Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Новгородской области
от 23 апреля 2020 г. N 162
"Государственная программа
Новгородской области "Гармонизация межнациональных отношений на территории Новгородской области на 2015 - 2022 годы"
(утв. постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2015 г. N 509)
Паспорт государственной программы
Ответственный исполнитель государственной программы |
департамент внутренней политики Новгородской области (далее департамент) (до 01.01.2018), Администрация Губернатора Новгородской области (далее Администрация) (до 21.01.2020), комитет по внутренней политике Новгородской области (далее комитет) |
Соисполнители государственной программы |
министерство образования Новгородской области; департамент культуры и туризма Новгородской области (до 01.01.2018); министерство культуры Новгородской области; Администрация; органы местного самоуправления Новгородской области (по согласованию); Областное государственное автономное учреждение "Агентство информационных коммуникаций" (по согласованию); государственное областное казенное учреждение "Общественно-аналитический центр" (по согласованию); областное автономное учреждение культуры и искусства "Новгородское областное театрально-концертное агентство" (по согласованию); государственное областное казенное учреждение "Управление по материально-техническому обеспечению" (по согласованию) (до 01.01.2018); министерство спорта и молодежной политики Новгородской области; государственное областное казенное учреждение "Управление Делами Правительства Новгородской области" (по согласованию); областное автономное учреждение "Дом молодежи, региональный центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе" (по согласованию) |
Цели государственной программы |
развитие общегражданской идентичности, гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие этнокультурному развитию народов России на территории Новгородской области |
Задачи государственной программы |
содействие укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных отношений на территории Новгородской области; содействие сохранению этнокультурного многообразия народностей на территории Новгородской области; укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений; минимизация в регионе экстремистских и националистических проявлений в молодежной среде; укрепление гражданского единства населения на базе общероссийских социокультурных ценностей |
Сроки реализации государственной программы |
2015 - 2022 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы с разбивкой по годам реализации |
объемы финансирования за счет всех источников - 52395,1 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 1500,0 тыс. рублей; 2017 год - 8980,0 тыс. рублей; 2018 год - 8130,9 тыс. рублей; 2019 год - 5631,2 тыс. рублей; 2020 год - 16251,0 тыс. рублей; 2021 год - 5951,0 тыс. рублей; 2022 год - 5951,0 тыс. рублей; из них: областной бюджет- 48173,2 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 1500,0 тыс. рублей; 2017 год - 6938,0 тыс. рублей; 2018 год - 5951,0 тыс. рублей; 2019 год - 5631,2 тыс. рублей; 2020 год - 16251,0 тыс. рублей; 2021 год - 5951,0 тыс. рублей; 2022 год - 5951,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 4221,9 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 2042,0 тыс. рублей; 2018 год - 2179,9 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; 2021 год - 0,0 тыс. рублей 2022 год - 0,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы |
увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений (по данным социологических опросов), к 2022 году до 61,6%; |
достижение уровня толерантного отношения к представителям другой национальности (по данным социологических опросов) к 2022 году до 73,2%; | |
повышение количества информационных материалов о проведении мероприятий, направленных на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народностей на территории Новгородской области, в ходе реализации информационной кампании до 16 материалов в год к 2022 году; | |
увеличение количества государственных и муниципальных служащих, ответственных за реализацию государственной национальной политики в Новгородской области, принявших участие в совещаниях, семинарах, "круглых столах" по реализации государственной национальной политики, к 2022 году до 40 человек; | |
увеличение количества некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Новгородской области и реализующих мероприятия в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, к 2022 году до 2 некоммерческих организаций; | |
увеличение количества попечительских (общественных, наблюдательных, консультативных) советов, иных коллегиальных органов, рабочих групп, действующих при органах государственной власти Новгородской области и органах местного самоуправления Новгородской области, в состав которых включены заинтересованные некоммерческие организации, реализующие мероприятия в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, к 2022 году до 5 коллегиальных органов; | |
рост количества участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, к 2022 году до 3,0 тыс.человек; | |
увеличение количества общественно значимых проектов (программ, мероприятий) некоммерческих организаций Новгородской области, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, получивших государственную поддержку, к 2022 году до 2 проектов (программ, мероприятий); | |
увеличение доли органов исполнительной власти Новгородской области, включенных в инфраструктуру ситуационного центра Губернатора Новгородской области, к 2022 году до 40,0% |
I. Характеристика текущего состояния в сфере реализации государственной программы
1.1. Характеристика текущего состояния государственной национальной политики Российской Федерации в Новгородской области, приоритеты и цели государственной политики в указанной сфере
Основные направления в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации сформулированы в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 (далее Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации), областном законе от 04.04.2019 N 394-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года".
Цель государственной программы - развитие общегражданской идентичности, гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие этнокультурному развитию народов России на территории Новгородской области.
Задачи государственной программы:
содействие укреплению гражданского единства, гармонизации межнациональных отношений на территории Новгородской области;
содействие сохранению этнокультурного многообразия народностей на территории Новгородской области;
укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений;
укрепление гражданского единства населения на базе общероссийских социокультурных ценностей;
минимизация в регионе экстремистских и националистических проявлений в молодежной среде.
Направления развития государственной национальной политики Российской Федерации на территории Новгородской области:
совершенствование системы взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Новгородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новгородской области, научных и образовательных учреждений, учреждений культуры и средств массовой информации в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, профилактики этнического и религиозного экстремизма;
развитие диалога культур и сохранение поликультурности населения области как общественного ресурса обеспечения межнационального мира и согласия;
поддержка акций молодежных общественных объединений, направленных на развитие у молодежи национального самосознания, гражданственности, патриотизма;
поддержка деятельности национально-культурных общественных объединений и религиозных организаций, направленной на реализацию ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, а также на противодействие экстремизму, национализму, ксенофобии.
1.2. Этнодемографическая характеристика Новгородской области
Новгородская область - одна из древнейших историко-культурных территорий России. Своеобразие этнодемографической ситуации Новгородской области заключается в том, что, с одной стороны, область является типично моноэтническим образованием (численность русского населения составляет 95,1%), с другой стороны, в Новгородской области проживают представители более 138 других национальностей и этнических групп.
Таблица 1 - Структура состава населения Новгородской области по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года
Национальность |
Численность (чел.) |
Удельный вес данной национальности среди лиц, указавших национальную принадлежность (%) |
Все население Новгородской области |
634111 |
|
Лица, указавшие национальную принадлежность, в том числе: |
589395 |
100 |
русские |
560280 |
95,06 |
украинцы |
7025 |
1,19 |
цыгане |
3598 |
0,61 |
белорусы |
3438 |
0,58 |
армяне |
1836 |
0,31 |
татары |
1658 |
0,28 |
азербайджанцы |
1497 |
0,25 |
узбеки |
1062 |
0,18 |
молдаване |
804 |
0,14 |
чеченцы |
727 |
0,12 |
немцы |
664 |
0,11 |
таджики |
539 |
0,1 |
другие национальности (не перечисленные выше) |
6267 |
1,07 |
Лица, не указавшие национальную принадлежность, включая лиц, сведения по которым получены из административных источников |
44716 |
" |
Ключевой проблемой в сфере состояния межэтнических отношений в современной России является сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей. Российская Федерация является одним из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами. Своеобразие этнодемографической ситуации Новгородской области с явным преобладанием русского населения диктует необходимость принятия и реализации действенных мер по сохранению и развитию исконно русской культуры, основанной на древних традициях Новгородской земли. Эта цель не направлена на нивелирование этнокультурного многообразия в Российской Федерации и, наоборот, будет способствовать более глубокому изучению и пониманию основ Российского государства как многонационального образования, недопущению проявлений шовинизма и национализма.
Значимую роль в укреплении взаимопонимания между представителями различных народов, проживающих в регионе, играют национально-культурные общественные объединения.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области, на 01 июля 2015 года в Новгородской области официально зарегистрировано 12 национальных общественных объединений граждан:
Новгородская областная общественная организация "Азербайджанский культурный центр "Бакинец" имени Тохида Салманова" ;
Региональная общественная организация "Новгородское цыганское культурно-просветительское общество "Будулай" ;
Общественная организация "Чечено-Ингушский культурный центр в Великом Новгороде и Новгородской области "ВАИНАХ" ;
Фонд "Еврейская община Великого Новгорода - центр развития культурного и духовного наследия" ;
Новгородская областная общественная организация "Новгородское общество еврейской культуры" ;
Новгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации "ВСЕРОССИЙСКИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНГРЕСС" ;
местная общественная организация Корейская национально-культурная автономия Великого Новгорода;
некоммерческая организация Фонд "ОР АВНЕР - Великий Новгород" ;
Новгородская областная общественная организация "Культурно-просветительское общество "Полония" ;
Новгородская региональная общественная организация "Чечено-Ингушский культурный центр "Возрождение" ;
Новгородская региональная общественная организация землячества вьетнамцев "ВьетРус".
Комитет ведет активное взаимодействие с национальными объединениями, оказывая всестороннее содействие в их общественной социально значимой и культурно-просветительской деятельности по гармонизации межнациональных отношений, популяризации и развитию культур народов, проживающих на территории Новгородской области.
1.3. Социологические исследования в сфере межнациональных отношений
Новгородская область является регионом со стабильной обстановкой в сфере межнациональных отношений, открытых конфликтных проявлений не зафиксировано.
В целях осуществления мероприятий, направленных на профилактику экстремизма, национализма и этносепаратизма, распространения антироссийских настроений, поддержание и укрепление межнационального мира и согласия, в области создана система мониторинга общественно-политической ситуации в сфере межнациональных отношений, в рамках которой проводятся ежегодные социологические опросы. В октябре-декабре 2014 года проведены ежегодные социологические опросы "Мониторинг и прогнозирование общественно-политической ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений" (далее опрос) и "Оценка населения результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Новгородской области за 2014 год" в рамках выполнения государственного задания государственным областным бюджетным учреждением "Общественно-аналитический центр". Целью опроса по проблемам национальной идентичности и состояния межэтнических отношений являлось определение изменения уровня оценки населением общественно-политической ситуации в сфере межнациональных отношений.
По результатам опроса идентифицировали себя как граждане Российской Федерации 88,5% респондентов Новгородской области, что на 8,8% выше данных предыдущего опроса (сентябрь 2013 года). Увеличение идентификации по принадлежности к государству идет на фоне снижения соотношения личности к принадлежности по другим критериям. Только 4,3% участников опроса считают себя представителем своей национальности (в 2013 году - 6,0%), а 2,0% - гражданином своей республики (в 2013 году - 3,2%). Также снизилось процентное соотношение количества респондентов, затруднившихся с подобной идентификацией (2013 год - 5,3%, 2014 год - 1,5%) и не относящих себя к перечисленным группам (2013 год - 3,0%, 2014 год - 0,5%).
По результатам опроса 67,5% его участников считают, что "Россия и Российская Федерация - это одно и то же", что на 8,7% больше в сравнении с результатами опроса 2013 года. То, что "Российская Федерация - это государство многих народов, а Россия - это только та часть страны, где проживают преимущественно русские" считает каждый четвертый респондент (26,0%) Новгородской области, а в 2013 году - каждый третий опрошенный (33,8%).
Таким образом, уровень общероссийской гражданской идентичности в Новгородской области находится на высоком уровне.
Характерной особенностью опроса является отсутствие межнациональной напряженности у 73,3% респондентов в целом по области (максимальный показатель с 2009 года). Напряженность отметили 23,8% участников опроса, что только на 1,8% выше минимального показателя за весь исследовательский период (2009 год - 22,0%).
По результатам опроса 27,3% его участников отметили наличие конфликтов между людьми разных национальностей, что ниже данных 2013 и 2010 годов (на 4,7% и 5,7% соответственно). Максимальный показатель отсутствия конфликтов за весь исследовательский период 58,8%. По результатам опроса респонденты выделили характерные конфликтные ситуации между людьми разных национальностей, случившиеся за последний год. Большая часть из них - драки и конфликты на бытовом уровне.
По результатам опроса фиксируется минимальный прогноз за весь исследовательский период (2009 - 2014 годы) по возможным столкновениям населения на национальной почве. Вероятность межнациональных конфликтов отметили 35,3% респондентов (на 10,7% ниже данных предыдущего опроса), невозможность данной ситуации подтвердили 48,0% опрошенных (на 9,8% выше результатов опроса 2013 года).
На вопрос "К людям какой национальности Вы испытываете антипатию?" не смогли ответить 27,0% участников опроса. При этом наиболее популярный ответ "Нет таких" - 28,5% в целом по области. "Ко всем - одинаково" - второй по популярности вариант ответа (13,3%). По результатам исследования чувства антипатии по национальной принадлежности можно представить в рейтинговой последовательности. На первом месте по частоте упоминаний стоят цыгане (в целом по области -11,8%), на втором - таджики (5,3%). Остальные национальности по признаку антипатии представлены до 5,0% по частоте повторов (единичные упоминания).
Впервые в 2014 году в опрос был включен раздел, касающийся появления украинских беженцев на территории Новгородской области. Суммарно ( "Много украинских беженцев", "Немного украинских
беженцев" ) присутствие украинских беженцев в территориальных границах исследования отметили 82,7% опрошенных.
1.4. Миграционная ситуация в Новгородской области
Значительное влияние на численный состав населения Новгородской области и его национальную структуру оказывают миграционные процессы.
Таблица 2 - Распределение иностранных граждан по цели въезда на территорию Новгородской области
Цель въезда |
Число иностранных граждан |
Динамика |
В том числе по стране проживания (2014 год) |
|
2014 год |
2013 год |
|||
Работа |
25516 |
21096 |
+21,0% |
Узбекистан - 11627 (45,6%) Украина-5359 (21,0%) Таджикистан - 3045 (11,9%) Молдова- 1062 (4,2%) |
Туризм |
24113 |
30213 |
-20,2% |
Китай-8147 (33,8%) Германия - 5863 (24,3%) Австралия - 1174 (4,9%) США-1034 (4,3%) |
Частная цель |
10262 |
8160 |
+25,8% |
Украина - 4495 (22,2%) Узбекистан- 1027 (5,1%) Молдова - 705 (3,5%) Азербайджан - 595 (2,9%) |
Деловая |
3278 |
3515 |
-6,7% |
Германия - 483 (14,7%) Финляндия - 348 (10,6%) Эстония-344 (10,5%) Польша-184 (5,6%) |
Учеба |
1410 |
1371 |
+2,8% |
Марокко - 290 (20,6%) Украина-91 (6,5%) Ангола - 77 (5,5%) Таджикистан - 73 (5,2%) |
Гуманитарная |
767 |
1500 |
-48,9% |
Германия-131 (17,1%) Финляндия - 111 (14,5%) США-87 (11,3%) Латвия-82 (10,7%) |
Служебная |
249 |
325 |
-23,4% |
Украина - 62 (24,9%) Норвегия-41 (16,5%) Беларусь-18 (7,2%) Германия - 15 (6,0%) |
Новгородская область занимает пятую позицию в Северо-Западном федеральном округе по привлекательности для мигрантов.
Новгородская область расположена между двумя крупнейшими агломерациями страны - Москвой и Санкт-Петербургом. Это и объясняет ее миграционную привлекательность. Из зарегистрированных на территории Новгородской области по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в 2014 году основная масса въехала с целью осуществления трудовой деятельности - 35,8%, с туристической целью - 33,8%, с частной целью - 14,4%, в 2013 году с туристической целью - 43,7%, с целью осуществления трудовой деятельности - 30,5%, с частной целью - 11,8%, в 2012 году с туристической целью - 38,7%, с целью осуществления трудовой деятельности - 31,0%, с частной целью - 15,4%.
Особенностью ситуации является значительный рост числа граждан Украины, вынужденно покинувших территорию своей страны. Потенциально возможны конфликтные ситуации между коренными жителями области и прибывающими гражданами Украины. Остро в данном случае стоит вопрос социальной и культурной адаптации, а также разъяснительной работы, совместных мероприятий для профилактики и предупреждения потенциальных конфликтов.
Первое место в притоке мигрантов занимают граждане Узбекистана, прибывающие на территорию Новгородской области для ведения трудовой деятельности. Отмечается низкая социокультурная адаптация мигрантов к условиям принимающего общества из-за ограниченного периода пребывания на территории Новгородской области.
Значимой проблемой является низкий уровень самоорганизации граждан Узбекистана и Украины на территории Новгородской области и, как следствие, отсутствие зарегистрированных организаций, представляющих их культурные и социальные интересы.
1.5. Обоснование необходимости разработки государственной программы
Разработка и принятие государственной программы обусловлены необходимостью интеграции усилий органов исполнительной власти Новгородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Новгородской области и институтов гражданского общества в вопросах гармонизации межнациональных отношений, согласованного противодействия возникновению конфликтов на межнациональной почве, снижения влияния негативных факторов в сфере межнациональных отношений.
Подготовка государственной программы и последующая ее реализация также вызваны необходимостью перехода от ситуативной и бессистемной
поддержки отдельных мероприятий к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере гармонизации межнациональных отношений.
Государственная программа обеспечит координацию государственной национальной политики на территории Новгородской области, реализацию Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в Новгородской области, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными объединениями.
Реализация государственной программы будет способствовать укреплению единства народностей, проживающих на территории Новгородской области, преодолению негативных тенденций в сфере межнациональных отношений и развитию этнокультурного многообразия.
II. Перечень и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы
Особенностью этнокультурной сферы является то, что она связана с устойчивыми национальными и религиозными традициями, поэтому основные результаты деятельности в данной сфере выражаются в отложенном по времени социальном эффекте, росте толерантности, изменении ценностных ориентации и норм поведения людей.
Для оценки достижения поставленной цели в государственной программе будут учитываться финансовые, социально-экономические и организационные риски.
Финансовые риски:
риск сокращения объемов финансирования государственной программы, что приведет к сдержанному развитию сферы, нарушит внутреннюю логику государственной программы и снизит кумулятивный эффект предусмотренных ею мероприятий;
риск нерегулярного поступления финансирования;
риск нецелевого расходования средств исполнителями мероприятий государственной программы.
Организационные риски:
риск несогласованности действий органов исполнительной власти Новгородской области и организаций, вовлеченных в процесс реализации мероприятий государственной программы;
отсутствие участия в реализации мероприятий государственной программы некоммерческих организаций Новгородской области;
дефицит квалифицированных управленческих кадров.
Социально-экономические риски:
замедление экономического роста в стране в целом и Новгородской области в частности;
риск роста инфляции, существенно выходящей за пределы прогнозных оценок.
Минимизация негативных последствий рисков будет осуществляться своевременной корректировкой состава программных мероприятий и целевых показателей с учетом достигнутых результатов и текущих условий реализации государственной программы для обеспечения наиболее эффективного использования выделенных ресурсов.
III. Механизм управления реализацией государственной программы
Оценку соотношения эффективности реализации государственной программы с приоритетами, целями и показателями прогноза социально-экономического развития области и контроль за реализацией государственной программы осуществляет заместитель Губернатора Новгородской области, координирующий деятельность комитета.
Управление и контроль реализации государственной программы осуществляется на основе плана-графика государственной программы, утвержденного приказом комитета.
Комитет осуществляет:
непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий государственной программы соисполнителями государственной программы;
координацию выполнения мероприятий государственной программы;
обеспечение эффективности реализации государственной программы, целевого использования средств;
организацию внедрения информационных технологий в целях управления реализацией государственной программы;
подготовку при необходимости предложений по уточнению мероприятий государственной программы, объемов финансирования, механизма реализации государственной программы, соисполнителей государственной программы, целевых показателей государственной программы;
составление отчетов о ходе реализации государственной программы и информации о выполнении плана-графика государственной программы в соответствии с постановлением Правительства Новгородской области от 26.07.2013 N 97 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Новгородской области, их формирования, реализации и проведения оценки эффективности".
IV. Перечень целевых показателей государственной программы Новгородской области
V. Мероприятия государственной программы
* - предоставление субсидий на иные цели государственным областным учреждениям.
VI. Порядок расчета значений целевых показателей или источники получения информации государственной программы Новгородской области "Гармонизация межнациональных отношении на территории Новгородской области на 2015 - 2022 годы"
"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Новгородской области от 23 апреля 2020 г. N 162 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.