Предисловие
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II".
2 Внесен Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 06.02.2018 N 366-р
4 Имеет рекомендательный характер.
5 Введен впервые.
1 Область применения
Настоящая отраслевая дорожная методика (далее - ОДМ) содержит технические рекомендации по установлению гарантийных сроков и сроков службы отдельных конструктивных элементов, законченных строительством и реконструкцией, а также затронутых капитальным ремонтом, ремонтом и работами, выполненными в рамках сверхнормативного содержания мостовых сооружений, требования к параметрам технического состояния и характеристикам конструктивных элементов мостовых сооружений в период действия гарантийных обязательств подрядными организациями.
ОДМ распространяется на мостовые сооружения на автомобильных дорогах федерального значения после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и работ, выполненных в рамках сверхнормативного содержания. ОДМ может быть также рекомендован к применению на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального значения и на других автомобильных дорогах.
Рекомендации предназначены для использования органами управления автомобильными дорогами общего пользования (далее - заказчик) и подрядных организаций (далее - подрядчик), выполняющих работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах.
Настоящий документ следует использовать в соответствие с правилами применения документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации"
Федеральный закон от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности сооружений"
Федеральный закон от 26 июня 2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
Федеральный закон от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
Федеральный закон от 08 октября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "8 ноября 2007"
ГОСТ 9.104-79 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 9.401-91 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов
ГОСТ 9.407-2015 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида
ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии
ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) Управление качеством продукции Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 20911-89 Межгосударственный стандарт. Техническая диагностика. Термины и определения
ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры
ГОСТ 27750-88 Контроль неразрушающий. Покрытия восстановительные. Методы контроля толщины покрытий
ГОСТ 31384-2008 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования
ГОСТ 327550-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ
ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 33078-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием
ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения ровности
ГОСТ Р 50597 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ГОСТ 31993-2013 Материалы лакокрасочные. Определение толщины покрытия
ГОСТ 33161-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52398-2005 Национальный стандарт Российской Федерации. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения
ГОСТ Р 54809-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля
СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы (актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*)
СП 46.13330.2012 Мосты и трубы (актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91)
СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакции СНиП 3.06.03-85)
СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний (актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86)
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 гарантийные обязательства: Обязательства подрядчика, в соответствии с которыми он на свой риск и за свой счет должен выполнить все необходимые действия для устранения недопустимого состояния КЭМС, возникшее в период действия гарантийного срока по вине подрядчика.
3.2 гарантийный паспорт: Документ в составе исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию МС, в котором указаны характеристика объекта, гарантийные сроки конструктивных элементов МС и требования к техническому состоянию в период действия гарантийных обязательств.
3.3 гарантийный срок (период): Период времени эксплуатации, в течение которого подрядная организация по обоснованным претензиям заказчика обязана за счёт собственных средств устранить дефекты на гарантийном объекте, возникшие по его вине.
3.4 покрытие: Верхний слой одежды мостового полотна, обеспечивающий транспортно-эксплуатационные характеристики проезжей части, подвергающийся непосредственному воздействию нагрузки от транспортных средств, окружающей природной среды и техногенных воздействий.
3.5 вид дефекта: Классификационная группа, сформированная по общности одного или нескольких признаков (причин появления, механизма образования, внешних проявлений и других признаков, кроме классификации по возможным последствиям и качественной оценки предполагаемого ущерба от данного дефекта).
3.6 визуальный контроль (визуальное обследование):
Органолептический контроль, осуществляемый органами зрения.
3.7 глубина колеи: Параметр колеи, определяемый расстоянием по вертикали от дна колеи до нижней грани трехметровой рейки, установленной поперек колеи.
3.8 дефект в мостовом сооружении (дефект): Каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении установленным требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.9 деградационный дефект: Дефект, главной причиной появления и развития которого является агрессивное воздействие внешней среды.
3.10 диагностика мостовых сооружений: Особый тип обследования искусственных сооружений, выполняемый по установленному алгоритму технического диагностирования, включающему процедуру получения на натурных объектах данных о местоположении, особенностях конструкции, технических параметрах и дефектах сооружения, оценку технического состояния и составление технического паспорта, а также внесение при необходимости этих данных в автоматизированную информационную систему по искусственным сооружениям (АИС).
3.11 измерение: Совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины в натуре.
3.12 индикатор состояния: Численное значение транспортно-эксплуатационных характеристик конструктивных элементов автомобильной дороги (КЭАД), элементов мостового полотна и технических средств организации дорожного движения (ТСОДД), изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий, работ по содержанию и других факторов.
3.13 исправное состояние: Состояние, при котором объект соответствует всем требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.14 карбонизация бетона: Процесс взаимодействия цементного камня с двуокисью углерода, приводящий к изменению структуры самого цементного камня и к снижению щелочности бетона (уменьшению показателя рН раствора в порах бетона).
3.15 категория дефекта: Классификационная группа, отражающая значимость данного дефекта по комплексному риску, влиянию на основные показатели технического состояния, а также отражающая качественную оценку предполагаемого ущерба от данного дефекта.
Примечание - В мостовых сооружениях различают несущественные, малозначительные, значительные, опасные и критические дефекты.
3.16 конструкция: Часть МС, состоящая из конструктивно объединенных элементов, выполняющая определенные функции (несущие, ограждающие, защитные и (или) другие).
3.17 конструктивный элемент мостового сооружения (КЭМС): Элемент конструкции МС, имеющий определенное функциональное назначение: покрытие мостового полотна, балка пролетного строения, ригель опоры, и др.
3.18 критический отказ в мостовом сооружении: Отказ конструкции или ее элемента, который может привести к тяжелым последствиям: травмированию людей, значительному материальному ущербу или неприемлемым экологическим последствиям, тяжесть которых в пределах данного анализа признана недопустимой и требует принятия специальных мер по снижению вероятности данного отказа и/или возможного ущерба, связанного с его возникновением.
3.19 мостовое полотно: Система элементов, расположенных на пролетном строении, и предназначенных для обеспечения комфортности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с поверхности покрытия ездового полотна, тротуаров и сопряжений с подходами.
3.20 мостовое сооружение: Искусственное сооружение, состоящее из одного или нескольких пролетных строений, опор и других конструкций, предназначенное для пропуска различных видов транспорта и пешеходов, а также водотоков, селей, скота, коммуникаций различного назначения, порознь или в различных комбинациях над естественными или искусственными препятствиями.
Примечание - К искусственным препятствиям относятся искусственные водоемы, водные каналы, автомобильные и железные дороги, другие инженерные сооружения, а также территории предприятий, городские территории, через которые проходит автомобильная дорога.
3.21 недопустимое состояние КЭМС: Состояние КЭМС, при котором параметры технического состояния находятся на недопустимом уровне и/или имеются недопустимые локальные дефекты, что приводит к существенному снижению уровня безопасности, долговечности, грузоподъемности МС, комфортности дорожного движения.
3.22 нормативный срок службы: Срок службы КЭМС, заданный Заказчиком в техническом задании в соответствии с установленными требованиями. Нормативный срок службы указывается в проектной документации.
3.23 обследование мостового сооружения: Контроль технического состояния, осуществляемый согласно нормативным требованиям с целью выявления уровня технического состояния, разработки рекомендаций по устранению и предупреждению возникновения дефектов, дальнейшей эксплуатации, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции МС или в других целях.
3.24 повреждение: Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния при сохранении работоспособного состояния. Результатом одного или нескольких повреждений или результатом накопления повреждений является образование эксплуатационного дефекта (или дефектов).
3.25 покрытие: Верхний слой одежды мостового полотна, обеспечивающий транспортно-эксплуатационные характеристики проезжей части, подвергающийся непосредственному воздействию нагрузки от транспортных средств, окружающей природной среды и техногенных воздействий.
3.26 пролетное строение: Система, состоящая из конструктивно объединенных элементов, перекрывающая всё пространство или его часть между двумя или несколькими опорами, предназначенная для восприятия нагрузок от мостового полотна, собственного веса, транспортных средств и пешеходов и передачи нагрузок на опоры. Пролетные строения относят к основным несущим конструкциям МС.
3.27 расчетный срок службы: Принимаемый на стадии проектирования или принимаемый в период эксплуатации по состоянию на момент обследования период эксплуатации конструктивного элемента или конструкции от ввода в эксплуатацию до достижения предельного состояния, требующего прекращения эксплуатации и реконструкции.
3.28 расчетный ресурс конструкции: Суммарное число приложений расчетной нагрузки на конструкцию за расчетный срок службы.
3.29 скрытый дефект: Дефект, не поддающийся обнаружению способами визуального обследования.
3.30 система водоотвода: Совокупность конструкций и элементов, предназначенных для удаления воды с МС.
3.31 слой износа: Верхний слой покрытия или защитный слой при его наличии, непосредственно подвергающийся воздействию колес автомобилей и атмосферных факторов. При отсутствии защитного слоя, верхний слой покрытия, непосредственно подвергающийся воздействию колес автомобилей и атмосферных факторов, является слоем износа. В этом случае слой износа учитывается в расчете прочности дорожной одежды, с учетом величины максимально допустимой поперечной неровности по требованию действующих нормативных документов. Слой износа подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.
3.32 срок службы защитного покрытия: Срок, в течение которого защитное лакокрасочное покрытие сохраняет заданные свойства.
3.33 строительный дефект: Дефект, допущенный в период строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта или работ сверхнормативного содержания.
Примечание - строительные дефекты могут быть как скрытыми, так и быть выявленными в период эксплуатации.
3.34 технические средства организации дорожного движения: Комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги;
3.35 техническое состояние мостового сооружения: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств МС, характеризуемая в определенный момент времени показателями, параметрами, установленными в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации на объект.
Примечание - Состояние МС характеризуется тем, что описывает переменные свойства объекта.
3.36 эксплуатационный дефект: Дефект, возникший в период эксплуатации МС.
Остальные термины с соответствующими определениями приняты в соответствии с ГОСТ 15467-79, ГОСТ 20911-89, ГОСТ 25866-83, Гражданским кодексом Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 N 190-ФЗ, Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ, Федеральными законами "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ, "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем ОДМ применены следующие обозначения и сокращения:
АБДМ ФДА: Автоматизированная система управления и обработки информации по искусственным дорожным сооружениям Федерального дорожного агентства.
АКП: Антикоррозионное покрытие.
ДШ: Деформационный шов.
ИД: Исполнительная документация.
КЭМС: Конструктивный элемент мостового сооружения.
КЭАД: Конструктивный элемент автомобильной дороги.
МС: Мостовое сооружение.
ОДМ: Отраслевой дорожный методический документ.
ПИР: Проектно-изыскательские работы.
ППР: Планово-профилактические работы.
ПС: Пролетное строение
СМР: Строительно-монтажные работы.
ТСОДД: Технические средства организации дорожного движения.
и др.: и другие.
5 Общие положения
5.1 ОДМ направлены на реализацию положений Распоряжения Министерства Транспорта Российской Федерации от 07.05.2003 N ИС-414-р "О введении в действие гарантийных паспортов на законченные строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильные дороги и искусственные сооружения на них". В рекомендациях приведены гарантийные сроки пролетных строений, мостового полотна, опор, оснований дорожной одежды, слоёв покрытий, дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных ограждений, сигнальных столбиков, включая прогнозные значения индикаторов состояния дорожных покрытий автомобильных дорог и ТСОДД по годам действия гарантийных обязательств.
5.2 Проектная организация при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или ремонт мостовых сооружений включает в состав проектной документации гарантийные сроки КЭМС в соответствии с принятыми проектными решениями и условиями эксплуатации.
Проектная документация утверждается главным инженером проекта, которая должна соответствовать ГОСТам, техническим регламентам и подтверждать требования к основным технико-эксплуатационным показателям мостовых сооружений в течение проектного срока службы [1, 2].
5.3 На стадии размещения заказов на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту в гарантийном паспорте указываются гарантийные сроки КЭМС.
Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон нормативных правовых актов [1, 3] и технических документов[2], за не достижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, а также за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Государственным контрактом предусматриваются гарантийные обязательства подрядчика устранять недопустимое состояние КЭМС за счет собственных средств в течение всего гарантийного периода.
В течение всего гарантийного срока недопустимые локальные повреждения КЭМС устраняются подрядчиком при их возникновении в сроки предусмотренные ГОСТ Р 50597.
5.4 В государственных контрактах на сверхнормативное содержание МС предусматривают гарантийные обязательства подрядчика на выполняемые планово-профилактические работы (ППР).
Окончание срока действия контракта на содержание МС не означает прекращения действия гарантийных обязательств подрядчика.
5.5 При завершении работ в соответствии с ГОСТ 32755-2014 Подрядчик предоставляет рабочей комиссии гарантийный паспорт по установленной форме. Гарантийный паспорт является документом, в котором подрядчик принимает на себя обязательства устранять дефекты, возникшие по его вине в течение гарантийных периодов, указанных в гарантийном паспорте.
Типовая форма гарантийного паспорта на законченное (строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом, ППР, КЭМС, ТСОДД и др.) мостовое сооружение приведена в приложении Г.
5.6 Заказчик в период действия гарантийных сроков выполняет работы по инструментальной оценке фактического технического состояния с выявлением недопустимых локальных дефектов КЭМС.
Периодичность инструментальных проверок выполняется при осуществлении дорожной деятельности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов [1, 3] и технических документов [2].
5.7 В случае выявления дефектов отдельных конструктивных элементов МС в пределах гарантийного периода, возникших по вине подрядчика, гарантийный период на этот конструктивный элемент или часть сооружения устанавливается вновь в соответствии с государственным контрактом с момента (даты) завершения работ по устранению дефекта и оформляется соответствующим актом. Продолжительность проведения работ по устранению выявленных дефектов не засчитывается в гарантийный срок. Согласно Гражданскому кодексу РФ течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает подрядчик.
5.8 При возникновении разногласий между заказчиком и подрядчиком в результатах оценки состояния КЭМС, а также причин возникновения недопустимого состояния и недопустимых дефектов, проводят независимую экспертизу.
5.9 Если в результате экспертизы установлено, что недопустимое состояние КЭМС возникло не по вине подрядчика, то подрядчик освобождается от гарантийных обязательств.
5.10 Истечение гарантийного срока эксплуатации, либо завершение эксплуатации объекта в пределах гарантийной наработки означает прекращение гарантий подрядчика.
5.11 Заказчик имеет право применить гарантийные обязательства к индикаторам состояния КЭМС, приведенным в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Перечень индикаторов состояния для применения гарантийных обязательств.
Конструктивный элемент |
Транспортно-эксплуатационная и техническая характеристика |
Индикаторы состояния |
Покрытие асфальтобетонное и цементобетонное на проезжей части мостового сооружения |
Продольная ровность |
Международный показатель ровности |
Поперечная ровность |
Глубина колеи |
|
Сцепные качества |
Коэффициент сцепления |
|
Продольный профиль |
Угол перелома продольного профиля |
|
Величина уклонов проезжей части |
Продольный уклон |
|
Поперечный уклон | ||
Геометрическая сумма уклонов продольного и поперечного | ||
Знаки дорожные, установленные перед мостовыми сооружениями |
Видимость в темное время суток |
Коэффициент световозвращения (для знаков со световозвращающей поверхностью) Средняя яркость элементов изображения (для знаков с внутренним освещением) Освещенность поверхности изображения (для знаков с внешним освещением) |
Видимость в светлое время суток |
Коэффициент яркости |
|
Различимость цветного изображения |
Координаты цветности |
|
Разметка дорожная на мостовом сооружении |
Видимость в темное время суток |
Коэффициент световозвращения |
Видимость в светлое время суток |
Коэффициент светоотражения при дневном рассеянном или искусственном освещении |
|
Ограждения проезжей части |
Уровень удерживающей способности |
Энергоемкость |
Высота ограждения проезжей части |
Минимальное значение высоты ограждения проезжей части |
|
Габарит проезжей части |
Минимальное значение расстояния между ограждениями проезжей части в свету |
|
Перильные ограждения
|
Высота перильного ограждения |
Минимальное значение высоты перильного ограждения |
Габарит прохожей части |
Минимальное значение прохода в свету |
|
Гидроизоляция проезжей части |
Герметичность |
Отсутствие протечек |
Деформационные швы |
Обеспечение свободного перемещения концов пролетного строения в расчетном диапазоне температур |
Взаимное расположение деталей деформационного шва |
Герметичность |
Отсутствие протечек |
|
Пролетные строения |
Грузоподъемность |
Класс нагрузки АК |
Класс нагрузки НК | ||
Жесткость конструкции |
Прогиб под нагрузкой |
|
Динамические характеристики |
Амплитуды колебаний |
|
Период колебаний | ||
Геометрическая форма конструкции, общие силовые деформации |
Остаточный строительный подъем (выгиб) |
|
Габариты приближения конструкций |
Минимальное расстояние от конструкции до контура габарита |
|
Подмостовой габарит |
Минимальное расстояние от поверхности проезда до конструкции |
|
Опорные части |
Обеспечение свободного перемещения пролетного строения в расчетном диапазоне температур |
Взаимное расположение деталей опорной части |
Несущая способность |
Обеспечение расчетной реакции от проектных нагрузок АК и НК |
|
Опоры |
Общие силовые деформации |
Угол крена |
Величина просадки | ||
Железобетонные элементы |
Прочность бетона |
Класс бетона по прочности |
Пассивирующие свойства бетона |
Ширина раскрытия трещины |
|
Толщина защитного слоя | ||
Глубина карбонизации бетона | ||
Лакокрасочное покрытие металлических элементов |
Внешний вид покрытия |
Класс покрытия |
Защитные свойства покрытия |
Оценка защитных свойств в баллах |
|
Адгезия покрытия к защищаемой поверхности |
Оценка адгезии в баллах |
|
Межслойная адгезия |
Оценка адгезии в баллах |
|
Толщина покрытия на участке |
Средняя величина отклонения от проектной толщины |
5.12 Для КЭМС и ТСОДД заказчик применяет гарантийные обязательства по видам недопустимых локальных дефектов, в том числе:
- по земляному полотну, системе водоотвода и основанию дорожной одежды на участках сопряжений мостового сооружения с насыпями подходов: пучины, осадки, просадки, размывы, оползание откосов, повреждения обочин и разделительных полос, возвышение или занижение уровня обочин и разделительной полосы над уровнем проезжей части, размывы кюветов и разрушение лотков, нарушение положения люков колодцев и дождеприемных решеток;
- по асфальтобетонному покрытию на мостовом сооружении и на участках сопряжений с насыпями подходов: выбоины, гребенки, волны, сдвиги, просадки, проломы, выпотевание битума, трещины всех видов, застой воды на проезжей части;
- по цементобетонному покрытию на мостовом сооружении и на участках сопряжений с насыпями подходов: выбоины, шелушение, выкрашивание, сколы кромок и углов плит, разрушения деформационных швов, образование уступов более 3 мм, потеря продольной устойчивости, трещины всех видов, застой воды на проезжей части;
- по поверхностным обработкам, тонким защитным слоям и слоям износа из литых эмульсионно-минеральных смесей на мостовом сооружении и на участках сопряжений с насыпями подходов: нарушение сплошности слоя;
- по дорожным знакам, установленным перед мостовыми сооружениями: изменение положения знака, нарушение целостности лицевой поверхности;
- по дорожной и габаритной разметке на мостовом сооружении и на участках сопряжений с насыпями подходов: износ (разрушение) линий и символов разметки по площади;
- по дорожным ограждениям на мостовом сооружении и на участках сопряжений с насыпями подходов: нарушение целостности конструкции, горизонтальное или вертикальное отклонение ограждения от его проектного положения, нарушение защитного покрытия, коррозия, шелушение бетона, трещины, расслоение защитного слоя, разрушение бетона;
- по дорожным световозвращателям на мостовом сооружении и на участках сопряжений с насыпями подходов: нарушение целостности лицевой поверхности, снижение коэффициента световозвращения.
- по гидроизоляции: нарушение герметичности гидроизоляции;
- по деформационным швам: нарушение герметичности, разрушение защитных полос вблизи окаймления, нарушение анкеровки, разрушение окаймления, образование трещин в покрытии над деформационными швами закрытого типа;
- по пролетным строениям железобетонным: силовые разрушения, образование силовых трещин, изломов, расслоение защитного слоя, потеря устойчивости, обрыв, обрушение конструктивных элементов или деталей, наличие температурно-усадочных трещин, повышенное содержание хлоридов;
- по пролетным строениям металлическим и сталежелезобетонным: образование усталостных трещин, выколов, нарушение защитного покрытия, коррозия, коррозионное распучивание, расстройство прикреплений и сопряжений;
- по пролетным строениям деревянным: гниение древесины, изломы, сколы, червоточины, расстройство прикреплений;
- по кабелям, вантам: обрыв прядей кабеля, коррозия прядей, проскальзывание прядей кабеля, сквозное повреждение защитной оболочки кабеля, расстройство прикреплений, соприкосновения кабеля с иными конструкциями;
- по опорным частям: отклонение относительно проектного положения, расстройство крепления опорной части, наличие не плотностей и зазоров в местах опирания, трещин, сколов, разрушение деталей, расстройство анкеровки, отсутствие деталей, предусмотренных проектом;
- по опорам: отклонение от проектного положения, деформации, силовые разрушения, образование силовых трещин, изломов, расслоение защитного слоя, потеря устойчивости, обрушение конструктивных элементов или деталей, наличие температурно-усадочных трещин, повышенное содержание хлоридов;
- по укреплениям: разрушение укрепления, образование трещин, деформации укреплений, размывы, просадки;
- по системам водоотвода с мостового полотна: расстройство элементов водоотвода, течь на нижележащие конструкции;
- по откосным лестничным сходам и другим эксплуатационным обустройствам: расстройство конструкции, шелушение, разрушение бетона, коррозия, деформации;
- по защитным покрытиям: потеря внешнего вида покрытия (отслаивание всего покрытия или отдельного слоя, растрескивание, появление точечной или под пленочной коррозии, меление, изменение цвета), недостаточная толщина покрытия, нарушение адгезии;
- по прочим системам и конструкциям: неисправности в различных обустройствах и механизмах (водоотводных, антисейсмических, защитных, электроосветительных, смотровых, контрольно-габаритных, сигнализационных, разводных и др.)
5.13 Заказчик имеет право расширить или уменьшить приведенный выше перечень индикаторов состояния и недопустимых локальных дефектов КЭМС в зависимости от особенностей мостового сооружения.
5.14 При проведении подрядчиком работ в рамках гарантийных обязательств по устранению недопустимых дефектов КЭМС срок выполнения работ с момента их обнаружения, как правило, не превышает 3 месяцев и может быть увеличен в случае неблагоприятных погодно-климатических условий. Если для устранения дефектов по технологии проведения работ необходимы определенные погодно-климатические условия, то срок устранения исчисляется с момента их наступления.
При наступлении гарантийного случая гарантийные сроки КЭМС продлеваются на период времени равный периоду эксплуатации недопустимого состояния КЭМС.
6 Сроки службы конструктивных элементов мостовых сооружений
6.1 Полный ресурс МС отсчитывают от начала эксплуатации до его перехода в предельное состояние, соответствующее окончательному прекращению эксплуатации.
Проектный срок службы металлических и сталежелезобетонных МС современных конструктивных форм, составляет 100-110 лет.
Минимальные сроки службы КЭМС даны в изм. N 1 к СП 35.13330.2011. При невыполнении своевременных профилактических работ и ремонтов в период эксплуатации срок службы КЭМС значительно сокращается.
На стадии строительства или ремонта проектный срок службы может быть откорректирован с учетом реальных условий.
6.2 Для современных монолитных и сталежелезобетонных с монолитной плитой ПС планируемый срок службы в климатических зонах (по данным мировой практики) составляет Тсл=100 лет, срок до первого капитального ремонта, Тр = 50 лет, для I климатической зоны планируемые сроки службы составляют Тсл=80 лет, Тр = 40 лет, для IV климатической зоны планируемые сроки службы составляют Тсл=110 лет, Тр = 55 лет.
6.3 Поскольку ремонт и капитальный ремонт позволяют частично или полностью восстанавливать ресурс, то отсчет наработки при исчислении ресурса возобновляют по окончании такого ремонта, различая в связи с этим доремонтный, межремонтный, послеремонтный и полный (до прекращения эксплуатации КЭМС) ресурс.
6.4 Доремонтный ресурс отсчитывают от начала эксплуатации до первого ремонта (или капитального ремонта).
6.5 Число возможных видов межремонтного ресурса зависит от чередования ремонтов и капитальных ремонтов. Как правило, за период эксплуатации на мостовом сооружении капитальный ремонт выполняют один раз приблизительно в середине срока службы. Ремонты и ППР могут выполняться неоднократно.
6.6 Послеремонтный ресурс отсчитывают от последнего ремонта (капитального ремонта) до окончательного прекращения эксплуатации.
Согласно методике [12] сроки ремонта и сроки службы МС, расположенных в различных дорожно-климатических зонах по СП 34.13330.2012, составляют значения, приведенные в таблицах 6.1 и 6.2.
Таблица 6.1 - Сроки ремонта и сроки службы железобетонных пролетных строений при условии выполнения работ по уходу и профилактике (при расположении сооружения в дорожно-климатических зонах I - III)
Тип пролетного строения |
Конструкция |
Расположение гидроизоляции |
Минимальный возраст конструкции, годы |
|
Минимальный срок до первого капитального ремонта, |
Минимальный срок службы, |
|||
Железобетонные ребристые с обычной арматурой |
1. Сборные, диафрагменные (дороги III - IV категории) |
по всей ширине |
40 |
62 |
в пределах габарита |
30 |
50 |
||
2. То же (дороги I - II категорий) |
по всей ширине |
34 |
52 |
|
в пределах габарита |
25 |
40 |
||
3. Сборные бездиафрагменные: а) дороги III - IV категории б) I - II категории |
по всей ширине |
43
40 |
67
62 |
|
4. Монолитные диафрагменные (дороги I - IV кат.) |
в пределах габарита |
38 |
62 |
|
Железобетонные ребристые с предварительно-напряженной арматурой |
1. Сборные диафрагменные (дороги III - IV категории) |
по всей ширине |
48 |
75 |
в пределах габарита |
43 |
70 |
||
2. То же, (дороги I - II категории) |
по всей ширине |
45 |
70 |
|
в пределах габарита |
40 |
70 |
||
3. Сборные бездиафрагменные (I - IV категории) |
по всей ширине |
52 |
82 |
|
Железобетонное плитное пролетное строение с обычной арматурой |
1. Сборные пустотные: а) дороги III - IV категории б) I - II категории |
по всей ширине |
26
22 |
45
36 |
2. Сборные сплошного сечения, монолитные плитные пролетные строения |
по всей ширине |
32 |
52 |
|
Железобетонные плитные с напряженной арматурой |
1. Сборные пустотные: а) дороги III - IV категории б) дороги I - II категории |
по всей ширине |
32
24 |
52
40 |
Таблица 6.2 - Сроки ремонта и сроки службы железобетонных пролетных строений при условии выполнения работ по уходу и профилактике (при расположении сооружения в дорожно-климатической зоне IV)
Тип пролетного строения |
Конструкция |
Расположение гидроизоляции |
Минимальный возраст конструкции, годы |
|
Срок до первого ремонта, |
Срок службы, |
|||
Железобетонные #Ребристые с обычной арматурой |
Сборные диафрагменные (дороги III - IV категории) |
По всей ширине |
45 |
60 |
В пределах габарита |
40 |
60 |
||
То же (дороги I - II категории) |
по всей ширине |
40 |
60 |
|
в пределах габарита |
32 |
50 |
||
Сборные, бездиафрагменные (I - IV категории) |
по всей ширине |
50 |
75 |
|
Монолитные диафрагменные (дороги I - IV категории) |
в пределах габарита |
43 |
65 |
|
Железобетонные ребристые с предварительно-напряженной арматурой |
Сборные диафрагменные (дороги I - IV категории) |
в пределах габарита |
52 |
82 |
Сборные бездиафрагменные (дороги I - IV категории) |
по всей ширине |
65 |
100 |
|
Железобетонные плитные |
Пустотные плиты, сборные: |
по всей ширине |
|
|
а) дороги III - IV категории |
35 |
55 |
||
б)дороги I - II категории |
30 |
45 |
||
Сборные плиты сплошного сечения, монолитные плитные пролетные строения. |
по всей ширине |
39 |
61 |
Примечание: Указанные в таблицах 8.1 и 8.2 сроки службы пролетных строений получены с учетом статистической информации о фактическом ресурсе пролетных строений МС, полученной в результате обследований МС.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "в таблицах 8.1 и 8.2" следует читать "в таблицах 6.1 и 6.2"
6.7 Минимальные сроки службы и сроки до первого ремонта для пролетных строений, изготовленных из различных материалов, а также для некоторых других КЭМС указаны в изм.N 1 к СП 35.13330.2011 (Таблица 6.3).
Таблица 6.3 - Минимальные сроки службы и сроки до первого ремонта конструктивных элементов мостовых сооружений на автомобильных дорогах
Конструкция |
|
Срок службы, годы |
Срок до первого ремонта, годы |
Пролетное строение |
Железобетонные: |
|
|
- ребристые сборные с обычной арматурой и плитные сборные сплошного сечения |
50 |
30 |
|
- остальные длиной до 60 м |
70 |
40 |
|
- остальные длиной 60 м и более |
100 |
50 |
|
Стальные и сталежелезобетонные: - длиной до 60 м |
70 |
40 |
|
- длиной 60 м и более |
100 |
50 |
|
Композитные |
50 |
50 |
|
Деревянные: - в зоне переменной влажности |
5 |
3 |
|
- без защиты от биологического разрушения |
15 |
5 |
|
- с защитой от биологического разрушения |
35 |
10 |
|
- из клееной древесины |
50 |
15 |
|
Опоры |
Массивные |
В 1.5 раза больше, чем ПС |
|
Стоечные |
Как для ПС |
|
|
Фундаменты |
|
В 1.5 раза больше, чем ПС |
|
Опорные части |
Эластомерные |
40 |
20 |
Стальные |
Как для ПС |
|
|
Мостовое полотно |
Покрытие |
10 |
10 |
Сопряжение с насыпью |
20 |
10 |
|
Система водоотвода |
20 |
10 |
|
Ограждения |
20 |
10 |
|
Гидроизоляция |
10 |
10 |
|
Тротуары |
40 |
20 |
|
Перила (композитные) |
40 (50) |
20 (50) |
|
Настил |
5 |
3 |
|
Другие элементы |
10 |
5 |
|
Деформационные швы |
25 |
10 |
6.8 Наиболее часто в мостовых сооружениях повреждаются и выходят из строя деформационные швы, поскольку испытывают наиболее интенсивное воздействие от транспорта, от изменения температуры и частое загрязнение. Данные по рекомендуемым минимальным срокам эксплуатации деформационных швов различных конструкций до их замены приведены в ОДМ 218.2.025-2012 [13].
Рекомендуемый минимальный срок эксплуатации деформационного шва до замены зависит от конструкции деформационного шва и износа материалов, примененных в элементах шва, подверженных воздействию нагрузок и разрушающих факторов. Для деформационных швов закрытого типа (с непрерывным покрытием) минимальный срок эксплуатации составляет 10 лет, для конструкций швов заполненного типа - 10 - 20 лет, в зависимости от конструкции (для деформационных швов заполненного типа с мастичным заполнением минимальный срок эксплуатации составляет 15 лет, для модульных деформационных швов с несколькими резиновыми компенсаторами 15-20 лет), для швов перекрытого типа - 15-20 лет.
6.9 Прогнозируемый срок службы защитных лакокрасочных покрытий в годах определяют по результатам ускоренных климатических испытаний в соответствии с ГОСТ 9.401-91.
При назначении нормативного срока службы защитного покрытия учитываются эксплуатационные (группа условий эксплуатации, степень коррозионного воздействия на конструктивные элементы), экономические и технологические факторы. Задаваемый нормативный срок службы обосновывают сравнением различных вариантов. Согласно СП 46.13330.2012 Нормативную долговечность систем покрытия конструкций МС принимают не менее 15 лет по ГОСТ 9.401-91.
Эксплуатационные периоды (срок службы) в зависимости от группы условий эксплуатации по ГОСТ 15150-69, ГОСТ 31384-2008 для каждой конкретной системы покрытий металлических, бетонных и железобетонных конструкций транспортных сооружений, прошедшей ускоренные климатические испытания по ГОСТ 9.401-91, содержатся в СТО 01393674-007-2015 [14] и СТО 01393674-008-2014 [15]. Данные о степени коррозионного воздействия на различные конструктивные элементы пролетных строений приведены в ОДМ 218.4.002-2009 [8].
6.10 Усредненные значения сроков службы отдельных конструктивных элементов МС приведены в приложении В.
7 Гарантийные сроки конструктивных элементов законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и работами, выполненными в рамках сверхнормативного содержания мостовых сооружений
7.1 Гарантийный срок исчисляют со дня ввода гарантийного объекта в эксплуатацию или с начала фактической эксплуатации на основании решения рабочей комиссии (что раньше).
Продолжительность гарантийного срока должна находиться в интервале от минимального до максимального значения.
7.2 Максимальная продолжительность гарантийного периода обычно не превышает средний срок службы при соблюдении правил и сроков технического обслуживания. Кроме этого, гарантийные периоды на конструктивные элементы принимают менее установленных межремонтных сроков.
7.3 Минимальный гарантийный срок для конусов, земляного полотна и слоёв основания дорожной одежды в месте сопряжения мостового сооружения с подходами при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте принимают 8 и 6 лет соответственно.
7.4 Гарантийный срок на участках сопряжений мостовых сооружений с подходами для обочин или её частей, укреплённых материалом по типу проезжей части, принимают равным гарантийному сроку покрытия одежды мостового полотна. В иных случаях гарантийный срок для обочин или её частей не регламентируется.
7.5 Гарантийный срок для покрытия одежды мостового полотна на проезжей части из цементобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте принимают не менее 8 лет.
7.6 Гарантийный срок для верхнего слоя покрытия и слоев износа на проезжей части из асфальтобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте принимают в зависимости от интенсивности движения в соответствии с рекомендациями, приведенными в ОДМ 218.6.029-2017 (табл.2) [22]. Минимальный гарантийный срок для нижнего слоя покрытия мостового полотна рекомендуется принимать 5 лет.
7.7 При ремонте покрытий одежды мостового полотна на проезжей части слоями из асфальтобетона рекомендуется принимать гарантийный срок равный 4 годам. При интенсивности движения транспортного потока на полосу движения более 15 000 авт./сут рекомендуется принимать гарантийный срок 2 года.
7.8 Рекомендуемые гарантийные сроки для поверхностных обработок, а также для слоев износа и защитных слоев покрытия мостового полотна из литых эмульсионно-минеральных смесей рекомендуется принимать в соответствии с ОДМ 218.6.029-2017 (табл.3) [22].
7.9 Гарантийные сроки на дорожные знаки, находящиеся в зоне ответственности МС принимают в соответствии с п.9.2 ГОСТ 32945.
7.10 Гарантийные сроки на дорожную разметку проезжей части принимают не менее функциональной долговечности разметки, указанной в ГОСТ 32953.
7.11 Гарантийный срок на барьерное ограждение проезжей части и перила мостовых сооружений (металлическое, железобетонное) и элементы водоотвода с мостового полотна принимается 5 лет.
7.12 Гарантийный срок для деформационных швов при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте принимают в зависимости от интенсивности движения и конструкции деформационного шва в соответствии с рекомендациями, приведенными в таблице 7.4.
Таблица 7.4 - Рекомендуемые гарантийные сроки для деформационных швов
Прогнозируемая интенсивность движения транспортного потока по полосе движения в физических автомобилях, авт./сут. |
Рекомендуемые гарантийные сроки для деформационных швов, лет |
||
Тип деформационного шва |
Перекрытого и откатного типа |
Заполненного типа, с резиновым компенсатором (при заделке окаймления шва в одежду мостового полотна*) |
Закрытого и открытого типа |
< 2 500 |
8 |
7 (6*) |
6 |
2 500 - 10 000 |
7 |
6 (5*) |
5 |
10 000 - 20 000 |
6 |
5 (4*) |
4 |
> 20 000 |
5 |
4 (3*) |
3 |
7.13 Гарантийные сроки на антикоррозионные покрытия металлических и железобетонных КЭМС при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте принимают не менее 5 лет.
7.14 Гарантийный срок для укреплений откосов конусов монолитным бетоном, бетонными плитами, матрасами Рено, бетонных упоров в основании конуса принимают 5 лет.
7.15 Минимальная продолжительность гарантийного периода на остальные, не упомянутые в п. 7.3-7.14, капитальные КЭМС принимают от 8 лет, но более срока, за который будет достигнуто удвоенное значение средней наработки до выявления скрытого дефекта в КЭМС. Максимальная продолжительность гарантийного периода на остальные, не упомянутые в п. 7.3-7.14, КЭМС принимают не менее среднего срока службы КЭМС при соблюдении правил и сроков технического обслуживания. Кроме этого, гарантийные периоды на КЭМС принимают не более установленных межремонтных сроков.
7.16 Гарантийный срок на деревянные КЭМС и другие, не капитальные КЭМС, принимают 3 года.
7.17 Рекомендуемые гарантийные сроки для различных конструктивных элементов МС приведены в приложении В.
Минимальные гарантийные сроки на искусственные сооружения и отдельные конструктивные части подходов и обустройств подходов, установлены распоряжением Министерства транспорта РФ от 07.05.2003 N ИС-414-р [2].
8. Методика определения индикаторов состояния и рекомендуемые значения показателей состояния мостового полотна по годам действия гарантийных обязательств
8.1 Продольную ровность верхнего слоя покрытия одежды мостового полотна на проезжей части мостового сооружения оценивают по международному показателю ровности IRI, согласно рекомендациям ОДМ 218.6.029-2017 [22] и ГОСТ 50597.
8.2 Поперечную ровность верхнего слоя покрытия одежды мостового полотна на проезжей части мостового сооружения оценивают по глубине колеи К и состоянию поперечных уклонов. Для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий глубину колеи на конец гарантийного срока или по годам действия гарантийных обязательств определяют на основе ежегодного прироста глубины колеи согласно рекомендациям ОДМ 218.6.029-2017 [22].
8.3 Ежегодный прирост глубины колеи для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий одежды мостового полотна на проезжей части назначают в зависимости от интенсивности движения согласно рекомендациям ОДМ 218.6.029-2017 [22].
8.4 Рекомендуемые значения продольной ровности покрытия одежды мостового полотна на проезжей части мостового сооружения принимают по международному показателю ровности IRI по годам действия гарантийных обязательств для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий согласно рекомендациям ОДМ 218.6.029-2017 [22].
8.5 Рекомендуемые значения поперечной ровности покрытия одежды мостового полотна на проезжей части мостового сооружения принимают по показателю глубины колеи по годам действия гарантийных обязательств для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий согласно рекомендациям ОДМ 218.6.029-2017 [22].
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.7 Сцепные качества верхних слоёв покрытий одежды мостового полотна на проезжей части мостового сооружения, поверхностных обработок и защитных слоёв покрытия (слоёв износа), нормируемые коэффициентом сцепления, должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 50597 на всем протяжении гарантийного срока.
8.8 После выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту в период действия гарантийных обязательств допускается появление только поперечных трещин в количестве не более 20 пог.м/км в год на полосу движения.
8.9 Величина коэффициента светоотражения дорожной разметки на проезжей части мостового сооружения при дневном рассеянном или искусственном освещении в первую треть гарантийного периода эксплуатации должна соответствовать нормам класса (QN) по п. 5.1.12 ГОСТ 32953, установленным в контракте на выполнение работ.
При дальнейшей эксплуатации в пределах гарантийного срока величина коэффициента светоотражения при дневном рассеянном или искусственном освещении должна соответствовать значению, равному 75% от нормы класса (QN).
8.10 Величина коэффициента световозвращения дорожной разметки при сухом состоянии покрытия мостового полотна в первую треть гарантийного периода эксплуатации должна соответствовать нормам класса (RN) по п. 5.1.10 ГОСТ 32953, установленным в контракте на выполнение работ.
При дальнейшей эксплуатации в пределах гарантийного срока величина коэффициента световозвращения при сухом состоянии покрытия должна соответствовать значению, равному 75% от нормы класса (RN).
8.11 В гарантийный период эксплуатации КЭМС и ТСОДД не должно быть недопустимых локальных дефектов, перечисленных в п. 5.12 настоящего документа. При возникновении недопустимых локальных дефектов в конструктивных элементах мостового полотна и сопряжений с подходами они устраняют в нормируемые ГОСТ Р 50597 сроки. Локальные повреждения, для которых ГОСТ Р 50597 предусматривает допустимые размеры, считаются недопустимыми в случае, если их размер превышает установленные допуски. Остальные дефекты, имеющиеся в КЭМС и не оказывающие существенного влияния на технические параметры транспортно-эксплуатационные характеристики мостового сооружения устраняют в течение трех месяцев с момента их обнаружения. Срок их устранения может быть увеличен в случае неблагоприятных погодно-климатических условий при соответствующем обосновании.
9 Организация работ по контролю состояния гарантийных объектов
9.1 Состояние КЭМС после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта или ремонта должно соответствовать требованиям действующих нормативных документов ГОСТ Р 50597, СП 78.13330.2012, СП 46.13330.2012.
Заказчик выполняет работы по контролю фактического технического состояния КЭМС в соответствии с приказом Министерства Транспорта РФ от 27.08.2009 г. N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" [3], ОДМ 218.3.014-2011 [4], ОДМ 218.4.001-2008 [5], ОДН 218.017-2003 [6] в том числе и в период действия гарантийных обязательств.
В гарантийный период эксплуатации состояние МС должно соответствовать установленным в Контракте, Гарантийном Паспорте и соответствующих нормах требованиям, в КЭМС не должно быть недопустимых локальных дефектов. Допустимыми считаются дефекты, параметры, степени развития которых не превышают допуски, установленные такими-то документами. Остальные локальные дефекты, для которых ГОСТ Р 50597, СП 46.13330.2012, а также настоящий документ предусматривают допустимые значения параметров, считаются недопустимыми дефектами только в том случае, если значения их параметров превышают установленные допуски.
9.2 Управление работами по контролю состояния МС, в том числе, в гарантийный период осуществляет ответственная структура Заказчика.
9.3 Одной из задач контроля состояния МС в гарантийный период является выявление недопустимых скрытых строительных дефектов и недопустимых дефектов, возникших в период эксплуатации в том числе и по вине подрядных организаций, выполнивших проектные, строительные или ремонтные работы, с целью их своевременного устранения согласно гарантийным обязательствам.
Для реализации этой цели ежегодно ответственные структуры Заказчика формируют план работ по диагностике сооружений, законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и ремонтом.
9.4 Мостовые сооружения в течение одного года после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и работ, выполненных в рамках сверхнормативного содержания, подлежат диагностике в объеме, предусмотренном ГОСТ 33161-2014 и ОДМ 218.4.001-2008 [5] с целью занесения актуальных данных в АБДМ ФДА и выявления брака СМР.
9.5 Для проведения диагностики привлекаются специализированные организации, имеющие соответствующие разрешительные документы на проведение обследования строительных конструкций, квалифицированных специалистов и оснащенные, необходимыми приборами и оборудованием. В случае привлечения ими на субподряд лабораторий и других исследовательских организаций, последние должны иметь допуски на соответствующие виды работ, сертификаты соответствия и свидетельства поверки средств измерения.
9.6 Оперативное управление работами по контролю технического состояния, в том числе, в гарантийный период организуют органы управления дорожным хозяйством в рамках содержания в соответствии с действующими правилами содержания МС на автомобильных дорогах.
9.7 Плановые периодические осмотры МС в гарантийный период проводятся с фиксацией недопустимых дефектов не реже двух раз в год, как правило, в весенний и осенний периоды.
9.8 Текущие осмотры МС в гарантийный период выполняются силами подрядных организаций по содержанию в рамках нормативного содержания с фиксацией недопустимых дефектов. По результатам осмотра составляется акт об осмотре.
9.9 При выявлении недопустимых дефектов, по результатам текущих осмотров, может быть организовано проведение внеплановых периодических осмотров (обследований) с привлечением специализированных организаций. Полученная в результате обследования актуальная информация заносится в АБДМ ФДА и оформляется Технический паспорт.
9.10 На основании акта об осмотре или технического паспорта искусственного сооружения Заказчиком составляется и передается подрядчику предписание об устранении недопустимых дефектов с указанием сроков исполнения предписания.
10. Определение фактического технического состояния конструктивных элементов мостовых сооружений в период действия гарантийных обязательств
10.1 В период действия гарантийных обязательств заказчик выполняет работы по определению фактического технического состояния КЭМС в соответствии с приказом Министерства Транспорта РФ от 27.08.2009 г. N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" и ГОСТ 33161.
В случае необходимости выполняют различные инструментальные измерения в соответствии с ГОСТ 31937-2011, СП 79.13330.2012, ОДМ 218.4.001-2008 [5], ОДН 218.017-2003 [6], ОДМ 218.2.044-2014 [10], используя поверенные средства измерений, включенные в Государственный реестр средств измерений либо метрологически аттестованные в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
10.2 При оценке фактического технического состояния покрытия проезжей части мостового полотна и КЭАД на подходах и на участках сопряжений с МС определяют индикаторы состояния: продольную ровность, поперечную ровность и сцепные качества.
10.3 При оценке фактического технического состояния ТСОДД на мостовом полотне определяют следующие индикаторы состояния: видимость в темное время суток, видимость в светлое время суток, различимость цветного изображения (для дорожных знаков), сохранность линий и символов (для дорожной разметки).
10.4 При оценке фактического технического состояния КЭМС фиксируют возникшие локальные дефекты (перечисленные в п.5.12 настоящего документа), измеряют их параметры в соответствии с ГОСТ 33161 и оценивают допустимость или недопустимость возникших дефектов.
Каталоги видов недопустимых дефектов, возникающих наиболее часто по вине подрядчика и подпадающих под гарантийные обязательства, приведены в приложении А.
10.4.1 Основными контролируемыми характеристиками и параметрами дефектов железобетонных конструктивных элементов МС в гарантийный период являются:
- Соответствие геометрических опалубочных размеров сечений проектным размерам. Величины отклонений не более предусмотренных в СП 46.13330.2012 или проектом.
- Соответствие формы конструктивного элемента проектной форме (форма продольного профиля, величина выгиба балки, прямолинейность сжатых элементов и др.).
- Прочность бетона. Класс бетона не менее предусмотренного проектом.
- Толщина защитного слоя бетона. Не менее 20 мм. Величина отклонения не более предусмотренной в СП 46.13330.2012 или согласно проектным требованиям.
- Ширина раскрытия силовой трещины. Допускается ширина раскрытия для предварительно-напряженных конструкций не более 0,2 мм, для конструкций из обычного железобетона не более 0,3 мм.
- Глубина, длина силовой трещины. Образование силовых трещин не допускается.
- Количество трещин. Образование количества трещин более установленного проектом.
- Площадь расслоения защитного слоя бетона. Расслоение защитного слоя не допускается.
- Площадь поверхностного разрушения бетона. Разрушение бетона не допускается.
- Геометрические размеры раковин, площадь раковистой поверхности. Размеры и площадь не более установленных проектом и в СП 46.13330.2012.
- Площадь и глубина сколов бетона. Сколы бетона не допускаются.
- Площадь следов сквозных протечек на нижней поверхности конструктивного элемента. Сквозные протечки не допускаются.
- Соответствие фактического армирования проектному армированию - проверяется по исполнительной документации, а в необходимых случаях - при помощи неразрушающего приборного или частично разрушающего контроля.
10.4.2 Основными контролируемыми характеристиками и параметрами дефектов металлических конструктивных элементов в гарантийный период являются:
- Соответствие геометрических размеров сечений проектным размерам. Величины отклонений не более предусмотренных в СП 46.13330.2012 или проектом.
- Соответствие формы конструктивного элемента проектной форме (форма продольного профиля главной балки, прямолинейность элементов, отсутствие деформаций и др.).
- Целостность сечения конструктивного элемента и его прикреплений. Образование дефектов в виде обрывов, расстройства прикреплений не допускается.
- Отсутствие коррозии металла. Образование дефекта не допускается.
- Ширина раскрытия трещины. Образование дефекта не допускается.
- Длина трещины. Образование дефекта в металле основного сечения и в сварных швах не допускается.
- Количество трещин. Образование дефекта в металле основного сечения и в сварных швах не допускается.
- Площадь выколов. Образование дефекта не допускается.
- Отклонение усилий натяжения высокопрочных болтов должно находиться в пределах проектных и нормативных допусков.
- Отсутствие болтовых соединений не допускается.
- Наличие пустот в сварных швах не допускается.
10.4.3 Основными контролируемыми характеристиками и параметрами состояния лакокрасочного покрытия металлических и бетонных поверхностей, а также цинковых покрытий, нанесенных методом горячего цинкования, в гарантийный период являются:
- Внешний вид покрытия (отсутствие трещин, пропусков, пузырей, морщин и др. дефектов). Внешний вид покрытия должен быть не ниже V класса по ГОСТ 9.032 и не ниже предусмотренного проектом. Внешний вид покрытия оценивают визуальным способом по ГОСТ 9.407.
- Толщина покрытия по ГОСТ 27750 и ГОСТ 31993. Предельное отклонение согласно проектным требованиям.
- Адгезия покрытия к поверхности металла. Не хуже 2 баллов по ГОСТ 15140.
- Межслойная адгезия по ГОСТ 15140.
- Число слоев лакокрасочного покрытия (устанавливают по ИД, а в необходимых случаях исследованиями среза покрытия под увеличением).
- Наличие дефектов, снижающих защитные свойства покрытия - растрескивание, отслаивание покрытия, меление покрытия, коррозия металла точечная и подпленочная, не допускается. При необходимости состояние защищенной поверхности оценивают после локального удаления покрытия. Оценку состояния покрытия в гарантийный период проводят в соответствии с ГОСТ 9.407.
10.4.4 Основными контролируемыми характеристиками и параметрами деревянных конструктивных элементов в гарантийный период являются:
- Соответствие геометрических размеров сечений проектным размерам. Величины отклонений не более предусмотренных в СП 46.13330.2012 или проектом.
- Соответствие формы конструктивного элемента проектной форме (форма продольного профиля главной балки, прямолинейность элементов и др.).
- Целостность сечения конструктивного элемента и его прикреплений.
- Отсутствие дефектов в виде изломов, сколов, стесок, червоточин, расстройства прикреплений.
- Отсутствие непроклеев и отслоений элементов клееной древесины.
10.4.5 Основными контролируемыми характеристиками и параметрами кабелей (вант) в гарантийный период являются:
- Сила натяжения, частоты колебаний кабеля. Величины отклонений не более предусмотренных в СП 46.13330.2012 или проектом. Резонансные частоты колебаний кабеля не допускаются.
- Амплитуды колебания кабеля. Сверхпроектные амплитуды колебания кабеля не допускаются.
- Целостность сечения конструктивного элемента и его прикреплений.
- Отсутствие дефектов в виде обрывов прядей кабеля, коррозии прядей кабеля, проскальзывания прядей кабеля, сквозного повреждения защитной оболочки кабеля, расстройства прикреплений, соприкосновения кабеля с иными конструкциями, не предусмотренного проектом.
10.4.6 Основными контролируемыми характеристиками и параметрами опорных частей в гарантийный период являются:
- Положение опорной части. Величины отклонений относительно проектного положения не более предусмотренных в СП 46.13330.2012 или проектом.
- Соответствие положения элементов опорной части проекту для обеспечения нормативного диапазона возможных перемещений. Величины отклонений не более предусмотренных СП 46.13330.2012 или проектом.
- Соответствие типа опорной части диапазону возможных перемещений опираемой конструкции и опорной реакции. Отклонения от проекта не допускаются.
- Отсутствие дефектов в виде расстройства крепления опорной части, наличия неплотностей и зазоров в местах опирания, трещин, сколов, разрушений деталей, нарушения антикоррозийного покрытия, отсутствия деталей, предусмотренных проектом.
10.4.7 Основными контролируемыми характеристиками и параметрами этажного опирания конструкций в гарантийный период являются:
- Взаимное положение опираемых конструкцией. Сдвиги, величины отклонений относительно проектного положения не более предусмотренных в СП 46.13330.2012 или проектом.
- Отсутствие дефектов в виде расстройства анкеровки накладной конструкции в опирании, неплотности в контакте опирания на нижерасположенную конструкцию.
10.5 Перечень выявленных дефектов оформляют в виде ведомости дефектов с указанием параметров этих дефектов. Ведомость дефектов формируют в соответствии с ОДМ 218.3.042-2014 [7].
Ведомость дефектов является обязательным приложением к акту об осмотре или техническому паспорту, сформированному в АБДМ ФДА на основании сведений, полученных по результатам диагностики.
11 Обстоятельства, освобождающие подрядчика от гарантийных обязательств
11.1 Подрядчик освобождается от гарантийных обязательств в случае, если недопустимое состояние КЭМС возникло вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, включая чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также в случаях, предусмотренных в п.10.2 настоящих правил.
11.2 Обстоятельства, прямыми последствиями которых стало образование недопустимого состояния КЭМС, освобождающими подрядчика от гарантийных обязательств могут быть следующие:
11.2.1 Дорожно-транспортные происшествия, хищения, вандализм и другие подобные действия третьих лиц, повлекшие за собой возникновение дефектов КЭМС.
11.2.2 Вмешательство третьих лиц, в том числе, организаций, осуществляющих работы по содержанию автомобильной дороги, за исключением проверок надзорными органами, в КЭМС при проведении различных видов строительно-монтажных работ в пределах полосы отвода, повлекшие за собой возникновение дефектов.
11.2.3 Образование дефектов из-за несанкционированного прохода сверхнормативной нагрузки.
11.2.4 В случае роста среднегодовой суточной интенсивности движения автомобилей более чем на 25% по сравнению с расчетной, установленной в процессе проектирования, необходимо уточнить гарантийный срок по таблице 2 пункта 6.4, таблице 3 пункта 6.6 и пункта 6.8 Правил.
11.2.5 Внедрение новых, ранее не применявшихся материалов и технологий в рамках проведения опытно-экспериментальных работ по заданию заказчика.
11.3 Решение о наличии или отсутствии вины подрядчика в образовании недопустимого состояния КЭМС в спорных случаях выносится на основании экспертного заключения независимой компетентной организации.
Библиографические данные
[1] |
ТР ТС 014/2011 от 18 октября 2011 года N 827 |
Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" |
[2] |
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 года N 159 |
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011) утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 года N 159. |
[3] |
Приказ Минтранса России от 27.09.2009 N 150 |
О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "27.08.2009"
[4] |
Методика оценки технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах |
|
[5] |
Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах |
|
[6] |
Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций |
|
[7] |
Рекомендации по определению параметров и назначению категорий дефектов при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах. Каталог дефектов в мостовых сооружениях |
|
[8] |
Рекомендации по защите от коррозии конструкций эксплуатируемых на автомобильных дорогах Российской Федерации мостовых сооружений, ограждений и дорожных знаков |
|
[9] |
Приказ Минтранса России от 08.06.2012 N 163 |
Порядок проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения |
[10] |
Рекомендации по выполнению приборных и инструментальных измерений при оценке технического состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах |
|
[11] |
ОДМ 218.2.012-2011 |
Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений |
[12] |
ОДМ б/н |
Методика расчетного прогнозирования срока службы железобетонных пролетных строений автодорожных мостов. Утв. распоряжением Минтранса РФ от 18.04.2001 N 79-р, Введ. 2001-04-18. |
[13] |
Деформационные швы мостовых сооружений на автомобильных дорогах |
|
[14] |
СТО 01393674-007-2015 |
Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания |
[15] |
СТО 01393674-008-2014 |
Бетонные и железобетонные конструкции транспортных сооружений. Защита от коррозии |
[16] |
Приказ Минтранса России от 01.11.2007 N 157 |
О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета" |
[17] |
Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Общая часть |
|
[18] |
Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Бетонные и железобетонные конструкции |
|
[19] |
Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Металлические и сталежелезобетонные конструкции |
|
[20] |
Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Опорные части, опоры и фундаменты |
|
[21] |
Рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Определение грузоподъемности конструкций деревянных мостов |
|
[22] |
Рекомендации по установлению гарантийных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог и технических средств организации дорожного движения |
Руководитель организации-разработчика
МГУПС (МИИТ)
Директор НИИ Транспорта |
В.М. Круглов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.6.030-2017 "Рекомендации по установлению гарантийных сроков и сроков службы конструктивных элементов мостовых сооружений" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 6 февраля 2018 г. N 366-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) опубликован не был