Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Аппарата Правительства
Мурманской области
от 25 марта 2019 г. N 44-ОД
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Аппарата Правительства Мурманской области (министерства) требованиям антимонопольного законодательства
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает организацию системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Аппарата Правительства Мурманской области (министерства) (далее - Аппарат) требованиям антимонопольного законодательства.
1.2. Термины, используемые в настоящем Положении:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Аппарате;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции исполнительным органом государственной власти Мурманской области;
"риски нарушения антимонопольного законодательства", "комплаенс-риски" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - структурное подразделение Аппарата, обеспечивающее внедрение и функционирование антимонопольного комплаенса.
2. Цели, задачи и принципы системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
2.1. Цели антимонопольного комплаенса:
2.1.1. Обеспечение соответствия деятельности Аппарата требованиям антимонопольного законодательства.
2.1.2. Профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Аппарата.
2.2. Задачами антимонопольного комплаенса являются:
2.2.1. Выявление и управление рисками нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Аппарата.
2.2.2. Создание механизмов внутреннего контроля, обеспечивающих соответствие деятельности Аппарата требованиям антимонопольного законодательства.
2.2.3. Оценка эффективности функционирования в Аппарате антимонопольного комплаенса.
2.3. При организации антимонопольного комплаенса Аппарат руководствуется следующими принципами:
2.3.1. Заинтересованность руководства Аппарата в эффективности антимонопольного комплаенса.
2.3.2. Регулярность оценки комплаенс-рисков.
2.3.3. Обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса.
2.3.4. Непрерывность функционирования механизма антимонопольного комплаенса.
2.3.5. Совершенствование механизма антимонопольного комплаенса.
3. Организация антимонопольного комплаенса
3.1. Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса осуществляется руководителем Аппарата, который:
3.1.1. Принимает правовой акт об организации и функционировании системы антимонопольного комплаенса, вносит в него изменения.
3.1.2. Применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение работниками Аппарата правил антимонопольного комплаенса.
3.1.3. Рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков.
3.1.4. Осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
3.1.5. Утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе.
3.2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, возлагаются на отдел реализации госпрограмм и правового обеспечения Аппарата (далее - уполномоченное подразделение).
3.3. К функциям уполномоченного подразделения относятся:
3.3.1. Подготовка и представление руководителю Аппарата на утверждение правового акта, регламентирующего организацию и функционирование системы антимонопольного комплаенса, а также иных правовых актов Аппарата, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса.
3.3.2. Выявление совместно со структурными подразделениями Аппарата комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками.
3.3.3. Выявление совместно со структурными подразделениями Аппарата конфликта интересов в деятельности работников Аппарата, разработка предложений по его исключению.
3.3.4. Консультирование работников Аппарата по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства.
3.3.5. Организация взаимодействия со структурными подразделениями Аппарата по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом.
3.3.6. Взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
3.3.7. Информирование руководителя Аппарата о правовых актах Аппарата, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному комплаенсу.
3.3.8. Иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса, предусмотренные настоящим Положением и другими правовыми актами, принятыми Аппаратом в рамках регулирования антимонопольного комплаенса.
4. Порядок осуществления антимонопольного комплаенса. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. Антимонопольный комплаенс начинается с анализа соответствия деятельности антимонопольному законодательству, проводимого внутри структурных подразделений Аппарата.
4.2. Структурные подразделения Аппарата в целях реализации антимонопольного комплаенса:
4.2.1. При необходимости инициируют проведение обучения работников Аппарата, направленного на повышение уровня осведомленности о требованиях и ограничениях антимонопольного законодательства.
4.2.2. Проводят внутренние расследования нарушений требований антимонопольного законодательства.
4.2.3. Осуществляют взаимодействие с антимонопольным органом и организацию содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
4.2.4. В целях выявления комплаенс-рисков в сфере деятельности структурного подразделения ежегодно:
4.2.4.1. В срок до 20.05.2019 (далее - ежегодно в срок до 20 мая) проводят анализ нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел), составляют перечень нарушений антимонопольного законодательства, который содержит классифицированные по сфере деятельности структурного подразделения сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства с указанием уровня комплаенс-риска, анализ результатов осуществления мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2.4.2. В срок 20.05.2019 (далее - ежегодно в срок до 20 мая) проводят анализ нормативных правовых актов, изданных в рамках компетенции структурного подразделения за текущий год, разрабатывают и представляют в уполномоченное подразделение (для организации размещения на интернет-портале Мурманской области "Открытый электронный регион" в сети Интернет - http://openregion.gov-murman.ru) исчерпывающий перечень таких нормативных правовых актов (далее - перечень актов), за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне.
В течение 14 (четырнадцати) рабочих дней со дня окончания сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню нормативных правовых актов Аппарата проводят анализ представленных замечаний и предложений организаций и граждан по правовым актам, изданным в рамках компетенции структурного подразделения, и представляют в уполномоченное подразделение заключение с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в указанные нормативные правовые акты.
4.2.4.3. Представляют проекты нормативных правовых актов, подготавливаемых по вопросам компетенции структурного подразделения, на согласование в уполномоченное подразделение с приложением письменного обоснования их влияния (либо отсутствия влияния) на конкуренцию.
В течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта нормативного правового акта на согласование, обеспечивают размещение на интернет-портале Мурманской области "Открытый электронный регион" в сети Интернет - http://openregion.gov-murman.ru проекта нормативного правового акта с указанием дат начала и окончания приема замечаний и предложений.
В течение 14 (четырнадцати) рабочих дней со дня окончания сбора поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта осуществляют оценку поступивших предложений и представляют уполномоченному подразделению заключение о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в проект нормативного правового акта с целью устранения нарушений антимонопольного законодательства.
4.2.4.4. В срок до 20.05.2019 (далее - ежегодно в срок до 20 мая) проводят мониторинг и анализ практики применения структурным подразделением антимонопольного законодательства, включая осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в сфере деятельности структурного подразделения и систематическую оценку эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2.4.5. Выявляют комплаенс-риски в сфере деятельности структурного подразделения (риски антиконкурентных соглашений; передача имущества без торгов или нарушение порядка проведения торгов; неисполнение предупреждения антимонопольного органа; предоставление преференций в нарушение закона; пролонгирование договоров без конкурсных процедур; неосуществление контроля за целевым использованием имущества (преференции); публичные заявления, официальные письма должностных лиц, создающие необоснованные конкурентные преимущества на рынке одному из хозяйствующим субъектов и другие), в том числе по выявленным нарушениям антимонопольного законодательства, составляют в форме справки описание таких рисков на основе проведенной оценки и распределяют их по уровням рисков нарушения антимонопольного законодательства, установленным в приложении к настоящему Положению.
4.2.4.6. Не позднее 1 месяца с момента выявления нарушения антимонопольного законодательства разрабатывают и проводят мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в структурном подразделении.
4.2.4.7. Не позднее 10 рабочих дней с даты проведения мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства предоставляют информацию о проведенном мероприятии в уполномоченное подразделение.
4.3. Работники Аппарата при ежедневном осуществлении своих должностных обязанностей должны соблюдать требования антимонопольного законодательства, запреты на совершение антиконкурентных действий и заключение антиконкурентных контрактов (договоров, соглашений), выявлять и по возможности предупреждать возникающие риски нарушения антимонопольного законодательства.
В целях предупреждения рисков нарушения требований антимонопольного законодательства работники Аппарата при осуществлении профессиональной деятельности обязаны информировать непосредственного руководителя о возможных нарушениях требований антимонопольного законодательства.
4.4. Уполномоченное подразделение в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства на регулярной основе:
4.4.1. Осуществляет сбор сведений и составление в срок до 24 мая сводного анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Аппарата, составление перечня нарушений антимонопольного законодательства, который содержит классифицированные по сфере деятельности структурных подразделений Аппарата сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства.
4.4.2. Проводит анализ нормативных правовых актов Аппарата.
4.4.3. Проводит анализ проектов нормативных правовых актов Аппарата.
4.4.4. Проводит мониторинг и анализ практики применения Аппаратом антимонопольного законодательства.
4.4.5. Осуществляет проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.5. При проведении уполномоченным подразделением анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) должны реализовываться следующие мероприятия:
4.5.1. Осуществление сбора в структурных подразделениях Аппарата сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства.
4.5.2. Составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Аппарате, который содержит классифицированные по сферам деятельности Аппарата сведения о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Аппаратом на недопущение повторения нарушения.
4.6. При проведении уполномоченным подразделением анализа нормативных правовых актов Аппарата должны реализовываться следующие мероприятия:
4.6.1. В срок до 24.05.2019 (далее - ежегодно в срок до 24 мая) разработка и размещение на интернет-портале Мурманской области "Открытый электронный регион" в сети Интернет - http://openregion.gov-murman.ru исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Аппарата с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне.
4.6.2. Организация размещения на интернет-портале Мурманской области "Открытый электронный регион" в сети Интернет - http://openregion.gov-murman.ru уведомления о начале сбора в течение не менее 10 календарных дней замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
4.6.3. Осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
4.6.4. Представление руководителю Аппарата сводного анализа с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Аппарата.
4.7. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением реализовываются следующие мероприятия (в течение отчетного года):
4.7.1. Рассмотрение на соответствие требованиям антимонопольного законодательства и согласование проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых структурными подразделениями Аппарата.
4.7.2. Проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проектам нормативных правовых актов, рассмотрение заключений структурных подразделений Аппарата о целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в проект нормативного правового акта с целью устранения нарушений антимонопольного законодательства.
4.8. При проведении мониторинга и анализа практики применения Аппаратом антимонопольного законодательства в срок до 24.05.2019 (далее - ежегодно в срок до 24 мая) уполномоченным подразделением должны реализовываться следующие мероприятия:
4.8.1. Осуществление сбора от структурных подразделений Аппарата сведений о правоприменительной практике в сфере деятельности Аппарата.
4.8.2. Подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом 4.8.1 настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Аппарате в целях учета при разработке правовых актов Аппарата, а также систематизации рисков нарушения антимонопольного законодательства Аппаратом.
4.9. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением должна проводиться оценка таких рисков с учетом их отрицательного влияния на отношение институтов гражданского общества к деятельности Аппарата по развитию конкуренции.
4.10. Выявляемые нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом (с учетом данных, полученных от структурных подразделений) по уровням рисков, установленным в приложении к настоящему Положению.
4.11. Уполномоченное подразделение в срок до 01.06.2019 (далее - ежегодно в срок до 1 июня) совместно со структурными подразделениями Аппарата проводит систематизацию выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Аппарата с учетом отраслевой специфики, составляет описание рисков в порядке убывания уровня рисков, в которое также включается оценка причин и условий (вероятности) возникновения рисков.
В целях визуализации полученных данных уполномоченным подразделением может разрабатываться карта (паспорт) комплаенс-рисков Аппарата.
4.12. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.2. Уполномоченное подразделение осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
6.1. Ключевыми показателями эффективности функционирования антимонопольного комплаенса является показатель снижения количества нарушений антимонопольного законодательства, показатель снижения количества привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации и выражаются в отсутствии таких нарушений (вынесенных предупреждений, возбужденных дел, вынесенных предписаний и т.д.) и отсутствии неисполненных предупреждений антимонопольного органа.
6.2. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Аппарате проводится уполномоченным подразделением не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
6.3. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5. Доклад об антимонопольном комплаенсе
5.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Аппаратом антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Аппаратом антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
5.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный руководителем Аппарата, размещается уполномоченным подразделением на официальном сайте Аппарата и не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, направляется в адрес Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области.
5.3. По инициативе руководителя Аппарата доклад об антимонопольном комплаенсе может выноситься на рассмотрение общественного совета при Аппарате в целях оценки эффективности его функционирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.