Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
городского округа Жуковский
от 26 февраля 2020 г. N 244
Положение
о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
I. Общие положения
1. Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Положение) устанавливает последовательность действий при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов городского округа Жуковский (далее - антикоррупционная экспертиза) в целях выявления в них коррупциогенных факторов и последующего их устранения.
2. Антикоррупционная экспертиза заключается в деятельности, направленной на выявление в нормативных правовых актах муниципального образования городского округа Жуковский (далее - нормативные правовые акты) и их проектах положений, способствующих созданию условий для возникновения коррупциогенных факторов, оценку степени их коррупциогенности, подготовку заключения по результатам антикоррупционной экспертизы с разработкой рекомендаций, направленных на устранение коррупциогенных факторов.
3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
и) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
к) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
5. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы каждая норма нормативного правового акта или положение проекта нормативного правового акта подвергается экспертизе.
6. Антикоррупционная экспертиза осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Методика).
7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится Правовым управлением Администрации городского округа Жуковский (далее - Правовое управление) одновременно с осуществлением правовой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
8. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении правовых актов Главы городского округа Жуковский и Администрации городского округа Жуковский и их проектов.
9. Не подлежат антикоррупционной экспертизе нормативные правовые акты в отношении отмененных или признанных утратившими силу нормативных правовых актов, также в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти нормативные правовые акты не вносились изменения.
II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов
10. При направлении проекта нормативного правового акта на антикоррупционную экспертизу исполнитель по данному проекту (далее - исполнитель) прикладывает к нему пояснительную записку, подписанную руководителем органа - разработчика проекта нормативного правового акта (далее - разработчик) и документы, в соответствии с которыми или во исполнение которых он подготовлен.
Пояснительная записка содержит:
а) наименование проекта нормативного правового акта;
б) перечень положений (статей, пунктов) нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Московской области, нормативных правовых актов городского округа Жуковский, регулирующих соответствующие правоотношения и позволяющих установить правомерность принятия нормативного правового акта;
в) дату публикации проекта нормативного правового акта на официальном сайте Администрации городского округа Жуковский www.zhukovskiy.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
11. Проекты нормативных правовых актов передаются в Правовое управление с приложением всех документов, в соответствии с которыми или во исполнение которых они подготовлены. Поступившие на антикоррупционную экспертизу нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов регистрируются в течение одного рабочего дня с момента поступления в журнале учета проектов нормативных правовых актов в электронной форме. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов без приложения указанных документов не проводится, проекты возвращаются исполнителю.
12. Антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта проводится Правовым управлением в течение семи рабочих дней со дня его поступления. Исполнитель привлекается для дачи пояснений по проекту.
13. По результатам антикоррупционной экспертизы специалистом Правового управления, проводившим антикоррупционную экспертизу, составляется заключение по форме согласно приложению к настоящему Положению.
14. В случае выявления коррупциогенных факторов при проведении антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта в заключении отражается их содержание.
15. Коррупциогенные факторы проекта нормативного правового акта, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются исполнителем на стадии доработки проекта нормативного правового акта.
16. Разработчик проекта нормативного правового акта обязан устранить выявленные в ходе антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы и повторно представить проект нормативного правового акта с прилагающимися к нему документами в Правовое управление.
17. В случае внесения разработчиком в проект нормативного правового акта изменений после проведения антикоррупционной экспертизы проект нормативного правового акта подлежит повторной антикоррупционной экспертизе в порядке и сроки, установленные Положением для проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
18. Разработчик направляет прокурору города Жуковского проекты нормативных правовых актов в срок, не позднее, чем за десять рабочих дней до их подписания Главой городского округа Жуковский по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
19. Выявленные в актах (проектах актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
20. Требование прокурора об изменении акта (проекта акта) подлежит обязательному рассмотрению разработчиком не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. О результатах рассмотрения требования об изменении акта (проекта акта) незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.
21. Требование прокурора об изменении акта (проекта акта) может быть обжаловано в установленном порядке.
III. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
22. Основаниями для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов являются:
результаты мониторинга применения муниципальных правовых актов;
распорядительный документ Главы городского округа Жуковский, Администрации городского округа Жуковский.
23. По результатам антикоррупционной экспертизы специалистом Правового управления, проводившим антикоррупционную экспертизу, составляется заключение по форме согласно приложению к Положению.
24. В случае выявления коррупциогенных факторов при проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта в заключении отражается их содержание.
25. Орган местного самоуправления, принявший нормативный правовой акт, на основании полученного заключения вносит соответствующие изменения в нормативный правовой акт либо признает положения данного акта недействующими.
26. Копии заключений по результатам антикоррупционной экспертизы направляются в уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Московской области в качестве дополнительных сведений к нормативным правовым актам, подлежащим включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Московской области.
IV. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов
27. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, в соответствии с Методикой.
28. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
4) международными и иностранными организациями;
5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
29. В отношении проектов нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
30. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчик размещает проекты нормативных правовых актов на официальном сайте Администрации, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, а также информации об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
31. Срок с даты начала до даты окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не может быть менее семи календарных дней.
32. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
33. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком, которому оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.