Письмо Минфина России от 17 апреля 2020 г. N 02-07-10/31264
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо государственного казенного учреждения по вопросу о порядке формирования резерва по претензиям, искам и сообщает.
Согласно пункту 22 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2018 N 124н (далее - СГС "Резервы"), резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 СГС "Резервы" единицы бухгалтерского учета по каждому виду резервов определяются в рамках формирования учетной политики субъектом учета таким образом, чтобы обеспечить формирование и раскрытие полной и достоверной информации о резервах.
Принимая во внимание изложенное, субъект учета вправе установить самостоятельно особенности признания суммы резерва по претензиям, искам, например, с учетом экспертного мнения юридической службы.
Аналогичные разъяснения представлены в Методических рекомендациях по применению СГС "Резервы", письмом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2019 N 02-07-07/58716.
Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить.
В соответствии с пунктом 9 СГС "Резервы", резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев:
- у субъекта учета имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
- для исполнения обязанности потребуется выбытие активов;
- размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;
- момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.
При этом резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков:
- по оспоримым претензионным требованиям, по которым субъектом учета предполагается досудебное урегулирование, - на дату получения претензионного требования;
- по оспоримым исковым требованиям, по которым субъектом учета не предполагается досудебное урегулирование, - на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству (пункт 11 СГС "Резервы").
Принимая во внимание положения раздела IV федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н (далее - СГС "Аренда"), в бухгалтерском учете арендатора обязательства по договору аренды признаются на дату первоначального признания объекта учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды.
С учетом изложенного, в случае если исковое требование о взыскании задолженности по арендной плате (при оспаривании арендодателем величины задолженности по арендным платежам) является оспоримым исковым требованием для арендатора, то на дату получения уведомления о принятии иска к судебному производству у субъекта учета - арендатора в условиях, удовлетворяющих критериям пункта 9 СГС "Резервы", возникает потенциальное обязательство на сумму увеличения задолженности по арендной плате, которое ранее не было учтено, и одновременно на указанную сумму признается резерв по претензиям, искам.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Для целей создания резерва следует исходить из того, что неустойка за просрочку арендных платежей является дополнительным ничем не обеспеченным обязательством субъекта учета, имеющим одинаковую вероятность его исполнения одновременно с исполнением основного обязательства по уплате задолженности по арендным платежам.
С учетом изложенного, в случае если на момент получения уведомления о принятии к судебному производству иска о взыскании задолженности и неустойки по несвоевременной уплате арендных платежей в бухгалтерском учете арендатора обязательства (кредиторская задолженность по аренде) признаны согласно СГС "Аренда" в полном объеме, то резерв признается на сумму предъявляемой неустойки как дополнительно возникшего потенциального обязательства, которое ранее не было учтено.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При этом стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в статье 98 ГПК РФ судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статья 98 ГПК РФ).
С учетом изложенного, общая величина судебных расходов по оспоримому исковому требованию на момент получения уведомления о принятии иска к судебному производству, по мнению Департамента, не может быть расчетно-документально оценена.
Таким образом, информация о судебных расходах на момент получения уведомления о принятии иска к судебному производству подлежит раскрытию субъектом учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности в качестве условного обязательства (пункт 34 СГС "Резервы") без признания резерва.
В соответствии с пунктом 121 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 г. N 162н, формирование сумм резервов по претензиям, искам для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам), отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 04012029Х* "Расходы экономического субъекта" и кредиту счета 04016029Х* "Резервы предстоящих расходов".
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
______________________________
* В соответствии с Порядком применения классификаций операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков.
Субъект учета вправе установить самостоятельно особенности признания суммы резерва по претензиям, искам, например, с учетом экспертного мнения юридической службы.
Разъяснено, как формируется резерв по исковому требованию о взыскании задолженности по арендной плате (при оспаривании арендодателем величины задолженности).
Письмо Минфина России от 17 апреля 2020 г. N 02-07-10/31264
Текст письма опубликован не был