В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 г. 780-З N 443-IV "О туристской деятельности в Республике Саха (Якутия)", в целях развития туризма в Республике Саха (Якутия):
1. Утвердить Концепцию развития туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Назначить координатором реализации Концепции Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в двухмесячный срок со дня принятия настоящего распоряжения разработать и представить в адрес Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) мастер-планы по развитию туристской отрасли в муниципальных образованиях, руководствуясь положениями настоящей Концепции.
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.
5. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Первый заместитель |
А. Колодезников |
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 28 апреля 2020 г. N 401-р
Концепция
развития туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы
1. Общие положения
Концепция развития туризма Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года", Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года", указами Главы Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2018 г. N 145 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)", от 16 декабря 2019 г. N 899 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы".
В настоящей Концепции конкретизированы стратегические ориентиры и основные задачи развития туризма на среднесрочный период.
Особое внимание уделяется внутреннему туризму, который рассматривается как одна из задач импортозамещения, а развитие въездного туризма является одним из перспективных путей решения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны.
Обновленные ориентиры позволят сформировать платформу отраслевой стратегической линии, согласно которой въездной и внутренний туризм в качестве катализатора социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) имеет стабильные перспективы стать высокодоходной отраслью народного хозяйства региона.
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Концепция
Наиболее актуальными проблемами, оказывающими негативное влияние на развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Саха (Якутия), являются:
1) отставание уровня развития туристской инфраструктуры от темпов роста туристского интереса к территории, включая транспортную инфраструктуру (устаревание парка туристских автобусов и круизных судов, недостаточное их количество для удовлетворения потребительского спроса особенно в пиковые сезоны с высокой интенсивностью туристского потока);
2) нехватка, а в ряде районов Республики Саха (Якутия) отсутствие средств размещения и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, их несоответствие современным мировым стандартам и потребностям туристов;
3) недостаточно интенсивное продвижение Республики Саха (Якутия) как привлекательного направления для туристов на межрегиональный и международный уровни;
4) недостаточное качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие нехватки профессиональных кадров, малоэффективная система учета показателей туристской отрасли.
Для дальнейшего развития в Республике Саха (Якутия) туристской отрасли предлагается применять комплексный (системный) подход для решения указанных проблем развития внутреннего и въездного туризма. Основным фактором в развитии туристской отрасли является государственная поддержка, направленная на создание материальной базы и туристской инфраструктуры, объектов туристского показа, системы подготовки кадров, организации межотраслевого и межведомственного взаимодействия, а также на создание средствами государственного регулирования благоприятных условий для становления и успешного развития отрасли, продвижения туристического имиджа региона средствами коммерческой и некоммерческой рекламы.
Основными принципами Концепции являются:
1) формирование стратегического географического каркаса, основанного на приоритетных видах туризма;
2) совершенствование и расширение применения механизмов поддержки бизнеса при реализации проектов в сфере туризма, а также применения принципов государственно-частного партнерства, что позволит решить задачи активизации инвестиционной деятельности в сфере туризма и формирования точки роста развития Республики Саха (Якутия), активизируя вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса;
3) совершенствование процедуры контроля и мониторинга, а также более широкое вовлечение представителей общественных организаций в механизмы контроля на всех этапах реализации Концепции;
4) комплексный подход к реализации мероприятий данной Концепции.
3. Цель, задачи и приоритеты Концепции
Цель развития туризма в Республике Саха (Якутия) - опережающее развитие индустрии гостеприимства с достижением показателя общего туристского потока - 214 тыс. человек к 2025 году.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) в 2018 году общий туристский поток (количество зарегистрированных в коллективных средствах размещения) (далее - КСР) составил 196,5 тыс. человек, из них 190,1 тыс. человек - российских и 6,5 тыс. человек - иностранных туристов.
Концепция разработана в качестве руководства в процессе осуществления деятельности следующими субъектами: потребителями туристских услуг, представителями бизнеса, представителями отрасли за пределами Республики Саха (Якутия), исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия), местными жителями, лидерами общественного мнения, объектами инфраструктуры и туристскими предприятиями.
Заинтересованными лицами отрасли туризма в Республике Саха (Якутия) являются следующие субъекты: туристы, туристские предприятия, предприятия инфраструктуры, местное население, общественные организации, исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия).
В основе развития туризма в Республике Саха (Якутия) лежат три корневых направления:
1. Холод. Метасообщение: Якутия - это вызов. Возможность проверить себя как в духовном, так и в физическом плане. Экстремальный холод и суровые условия, преодолев которые, человека ждет главный приз - лучшая версия себя.
2. Культура. Метасообщение: Якутия - это территория, сохранившая первозданные основы жизни, традиции, корни и исторические истины. Якутия сохранила современные знания до появления их интерпретации в современном мире.
3. Природные достопримечательности. Метасообщение: Якутия - это край, привлекающий красотой множества уникальных природных объектов, завораживающих величием и наполняющих жизненной энергией.
В основе Концепции лежит логика системы управления индустрией гостеприимства:
Продвижение ---- Желание поехать в регион
Инфраструктура ---- Выбор маршрута и способа
путешествия
Качество сервиса ---- Размещение в гостинице, питание
Подготовка экскурсовода и ---- Посещение достопримечательностей
поддержка народных ремесел и покупка сувениров
Для реализации системы управления индустрией гостеприимства ставятся следующие задачи:
задача 1. Продвижение республиканских туристских продуктов на межрегиональном и международном уровне;
задача 2. Формирование доступного туристско-рекреационного комплекса, включая транспортную инфраструктуру;
задача 3. Повышение качества сервиса за счет внедрения единого стандарта оказания услуг для всех участников туристской отрасли;
задача 4. Подготовка кадров в сфере туризма, производство сувенирной продукции.
Мероприятия задачи 1 направлены на формирование нового узнаваемого привлекательного образа Якутии как дестинации, формирование уникального туристического продукта и грамотную презентацию возможностей, выработку общих стандартов и координацию усилий для продвижения бренда.
Для реализации межрегионального проекта "Восточное кольцо России", объединяющего субъекты Российской Федерации, расположенные в пределах Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, Республикой Саха (Якутия) инициируется внедрение новых подходов к реализации проекта, планируется разработка новых туристских продуктов, адаптированных под новые тренды и запросы отрасли.
Мероприятия задачи 2 направлены на устранение отставания уровня развития туристской инфраструктуры от темпов роста туристского интереса к территории, включая транспортную инфраструктуру (устаревание парка туристских автобусов и круизных судов, недостаточное их количество для удовлетворения потребительского спроса особенно в пиковые сезоны с высокой интенсивностью туристского потока, отсутствие малой авиации).
В целях комплексного развития туризма в Республике Саха (Якутия) необходима выработка новых подходов к взаимодействию с муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия). Комплексное развитие инфраструктуры возможно в рамках реализации механизмов создания зон развития туризма (далее - ЗРТ). На первом этапе муниципальными образованиями готовится программа развития туризма, в рамках которой разрабатывается мастер-план развития дестинации. Мастер-план - это пространственное представление и составная часть программы туристического развития муниципального образования, основой которого является отображение на карте муниципального образования следующих элементов:
существующих мест туристического показа, туристического бизнеса и объектов туристической инфраструктуры;
существующих и туристических потоков в перспективе.
Зоны развития туризма - готовые "пакетные предложения" для инвесторов, включающие сформированный земельный участок, предоставляемый в аренду без проведения торгов, с готовой транспортной и инженерной инфраструктурой, интеграцией в концепцию развития туристско-рекреационной зоны.
В качестве мер поддержки потенциальных инвесторов ЗРТ возможно рассмотрение налоговых (снижение ставки налогов на прибыль, на землю, на имущество) и неналоговых (субсидии CAPEX на строительство гостиниц, создание объектов привлечения туризма, субсидии на благоустройство, субсидирование процентных ставок по кредитам на капитальные инвестиции).
Для повышения эффективности мероприятий по развитию туристской отрасли в Республике Саха (Якутия) считается целесообразным сформировать стратегический географический каркас, основанный на перспективных туристских проектах республики и территориальной приоритетной структуре развития инфраструктуры туризма в зависимости от действующих центров притяжения туристов. Реализация перспективных проектов должна быть основана на трех корневых направлениях развития туризма республики: холод, культура, природные достопримечательности.
В пространственном развитии туристской отрасли можно выделить проекты, обладающих высоким потенциалом расширения туристского предложения в экономических зонах Республики Саха (Якутия) - Центральной, Западной, Восточной, Южной и Арктической.
Центральная Якутия наиболее инфраструктурно обустроенная территория с диверсифицированной экономикой является центром проведения международных и всероссийских мероприятий: спортивных, культурных, деловых, научных, событийного туризма. За счет агломерационного эффекта, связывающего транспортно-логистические услуги, научно-образовательную деятельность, производство продукции, IT, алмазогранильное и ювелирное производство, здравоохранение, производство пищевой продукции, торговлю и финансовую деятельность, туризм получит динамичное и поступательное развитие.
Ключевые точки притяжения: г. Якутск - событийный туризм: Ысыах, фестивали "Зима начинается с Якутии", "Вкус Якутии"; туристические комплексы, музеи: Амгинский улус (район) - рыбалка и охота, Харама Хаята, Горный улус - Синские столбы, река Синяя (сплавы), Кобяйский улус (район)
- турбазы, рыбалка "куйур" и "мунха", пешие и водные маршруты, Таттинский улус - музейный комплекс "Черкех", Усть-Алданский улус (район) - Музей дружбы "Соттинцы", рыбалка, Хангаласский улус - парк "Ленские столбы", туристический комплекс "Орто-Дойду", спортивно-развлекательный комплекс "Техтюр", ледник "Булуус", водопады "Курулуур", скалы "Турук Хайа", бизонарий "Усть Буотама", песчаные дюны Тукуланы.
Опорной точкой развития промышленного туризма в Западной Якутии является Мирнинский район. Наличие регулярных рейсов по маршруту Москва - Мирный, аэропорта, гостиниц, обустроенных для посещения туристами, объектов показа являются основополагающими для создания конкурентоспособного туристского продукта. Ключевая точка притяжения - кимберлитовая трубка "Мир".
Туризм в Восточной Якутии представлен в Оймяконском улусе (районе), привлекающем не только туристов, но и российские и международные средства массовой информации, блогеров, экстремалов со всего мира, научные и исследовательские центры, а также участников экспедиций в коллаборации с производителями для проведения испытаний техники, экипировки и снаряжения. Развитие инфраструктуры Оймяконского улуса (района) будет основано на эффекте ключевого сообщения, что Якутия - это возможность проверить себя как в духовном, так и в физическом плане: создание соответствующей туристской инфраструктуры по маршруту следования: в Чурапчинском, Таттинском, Томпонском, Оймяконском районах; установка знаков туристской навигации, строительство санитарных зон, кемпингов, пунктов питания. Ключевая точка притяжения - Полюс холода.
Южная Якутия обладает круглогодичной транспортной доступностью, обеспечивающей постоянную надежную связь с другими регионами страны и создающая условия для развития промышленного и спортивно-оздоровительного туризма. Опорными точками развития являются комплексы угледобывающих компаний, горнолыжные базы и минеральные источники. Наличие регулярных рейсов по маршруту Москва - Нерюнгри, номерного фонда, реконструкция аэропорта позволяют констатировать перспективность развития туризма. Ключевые точки притяжения - Нерюнгринский район: промышленный туризм (ООО "УК Колмар", АО ХК "Якутуголь"), туристическая база "Нахот", горнолыжная база, поселение эвенков в Иенгринском наслеге; Алданский район: горнолыжная база.
Арктическая территория Якутии имеет уникальный потенциал для развития туризма. На сегодняшний день популярностью пользуются: речные круизы по маршруту Якутск - Тикси - Якутск, трофейная охота и рыбалка, туры к священным горам Кисилях. Потенциал направления может быть существенно расширен за счет развития инфраструктуры (реконструкция аэропортов, взлетно-посадочных полос, ремонт автомобильных дорог, строительство объектов размещения). Одним из перспективных направлений являются туры "Наблюдение за северным сиянием", "Знакомство с культурой народов Севера". Ключевые точки притяжения - Верхоянский район: горы Кисилях; Жиганский национальный эвенкийский район: рыбалка; Булунский улус (район): круиз Якутск - Тикси - Якутск, рыбалка и охота, северное сияние; Момский район: пешие маршруты и сплавы.
Такой подход позволит концентрировать усилия на поддержке именно тех районов и объектов, где имеется высокий потенциал развития конкретного вида приоритетного туризма в соединении с действующими центрами притяжения туристов.
Решение задачи 3 будет реализовано за счет разработки и внедрения проектов "Гостеприимная Якутия" и "Знаковые впечатления о Якутии", связанных с приведением к единым стандартам качества предоставления услуг для объектов индустрии туризма и созданием туристских продуктов, соответствующих концепции единого бренда Якутии.
Задача 4 будет достигнута за счет разработки общей системы подготовки гидов-экскурсоводов и инструкторов-проводников, а также аккредитации, разработки образовательных программ и программ повышения квалификации. Механизмом развития производства сувенирной продукции станет внедрение мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере производства изделий народных художественных промыслов.
4. Оценка социально-экономической эффективности Концепции
Реализация Концепции позволит создать условия для комплексного развития внутреннего и въездного туризма в Республике Саха (Якутия).
В результате выполнения мероприятий Концепции туристско-рекреационный комплекс Республики Саха (Якутия) получит существенное развитие, повысится качество туристских услуг, а также будет решена задача продвижения туристского продукта Республики Саха (Якутия) на мировом и внутреннем рынках.
Совокупный эффект от реализации мероприятий Концепции можно рассматривать как сочетание имиджевого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов.
Имиджевый эффект предусматривает формирование образа Республики Саха (Якутия) как региона, благоприятного для туризма. Концепция не только создает условия для продвижения туристского продукта Республики Саха (Якутия) на мировом и внутреннем рынках, но также способствует развитию экономических и культурных связей Республики Саха (Якутия) с другими странами, улучшает мнение мировой общественности о регионе и стране в целом.
Предполагаемый экономический эффект состоит в увеличении внутреннего спроса на туристский продукт, росте валового внутреннего продукта и улучшении платежного баланса республики за счет развития въездного туризма, сокращения выездного туристского потока в результате развития внутреннего туризма. Экономический эффект также связан с укреплением экономической безопасности за счет создания стабильно прибыльной отрасли, связанной с развитием несырьевой экспортно-ориентированной экономики.
Подход, связанный с развитием районов и объектов, где имеется высокий потенциал развития конкретного вида приоритетного туризма, в условиях ограниченных ресурсов станет одной из мер по реализации эффективного управления территорией республики.
Бюджетный эффект от реализации Концепции выражается в предполагаемых поступлениях в бюджет Республики Саха (Якутия) в процессе и по результатам реализации мероприятий Концепции. Бюджетные поступления предполагаются за счет увеличения налоговых отчислений от развития и создания объектов туристской инфраструктуры и работы организаций сферы туризма. Бюджетная экономия возникает в результате повышения эффективности государственных инвестиций за счет мультипликативного эффекта и привлечения частных инвесторов, а также за счет экономии в связи с повышением занятости населения и экономическим развитием регионов.
В I квартале 2020 года осуществлен анализ по выбранным системам и объектам налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей сферы туризма Республики Саха (Якутия).
Согласно проведенному анализу (таблица 1), из 43 опрошенных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту - СМП) сферы внутреннего и въездного туризма:
32 ед. (74,4%) - применяют упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы - расходы";
8 ед. (18,6%) - применяют упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы";
2 ед. (4,7%) - применяют общую систему налогообложения; 1 ед. (2,3%) - применяют единый налог на вмененный доход.
Таблица 1
Сведения о выбранной системе и объектах налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями сферы туризма Республики Саха (Якутия)
Количество СМП |
|
в том числе применяют: |
|||||||
УСН |
ОСНО |
ЕНВД |
|||||||
доходы, ед. |
% |
доходы - расходы, ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
||
Всего опрошено, ед. |
43 |
8 |
18,6 |
32 |
74,4 |
2 |
4,7 |
1 |
2,3 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г. Якутск, промышленные районы |
15 |
1 |
6,7 |
2 |
13,3 |
2 |
13,3 |
0 |
0 |
Центральная, заречная, вилюйская, северо-западная северо-восточная группа, районов |
20 |
2 |
10,0 |
17 |
85,0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Арктика и Север |
8 |
5 |
62,5 |
3 |
37,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Опросом установлено, что из 43 опрошенных СМП сферы внутреннего туризма:
23 ед. (53%) - зарегистрированы с ОКВЭД "Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма";
11 ед. (25,6%) - зарегистрированы с ОКВЭД "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания";
6 ед. (13,9%) - зарегистрированы с ОКВЭД "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений";
3 ед. (6,9%) - зарегистрированы с ОКВЭД "Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания", "Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе", "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта".
По данным Управления федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия), налог, взимаемый с налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей сферы внутреннего туризма, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, за период 2017 - 2019 годов составил 14 957,0 тыс. рублей, в том числе за 2017 год - 4 829 тыс. рублей, за 2018 год - 5 554 тыс. рублей, за 2019 год - 4 574 тыс. рублей. Среднегодовое значение взимаемых налогов - 4 985,67 тыс. рублей.
Аналогичным образом, налог, взимаемый с налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей сферы внутреннего туризма, выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы", за период 2017 - 2019 годов, составил 4 698,0 тыс. рублей, в том числе за 2017 год - 1 224 тыс. рублей, за 2018 год - 1 991 тыс. рублей, за 2019 год - 1 483 тыс. рублей. Среднегодовое значение взимаемых налогов с данной категории налогоплательщиков - 1 566,0 тыс. рублей.
Таким образом, общая среднегодовая сумма налога, взимаемого с налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей сферы внутреннего туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения (74,4% от общего числа СМП сферы внутреннего туризма), составляет 6 551,67 тыс. рублей.
Бюджетный эффект за счет увеличения налоговых отчислений от организаций сферы туризма Республики Саха (Якутия) с учетом среднегодового значения индекса потребительских цен (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 июня 2018 г. N 276 "Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу") оценочно за период 2020 - 2024 годов составит 33 983,52 тыс. рублей, в том числе по годам:
2020 г. - 6 748,22 тыс. руб.;
2021 г. - 6 794,08 тыс. руб.;
2022 г. - 6 813,74 тыс. руб.;
2023 г. - 6 813,74 тыс. руб.;
2024 г. - 6 813,74 тыс. руб.
Экологический эффект Концепции объясняется тем, что ее мероприятия направлены на развитие сегмента организованного туризма, особенно на особо охраняемых природных территориях, с находящимися под угрозой исчезновения объектами животного и растительного мира, а также на воспроизводство эндемичных видов животных и растений. Механизм организованного туризма и создания альтернативных мест притяжения туристского интереса будет способствовать снижению антропогенной нагрузки на природные территории, а соответственно улучшению экологической ситуации.
Социальный эффект проявляется в создании условий для улучшения качества жизни граждан за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также в решении социальных проблем за счет создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения. Реализация Концепции позволит решить ряд важных социальных задач, связанных с удовлетворением потребностей различных категорий граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья и приобщении к культурным ценностям, а также с патриотическим воспитанием молодого поколения страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2020 г. N 401-р "О Концепции развития туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы"
Вступает в силу с 28 апреля 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 апреля 2020 г., в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 30 апреля 2020 г. N 17
Настоящий документ снят с контроля