Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические положения дополнены приложением 4 с 29 октября 2019 г. - Приказ Росстата от 29 октября 2019 г. N 632
Приложение 4
к методологическим
положениям по формированию
агрегированных показателей доходов
домашних хозяйств на основе
программы выборочного наблюдения
доходов населения и участия
в социальных программах,
утвержденных приказом Росстата
от 22.03.2019 N 164
Алгоритмы формирования
основных показателей дифференциации и бедности по основным демографическим и социальным группам домохозяйств
29 октября 2019 г., 30 июля 2021 г.
1. Распределение населения (домохозяйств) по интервальному ряду в зависимости от размера среднедушевых денежных доходов
1.1. Результирующими показателями распределения населения (домохозяйств) по размеру среднедушевого дохода являются:
Численность населения (число домохозяйств) - всего,
в том числе по уровню среднедушевого денежного дохода, в месяц, рублей
до
от до
...
от до
свыше ,
где
- значения границ интервала,
i = 1, ...k.
Значения ежегодно актуализируются.
1.2. Описание алгоритмов формирования.
N |
Интервалы доходов |
Млн человек (частота) |
В % к итогу (частотность) |
1 |
от 0 до |
- численность обследованного населения (число обследованных домохозяйств) со среднедушевыми доходами ниже |
|
2 |
от до |
- численность обследованного населения (число обследованных домохозяйств) со среднедушевыми доходами выше и ниже |
|
... |
... |
... |
... |
i |
от до |
- численность обследуемого населения (число обследованных домохозяйств) со среднедушевыми доходами выше и ниже |
|
... |
... |
... |
... |
k |
от до |
- численность обследованного населения (число обследованных домохозяйств) со среднедушевыми доходами выше и ниже |
|
k+1 |
свыше |
- численность обследованного населения (число обследованных домохозяйств) со среднедушевыми доходами выше |
|
Итого: |
|
где
N - общая численность обследованного населения (число домохозяйств) за расчетный период.
2. Распределение доходов по квантильным группам (децильным, квинтильным)
2.1. Частным примером квантильных групп являются децильные (10-процентные) и квинтильные (20-процентные) группы населения.
2.2. Результирующими показателями распределения общего объема доходов по квантильным группам являются:
2.2.1. Общий объем доходов населения - всего, в том числе по квинтильным группам:
первая (с наименьшими доходами);
вторая;
третья;
четвертая;
пятая (с наибольшими доходами).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.1.2. Общий объем доходов населения - всего,
в том числе по децильным группам:
первая (с наименьшими доходами);
вторая;
третья;
четвертая;
пятая;
шестая;
седьмая;
восьмая;
девятая;
десятая (с наибольшими доходами).
2.3. Описание алгоритмов формирования.
N |
Доля населения в децильной группе |
Правая граница децильной группы |
Общий объем доходов, приходящийся на децильную группу |
Доля общего объема доходов, приходящаяся на децильную группу |
Среднедушевой доход в децильной группе |
|
|||||
1 |
10% |
; для |
|||
2 |
10% |
; для |
|||
... |
... |
... |
... |
|
... |
i |
10% |
; для |
|||
... |
... |
... |
... |
|
... |
9 |
10% |
; для |
|||
10 |
10% |
; для |
|||
Итого: |
|
где:
- среднедушевой доход j-oгo обследуемого;
N - общая численность обследованного населения;
- среднедушевой доход обследуемого населения.
Формирование децильных групп производится исходя из условия, что каждая децильная группа должна содержать одинаковое число лиц (членов домохозяйств) равное 1/10 от общей численности обследуемых.
Распределение общего объема доходов по квинтильным группам населения формируется на основе децильных групп (как сумма по соответствующим децильным группам: первая квинтильная группа равна сумме первой и второй децильных групп и т.д.).
Формирование децильных (квинтильных) групп производится в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации раздельно.
3. Коэффициенты дифференциации и концентрации доходов
3.1. Результирующими показателями дифференциации и концентрации доходов являются:
3.1.1. Коэффициенты фондов квантильные:
3.1.1.1. коэффициент фондов (квинтильный);
3.1.1.2. коэффициент фондов (децильный).
3.1.2. Квантильные коэффициенты:
3.1.2.1. квинтильный коэффициент;
3.1.2.2. децильный коэффициент.
3.1.3. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).
3.2. Коэффициенты дифференциации рассчитываются на основе распределения общего объема доходов по квантильным группам населения (пункт 2.3):
Коэффициент фондов (квинтильный) определяется как соотношение между средними значениями доходов населения (или их долями в общем объеме доходов) в пятой и первой квинтильных группах:
.
Коэффициент фондов (децильный) определяется как соотношение между средними значениями доходов населения (или их долями в общем объеме доходов) в десятой и первой децильных группах:
.
Квинтильный коэффициент показывает, во сколько раз минимальные доходы 20% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 20% наименее обеспеченного населения:
.
Децильный коэффициент показывает, во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения:
.
3.3. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) определяется по ранжированным по уровню среднедушевых доходов домохозяйствам (населению) по формуле:
,
где:
Yi - кумулятивная (накопленная) доля показателя дохода - последовательное суммирование долей показателя дохода в ранжированном ряду населения;
Xi - кумулятивная (накопленная) доля обследуемого населения - последовательное суммирование долей обследуемого населения в ранжированном ряду населения;
N - общая численность обследуемого населения.
Величина коэффициента Джини может варьироваться от 0 до 1, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы.
Формирование показателя коэффициента Джини производится в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации раздельно.
Пункт 4 изменен с 30 июля 2021 г. - Приказ Росстата от 30 июля 2021 г. N 455
4. Использование величины прожиточного минимума
В целях обеспечения сравнительного анализа уровня доходов домашних хозяйств используется величина прожиточного минимума.
До 2021 г. порядок определения величины прожиточного минимума и его назначение регулировались Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" без изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ.
Согласно основным положениям указанного Закона величина прожиточного минимума формируется на основе стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Начиная с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" изменен порядок определения потребительской корзины и прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Стоимостная оценка потребительской корзины в целом по России производится Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания (в натуральных показателях), а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (в объеме по 50% от стоимости продуктов питания), необходимого для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности и устанавливается Федеральным законом - в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации - в субъектах Российской Федерации.
До вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" величина прожиточного минимума устанавливалась ежеквартально в целом по Российской Федерации Минтрудом России (начиная с IV квартала 2017 г., с 2000 г. по III квартал 2017 года - Правительством Российской Федерации); в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Начиная с 2021 года, в соответствии с вышеназванным федеральным законом введена новая модель, в соответствии с которой величина прожиточного минимума устанавливается в целом на календарный год и определяется в размере 44,2% от значения медианы среднедушевого дохода за год, предшествующий прошлому отчетному периоду. Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации устанавливается ежегодно.
Величина прожиточного минимума по каждому обследованному домохозяйству определяется исходя из величин прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети в возрасте до 16 лет) в субъекте Российской Федерации по месту проживания обследуемого домохозяйства и фактического состава обследованного домохозяйства.
По каждому обследованному домохозяйству определяется суммарное значение величин прожиточного минимума, соответствующее составу конкретного домохозяйства, и затем - среднедушевое значение величины прожиточного минимума в среднем на одного члена обследованного домохозяйства (далее - расчетная величина прожиточного минимума), определяемое путем деления полученного суммарного значения величины прожиточного минимума в целом по домохозяйству на фактическое число членов обследованного домохозяйства.
До 2021 года при определении расчетной величины прожиточного минимума в среднем на одного члена обследованного домохозяйства использовалось среднегодовое значение величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам, которое определялось на основании расчета суммарной величины прожиточного минимума по всем квартальным периодам и делением полученной суммы на "4".
Начиная с 2021 года, при определении расчетной величины прожиточного минимума в среднем на одного члена обследованного домохозяйства используются годовые значения величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам.
5. Распределение населения (домохозяйств) по интервальному ряду в зависимости от соотношения среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума
5.1. Результирующими показателями распределения населения (домохозяйств) по интервальным группам в зависимости от соотношения среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума (ВПМ) являются:
Численность населения (число домохозяйств) - всего,
в том числе по интервальным группам в зависимости от соотношения среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума (ВПМ), раз
до
от до
...
от до
свыше ,
где:
- значение границ интервала, выраженных в долях расчетной ВПМ:
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
5.2. Формирование показателя осуществляется в соответствии с алгоритмом, приведенным в п. 1.2.
6. Доля домашних хозяйств, имеющих среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума
Количественная оценка доли домашних хозяйств со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (малоимущие домашние хозяйства) определяется на основе данных ОДН путем соизмерения дохода каждого обследованного домашнего хозяйства с расчетной величиной прожиточного минимума, определяемой исходя из состава домохозяйства в порядке, приведенном в п. 4.
Оценка доли домашних хозяйств со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума производится по формуле:
,
где:
z - расчетная величина прожиточного минимума домохозяйства;
- значение среднедушевого денежного дохода i-oгo обследуемого домохозяйства;
q - количество домохозяйств со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
n - общая численность обследуемых домохозяйств.
7. Дефицит денежного дохода малоимущих домашних хозяйств
7.1. Дефицит денежного дохода малоимущих домашних хозяйств определяется как сумма денежных средств, необходимых для доведения доходов малоимущих домашних хозяйств до величины прожиточного минимума. Общая сумма дефицита дохода определяется по следующей формуле:
,
где:
z - расчетная величина прожиточного минимума домохозяйства;
- значение среднедушевого денежного дохода обследуемого домохозяйства;
n - общая численность обследуемых домохозяйств.
7.2. Дефицит денежного дохода малоимущих домашних хозяйств в расчете на члена домашнего хозяйства определяется по формуле:
,
где
- общая численность малоимущего населения.
7.3. Дефицит денежного дохода в процентах к общему объему денежных доходов домашних хозяйств рассчитывается по формуле:
,
где:
- значение денежного дохода обследуемого домохозяйства;
N - общая численность обследуемых домохозяйств.
8. Расчет "эквивалентных" значений обобщающего показателя дохода
8.1. Алгоритм расчета "эквивалентного" дохода по совокупности всех единиц наблюдения (по всем обследованным домохозяйствам):
где:
- индивидуальный "эквивалентный" доход членов j-oгo домохозяйства;
- общий доход домохозяйства;
- "эквивалентный" размер домохозяйства;
N - количество обследованных домохозяйств.
8.2. Алгоритм расчета "эквивалентного" дохода с применением "модифицированной шкалы эквивалентности":
,
где:
- "эквивалентное" число членов в домохозяйстве;
- число лиц в возрасте 14 лет и старше;
- число лиц младше 14 лет.
8.3. Алгоритм расчета "эквивалентного дохода" с применением "шкалы квадратного корня":
9. Доля населения с уровнем эквивалентных располагаемых доходов (в % к общей численности населения соответствующей группы)
9.1. Доля населения, имеющего эквивалентные располагаемые доходы ниже границ, установленных на основании фактического уровня эквивалентных доходов, сложившихся в целом по населению Российской Федерации, в размере:
40% от эквивалентного медианного дохода;
50% от эквивалентного медианного дохода;
60% от эквивалентного медианного дохода.
9.2. Количественная оценка доли населения, имеющего эквивалентные располагаемые доходы ниже границы, установленной на основании фактического уровня эквивалентных доходов населения и равной 40%, 50%, 60% от эквивалентного медианного дохода, производится по формуле:
,
где:
- "эквивалентное" среднедушевое значение показателя дохода i-ого обследуемого;
n - общая численность обследуемого населения;
- относительная граница бедности (40% от эквивалентного медианного дохода);
- относительная граница бедности (50% от эквивалентного медианного дохода);
- относительная граница бедности (60% от эквивалентного медианного дохода).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.