В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5, пунктом 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемый порядок обеспечения государственных гарантий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции и полномочия учредителя профессиональных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), реализовать мероприятия по обеспечению государственных гарантий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Балабкину О.В.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Первый заместитель |
А. Колодезников |
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 апреля 2020 г. N 93
Порядок
обеспечения государственных гарантий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок предоставления государственных гарантий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья разработан в соответствии с Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г. 1401-З N 359-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)", распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2018 г. N 611-р "Об утверждении Концепции развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и Комплексного плана мероприятий по развитию среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года".
1.2. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья осуществляется профессиональными образовательными организациями с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
1.3. Профессиональная образовательная организация создает специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
1.5. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. При получении среднего профессионального образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.
1.6. Профессиональная образовательная организация организует сбор сведений об обучающихся инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает их систематический учет на этапах поступления, обучения, трудоустройства. Основными источниками сведений являются: приемная комиссия, учебная часть, информация, полученная социальным педагогом, а также специализированный учет, осуществляемый профессиональной образовательной организацией.
При сборе указанных сведений должно быть получено согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.
2. Порядок формирования кадрового обеспечения процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
2.1. Для обеспечения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях формируется соответствующее кадровое обеспечение.
При необходимости с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья привлекаются специалисты: психолог (педагог-психолог, специальный психолог), социальный педагог (социальный работник), тьютор, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения, сурдопедагог, сурдопереводчик, тифлопедагог и другие необходимые специалисты.
2.2. Дополнительная подготовка педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека.
Педагогические работники должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и учитывать их при организации образовательного процесса. С этой целью в программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки педагогических кадров необходимо включение модуля по осуществлению инклюзивного образования.
3. Особенности работы приемной комиссии образовательной организации
3.1. В приемной комиссии образовательной организации, осуществляющей прием граждан по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, должен быть определен специалист, ответственный за сопровождение абитуриентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на этапе поступления в профессиональную образовательную организацию.
3.2. На сайте профессиональной образовательной организации в сети Интернет должен быть создан специальный раздел (страница), отражающий наличие в образовательной организации специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Особенности поступления в профессиональные образовательные организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются правилами приема в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.
3.4. В соответствии с перечнем вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, утверждаемым Министерством просвещения Российской Федерации, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих.
3.5. Зачисление на обучение по адаптированной образовательной программе осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья на основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен перевод обучающегося инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья на адаптированную образовательную программу в процессе обучения.
3.6. Инвалид при поступлении на адаптированную образовательную программу должен предъявить индивидуальную программу реабилитации - абилитации инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда. Лицо с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на адаптированную образовательную программу должно предъявить заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащей информацию о необходимых специальных условиях обучения.
4. Создание и организация безбарьерной среды
4.1. Создание безбарьерной среды в профессиональной образовательной организации должно учитывать потребности лиц с нарушениями зрения, нарушениями слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4.2. Территория учреждения должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Требуется обеспечить доступность путей движения, наличие средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастную окраску дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.
4.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
4.3.1. Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха.
4.3.2. Наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля (рельефно-точечного шрифта), электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ - синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями зрения.
4.3.3. Наличие компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для лиц с ограниченными возможностями здоровья, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4.4. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается профессиональной образовательной организацией самостоятельно на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности и в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, их индивидуальных возможностей.
4.5. В рамках адаптированной образовательной программы реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по специальности. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения практики устанавливается профессиональной образовательной организацией самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
4.6. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации профессиональная образовательная организация создает фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценивать достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Формы проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для прохождения промежуточной аттестации.
4.7. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального учебного плана могут предусматриваться различные варианты проведения занятий: в учебной группе, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.8. Использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека.
4.9. Обеспечение сочетания онлайн- и офлайн-технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.10. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
4.11. Оснащение профессиональных образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными нарушениями функций организма человека.
4.12. Формы и порядок проведения (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по образовательным программам.
4.13. Государственные экзаменационные комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.
4.14. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.
4.15. По окончании обучения выпускники-инвалиды и выпускники с ограниченными возможностями здоровья должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов деятельности. Введение каких-либо дифференциаций и ограничений в адаптированные образовательные программы в отношении профессиональной деятельности выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья не допускается.
4.16. Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве, в том числе при получении ими профессионального образования осуществляется во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц (по согласованию). Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 апреля 2020 г. N 93 "Об утверждении порядка обеспечения государственных гарантий получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья"
Вступает в силу с 11 мая 2020 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 апреля 2020 г., в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 8 мая 2020 г. N 18