Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 17 апреля 2020 г. N 3.8-04/1247
на проект федерального закона N 941413-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 апреля 2020 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 11 апреля 2020 года с наименованием "О внесении изменения в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и принят 14 апреля 2020 года в первом чтении, 17 апреля 2020 года во втором и в третьем чтениях. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.
Федеральный закон направлен на снижение издержек налогоплательщиков, обусловленных борьбой с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - коронавирусная инфекция).
Федеральным законом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) доходы в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения коронавирусной инфекцией, источником финансового обеспечения которой являются бюджетные ассигнования федерального бюджета.
Субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие деятельность в определяемых Правительством Российской Федерации отраслях российской экономики, пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций и НДФЛ с доходов в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением указанной инфекции.
Также для расчета налогоплательщиками налога на прибыль организаций предлагается к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, отнести расходы на приобретение средств индивидуальной защиты, тест-систем для диагностики и медицинского оборудования для диагностики (лечения) коронавирусной инфекции. Перечень таких средств, тест-систем и оборудования будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Кроме того, раскрывается перечень относимых к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, на гражданскую оборону, на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, а также расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. К таким расходам отнесены расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Федеральным законом плательщикам налога на прибыль организаций в 2020 году предоставляется право перейти до окончания налогового периода 2020 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. При этом изменение порядка исчисления авансовых платежей должно быть отражено в учетной политике организации, и налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации.
Для плательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или упрощенную систему налогообложения, Федеральным законом предусматривается уменьшение полученных ими доходов на расходы по дезинфекции помещений и приобретению приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Кроме того, его положения будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Первый заместитель |
И.Н. Каграманян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.