См. справку "Коронавирус COVID-19"
п/п |
Вопросы кредитных организаций |
Комментарии Департамента |
|||
1 |
Одним из самых частых вопросов является перечень сфер и отраслей, которые будут поддерживаться в первую очередь. В связи с этим просим дать разъяснения по соблюдению со стороны субъектов МСП, отнесенных к наиболее пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции отраслям одновременно 2-х следующих условий: - Предприятия МСП должны иметь ОКВЭД на 01.04.2020 в числе разрешенных видов деятельности (как в статусе основного, так и в статусе дополнительного). - Предприятия МСП должны вести деятельность в рамках указанного ОКВЭД до 01.04.2020 и получать не менее 40 процентов выручки от указанного вида деятельности. |
Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 422 (Правила 422), а также Правилами предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на обеспечение отсрочки платежа по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 410 (Правила 410), не предусмотрено требований к заемщику в части доли выручки, получаемой от осуществления определенного вида деятельности. |
|||
2 |
В рамках Программы 8,5 при проведении реструктуризации, можем ли мы увеличивать срок кредитного договора, при установлении отсрочки по уплате основного долга и процентов. На текущий момент условиями Программы установлен максимальный срок кредитования - 3 года для целей пополнения оборотных средств и 10 лет на инвестиционные цели. При проведении реструктуризации с продлением сроков кредитования, которые превышают максимально возможный срок по Программе, Заемщики исключаются из Программы и переходят на коммерческую ставку Банка, что в текущей ситуации может негативно отразиться на финансовом положении Заемщиков и увеличить риск дефолтности субъектов МСП. |
При проведении реструктуризации кредитных договоров (соглашений), включенных в Программу 8,5 для сохранения льготной ставки по договору нельзя увеличивать срок договора более предельных сроков, установленных Правилами (10 лет для кредитных соглашений на инвестиционные цели, 3 года для кредитных соглашений на пополнение оборотных средств), но возможно в дополнительном соглашении по реструктуризации предусмотреть возможность пролонгации КД на больший срок по истечению льготного периода. |
|||
3 |
О порядке применения подпункта "е" пункта 7 (ПП N 410) Согласно подпункта "е" пункта 7 при предоставлении заемщику права отсрочки платежа по основному долгу процентная ставка по кредитному договору не увеличивается в течение 9 месяцев со дня включения заемщика в реестр заемщиков, если заемщик исполняет свои обязательства в соответствии с подпунктом "д" и (или) обязательства по уплате основного долга в соответствии с новым графиком. Исполнение данного пункта вступает в противоречие с положениями следующих подпунктов: "д", где заемщик платит платежи по пониженной ставке в период с 01 апреля по 01 октября 2020 г. в размере 33% объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период, т.е. заемщику устанавливается льготная ставка не на 6 месяцев или менее, а фактически на 9 месяцев. В свою очередь, кредитор получает субсидию только в период с 01 апреля по 01 октября 2020 г. "з", где получатель субсидии не взимает с заемщика часть платежей по начисленным процентам в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 67 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. При этом со стороны Банка не взимание 33 процентов объема платежей может происходить только с понижением процентной ставки на эту величину. В связи с этим просим пересмотреть положения подпункта "е" и предоставить кредитору возможность поднять ставку заемщику по истечении льготного периода до ставки по кредитному договору, установленную до начала действия льготного периода. |
Согласно условиям Правил 410 процентная ставка по кредитному договору (соглашения) не может увеличиваться на уровень выше, чем на момент включения в Программу. |
|||
4 |
О порядке применения подпункта "д" пункта 7. (ПП N 410) Подпункт "д" пункта 7 говорит о том, что заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33% объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. Правильно ли мы понимаем, независимо от того, что в Программе зафиксирована дата 01.04.2020, то если заемщик обратился для участия в программе в июне 2020 года и был включен в реестр 15.06.2020, он получает право на уплату 33% от суммы процентов начиная с даты включения заемщика в реестр по 01.10.2020? Также просим дополнительно разъяснить, возможно ли для облегчения нагрузки на заемщика осуществить перенос платежей процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов, не в основной долг, а в качестве отложенных процентов на иные платежи. |
Минэкономразвития России подготовлен проект постановления, уточняющий положения указанных пунктов Правил 410. В частности, планируется введение понятия "период предоставления отсрочки", который не должен превышать 6 месяцев и не должен заканчиваться позже 31 декабря 2020 года. |
|||
5 |
О порядке предоставления кредитов согласно Постановления Правительства N 422 Согласно Постановления Правительства 422 Банк должен предоставить кредит на заработную плату в размере, указанном в пункте 18 правил, но вместе с тем, остается неразрешенная ситуация с количеством работников у заемщика. В частности, Банк, в который обращается предприниматель может обслуживать только часть зарплатного проекта предпринимателя. В этом случае существует риск, при котором заемщик может получить кредит на зарплату сразу в нескольких банках. Просим дать разъяснения по данному вопросу о возможности выдачи кредита под 0% только для заемщиков, у которых в Банке заключен договор на выплату заработной платы или который осуществляет перечисление заработной платы через Банк. |
Правилами 422 не предусмотрено требований к заемщику в части необходимости наличия договора с Банком на выплату заработной платы. |
|||
6 |
В Правилах не определены условия, при которых у Банка есть возможность исключить заемщика из реестра субсидирования согласно Правил. Правильно ли мы понимаем, что заемщик не подлежит исключению из реестра субсидирования, даже если у него возникла просроченная задолженность по уплате процентов по пониженной ставке, нарушены условия в части возврата заемных средств? Подлежит ли направлению Банком в Минэкономразвития России и с какой целью реестр кредитных договоров (соглашений), по которым заемщиком были нарушены условия в части возврата заемных средств, либо информация из такого реестра. |
Пунктом 7 Правил 422, определены условия для предоставления субсидии. При этом в соответствии с пунктом 24 Правил, в случае установления факта нарушения получателем субсидии цели, условий и порядка предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета. |
|||
7 |
II. Порядок уплаты заемщиком процентных платежей В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. Правильно ли мы понимаем, что с целью корректного ведения бухгалтерского учета Банк вправе заключить дополнительное соглашение об установлении на льготный период процентной ставки равной 1/3 процентной ставки, действующей на дату заключения дополнительного соглашения. При этом размер субсидии от Минэкономразвития России будет рассчитываться как 34% от размера ставки, действующей на дату заключения дополнительного соглашения, умноженной на остаток ссудной задолженности на аналогичную дату. |
В соответствии с подпунктом "д" пункта 7 Правил 410 заемщик осуществляет платежи процентов в период с 1 апреля по 1 октября 2020 г. в размере 33 процентов объема платежей, предусмотренных графиком платежей за указанный период. При этом, Правилами не определен механизм обеспечения выполнения указанного условия. |
|||
8 |
Одним из критериев соответствия Заемщиков указанным ПП N 422 является заключение кредитного договора с конечной ставкой 0 процентов годовых на период субсидирования, но не позднее 31 декабря 2020 года. При этом период субсидирования ограничивается 6 месяцами, но не позднее 31 декабря 2020 года. При обращении клиента за кредитом, например, в сентябре 2020 года, будет ли изменяться логика расчета максимальной суммы кредита, так как период субсидирования будет уже не шесть, а четыре месяца или же расчет производится всегда исходя из шестимесячного периода независимо от даты заключения кредитного договора. |
При обращении клиента за кредитом, например, в сентябре 2020 года, срок кредита устанавливается до 1 года, при этом ставка 0% устанавливается до 30 ноября 2020 года, в связи с тем, что последняя субсидия в текущем финансовом году, будет оплачена за ноябрь месяц. |
|||
9 |
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 479 от 10 апреля 2020 г. "О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в перечень пострадавших отраслей добавлены следующие отрасли: "Деятельность в области демонстрации кинофильмов, ОКВЭД 59.14"; "Деятельность в области здравоохранения. Стоматологическая практика, ОКВЭД 86.23". Планируется ли в рамках ПП N 422 внесение данных отраслей в Перечень отраслей и видов деятельности, утвержденных Правительственной комиссией. |
Минэкономразвития России подготовлен проект постановления, направленный на внесение изменений в Правила 410 и Правила 422 в части применения для целей их реализации перечня отраслей, утверждаемого постановлением Правительства Российской Федерации N 434. |
|||
10 |
Согласно ПП N 422 Банк должен предоставить кредит на заработную плату в размере, указанном в пункте 18 правил. Сумма кредита зависит в т.ч. от численности сотрудников, которая определяется на основании сведений о застрахованных лицах, подаваемых страхователем в ПФР. Вместе с тем, в текущих условиях стоит проблема доступа и получения информации в государственных органах, как получателями поддержки, так и кредитными организациями, в связи с ограничениями на посещение ФНС, ПФР и частичное закрытие МФЦ в регионах. Просим Вас оказать содействие и предоставить возможность получения сведений о численности в ФНС с предоставлением доступа кредитным организациям к информационным системам ФНС и внести изменения в ПП N 422 в части источника предоставления информации о численности. |
Механизм взаимодействия кредитных организаций с ФНС России прорабатывается в настоящий момент в рамках решений Правительства Российской Федерации. |
|||
11 |
Если клиент подает заявку на кредит в два Банка в рамках ПП N 422, каким Банком будет осуществляться финансирование и как будет контролироваться, чтобы избежать ситуации когда клиент получит два кредита в рамках одной программы. |
Механизм взаимодействия кредитных организаций с ФНС России, в том числе для целей осуществления контроля, прорабатывается в настоящий момент в рамках решений Правительства Российской Федерации. |
|||
12 |
Верно ли мы понимаем в рамках ПП N 422 и ПП N 410, что Банк имеет право самостоятельно принимать решение о предоставлении / непредоставлении кредитов клиенту, в том числе определять дополнительные требования к заемщику, включая наличие расчётного счёта, зарплатного проекта в Банке, а также принимать решение о возможности кредитования на основании кредитного скорринга, финансового анализа. |
Правилами 422 и 410 определены условия для предоставления субсидии российской кредитной организации по кредитному соглашению. |
|||
13 |
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422 Банк должен предоставить кредит на заработную плату в размере, указанном в пункте 18 Правил для субъектов МСП категории Малый и микро бизнес. При проверке сведений о численности Банку необходимо дополнительно проводить сверку по численности в соответствии с реестром МСП? При превышении численности 100 человек Банк отказывает клиенту в продукте? В соответствии с 209-ФЗ численность для малых предприятий определена на уровне не более 100 человек. |
Заемщик должен соответствовать условиям предоставления субсидии, предусмотренными Правилами 422 и 410, по сведениям, размещенным в Едином реестре субъектов МСП. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Субъекты МСП, работающие в пострадавших от коронавируса отраслях, могут рассчитывать на льготные кредиты на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, а также на отсрочку платежа по имеющимся кредитам с 1 апреля по 1 октября 2020 г. В связи с этим Минэкономразвития разъяснило:
- акты, регулирующие предоставление указанных мер поддержки, не требуют от заемщиков конкретной доли выручки от определенной деятельности;
- в рамках программы по отсрочке процентная ставка по кредитному договору не может увеличиваться на уровень выше, чем на момент включения в программу;
- при получении льготных кредитов не требуется наличие договора с банком на выплату зарплаты.
Информация Министерства экономического развития РФ от 3 апреля 2020 г. "Вопросы кредитных организаций о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 410, постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 422 и комментарии Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства"
Текст информации опубликован не был