Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Е
(справочное)
Оценка
доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума, в зависимости от оценочного уровня шума на интервалах "день - вечер - ночь" и "день - ночь" на основе социально допустимого уровня шума
Е.1 Авиационный шум
Е.1.1 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"
Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, РНА, %, от значения Ldn, дБ, согласно [7], имеет вид
.
(Е.1)
Эта зависимость табулирована в таблице Е.1.
Если социально допустимый уровень шума Lct установлен равным 71,3 дБ (с учетом поправки 7 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока), то формула (Е.1) приобретает вид
.
(Е.2)
Согласно таблице А.1 рекомендуемая поправка для авиационного шума находится в диапазоне от + 5 до + 8 дБ. В формуле (Е.2) использована поправка 7 дБ. Таким образом, чтобы получить аналогичную формулу для поправок 5, 6 и 8 дБ, нужно к числу 66 в формуле (Е.2) прибавить 2 и 1 дБ или вычесть 1 дБ соответственно. Так, в случае поправки 8 дБ в формуле (Е.2) нужно заменить число 66 на 65. При использовании таблицы Е.1 нужно к значениям Ldn (или Lden) во втором столбце, соответствующем поправке 7 дБ, прибавить 2 и 1 дБ или вычесть 1 дБ соответственно. Например, из таблицы Е.1 видно, что при Ldn = 60 дБ доля населения, испытывающего сильное раздражение, составляет 22 %. Чтобы получить результат для поправки 8 дБ, нужно весть столбец 2 сместить на одну строку вниз, тогда то же самое значение 22 % будет соответствовать Ldn = 59 дБ.
Таблица Е.1 - Доля населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия авиационного шума, и соответствующие 95 %-ные предсказательные интервалы в зависимости от Ldn (или Lden) с внесенными поправками 5 и 7 дБ относительного шума автотранспортного потока
Ldn (или Lden), поправка 5 дБ, дБ |
Ldn (или Lden), поправка 7 дБ, дБ |
Верхняя граница 95 %-ного интервала, % |
Нижняя граница 95 %-ного интервала, % |
РНА, %, для Ldn (на основе [7]) |
РНА, %, для Lden (на основе [7]) |
45 |
43 |
33,5 |
0,3 |
0,7 |
0,6 |
46 |
44 |
35,7 |
0,4 |
1,0 |
0,9 |
47 |
45 |
38,0 |
0,4 |
1,4 |
1,2 |
48 |
46 |
40,3 |
0,5 |
1,9 |
1,6 |
49 |
47 |
42,7 |
0,6 |
2,4 |
2,1 |
50 |
48 |
45,1 |
0,7 |
3,1 |
2,7 |
51 |
49 |
47,5 |
0,9 |
3,9 |
3,4 |
52 |
50 |
49,9 |
1,0 |
4,9 |
4,3 |
53 |
51 |
52,3 |
1,2 |
6,0 |
5,3 |
54 |
52 |
54,7 |
1,4 |
7,2 |
6,5 |
55 |
53 |
57,1 |
1,7 |
8,6 |
7,7 |
56 |
54 |
59,5 |
1,9 |
10,1 |
9,2 |
57 |
55 |
61,8 |
2,2 |
11,8 |
10,8 |
58 |
56 |
64,1 |
2,6 |
13,6 |
12,5 |
59 |
57 |
66,3 |
3,0 |
15,5 |
14,4 |
60 |
58 |
68,5 |
3,4 |
17,6 |
16,4 |
61 |
59 |
70,6 |
3,9 |
19,8 |
18,5 |
62 |
60 |
72,7 |
4,4 |
22,0 |
20,7 |
63 |
61 |
74,7 |
5,0 |
24,4 |
22,9 |
64 |
62 |
76,6 |
5,7 |
26,8 |
25,3 |
65 |
63 |
78,4 |
6,4 |
29,2 |
27,7 |
66 |
64 |
80,1 |
7,2 |
31,7 |
30,2 |
67 |
65 |
81,8 |
8,1 |
34,3 |
32,7 |
68 |
66 |
83,4 |
9,0 |
36,8 |
35,3 |
69 |
67 |
84,8 |
10,0 |
39,3 |
37,8 |
70 |
68 |
86,2 |
11,1 |
41,9 |
40,3 |
71 |
69 |
87,5 |
12,3 |
44,4 |
42,9 |
72 |
70 |
88,7 |
13,6 |
46,8 |
45,4 |
73 |
71 |
89,9 |
15,0 |
49,3 |
47,8 |
74 |
72 |
90,9 |
16,4 |
51,7 |
50,2 |
75 |
73 |
91,9 |
18,0 |
54,0 |
52,6 |
76 |
74 |
92,7 |
19,6 |
56,3 |
54,9 |
77 |
75 |
93,6 |
21,3 |
58,5 |
57,1 |
78 |
76 |
94,3 |
23,1 |
60,6 |
59,3 |
Примечание - Четыре правых столбца (с 3-го по 6-й) следует использовать либо с первым столбцом (поправка 5 дБ), либо со вторым столбцом (поправка 7 дБ). |
Е.1.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"
Типичная разница между уровнями "день - ночь" Ldn, дБ, и "день - вечер - ночь" Lden, дБ, составляет 0,6 дБ. Таким образом, чтобы представить РНА в виде функции Lden, следует в формуле (Е.1) заменить Ldn на (Lden - 0,6):
.
(Е.3)
Формула (Е.3) также табулирована в таблице Е.1 с шагом 1 дБ.
Значения Ldn (или Lden) в таблице Е.1 приведены с поправками + 5 дБ и + 7 дБ на отличие авиационного шума от шума автотранспортного потока, т.е. при Lct, равном 78,3 дБ для шума автотранспортного потока значение Lct для авиационного шума будет 73,3 дБ при использовании поправки 5 дБ (столбец 1 таблицы Е.1) и 71,2 дБ при использовании поправки 7 дБ (столбец 2 таблицы Е.1).
Чтобы применить, например, поправку 7 дБ, пользователю нужно вычесть 2 дБ (разность между желаемой поправкой и поправкой 5 дБ) из каждого значения в первом столбце таблицы Е.1.
Данные таблицы Е.1 проиллюстрированы рисунком Е.1 с использованием двух осей абсцисс для Ldn (или Lden). Верхняя ось соответствует поправке 5 дБ, нижняя - поправке 7 дБ.
Данные, отображенные на рисунке Е.1, взяты из [7]. Пунктирные линии показывают 95 %-ный предсказательный интервал, построенный для всей совокупности данных. Можно ожидать попадания в этот интервал данных исследований для новых сценариев. Например, если при строительстве нового аэропорта использован прогноз Lden = 58 дБ и поправка 5 дБ (первый столбец таблицы Е.1) или 7 дБ (второй столбец таблицы Е.1), тогда, как следует из таблицы Е.1, прогнозное значение РНА составит 12,5 % (или соответственно 16,4 %), и для 95 % населенных пунктов (т.е. в среднем для 19 из 20) доля населения, выражающего крайнее недовольство шумом от самолетов, составит от 2,6 % до 64,1 % (или соответственно от 3,4 % до 68,5 %).
Х1 - оценочный уровень шума на интервале "день - вечер - ночь" Lden, дБ, с поправкой 5 дБ; Х2 - оценочный уровень шума на интервале "день - вечер - ночь" Lden, дБ, с поправкой 7 дБ; Y - доля населения, испытывающего сильное раздражение от действия шума РНА, %
Примечание 1 - Рисунок Е.1 может быть применен как для Lden, так и для Ldn, поскольку шкала для этих величин весьма грубая. Разница между Ldn и Lden, выраженная в единицах РНА, составит самое большее 1,5 %. Рисунок Е.1 построен для данных из таблицы Е.1 для значений Lden, но мог бы быть построен для значений Ldn, которые приблизительно на 0,6 дБ меньше. Эта разница практически неразличима на взгляд, поэтому вместо двух графиков приведен только один.
Примечание 2 - Ось Х2 соответствует сдвигу на 2 дБ в социально допустимом уровне шума Lct, который будет отличаться на 7 дБ от значения Lct для шума автотранспортного потока.
Примечание 3 - Рисунок Е.1 включает фактически два набора данных для Lden - один для поправки 5 дБ (ось Х1), другой - для поправки 7 дБ (ось Х2).
Рисунок Е.1 - Доля населения, испытывающая сильное раздражение от авиационного шума (сплошная кривая), и границы 95 %-ного предсказательного интервала (штриховые линии) для разных значений Lden (на основе [7])
Е.2 Шум автотранспортного потока
Е.2.1 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"
Зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума автотранспортного потока, РНА, %, от значения Ldn, дБ, согласно [18], имеет вид (см. также рисунок Е.2)
.
(Е.4)
Эта формула получена для социально допустимого уровня шума Lct = 78,3 дБ. В значение Ldn никаких поправок не внесено.
Е.2.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"
Типичная разница между уровнями "день - ночь" Ldn, дБ, и "день - вечер - ночь" Lden, дБ, составляет 0,6 дБ. Таким образом, чтобы представить PHA в виде функции Lden, следует в формуле (Е.4) заменить Ldn на (Lden - 0,6):
.
(Е.5)
Формула (Е.5) табулирована в таблице Е.2 с шагом 1 дБ.
Данные таблицы Е.2 проиллюстрированы рисунком Е.2. Пунктирные линии показывают 95 %-ный предсказательный интервал, построенный для всей совокупности данных. Можно ожидать попадания в этот интервал данных исследований для новых сценариев. Например, если при строительстве новой трассы использован прогноз Lden = 53 дБ, тогда, как следует из таблицы Е.2, прогнозное значение РНА составит 1,6 %, и для 95 % населенных пунктов (т.е. в среднем для 19 из 20) доля населения, выражающего крайнее недовольство шумом от движущегося транспорта, составит от 0,0 % до 18,3 %.
Таблица Е.2 - Доля населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума автотранспортного потока, и соответствующие 95 %-ные предсказательные интервалы в зависимости от Ldn (или Lden)
Ldn (или Lden), дБ |
Верхняя граница 95 %-ного интервала, % |
Нижняя граница 95 %-ного интервала, % |
РНА, %, для Ldn (на основе [18]) |
РНА, %, для Lden (на основе [18]) |
45 |
8,2 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
46 |
9,1 |
0,0 |
0,2 |
0,1 |
47 |
10,2 |
0,0 |
0,2 |
0,2 |
48 |
11,3 |
0,0 |
0,4 |
0,3 |
49 |
12,5 |
0,0 |
0,5 |
0,4 |
50 |
13,8 |
0,0 |
0,7 |
0,6 |
51 |
15,2 |
0,0 |
1,0 |
0,9 |
52 |
16,7 |
0,0 |
1,4 |
1,2 |
53 |
18,3 |
0,0 |
1,9 |
1,6 |
54 |
19,9 |
0,0 |
2,4 |
2,1 |
55 |
21,7 |
0,0 |
3,1 |
2,7 |
56 |
23,5 |
0,0 |
3,9 |
3,4 |
57 |
25,5 |
0,0 |
4,9 |
4,3 |
58 |
27,5 |
0,0 |
6,0 |
5,3 |
59 |
29,5 |
0,0 |
7,2 |
6,5 |
60 |
31,7 |
0,0 |
8,6 |
7,7 |
61 |
33,9 |
0,0 |
10,1 |
9,2 |
62 |
36,2 |
0,0 |
11,8 |
10,8 |
63 |
38,5 |
0,0 |
13,6 |
12,5 |
64 |
40,8 |
0,0 |
15,5 |
14,4 |
65 |
43,2 |
0,0 |
17,6 |
16,3 |
66 |
45,7 |
0,0 |
19,8 |
18,4 |
67 |
48,1 |
0,0 |
22,0 |
20,7 |
68 |
50,6 |
0,0 |
24,4 |
22,9 |
69 |
53,0 |
0,0 |
26,8 |
25,3 |
70 |
55,4 |
0,0 |
29,2 |
27,7 |
71 |
57,8 |
0,0 |
31,7 |
30,2 |
72 |
60,2 |
0,1 |
34,3 |
32,7 |
73 |
62,6 |
0,1 |
36,8 |
35,3 |
74 |
64,9 |
0,1 |
39,3 |
37,8 |
75 |
67,1 |
0,1 |
41,9 |
40,3 |
Примечание - Приведенные в таблице значения получены для Lct = 78,3 дБ. |
X - оценочный уровень шума на интервале "день - вечер - ночь" Lden, дБ; Y - доля населения, испытывающего сильное раздражение от действия шума РHA, %
Примечание 1 - Рисунок Е.2 может быть применен как для Lden, так и для Ldn (см. примечание 1 к рисунку Е.1).
Примечание 2 - Для большей части рассматриваемого диапазона нижняя граница 95 %-ного предсказательного интервала равна нулю и лежит на оси абсцисс.
Рисунок Е.2 - Доля населения, испытывающая сильное раздражение от шума автотранспортного потока (сплошная кривая), и верхняя граница 95 %-ного предсказательного интервала (штриховая линия) для разных значений Lden (на основе [18])
Е.3 Шум поездов
Е.3.1 Общие положения
Данные шума от движущихся поездов обычно различают в зависимости от того, насколько сильна вибрация, передаваемая через воздух или через грунт, от взаимодействия железнодорожного состава и рельсового пути. Обычно вибрацию считают низкой в случае движения электропоездов по изолированному пути или пути, проложенному по грунту, препятствующему передаче вибрации. В остальных случаях вибрацию считают высокой.
В таблице Е.3 приведены данные, взятые из [18], о значениях Lct для указанных двух категорий. Для наглядности в таблицу Е.3 включены также данные по авиационному шуму из [7].
В таблице Е.4 приведены стандартные отклонения, рассчитанные по данным из [18].
Таблица Е.3 - Среднее значение Lct для разных источников транспортного шума
Источник шума |
Lct, дБ |
Разность с шумом автотранспортного потока, дБ |
Автотранспортный поток |
78,3 |
0 |
Воздушный транспорт |
73,3 |
5 |
Железнодорожный транспорт, низкая вибрация |
87,8 |
-9,5 |
Железнодорожный транспорт, сильная вибрация |
75,8 |
2,5 |
Примечание - Для высокоскоростных поездов (скорость более 230 км/ч) даже в случае низкой вибрации отклонение от Lct может быть большим. |
Таблица Е.4 - Стандартные отклонения для шума поездов
Источник шума и условия |
Среднее Lct, дБ |
Разность с шумом автотранспортного потока, дБ |
Стандартное отклонение, дБ |
95 %-ный предсказательный интервал, дБ |
Поезд, низкая вибрация |
87,8 |
-9,5 |
3,5 |
87,8 7,0 |
Поезд, сильная вибрация |
75,8 |
2,5 |
4,2 |
75,8 8,4 |
Е.3.2 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - вечер - ночь"
Нижеследующие формулы описывают зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума железнодорожного транспорта, РНА, %, от значения Lden, дБ.
В случае сильной передаваемой вибрации (Lct = 75,8 дБ) формула имеет вид
.
(Е.6)
В случае низкой вибрации (Lct = 87,8 дБ) формула имеет вид
.
(Е.7)
Е.3.3 Использование оценочного уровня шума на интервале "день - ночь"
Нижеследующие формулы описывают зависимость доли населения, испытывающего сильное раздражение от воздействия шума железнодорожного транспорта, РНА, %, от значения Ldn, дБ.
В случае сильной передаваемой вибрации (Lct = 75,8 дБ) формула имеет вид
.
(Е.8)
В случае низкой вибрации (Lct = 87,8 дБ) формула имеет вид
.
(Е.9)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.