Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические положения дополнены приложением 4 с 29 октября 2019 г. - Приказ Росстата от 29 октября 2019 г. N 632
Приложение 4
к методологическим
положениям по формированию
агрегированных показателей доходов
домашних хозяйств на основе
программы выборочного наблюдения
доходов населения и участия
в социальных программах,
утвержденных приказом Росстата
от 22.03.2019 N 164
Алгоритмы формирования
основных показателей дифференциации и бедности по основным демографическим и социальным группам домохозяйств
29 октября 2019 г., 30 июля 2021 г.
1. Распределение населения (домохозяйств) по интервальному ряду в зависимости от размера среднедушевых денежных доходов
1.1. Результирующими показателями распределения населения (домохозяйств) по размеру среднедушевого дохода являются:
Численность населения (число домохозяйств) - всего,
в том числе по уровню среднедушевого денежного дохода, в месяц, рублей
до
от до
...
от до
свыше ,
где
- значения границ интервала,
i = 1, ...k.
Значения ежегодно актуализируются.
1.2. Описание алгоритмов формирования.
N |
Интервалы доходов |
Млн человек (частота) |
В % к итогу (частотность) |
|
|
||
1 |
от 0 до |
|
|
2 |
от |
|
|
... |
... |
... |
... |
i |
от |
|
|
... |
... |
... |
... |
k |
от |
|
|
k+1 |
свыше |
|
|
Итого: |
|
|
|
где
N - общая численность обследованного населения (число домохозяйств) за расчетный период.
2. Распределение доходов по квантильным группам (децильным, квинтильным)
2.1. Частным примером квантильных групп являются децильные (10-процентные) и квинтильные (20-процентные) группы населения.
2.2. Результирующими показателями распределения общего объема доходов по квантильным группам являются:
2.2.1. Общий объем доходов населения - всего, в том числе по квинтильным группам:
первая (с наименьшими доходами);
вторая;
третья;
четвертая;
пятая (с наибольшими доходами).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.1.2. Общий объем доходов населения - всего,
в том числе по децильным группам:
первая (с наименьшими доходами);
вторая;
третья;
четвертая;
пятая;
шестая;
седьмая;
восьмая;
девятая;
десятая (с наибольшими доходами).
2.3. Описание алгоритмов формирования.
N |
Доля населения в децильной группе |
Правая граница децильной группы |
Общий объем доходов, приходящийся на децильную группу |
Доля общего объема доходов, приходящаяся на децильную группу |
Среднедушевой доход в децильной группе |
|
|
|
|
|
|
1 |
10% |
|
|
|
|
2 |
10% |
|
|
|
|
... |
... |
... |
... |
|
... |
i |
10% |
|
|
|
|
... |
... |
... |
... |
|
... |
9 |
10% |
|
|
|
|
10 |
10% |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
где:
- среднедушевой доход j-oгo обследуемого;
N - общая численность обследованного населения;
- среднедушевой доход обследуемого населения.
Формирование децильных групп производится исходя из условия, что каждая децильная группа должна содержать одинаковое число лиц (членов домохозяйств) равное 1/10 от общей численности обследуемых.
Распределение общего объема доходов по квинтильным группам населения формируется на основе децильных групп (как сумма по соответствующим децильным группам: первая квинтильная группа равна сумме первой и второй децильных групп и т.д.).
Формирование децильных (квинтильных) групп производится в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации раздельно.
3. Коэффициенты дифференциации и концентрации доходов
3.1. Результирующими показателями дифференциации и концентрации доходов являются:
3.1.1. Коэффициенты фондов квантильные:
3.1.1.1. коэффициент фондов (квинтильный);
3.1.1.2. коэффициент фондов (децильный).
3.1.2. Квантильные коэффициенты:
3.1.2.1. квинтильный коэффициент;
3.1.2.2. децильный коэффициент.
3.1.3. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).
3.2. Коэффициенты дифференциации рассчитываются на основе распределения общего объема доходов по квантильным группам населения (пункт 2.3):
Коэффициент фондов (квинтильный) определяется как соотношение между средними значениями доходов населения (или их долями в общем объеме доходов) в пятой и первой квинтильных группах:
.
Коэффициент фондов (децильный) определяется как соотношение между средними значениями доходов населения (или их долями в общем объеме доходов) в десятой и первой децильных группах:
.
Квинтильный коэффициент показывает, во сколько раз минимальные доходы 20% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 20% наименее обеспеченного населения:
.
Децильный коэффициент показывает, во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения:
.
3.3. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) определяется по ранжированным по уровню среднедушевых доходов домохозяйствам (населению) по формуле:
,
где:
Yi - кумулятивная (накопленная) доля показателя дохода - последовательное суммирование долей показателя дохода в ранжированном ряду населения;
Xi - кумулятивная (накопленная) доля обследуемого населения - последовательное суммирование долей обследуемого населения в ранжированном ряду населения;
N - общая численность обследуемого населения.
Величина коэффициента Джини может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы.
Формирование показателя коэффициента Джини производится в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации раздельно.
Пункт 4 изменен с 30 июля 2021 г. - Приказ Росстата от 30 июля 2021 г. N 455
4. Использование величины прожиточного минимума
В целях обеспечения сравнительного анализа уровня доходов домашних хозяйств используется величина прожиточного минимума.
До 2021 г. порядок определения величины прожиточного минимума и его назначение регулировались Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" без изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ.
Согласно основным положениям указанного Закона величина прожиточного минимума формируется на основе стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Начиная с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" изменен порядок определения потребительской корзины и прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по России производится Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания (в натуральных показателях), а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (в объеме по 50% от стоимости продуктов питания), необходимого для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности и устанавливается Федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.
До вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" величина прожиточного минимума устанавливалась ежеквартально в целом по Российской Федерации Минтрудом России (начиная с IV квартала 2017 г., с 2000 г. по III квартал 2017 года - Правительством Российской Федерации); в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Начиная с 2021 года, в соответствии с вышеназванным федеральным законом введена новая модель, в соответствии с которой величина прожиточного минимума устанавливается в целом на календарный год и определяется в размере 44,2% от значения медианы среднедушевого дохода за год, предшествующий прошлому отчетному периоду. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации устанавливается ежегодно.
Величина прожиточного минимума по каждому обследованному домохозяйству определяется исходя из величин прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети в возрасте до 16 лет) в субъекте Российской Федерации по месту проживания обследуемого домохозяйства и фактического состава обследованного домохозяйства.
По каждому обследованному домохозяйству определяется суммарное значение величин прожиточного минимума, соответствующее составу конкретного домохозяйства, и затем - среднедушевое значение величины прожиточного минимума в среднем на одного члена обследованного домохозяйства (далее - расчетная величина прожиточного минимума), определяемое путем деления полученного суммарного значения величины прожиточного минимума в целом по домохозяйству на фактическое число членов обследованного домохозяйства.
До 2021 года при определении расчетной величины прожиточного минимума в среднем на одного члена обследованного домохозяйства использовалось среднегодовое значение величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам, которое определялось на основании расчета суммарной величины прожиточного минимума по всем квартальным периодам и делением полученной суммы на "4".
Начиная с 2021 года, при определении расчетной величины прожиточного минимума в среднем на одного члена обследованного домохозяйства ис
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.