Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу начальника Главного
контрольного управления
Челябинской области
от 16.04.2020 г. N 01-01/246
Положение
об организации внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в Главном контрольном управлении Челябинской области
1. Общие положения
1.1. Положение об организации внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в Главном контрольном управлении Челябинской области (далее - Положение об антимонопольном комплаенсе) определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Главном контрольном управлении Челябинской области (далее - Главное управление).
1.2. Для целей Положения об антимонопольном комплаенсе используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании в Главном управлении антимонопольного комплаенса;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" (комплаенс-риски) - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - структурные подразделения Главного управления, осуществляющие внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Главном управлении.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Главного управления требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Главного управления.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль соответствия деятельности Главного управления требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Главном управлении антимонопольного комплаенса.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
а) заинтересованность руководства Главного управления в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Главном управлении антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Главном управлении;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Главном управлении осуществляется начальником Главного управления, который:
а) вводит в действие Положение об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими Главного управления Положения об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
2.2. Функции должностных лиц, ответственных за функционирование антимонопольного комплаенса в Главном управлении, распределяются между должностными лицами структурных подразделений Главного управления:
- отдела государственной службы, бухгалтерского учета и хозяйственного обеспечения;
- отдела организационной работы и делопроизводства.
2.2.1. К компетенции отдела государственной службы, бухгалтерского учета и хозяйственного обеспечения относятся следующие функции:
а) консультирование служащих Главного управления по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
б) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
в) информирование начальника Главного управления о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
г) направление в отдел организационной работы и делопроизводства предложений и информации для включения в проект доклада об антимонопольном комплаенсе;
д) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделениях Главного управления, разработка предложений по их исключению;
е) организация и проведение внутренних служебных проверок, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции;
ж) ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением об антимонопольном комплаенсе при поступлении на государственную гражданскую службу в Главное управление;
з) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Главного управления по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
и) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
2.2.2. К компетенции отдела организационной работы и делопроизводства относятся следующие функции:
а) подготовка и представление начальнику Главного управления на утверждение Положения об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в него), а также внутриведомственных документов Главного управления, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности гражданских служащих требованиям антимонопольного законодательства и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации;
в) подготовка для утверждения Коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе, который подписывается начальником отдела организационной работы и делопроизводства и согласовывается начальником Главного управления;
г) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
д) координация взаимодействия с Коллегиальным органом;
е) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
ж) информирование начальника Главного управления о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
з) консультирование служащих Главного управления по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
и) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Главного управления по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
к) направление в отдел регулирования, методологического обеспечения и мониторинга закупок предложений и информации для включения в проект доклада об антимонопольном комплаенсе;
л) размещение информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 3.3, подпунктом "а" пункта 3.4, пунктом 4.2, пунктом 6.1 настоящего Положения, на официальном сайте Главного управления.
2.3. Функции Коллегиального органа возлагаются на Общественный совет при Главном управлении.
2.4. К функциям Коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка плана мероприятий Главного управления в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение председателем Общественного совета при Главном управлении доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков)
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Главного управления в части своей компетенции на регулярной основе проводятся следующие мероприятия и результаты их реализации для обобщения контроля направляются начальнику отдела организационной работы и делопроизводства:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Главного управления за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Главного управления;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Главного управления;
г) мониторинг и анализ практики применения Главным управлением антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. При проведении (не реже одного раза в год) структурными подразделениями Главного управления в части своей компетенции анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Главном управлении за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства, который содержит:
- классифицированные по сферам деятельности Главного управления сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению);
информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом);
- позицию антимонопольного органа;
- сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Главным управлением на недопущение повторения нарушения.
3.3. При проведении (не реже одного раза в год) структурными подразделениями Главного управления в части своей компетенции анализа нормативных правовых актов Главного управления реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и передача в отдел организационной работы и делопроизводства на размещение на официальном сайте Главного управления исчерпывающего перечня подлежащих размещению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации нормативных правовых актов Главного управления (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) передача в отдел организационной работы и делопроизводства на размещение на официальном сайте Главного управления уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление начальнику отдела организационной работы и делопроизводства предложений для включения в сводный доклад с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Главного управления.
3.4. При проведении структурными подразделениями Главного управления в части своей компетенции анализа проектов нормативных правовых актов Главного управления реализуются следующие мероприятия:
а) передача в отдел организационной работы и делопроизводства на размещение на официальном сайте Главного управления подлежащего размещению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации проекта нормативного правового акта и пояснительной записки к нему, содержащей, в том числе информацию о влиянии его на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.5. При проведении структурными подразделениями Главного управления в части своей компетенции мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Главном управлении реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Главном управлении;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Главном управлении;
в) своевременное направление в отдел организационной работы и делопроизводства информации о результатах правоприменительной практики в Главном управлении.
3.6. Начальник отдела организационной работы и делопроизводства, по мере поступления информации от структурных подразделений Главного управления, представляет начальнику Главного управления сводный доклад с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Главного управления.
3.7. Отдел организационной работы и делопроизводства проводит (не реже одного раза в год) рабочие совещания с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Главном управлении, осуществленных в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Положения.
3.8. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Главного управления проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Главного управления по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.9. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются структурными подразделениями Главного управления по уровням согласно таблице N 1.
3.10. На основании проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства структурными подразделениями Главного управления в части своей компетенции по форме согласно таблице N 2 составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий их возникновения.
3.11. Информация о проведенных мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства отделом организационной работы и делопроизводства не реже одного раза в год разрабатывается план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства по форме согласно таблице N 3.
4.2. План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается начальником Главного управления и размещается на официальном сайге Главного управления.
4.3. Отдел организационной работы и делопроизводства осуществляет мониторинг исполнения плана мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.4. Информация об исполнении плана мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Ключевые показа гели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в Главном управлении антимонопольного комплаенса приказом начальника Главного управления утверждаются ключевые показатели как должностных лиц, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, так и для Главного управления в целом.
Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса устанавливаются в соответствии с Методикой, утвержденной федеральным антимонопольным органом.
5.2. Отдел организационной работы и делопроизводства не реже одного раза в год проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
5.3. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
- о проведенных мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- об исполнении планов мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- о целесообразности (нецелесообразности) внесенных изменений в нормативные правовые акты Главного управления, с обоснованием;
- о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.2. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
6.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Коллегиальным органом, размещается отделом организационной работы и делопроизводства на официальном сайте Главного управления в течение месяца с момента его утверждения.
Уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства
|
Таблица N 1 |
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к Главного управления по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
вероятность выдачи Главному управлению предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи Главному управлению предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи Главному управлению предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Карта рисков
Таблица N 2 | |||||
N п/п |
Выявленные риски |
Описание рисков |
Причины возникновения рисков |
Условия возникновения рисков |
Мероприятия по минимизации и устранению рисков |
|
|
|
|
|
|
План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
|
|
|
Таблица N 3 |
N п/п |
Мероприятие |
Срок |
Ответственный |
|
|
|
|
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Приказ Главного контрольного управления Челябинской области от 16 апреля 2020 г. N 01-01/246 "О внесении изменений в... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.