Методические рекомендации MP 3.1.0173-20
"Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 21 апреля 2020 г.)
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Ежлова Е.Б., Демина Ю.В.), ФКУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора (Щербакова С.А., Казакова Е.С., Кедрова О.В., Сафронов В.А.).
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 21 апреля 2020 г.
3. Введены впервые.
1. Область применения
1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, специалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации и других организаций независимо от организационно-правовой формы собственности.
1.2. В целях оперативного реагирования с учетом складывающейся эпидемиологической обстановки особенности применения отдельных положений настоящих методических рекомендаций могут уточняться Роспотребнадзором информационными письмами.
2. Общие положения
2.1. В соответствии с Временным руководством Всемирной организации здравоохранения "Глобальный надзор за COVID-19, вызванной заражением человека вирусом COVID-19" от 20.03.2020 развитие эпидемической ситуации при COVID-19 в разных странах мира проходит несколько этапов (фаз), предусматривающих комплекс противоэпидемических мероприятий на национальном уровне:
- первая фаза - отсутствие регистрации болезни на территории страны;
- вторая фаза - регистрация единичных завозных случаев, которые не реализуются в виде дальнейшего распространения инфекции;
- третья фаза - выявление завозных и местных случаев с изоляцией всех больных и контактных, выявление всех эпидемиологических связей между заболевшими;
- четвертая фаза - масштабное неконтролируемое распространение инфекции.
2.2. Эпидемиологическая тактика при COVID-19, независимо от фазы эпидемического процесса, включает:
- своевременное выявление и изоляцию источников инфекции (на первых фазах за счет усиления санитарно-карантинного контроля в международных транспортных узлах, медицинских осмотров пребывающих и лабораторного обследования лиц, прибывающих из неблагополучных регионов мира);
- снижение рисков инфицирования за счет ограничения контактов, в первую очередь, в местах массового скопления людей, социального дистанцирования, изоляции (самоизоляции), применения средств индивидуальной защиты (СИЗ) как среди групп риска (ранжирование), так и среди населения, введение особых режимов на предприятиях и в коллективах, включая медицинские организации;
- уничтожение возбудителя в окружающей среде, на различных поверхностях, в помещениях путем системной дезинфекции и применения средств обеззараживания воздуха;
- разъяснительную работу с населением о мерах личной и общественной профилактики.
2.3. Решение о проведении необходимых противоэпидемических мероприятий на территории страны принимает Правительство Российской Федерации по предложению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. На уровне субъекта Российской Федерации - органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, по предложению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.
2.4. Основой для формирования предложений является эпидемиологический мониторинг, данные оперативного анализа и оценка эпидемиологических рисков развития ситуации (динамика заболеваемости, структурный анализ инфицированных лиц, оценка степени тяжести, готовность медицинских организаций и другое).
3. Основные противоэпидемические мероприятия по фазам эпидемического процесса
3.1. Первая фаза - отсутствие регистрации болезни на территории страны.
3.1.1. Мероприятия в отношении граждан, прибывающих на территорию и перемещающихся по территории Российской Федерации:
- усиление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу в отношении иностранных граждан, граждан Российской Федерации и транзитных пассажиров, прибывающих из зарубежных стран, на территории которых регистрируется COVID-19, проработав вопросы выявления больных на транспортных средствах и алгоритм действий медицинского персонала при подозрении на COVID-19 (повышение температуры тела, наличие респираторных симптомов) и обеспечив немедленное информирование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о таких случаях;
- организация немедленного отбора материала для лабораторного обследования и направление данного материала в ФБУН "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор" Роспотребнадзора при наличии признаков острого респираторного заболевания среди лиц, прибывших из неблагополучных регионов мира;
- сопровождение эвакуации граждан Российской Федерации, находящихся в странах, неблагополучных по COVID-19;
- помещение всех въезжающих из неблагополучных стран/регионов страны в обсерватор/изолятор;
- минимизация пассажиропотока из стран, затронутых эпидемией;
- контроль температуры тела пассажиров и экипажей на международных транспортных линиях и транспортных узлах (в аэропортах, на ж/д вокзалах, автовокзалах);
- совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья обеспечение контроля за готовностью медицинских организаций к приему больных из неблагополучных территорий с симптоматикой, не исключающей COVID-19, проработка вопросов немедленной изоляции лиц с подозрением на COVID-19 и установлением медицинского наблюдения за контактными лицами;
- совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья организация работы по обучению медицинского персонала с особым вниманием на тщательный сбор эпидемиологического анамнеза и оперативное информирование территориальных органов Роспотребнадзора.
3.1.2. Мероприятия в субъектах Российской Федерации:
- создание региональных оперативных штабов по предупреждению заноса и распространения COVID-19;
- разработка региональных межведомственных планов мероприятий по предупреждению распространения COVID-19;
- ограничение массовых мероприятий с международным участием;
- оценка готовности к приему больных COVID-19, наличия необходимого оборудования, СИЗ, лекарственных препаратов, дополнительного коечного фонда;
- определение и подготовка обсерваторов для изоляции клинически здоровых лиц из групп риска;
- подготовка к массовой госпитализации больных и изоляции лиц, контактировавших с больными, провизорной госпитализации;
- формирование запаса лекарственных средств, средств профилактики, диагностических препаратов, дезинфекционных препаратов, СИЗ;
- проведение информационной кампании по профилактике COVID-19.
3.2. Вторая фаза - единичные завозные случаи COVID-19 без распространения (дополнительно к мерам в первой фазе).
3.2.1. Мероприятия в отношении граждан, прибывающих на территорию и перемещающихся по территории страны:
- мониторинг за прибывающими лицами, анкетирование, выдача памяток и предписаний о самоизоляции;
- организация взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) (территориальные подразделения МВД России, ФСБ России и другие);
- помещение всех въезжающих на территорию страны/субъекта из неблагополучных регионов/субъектов в режим самоизоляции на дому или в обсерватор.
3.2.2. Мероприятия в субъектах Российской Федерации:
- ограничение международных и внутренних (по ситуации) пассажирских авиационных, железнодорожных и автотранспортных перевозок;
- введение ограничительных мероприятий в детских дошкольных и учебных заведениях, перевод на дистанционное обучение (по ситуации);
- ограничение или отмена (по ситуации) всех массовых мероприятий в регионе (территории);
- введение масочного режима в общественном транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях;
- усиление режима дезинфекции в общественном транспорте, в общественных местах, на предприятиях и в организациях;
- рекомендации по социальному разобщению для групп риска (лица в возрасте 65 лет и старше; лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем);
- перевод медицинских организаций на режим оказания помощи на дому для групп риска и лиц, подозрительных на заболевание (группа с эпидемиологическим анамнезом прибытия из неблагополучных регионов или контакт с вероятным больным);
- перепрофилирование медицинских организаций, в том числе для оказания специализированной помощи с учетом обеспеченности аппаратами ИВЛ, ЭКМО;
- разворачивание обсерваторов;
- подготовка медицинского персонала и специалистов лабораторий;
- введение лабораторного контроля (тестирования) в отношении COVID-19 (зарегистрированными в установленном порядке тест-системами) в отношении групп риска (прибывшие из неблагополучных регионов мира, больные внебольничными пневмониями, контактные с больными, лица с наличием симптомов не исключающих COVID-19 в группах риска, медицинские работники, оказывающие помощь больным COVID-19);
- мониторинг внебольничных пневмоний (лабораторное исследование на COVID-19) и ОРВИ (при наличии эпиданамнеза);
- отслеживание и изоляция 100% контактных лиц (в условиях обсерватора/изолятора);
- увеличение объемов лабораторных исследований за счет наращивания мощности лабораторной базы;
- издание рекомендаций по профилактике COVID-19 для предприятий и организаций;
- организация системной разъяснительной работы с населением.
3.3. Третья фаза - ограниченное местное распространение COVID-19 (контролируемое).
3.3.1. Транспортные узлы:
- ограничение прибытия российских граждан из-за рубежа, прекращение пассажирских перевозок через пункты пропуска, контроль состояния здоровья на пеших переходах силами специальных постов медицинских работников;
- санитарно-карантинный контроль в отношении всех пребывающих из-за рубежа с осмотром и анкетированием, введением электронной регистрации;
- помещение пребывающих из-за рубежа в "домашнюю изоляцию" или в обсервацию (по эпидемическим показаниям);
- установление режима контроля на внутренних рейсах с термометрией и анкетированием (подключение к электронной базе данных), отслеживание транзитных пассажиров, прибывших из-за рубежа или из неблагополучных регионов страны;
- введение контроля за состоянием здоровья персонала транспортных узлов с обязательным осмотром и термометрией перед сменой и с обязательным использованием СИЗ;
- оснащение транспортных узлов оборудованием для обеззараживания воздуха;
- установление на транспортных узлах режима текущей дезинфекции;
- введение на транспортных узлах системы маркировки помещений с целью разобщения людей на 1,5-2 м;
- контроль режимов дезинфекции посуды и инвентаря на предприятиях общепита и торговли;
- рекомендация использования масок для всех, находящихся в помещении;
- оснащение санитарных узлов средствами дезинфекции рук (гели, салфетки);
- установление тепловизоров на входе (использование сотрудниками переносного тепловизионного оборудования).
3.3.2. Город (населенный пункт):
- дезинфекция транспорта;
- пересмотр графиков движения общественного транспорта (в сторону увеличения рейсов) с целью недопущения скученности людей;
- введение масочного режима (плюс перчатки) среди сотрудников транспорта, предприятий общественного питания и торговли, в помещениях торговых залов режим текущей дезинфекции, установка оборудования для обеззараживания воздуха;
- запрет массовых мероприятий (городских праздников, ярмарок, выставок);
- в торгово-развлекательных центрах установление оборудования для бесконтактного измерения температуры тела, отмена развлекательных мероприятий (кинотеатры, катки, игровые комнаты), установления оборудования для обеззараживания воздуха, режим текущей дезинфекции, сокращение графиков работы;
- перед входом в магазины (разные, в первую очередь продуктовые) установки с дезинфицирующим средством для рук;
- контроль работы коммунальных служб - очистка улиц, своевременный вывоз мусора;
- постоянное информирование населения о мерах профилактики, "горячие линии", акцент на группу риска - люди старше 65-ти лет (находятся дома, если работающие - только дистанционно, максимальное ограничение контактов с близкими, которые общаются с использованием масок, перчаток, антисептиков);
- учреждения закрытого типа (интернаты, пансионаты для пожилых) закрыты для посещений;
- контроль за наличием в аптеках города СИЗ, перчаток, дезинфицирующих средств, в том числе индивидуальных, противовирусных и противопростудных препаратов (перечень средств, применяемых при ОРВИ);
- введение более жесткого режима ограничений (карантина) в отношении отдельных населенных пунктов (муниципальных образований), где зарегистрированы случаи заболеваний COVID-19 и есть риски распространения инфекции.
3.3.3. В организациях города (населенного пункта):
- максимальный перевод на дистанционную работу, в обязательном порядке лиц старше 65-ти лет;
- перевод школьников и студентов на дистанционное обучение;
- в помещениях организаций обязательный режим текущей дезинфекции, проветривание, максимальное разобщение людей в кабинетах (2 м друг от друга);
- в операционных залах (банки, налоговая, миграционная и другие службы), у касс в магазинах разметка по расстоянию посетителей не менее 1,5 м друг от друга, контроль нахождения числа лиц, регулирование рабочего графика с целью не допустить формирование очередей, пропуск лиц в зал только в масках, дезинфекция, проветривание, установка оборудования для обеззараживания воздуха, установка дозаторов с дезинфицирующими средствами для рук на входе.
3.3.4. Организация медицинской помощи:
- увеличение численности бригад скорой (неотложной помощи) за счет городского транспорта (например, маршрутных такси) с обязательным оснащением пульсоксиметрами;
- обслуживание людей старше 60-ти лет только на дому по любым поводам;
- формирование консультационных групп специалистов для профессиональных консультаций (врач, непосредственно работающий с больным, может связаться с консультантом, приемные отделения могут направлять данные о клинических симптомах для принятия решений об объемах медицинской помощи);
- люди с ОРВИ вызывают врача на дом по телефону, больные легкой степени тяжести лечатся на дому, средней тяжести и тяжелые госпитализируются в специальные медицинские организации для больных с ОРВИ и внебольничными пневмониями;
- под специализированные стационары (для больных с подозрением на COVID-19) перепрофилируются отдельно стоящие соматические отделения или учреждения отдыха и оздоровления - санатории, базы отдыха), комплектуются медицинские бригады, в том числе из состава прикомандированного персонала, прорабатываются вопросы реанимационной помощи (оборудуется помещение с оборудованием или прорабатывается логистика быстрой доставки пациента в специализированный центр);
- под обсерваторы (для медицинского наблюдения за здоровыми лицами, например, прибывшими из-за рубежа или контактными при отсутствии условий "домашней изоляции") перепрофилируются любые учреждения в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора;
- обеспечивается наличие постоянного запаса медикаментов, СИЗ и дезинфицирующих препаратов;
- медицинские работники, имеющие риски инфицирования (персонал скорой медицинской помощи, инфекционных отделений, обсерваторов и специализированных отделений) обязательно применяет СИЗ, перчатки, костюмы, обследуется 1 раз в неделю на COVID-19 (ПЦР и ИФА), при наличии симптомов - изолируется на дому (по состоянию здоровья) с приемом средств экстренной профилактики (профилактическое лечение), при наличии поздних антител (IgG) обследование на COVID-19 не проводится;
- отработка и применение схем экстренной профилактики COVID-19 по схемам ОРВИ для контактных лиц и лиц из групп риска.
3.3.5. Лабораторная диагностика:
- лаборатории любой организационно-правовой формы проводят исследование на COVID-19 без выделения возбудителя (ПЦР, ИФА);
- проведение исследований, их объемы и результаты учитываются, анализируются и координируются Роспотребнадзором в соответствии с установленным порядком;
- положительные результаты подтверждаются в референс-центрах выборочно, в соответствии с определением Роспотребнадзора;
- результаты вносятся в электронные системы Роспотребнадзора для учета и передачи в медицинские организации;
Обязательному обследованию на COVID-19 подлежат:
- лица, прибывшие из-за рубежа с наличием симптомов инфекционного заболевания;
- контактные лица с больным COVID-19;
- лица с внебольничной пневмонией;
- медицинские работники, имеющие риск инфицирования (персонал скорой медицинской помощи, инфекционных отделений) 1 раз в неделю до появления IgG;
- лица старше 65-ти лет с ОРВИ;
- лица с ОРВИ, находящиеся в закрытых коллективах (интернаты, пансионаты для пожилых).
3.3.6. Эпидемиологическая тактика:
- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса, направленные на источник инфекции, на пути передачи и на восприимчивый организм;
- отслеживание контактов;
- разобщение;
- отработка очагов;
- дезинфекция;
- экстренная профилактика для контактных лиц и лиц из групп риска;
- отдельное направление - профилактика внутрибольничных инфекций.
3.4. В четвертой фазе распространения без прослеживания эпидемиологической связи (дополнительно к мерам в третьей фазе):
3.4.1. На транспортных узлах:
- прекращение международного и межрегионального транспортного сообщения, закрытие транспортных международных и междугородных узлов.
3.4.2. В городе (в населенном пункте):
- усиление режима ограничений (карантина): закрытие всех торговых точек, кроме продовольственных магазинов;
- режим "домашней изоляции" для всех, кроме определенных групп сотрудников;
- введение карантина (решением органов исполнительной власти на основании предписания (предложения) территориальных органов Роспотребнадзора.
3.4.3. Организация медицинской помощи:
- работа по "вызовам" на дом;
- госпитализация только тяжелых больных по медицинским показаниям.
3.4.4. Лабораторная диагностика:
- любыми лабораториями зарегистрированными тест-системами при координации Роспотребнадзора;
- в отношении медицинских работников обязательный тест на ИФА с целью определения сотрудников, которые имеют поздние IgG к COVID-19.
4.1. Выход из состояния жестких ограничительных мероприятий должен проходить постепенно и в обратном порядке введения.
При уменьшении прироста больных проводится постепенное снятие ограничений.
4.1.1. Территориальные органы Роспотребнадзора направляют рекомендации по соблюдению режима в адрес предприятий и организаций в условиях стабилизации ситуации, но при сохраняющихся рисках распространения COVID-19.
Руководитель |
А.Ю. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Роспотребнадзор подготовил методические рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19. Указаны действия, совершаемые на каждой фазе эпидпроцесса.
Из состояния жестких ограничений нужно выходить постепенно и в обратном порядке их введения.
Методические рекомендации MP 3.1.0173-20 "Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 21 апреля 2020 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", май 2020 г., N 14, в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, июнь 2020 г., N 2