2025 годы
I. Общие положения
Программа развития ИТ-кластера Республики Крым на 2020 - 2025 годы (далее соответственно - программа, ИТ-кластер) направлена на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, реализацию основных положений Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 09 января 2017 года N 352-ЗРК/2017, в части развития сферы информационных технологий. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года определяет цели, задачи и основные направления развития сферы информационных технологий в Республике Крым, а также механизмы и способы достижения поставленных целей.
Программа определяет возможности активизации ресурсов в отрасли информационных технологий, механизмы развития инновационной деятельности и привлечения инвестиций, совершенствования подготовки кадров в сфере информационных технологий и насыщения рынка труда специалистами, обеспечения кооперации участников территориальных кластеров между собой.
Реализация программы будет осуществляться в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- Указом Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Указом Президента Российской Федерации от 05 декабря 2016 года N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";
- Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2013 года N 2036-р;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2017 года N 1251 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на оказание государственной поддержки центров Национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций и Положения о проведении конкурсного отбора на предоставление грантов на государственную поддержку центров Национальной технологической инициативы на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций";
- федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790;
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 марта 2019 года N 125 "Об утверждении Требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Приказ Минэк РФ N 125);
- Стратегией социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 09 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 (далее - Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года);
- постановлением Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 702 "Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Информационное общество" и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым";
Реализация программы позволит:
в соответствии с Приказом Минэк РФ N 125 оказывать поддержку центру кластерного развития Республики Крым субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в сфере информационных технологий;
обеспечить проведение единого согласованного подхода к развитию ИТ-кластера со стороны профильных органов государственной власти, компаний, занятых в секторе информационных технологий, образовательных учреждений и учреждений культуры, некоммерческих организаций, в том числе профессиональных союзов и ассоциаций, деловых кругов Республики Крым;
обеспечить территориальную локализацию ИТ-кластера;
обеспечить многофункциональный характер ИТ-кластера, кластерную кооперацию - обмен технологиями, компонентами;
повысить конкурентоспособность предприятий отрасли информационных технологий;
создать экономически эффективное сочетание навыков, капитала и технологий.
II. Миссия, стратегическая цель и задачи ИТ-кластера
Республика Крым - уникальный и стратегически важный регион Российской Федерации в Азово-Черноморском регионе. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года Республика Крым должна стать активным участником международной торговли, площадкой обмена с другими субъектами Российской Федерации, странами ЕАЭС, СНГ, ШОС, другими странами Азии, Латинской Америки и Африки.
Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвердил к реализации 12 национальных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, в число которых входят нацпроекты в области цифровой экономики, безопасных и качественных автомобильных дорог, жилья и городской среды, нацпроекты в сфере экологии, культуры, образования, здравоохранения, науки, международной кооперации и экспорта.
Утвержденные в нацпроектах стратегические задачи Российской Федерации и грядущая цифровая трансформация экономики Российской Федерации, в результате которой данные в цифровой форме станут ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, предопределяют необходимость коррекции векторов социально-экономического развития Республики Крым, необходимость реализации новых принципов использования природно-ресурсного, экономического, научно-технического, трудового и культурного потенциалов региона, стратегической фокусировки на таких потенциальных рынках отраслей нового технологического уклада, как Аэронет, Автонет, Маринет, Нейронет, Хелснет, Фуднет, Энерджинет, Технет, Сэйфнет и Финнет, а также развития "сквозных" цифровых технологий в рамках данных рынков. "Сквозные" цифровые технологии - это большие данные, квантовые технологии, компоненты робототехники и сенсорика, нейротехнологии и искусственный интеллект, новые производственные технологии, промышленный интернет, системы распределенного реестра, технологии беспроводной связи, а также технологии виртуальной и дополненной реальности.
В то же время в условиях сохраняющихся санкций против Республики Крым цифровая трансформация экономики региона должна базироваться на последовательном развитии экономических, научных, культурных и социальных связей крымских участников рынка с участниками рынка других субъектов России, а также с участниками рынка стран ШОС, ЕАЭС, СНГ, стран Азии, Латинской Америки и Африки.
Создание ИТ-кластера как основы цифровой трансформации региона является ответом на глобальные и региональные вызовы, стоящие перед Российской Федерацией и Республикой Крым, и призвано практически обеспечить прорыв в экономике, инфраструктуре, технологиях, науке и социальной сфере.
Ввиду того, что в настоящий момент в Российской Федерации реализуется федеральный проект "Цифровые технологии", направленный на создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики, обеспечивающей технологическую независимость по направлениям сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность, для эффективного развития ИТ-кластера необходимой задачей является организация взаимодействия участников ИТ-кластера и программ, реализуемых в ходе выполнения данного федерального проекта.
Ключевая цель ИТ-кластера - обеспечение технологической независимости государства, коммерциализация отечественных исследований и разработок, а также ускорение технологического развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности разрабатываемых ими продуктов и решений на глобальном рынке.
В ходе проекта будут определены лидирующие исследовательские центры, которые смогут создавать консорциумы с компаниями-лидерами по направлениям "сквозных" цифровых технологий, сформируется система мер поддержки проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики на основе внедрения отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий, что является актуальным для участников ИТ-кластера.
Кроме того, участники ИТ-кластера будут иметь возможность принять участие в конкурсе за звание компании-лидера и получение грантовой поддержки от АО "Российская венчурная компания" (далее - РВК). Участникам ИТ-кластера будет оказано содействие при обращении за поддержкой региональных проектов по внедрению отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий. Координатором организации взаимодействия между участниками ИТ-кластера и РВК может выступить центр кластерного развития Республики Крым.
Миссия ИТ-кластера - создание инвестиционно-привлекательной ИТ-платформы для развития ИТ-компаний Республики Крым и привлечения ИТ-компаний из других субъектов Российской Федерации; обеспечение Республики Крым конкурентными ИТ-продуктами для решения задач цифровой трансформации ее экономики и социальной сферы, создание базиса для цифровой трансформации промышленности, сферы услуг и социальной сферы Республики Крым, позиционирование Республики Крым как опытной внедренческой площадки отраслевых, кросс-функциональных и межотраслевых решений для конечного потребления на потенциальных рынках отраслей нового технологического уклада, а также интеротраслевых цифровых решений для различных уровней управления в различных отраслях экономики Российской Федерации.
Стратегическая цель - использование ресурсов и потенциала ИТ-кластера для формирования в Республике Крым единой цифровой экосистемы, интегрированной в общероссийское экономическое пространство и способной решать практические задачи развития региона в стратегическом партнерстве с органами власти регионального и федерального уровней, институтами развития, элементами инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также государственными корпорациями, ориентированными на активное участие в цифровизации экономики.
Создание и развитие ИТ-кластера не только выступит в роли катализатора построения цифровой экономики Республики Крым, но и станет пилотным проектом комплексного преобразования экономики субъекта на основе современных цифровых технологий и новых технологических решений, опыт которого можно будет предлагать другим субъектам Российской Федерации.
Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи:
Развитие кадровой обеспеченности ИТ-кластера за счет привлечения талантливых специалистов на принципах ГИГ-экономики из других субъектов России и зарубежных стран, содействия профессиональному росту персонала участников ИТ-кластера и создания условий для модернизации образовательной деятельности в регионе в пользу участников ИТ-кластера.
Формирование и развитие инфраструктуры ИТ-кластера, в том числе с целью создания условий обеспечения информационной безопасности.
Развитие научно-инновационно-внедренческого потенциала ИТ-кластера за счет создания условий для привлечения исследовательских компетенций и технологических заделов, создания условий модернизации научной деятельности в пользу участников ИТ-кластера, обеспечивающего международный уровень продуктов (разработок) с целью решения актуальных проблем развития региона.
Продвижение ИТ-кластера на российский и международный рынки посредством трейдинговой площадки цифровых SaaS и IaaS продуктов, развитие кооперационных связей ИТ-кластера, в том числе с зарубежными партнерами.
Создание эффективной системы управления ИТ-кластером и формирование эффективной внешней среды, в том числе посредством мероприятий по совершенствованию нормативного регулирования, мероприятий по формированию спроса на продукцию ИТ-кластера.
III. Мероприятия программы
Достижение стратегической цели и решение задач развития ИТ-кластера осуществляется за счет выполнения мероприятий программы, соответствующих приоритетам социально-экономического развития Республики Крым.
Для решения задачи развития кадровой обеспеченности ИТ-кластера за счет привлечения талантливых специалистов на принципах ГИГ-экономики из других субъектов России и зарубежных стран, содействия профессиональному росту персонала участников ИТ-кластера и создания условий для модернизации образовательной деятельности в регионе в пользу участников ИТ-кластера будут реализованы следующие мероприятия:
рекрутинг менеджеров проектов ИТ-кластера по результатам проводимых совместного с Агентством стратегических инициатив конкурсов Leader-ID;
утверждение нормативных правовых актов Республики Крым и издание внутренних организационно-распорядительных документов ИТ-кластера, закрепляющих реализацию принципов ГИГ-экономики при осуществлении кадровой политики ИТ-кластера;
формирование и развитие образовательной среды ИТ-кластера; развитие кадрового потенциала работников участников ИТ-кластера посредством непрерывного обучения;
формирование "кадрового резерва" предпринимателей - участников ИТ-кластера посредством непрерывного обучения;
разработка и внедрение системы аккредитации и сертификации персонала участников ИТ-кластера.
Для решения задачи формирования и развития инфраструктуры ИТ-кластера, в том числе с целью создания условий обеспечения информационной безопасности, планируется реализация следующих мероприятий:
передача участниками ИТ-кластера движимого имущества, недвижимого имущества и интеллектуальной собственности ИТ-кластеру;
формирование участниками ИТ-кластера Центра коллективного пользования оборудованием;
создание и поддержка функционирования Центра прототипирования ИТ-кластера;
создание и поддержка функционирования Регионального инжинирингового центра ИТ-кластера;
осуществление мероприятий по оснащению, реконструкции (ремонту) недвижимого имущества ИТ-кластера в рамках федеральной, республиканской и муниципальных адресных инвестиционных программ;
поддержка функционирования Технопарка ИТ-кластера; создание и поддержка функционирования технологических площадок ИТ-кластера в рамках индустриального парка;
реализация комплекса мероприятий по информационной безопасности создаваемой ИТ-инфраструктуры.
В результате реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790, решена задача транспортной интеграции Республики Крым в экономическое пространство России, а в двухлетней перспективе будут введены в эксплуатацию объекты технологической и индустриальной инфраструктуры.
Для решения задачи развития научно-инновационно-внедренческого потенциала ИТ-кластера за счет создания условий для привлечения исследовательских компетенций и технологических заделов, создания условий модернизации научной деятельности в пользу участников ИТ-кластера, обеспечивающего международный уровень продуктов (разработок) с целью решения актуальных проблем развития региона будут реализованы следующие мероприятия:
создание либо организация взаимодействия необходимой инновационной инфраструктуры, включая технопарк, центр обработки данных, каналы связи и все необходимые коммуникации;
привлечение готовых технологий и решений в реализацию программы; проведение с использованием инфраструктуры участников ИТ-кластера научных исследований, потенциально имеющих применение при производстве продукции ИТ-кластера (продукты, услуги);
создание Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению "Культура 4.0";
создание Центра компетенций Национальной технологической инициативы "Национальный центр технологий муниципального управления";
формирование SaaS и IaaS решений и продуктов по всем направлениям ИТ-кластера, продвижение их для потребителей;
проведение опытной эксплуатации (внедрения) в Республике Крым подрывных инноваций и цифровых решений на принципах открытой оферты с владельцами интеллектуальной собственности (опытного, экспериментального образца) и открытого соглашения с внедренческими площадками - муниципалитетами и предприятиями Республики Крым;
вовлечение крупных поставщиков и заказчиков цифровых технологий в реализацию программы.
Приоритетными потенциальными рынками решений ИТ-кластера является рынок ИТ-продуктов Республики Крым, в последующем - отрасли нового технологического уклада: Аэронет, Автонет, Маринет, Нейронет, Хелснет, Фуднет, Энерджинет, Технет, Сэйфнет и Финнет; и "сквозные" цифровые технологии: большие данные, квантовые технологии, компоненты робототехники и сенсорика, нейротехнологии и искусственный интеллект, новые производственные технологии, промышленный интернет, системы распределенного реестра, технологии беспроводной связи, а также технологии виртуальной и дополненной реальности.
Создание ИТ-кластера предполагает организацию межкластерного взаимодействия с участниками других территориальных кластеров Республики Крым: агропромышленный биотехнологический кластер (создан в 2018 году), медико-биологический кластер, кластер производства локального электротранспорта, туристический кластер (созданы в 2019 году) и прочие кластеры, создание которых предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года.
Приоритетными направлениями межкластерного взаимодействия будет разработка проектов в области цифровой экономики, безопасных и качественных автомобильных дорог, жилья и городской среды, экологии, культуры, образования и здравоохранения, международной кооперации и экспорта.
Для решения задачи продвижения ИТ-кластера на российский и международный рынки посредством трейдинговой площадки цифровых SaaS и IaaS продуктов, развитие кооперационных связей ИТ-кластера, в том числе с зарубежными партнерами будут реализованы следующие мероприятия:
развитие вертикальных и горизонтальных взаимодействий ИТ-кластера, позволяющих оптимизировать производственный процесс;
разработка в кооперации конкретных элементов цепочки создания добавленной стоимости продукции ИТ-кластера или производственного цикла производства, включая работу смежных отраслей;
организация и сопровождение межкластерного взаимодействия ИТ-кластера;
обеспечение взаимодействия участников ИТ-кластера с элементом инфраструктуры европейской сети трансфера технологий (EEN) и с другими международными сетями трансфера технологий и бизнес-кооперации;
создание единой информационной платформы ИТ-кластера для обмена информацией, взаимодействия и организации участников ИТ-кластера;
создание уникальной международной трейдинговой площадки цифровых SaaS и IaaS продуктов ИТ-кластера.
Для создания эффективной системы управления ИТ-кластером и формирования эффективной внешней среды посредством мероприятий по совершенствованию нормативного регулирования, мероприятий по формированию спроса на продукцию ИТ-кластера осуществляются следующие мероприятия:
комплексный маркетинг территории, согласованный с мероприятиями программы (в пределах Российской Федерации);
формирование многоканального финансирования ИТ-кластера из федерального, регионального и муниципальных бюджетов, а также за счет механизмов государственно-частного партнерства, привлеченных инвестиций;
обеспечение нормативно-правовых условий для реализации программы;
поддержка экспорта продукции (продуктов и услуг) участников ИТ-кластера;
координация финансовой и нефинансовой поддержки всеми существующими институтами инфраструктуры поддержки предпринимательства;
внесение изменений в госпрограммы Республики Крым, отражение мероприятий ИТ-кластера в региональных проектах Республики Крым.
Реализация программы требует тесного взаимодействия государства, бизнеса и науки, так как основным результатом ее реализации должно стать создание не менее 7 республиканских компаний-лидеров и 3 национальных компаний-лидеров - высокотехнологичных предприятий, развивающих "сквозные" технологии и управляющих цифровыми отраслевыми SaaS и IaaS площадками, которые работают на глобальном рынке и формируют вокруг себя систему "стартапов", исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, обеспечивающую развитие цифровой экономики.
План реализации мероприятий программы приведен в приложении 1 к программе.
Предварительная оценка объемов финансового обеспечения мероприятий программы приведена в приложении 2 к программе.
Целевые показатели (индикаторы) реализации программы приведены в приложении 3 к программе.
IV. Финансовое обеспечение программы
Достижение стратегической цели и решение задач развития ИТ-кластера осуществляются путем скоординированного выполнения мероприятий программы, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения. Финансовая оценка затрат на реализацию программы не включает расходы на текущее функционирование участников ИТ-кластера, а также бюджетные средства, направляемые на реконструкцию и строительство объектов Республики Крым в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790.
Общий объем финансирования программы будет сформирован путем привлечения бюджетных средств (субсидий на создание инновационной инфраструктуры по линии Министерства экономического развития Российской Федерации и других мер государственной поддержки), а также за счет внебюджетных источников - средств участников ИТ-кластера, привлечения инвесторов, а также за счет добровольных взносов третьих лиц, в том числе государственных корпораций, государственных и бизнес-структур, институтов развития и муниципальных органов власти. Общий объем и источники инвестиций могут быть определены после формирования состава участников ИТ-кластера и портфеля кластерных проектов.
V. Ожидаемые результаты реализации программы
Создание и развитие ИТ-кластера является ответом на актуальные социально-экономические и геополитические вызовы, требующие консолидации ресурсов для решения задач цифровой трансформации Республики Крым. Программа обеспечивает направленность ИТ-кластера на практическую реализацию целей и задач, утвержденных в документах стратегического планирования Российской Федерации в целом и Республики Крым в частности. Программа предусматривает синхронизацию с национальными проектами и проектами, реализуемыми в рамках Национальной технологической инициативы, предусматривает меры, направленные на развитие цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики для обеспечения перехода Республики Крым к хозяйственной деятельности, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме. Программа способствует развитию информационной инфраструктуры Республики Крым, созданию и применению российских технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы, выводу высокотехнологичной продукции на международные рынки. Результатом такого подхода станет преобразование Республики Крым в открытую Всероссийскую опытную площадку внедрения самых современных ИТ-решений и продуктов, технологически и концептуально разработанных в разных, в том числе в самых отдаленных регионах нашей страны. ИТ-кластер будет специализироваться на прикладных SaaS и IaaS решениях для различных отраслей и других кластеров. Продукты ИТ-кластера будут предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять программно-аппаратными комплексами, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Конкурентоспособность продукции ИТ-кластера будет обусловлена, в частности, тем, что потребители услуг ИТ-кластера избавлены от необходимости нести затраты, связанные с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нем программного обеспечения. Реализация приоритетных проектов ИТ-кластера обеспечит становление Республики Крым в качестве всероссийского центра компетенций по таким направлениям, как цифровизация культуры и цифровизация муниципального управления.
В результате создания эффективной системы управления ИТ-кластером и формирования эффективной внешней среды будет сформирован растущий спрос на продукцию ИТ-кластера, созданы необходимые и достаточные условия институционального и инфраструктурного характера, реализован подход "управление по результатам" при оказании поддержки участникам ИТ-кластера, реализованы якорные (базовые) и иные проекты с использованием специализированной инфраструктуры ИТ-кластера и принципов государственно частного партнерства (включая концессию), устранены имеющиеся препятствия и ограничения для создания и развития высокотехнологических бизнесов как в традиционных отраслях экономики, так и на создаваемых высокотехнологичных рынках Республики Крым, что приведет к повышению конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Республики Крым, так и экономики в целом.
Развитие кадровой обеспеченности ИТ-кластера создаст предпосылки для создания решений и продукции качественно нового уровня, что позволит решить ряд актуальных для Республики Крым вопросов. В результате реализации связанных направлений деятельности ИТ-кластера в сжатые сроки будет осуществлено первичное кадровое обеспечение ИТ-кластера на принципах ГИГ-экономики с одновременным развитием системы подготовки и удержания специалистов, находящихся в Республике Крым. Особое внимание будет уделяться подготовке современных и эффективных менеджеров как для реализации проектов, так и для участников ИТ-кластера. Будут созданы новые и развиты существующие учебные возможности для участников ИТ-кластера, повышена предпринимательская активность населения, осуществлена фокусировка потенциальных предпринимателей на направлениях ИТ-кластера, созданы условия для гибкого регулирования качества персонала участников ИТ-кластера.
Формирование и развитие инфраструктуры ИТ-кластера обеспечит осуществление прорывного продвижения в области высокотехнологичных решений ИТ-кластера для последующего выхода на новые рыночные ниши продуктов, созданных в рамках проектов ИТ-кластера, в том числе с целью создания условий обеспечения информационной безопасности, послужит оптимизации производственных процессов участников ИТ-кластера в условиях цифровой экономики, создаст условия для развития отраслевых SaaS и IaaS площадок, приведет к снижению издержек, сокращению сроков производства, увеличению рентабельности при производстве продукции (товаров, услуг) ИТ-кластера.
Развитие научно-инновационно-внедренческого потенциала ИТ-кластера за счет создания условий для привлечения исследовательских компетенций и технологических заделов, создания условий модернизации научной деятельности в пользу участников ИТ-кластера, обеспечивающего международный уровень продуктов (разработок) с целью решения актуальных проблем развития региона, приведет к снижению издержек, сокращению сроков производства, увеличению рентабельности при производстве продукции (товаров, услуг) ИТ-кластера, созданию 7 республиканских компаний-лидеров и 3 национальных компаний-лидеров - высокотехнологичных предприятий, развивающих "сквозные" технологии и управляющих цифровыми отраслевыми SaaS и IaaS площадками, которые работают на республиканском, федеральном и глобальном рынке и формируют вокруг себя систему "стартапов", исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, обеспечивающую развитие цифровой экономики.
На базе решений и разработок ИТ-кластера будут созданы предпосылки для цифровой трансформации агропромышленного комплекса региона. Решение "Умное сельское хозяйство", потребителем которого являются агропромышленный биотехнологический кластер и муниципалитеты, будет разработано в пользу создаваемых высокотехнологичных рынков Фуднет, Технет и Энерджинет. Технологической основой решения являются такие технологии, как: большие данные, искусственный интеллект, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи. Данное решение представляет собой конструктор готовых решений. Управляющая компания проекта "Умное сельское хозяйство" вырастет в республиканскую компанию-лидер. SaaS Решение "Умное сельское хозяйство" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Умное сельское хозяйство" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры коллективного пользования, центры обработки данных, каналы связи, центр прототипирования, региональный инжиниринговый центр, технопарк и технологические площадки индустриального парка.
Решение "Экология", потребителем которого являются химический, агропромышленный биотехнологический и туристический кластеры, а также муниципалитеты, будет разработано в пользу создаваемого высокотехнологичного рынка Технет и в соответствии с нацпроектом "Экология". Технологической основой решения являются такие технологии, как: большие данные, искусственный интеллект, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи. Данное решение представляет собой собственную разработку ИТ-кластера. Управляющая компания проекта "Экология" вырастет в национальную компанию-лидер. SaaS Решение "Экология" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Экология" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры коллективного пользования, центры обработки данных, каналы связи, центр прототипирования, региональный инжиниринговый центр, технопарк и технологические площадки индустриального парка.
Решение "Электронный муниципалитет", потребителем которого являются муниципалитеты, будет разработано в пользу создаваемого высокотехнологичного рынка Финнет. Технологической основой решения являются такие технологии, как: большие данные, искусственный интеллект, технологии беспроводной связи, системы распределенного реестра. Данное решение представляет собой собственную разработку ИТ-кластера. Управляющая компания проекта "Электронный муниципалитет" вырастет в национальную компанию-лидер. SaaS Решение "Электронный муниципалитет" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Электронный муниципалитет" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры коллективного пользования, центры обработки данных, каналы связи. Решение "Электронный муниципалитет" обеспечит следующий функционал: конструктор муниципальных актов, аналитика, цифровая логистика, муниципальные финансы, муниципальные услуги.
На базе решений и разработок ИТ-кластера будут созданы предпосылки для цифровой трансформации транспортной и жилищной сфер региона, а также городской среды региона. Решение "Дорога 4.0", потребителем которого являются муниципалитеты, будет разработано в пользу создаваемых высокотехнологичных рынков Автонет, Технет и Сэйфнет и в соответствии с нацпроектом "Умные, безопасные и качественные автомобильные дороги". Технологической основой решения являются такие технологии, как: большие данные, искусственный интеллект, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи. Данное решение представляет собой конструктор готовых решений. Управляющая компания проекта "Дорога 4.0" вырастет в республиканскую компанию-лидер. SaaS Решение "Дорога 4.0" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Дорога 4.0" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры коллективного пользования, центры обработки данных, каналы связи, центр прототипирования, региональный инжиниринговый центр, технопарк и технологические площадки индустриального парка.
Решение "Город 4.0", потребителем которого являются муниципалитеты, будет разработано в пользу создаваемых высокотехнологичных рынков Технет, Энерджинет и Сэйфнет и в соответствии с нацпроектом "Жилье и городская среда". Технологической основой решения являются такие технологии, как: большие данные, искусственный интеллект, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, конструктор готовых решений. Управляющая компания проекта "Город 4.0" вырастет в республиканскую компанию-лидер. SaaS Решение "Город 4.0" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Город 4.0" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры коллективного пользования, центры обработки данных, каналы связи, центр прототипирования, региональный инжиниринговый центр, технопарк и технологические площадки индустриального парка. Решение "Город 4.0" обеспечит следующий функционал: умный дом, умная городская среда, умный транспорт, умная вода и газ, умная энергетика, цифровой "двойник" города и интеллектуального центра управления, подсистемы "умного ЖКХ" и сервисов устойчивой обратной связи с гражданами, подсистемы городского транспорта, интеллектуальных систем безопасности и смарт-решений.
На базе решений и разработок ИТ-кластера будет осуществлена цифровая трансформация сферы культуры региона - формирование нового культурно-туристического продукта в условиях многообразия традиций, с учетом исторического пути развития территории, многонационального и поликонфессионального состава населения, культурного разнообразия. Решение "Культура 4.0", потребителями которого являются кластер креативной индустрии, туристический кластер и муниципалитеты, будет разработано в пользу создаваемых высокотехнологичных рынков Технет, Аэронет и Маринет. Технологической основой решения являются такие технологии, как: нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей, большие данные, искусственный интеллект, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи. Данное решение представляет собой собственную разработку ИТ-кластера. Управляющая компания проекта "Культура 4.0" вырастет в национальную компанию-лидер. SaaS Решение "Культура 4.0" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Культура 4.0" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры коллективного пользования, центры обработки данных, каналы связи, центр прототипирования, региональный инжиниринговый центр, технопарк и технологические площадки индустриального парка. Решение "Культура 4.0" обеспечит следующий функционал подсистемы создания культурных (туристических) объектов, что позволит поднять качество туристической индустрии до мирового уровня и снять противоречия, возникающие между туристическим бизнесом и экологией, археологией, религиозными общинами, различными субъектами хозяйственной деятельности и другим.
На базе решений и разработок ИТ-кластера будет осуществлена цифровая трансформация социальной сферы региона. Решение "Мое здоровье", потребителем которого является медико-биологический кластер, будет разработано в пользу создаваемых высокотехнологичных рынков Хелснет и Нейронет и в соответствии с нацпроектом "Здравоохранение". Технологической основой решения являются такие технологии, как: большие данные, искусственный интеллект, нейротехнологии, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи. Данное решение представляет собой конструктор готовых решений. Управляющая компания проекта "Умное здравоохранение" вырастет в республиканскую компанию-лидер. SaaS Решение "Умное здравоохранение" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Умное здравоохранение" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры коллективного пользования, центры обработки данных, каналы связи, центр прототипирования, региональный инжиниринговый центр, технопарк и технологические площадки индустриального парка.
Решение "Фабрика будущего: судостроение", потребителем которого могут являться судостроительные предприятия, будет разработано в пользу создаваемого высокотехнологичного рынка Технет. Технологической основой решения являются такие технологии, как: искусственный интеллект, сенсорика и компоненты робототехники. Данное решение представляет собой собственную разработку ИТ-кластера. Управляющая компания проекта "Фабрика будущего: судостроение" вырастет в республиканскую компанию-лидер. IaaS Решение "Фабрика будущего: судостроение" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Фабрика будущего: судостроение" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центр прототипирования, региональный инжиниринговый центр, технопарк и технологические площадки индустриального парка.
Решение "ГИС Республики Крым", потребителем которого является ИТ-кластер, будет разработано в пользу создаваемого высокотехнологичного рынка Технет. Технологической основой решения являются такие технологии, как: большие данные, искусственный интеллект, технологии беспроводной связи. Данное решение представляет собой конструктор готовых решений. Управляющая компания проекта "ГИС Республики Крым" вырастет в республиканскую компанию-лидер. IaaS Решение "ГИС Республики Крым" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "ГИС Республики Крым" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры коллективного пользования, центры обработки данных, каналы связи и технопарк.
Решение "Большие данные Республики Крым", потребителем которого является ИТ-кластер, будет разработано в пользу создаваемого высокотехнологичного рынка Технет. Технологической основой решения являются такие технологии, как: большие данные, искусственный интеллект, технологии беспроводной связи. Данное решение представляет собой конструктор готовых решений. Управляющая компания проекта "Большие данные Республики Крым" вырастет в республиканскую компанию-лидер. SaaS Решение "Большие данные Республики Крым" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Большие данные Республики Крым" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры коллективного пользования, центры обработки данных, каналы связи и технопарк.
Решение "Крым Skills", потребителями которого являются туристический кластер, медико-биологический кластер и ИТ-кластер, будет разработано в пользу создаваемого высокотехнологичного рынка Технет и в соответствии с нацпроектом "Образование". Технологической основой решения являются такие технологии, как: нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей. Данное решение представляет собой собственную разработку ИТ-кластера. Управляющая компания проекта "Крым Skills" вырастет в республиканскую компанию-лидер. SaaS Решение "Крым Skills" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Крым Skills" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры обработки данных, каналы связи, региональный инжиниринговый центр, технопарк.
Решение "Международная SaaS&IaaS трейдинговая площадка", потребителем которого являются туристический кластер, медико-биологический кластер и ИТ-кластер, будет разработано в пользу создаваемого высокотехнологичного рынка Технет и в соответствии с нацпроектом "Международная кооперация и экспорт". Технологической основой решения являются такие технологии как: системы распределенного реестра, искусственный интеллект, технологии беспроводной связи. Данное решение представляет собой конструктор готовых решений. Управляющая компания проекта "Международная SaaS&IaaS трейдинговая площадка" вырастет в национальную компанию-лидер. SaaS Решение "Международная SaaS&IaaS трейдинговая площадка" будет предоставляться потребителям как услуга - прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое ИТ-кластером. Участники ИТ-кластера будут управлять соответствующим программно-аппаратным комплексом, предоставляя заказчикам доступ к функционалу с клиентских устройств. Для разработки и продвижения Решения "Международная SaaS&IaaS трейдинговая площадка" будут использованы такие объекты инфраструктуры ИТ-кластера, как: центры коллективного пользования, центры обработки данных, каналы связи и технопарк. Решение "Международная SaaS&IaaS трейдинговая площадка" обеспечит следующий функционал: базовый функционал трейдинговой площадки, включая повышение эффективности электронного торгового пространства, обеспечение доступа к информации на рынке электронной торговли и поддержки электронных торговых операций, функционал анализа состояния отрасли и прогнозирования перспективных путей развития электронной торговли услугами, развития соответствующего рынка на базе накапливаемых данных. Обеспечен дополнительный коммерческий эффект при производстве продукции (товары, услуги) участников ИТ-кластера.
Принципы ГИГ-экономики, на которых создается ИТ-кластер, обеспечат стремительный рост не только технологического и человеческого потенциала, формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, но и рыночного спроса на продукты ИТ-кластера. Результатом такого подхода станет преобразование Республики Крым в открытую Всероссийскую опытную площадку внедрения самых современных ИТ-решений и продуктов, технологически и концептуально разработанных в разных, в том числе в самых отдаленных регионах нашей страны. Внедрение продуктов ИТ-кластера во все сферы деятельности не только выступит в роли катализатора построения цифровой экономики Республики Крым, но и станет пилотным проектом комплексного преобразования экономики субъекта Российской Федерации на основе новых технологических решений, опыт которого можно будет предлагать другим субъектам Российской Федерации. В результате мероприятий по продвижению ИТ-кластера на российский и международный рынки посредством трейдинговой площадки цифровых SaaS и IaaS продуктов и развития кооперационных связей ИТ-кластера, в том числе с зарубежными партнерами, будет обеспечена эффективность функциональной среды электронной торговли, включающей данные, формируемые в процессе электронной торговли, и технологии работы с ними.
Для эффективного выполнения вышеперечисленных решений существует необходимость создания Технопарка в сфере высоких технологий на территории Республики Крым. Строительство такого Технопарка позволит создать бизнес-инфраструктуру для комплексного развития и поддержания стартап-проектов и ИТ-компаний на всех стадиях развития: от идеи до внедрения конечного высокотехнологичного продукта на рынок. Технопарк должен быть спроектирован по принципу "умного" здания с современной технической инфраструктурой, которая создаст максимально комфортные условия для работы над ИТ-проектами.
Для комфортного пребывания резидентов Технопарка должны быть созданы: ИТ-центр, здание с помещениями для постоянной работы, коворкингами, конференц-центром, ИТ-Гостиницей, а также с административными помещениями; Научно-образовательный центр, обеспечивающий постоянную подготовку кадров в сфере ИТ; ИТ-Дома, технологическое жилье вокруг Технопарка; Инкубатор для начинающих предпринимателей, пространство для развития и поддержки стартапов; Бизнес-инкубатор для крупных инновационных ИТ-проектов; сервисно-бытовая инфраструктура с торгово-сервисной зоной и парковкой, а также Центр обработки данных.
В случае создания подобного Технопарка, он станет центром ИТ-кластера, в котором сосредоточится реализация всех вышеперечисленных решений.
По итогам реализации программы в 2025 году будут достигнуты следующие значения показателей:
количество предприятий, задействованных в ИТ-кластере, - 70 ед.;
число сотрудников, занятых в ИТ-кластере, - 350 чел.;
доля высокопроизводительных рабочих мест по отношению к общему числу рабочих мест всех участников ИТ-кластера - 85%;
объем реализации продукции участниками ИТ-кластера, включая объем экспорта - 0,5 млрд. руб.;
доля продукции, произведенной участниками ИТ-кластера, используемой для производства конечной продукции ИТ-кластера, - 30%;
объем внебюджетных инвестиций, привлеченных для реализации ИТ-кластера (накопительными итогом), - 500 млн. руб.;
число обучающихся по образовательным программам в области информационных технологий в образовательных учреждениях Республики Крым - 1420 чел.;
доля ИТ направления в объеме ВРП - 0,18%.
VI. Этапы реализации программы
Программа реализуется в три этапа.
Этап 1. Создание ИТ-кластера (2020 - 2021 годы). Приоритеты этапа: институциализация и локализация ИТ-кластера, формирование состава участников ИТ-кластера, разработка и утверждение стратегических документов ИТ-кластера, проведение мероприятий, направленных на развитие кооперативных связей и формирование кластерных проектов, инициирование проектов по всем базовым направлениям ИТ-кластера.
Этап 2. Становление ИТ-кластера (2022 - 2023 годы). Приоритеты этапа: обновление стратегических документов, развитие инфраструктуры, увеличение количества участников ИТ-кластера, увеличение количества кластерных проектов.
Этап 3. Интенсивный рост ИТ-кластера (2024 - 2025 годы). Приоритеты этапа: реализация портфеля кластерных проектов, масштабирование деятельности ИТ-кластера, рост количества и качества участников, рост инвестиций, экономической эффективности ИТ-кластера.
Подробнее очередность мероприятий и наполнение этапов отражены в Дорожной карте программы.
VII. Риски реализации программы
Дефицит технологических, кадровых, инфраструктурных, финансовых и организационных ресурсов для обеспечения мероприятий программы и проектов ИТ-кластера может стать угрозой для развития ИТ-кластера в целом. Основными рисками реализации программы являются:
- недостаточность технологического потенциала участников ИТ-кластера для реализации проектов цифровой трансформации;
- недостаточный кадровый потенциал участников ИТ-кластера для реализации проектов цифровой трансформации, нежелание высококлассных специалистов "выходить из тени", сложность поиска квалифицированных ИТ-менеджеров, обладающих достаточным опытом, взаимное недоверие потенциальных участников ИТ-кластера;
- отсутствие достаточного притока инвестиций в компании - участники ИТ-кластера, а также в создание новых компаний в рамках реализации проектов ИТ-кластера;
- недостаточное и (или) несвоевременное формирование инфраструктуры ИТ-кластера;
- отсутствие спроса на продукцию ИТ-кластера в контексте санкционных ограничений.
В программе предусмотрены мероприятия и бюджет на цели интенсивного привлечения кадров, технологий, готовых цифровых решений для различных отраслей экономики Республики Крым, на формирование спроса на продукцию ИТ-кластера. Мероприятия по устранению обозначенных рисков будут включать:
- развитие сетевого взаимодействия, партнерства и кооперации с крупными поставщиками и заказчиками цифровых технологий, с институтами развития, с ведущими научно-образовательными организациями Российской Федерации, использование потенциала европейской сети трансфера технологий и иных российских и брокерских площадок;
- рекрутинг менеджеров проектов ИТ-кластера по результатам проводимых совместно с Агентством стратегических инициатив конкурсов Leader-ID, четкая специализация участников в рамках кластерных проектов, реализация принципов ГИГ-экономики при осуществлении кадровой политики ИТ-кластера;
- активное участие в федеральных и региональных программах развития, стратегическое взаимодействие с органами власти Республики Крым будет способствовать привлечению новых ресурсов, в том числе внебюджетного финансирования, реализация проектов с использованием инструментов государственно-частного партнерства (концессии), проектного финансирования, льготы и преференции для управляющих компаний, резидентов и участников ИТ-кластера;
- стимулирование внутреннего потребления продукции ИТ-кластера посредством планирования при формировании Муниципальных адресных инвестиционных программ и Республиканской адресной инвестиционной программы не менее 10% мероприятий, включающих перевооружение (технологическое переоснащение) с учетом требований (критериев) "Умного города".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.