Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
от 22 апреля 2020 г. N 03-28-3772/20-0-0
Методические рекомендации
для общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга об изучении в 10 - 11 классах актуальных вопросов истории России, в том числе истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и блокады Ленинграда, при переходе на линейную модель изучения истории
Преподавание учебного предмета "История" на уровне среднего общего образования осуществляется в соответствии с линейной структурой исторического образования.
Примерная программа учебного предмета "История" на уровне среднего общего образования разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 N 2/16-з).
Структурно предмет "История" на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории с 1914 года до настоящего времени ("История России"). На базовом уровне учебный предмет "История" изучается в объеме 136 часов за два года. Распределение часов между курсами "Всеобщая история" и "История России" не регламентировано, поэтому определяется самостоятельно из сложившейся практики преподавания (примерное соотношение 1 к 3). Таким образом, на курс всеобщей истории отводится 26 часов, его целесообразно изучать так же, как и в основной школе - перед изучением истории России.
Учебный предмет "История" на углубленном уровне включает в себя расширенное содержание "Истории" на базовом уровне, а также может включать повторительно-обобщающий курс "История России до 1914 года". На углубленном уровне учебный предмет "История" изучается в объеме 272 часа за два года.
В общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга рекомендуется следующая модель изучения учебного предмета "История":
X класс - Всеобщая история, История России в хронологических рамках 1914 - 1945 гг.
XI класс - Всеобщая история, История России в хронологических рамках с 1945 г.
В соответствии с распоряжением Комитета по образованию региональным компонентом предусмотрено выделение дополнительного учебного часа на изучение отечественной истории, в том числе на изучение Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
Примерное планирование
изучения в 10 классе учебного предмета "История России" (1914 - 1945 гг.)
(3 часа в неделю)
Тема |
При 2-х часах в неделю |
Дополнительные часы |
Всего (3 часа в неделю) |
Тематика изучаемых вопросов |
Введение. Россия и мир накануне Первой мировой войны |
1 |
1 |
2 |
Итоги экономической модернизации России 1900 - 1914 г.: успехи и противоречия. Результаты Первой русской революции. Проблемы российского парламентаризма в первом десятилетии XX века. Характеристика социальной структуры российского общества. Международные отношения в первом десятилетии XX века. |
Тема 1.* Россия в Первой мировой войне(1) |
2 |
1 |
3 |
Основные военные события на Восточном фронте 1914 - 1916 гг. Взаимодействие с союзниками по Антанте. Власть, экономика и общество в условиях войны. Героизм русских солдат в годы Первой мировой войны. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Нарастание экономического кризиса и смена общественных отношений к началу 1917 г. Политические партии и война. Петроград в годы Первой мировой войны. |
Тема 2. Великая российская революция 1917 г. |
7 |
3 |
10 |
Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Великая российская революция: события в Петрограде. Деятельность Временного правительства. Основные политические кризисы 1917 года и их последствия. Оценка падения монархии и прихода к власти большевиков. Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 года. Первые преобразования большевиков. Экономическая политика советской власти. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование "многовластия" на местах. На пути к Гражданской войне (ноябрь 1917 - апрель 1919). Брестский мир. "Военный коммунизм". Основные военно-политические события Гражданской войны и иностранной интервенции в России. Идеология Белого движения. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Трагедия Гражданской войны. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке Православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Идеология и культура периода Гражданской войны и "военного коммунизма". Петроград в годы революции и Гражданской войны. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победа в Гражданской войне. |
Тема 3. Советская Россия в годы нэпа. 1921 - 1928 гг. |
6 |
3 |
9 |
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Характеристика национальной политики большевиков и её оценка. Советская федерация как форма решения национального вопроса. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Политическое развитие в 1920-е гг. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е. Культурное пространство советского общества в 1920-е годы. Культура периода нэпа. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. |
Тема 4. Советский Союз в 1929 - 1941 гг. |
6 |
5 |
11 |
"Великий перелом". Ход и особенности советской индустриализации. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Цена и издержки индустриализации Крупнейшие стройки первых пятилеток: Ленинград. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Коллективизация: политические дискуссии о путях развития советской деревни; политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. "Головокружение от успехов" Национальные и региональные особенности коллективизации. Политическая система СССР в 1930-х гг. Советская национальная политика в 1930-е гг. Характеристика национальной политики большевиков и её оценка. Культурная революция. Культурное пространство и повседневность советского общества в 1930-е гг. Отечественные историки об оценке результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры. Международные отношения в 1920-30-е гг. СССР и мировое сообщество в 1929-1939-х гг. Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Советские добровольцы в Испании и Китае. СССР накануне Великой Отечественной войны. Актуальная оценка внешней политики СССР накануне Второй мировой войны в исторической науке. Ленинград в 20-30-е гг. XX в. |
Тема 5.* Великая Отечественная война. 1941 - 1945 гг. |
7 |
15 |
22 |
Человеконенавистническая сущность фашизма. Начало Великой Отечественной войны. Массовый героизм воинов - всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда. Бомбардировки города. Эвакуация ленинградцев. "Дорога жизни". Крупнейшие сражения Великой Отечественной войны. Нацистский оккупационный режим и сопротивление врагу. Массовые преступления гитлеровцев против народов СССР на временно оккупированных территориях. Главные направления политики оккупантов, коллаборационизм и антипартизанские акции захватчиков. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение подпольной борьбы для победы над врагом. Партизанское движение, партизанские края в Белоруссии, северных районах Украины, Брянской и Ленинградской областях. Человек и война: единство фронта и тыла. Героизм советских воинов. Героизм тружеников советского тыла в годы войны. Героизм и трагедия гражданского населения Ленинграда. Трудовой подвиг блокадного Ленинграда. Промышленные предприятия в годы блокады. Роль женщин и подростков в производстве. Дети блокадного Ленинграда. Ученые и деятели культуры Ленинграда в годы блокады. Седьмая (Ленинградская) симфония - симфония "всепобеждающего мужества". Воспоминания о блокаде: дневники, фотографии, документальные фильмы как исторический источник. Повседневность военного времени: фронтовая повседневность, боевое братство. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Проблема репрессированных народов. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Государство и церковь в годы войны. Патриотическое служение представителей религиозных концессий. Культурное пространство войны. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Кино военных лет. Песенное творчество и фольклор. Выступления фронтовых концертных бригад. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года. Операции "Искра", "Январский гром" и полное снятие блокады Ленинграда (1944). Победный салют в Ленинграде. Значение героического сопротивления Ленинграда. Мемориалы, памятные места и музеи города-героя. История семьи в истории Родины, города. Антигитлеровская коалиция. СССР и союзники. Ленд-лиз. Конференции союзных держав. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Открытие Второго фронта в Европе. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Примеры подвигов солдат Великой Отечественной войны, героев-подпольщиков, партизан, тружеников тыла. Итоги Великой Отечественной войны. Итоги Второй мировой войны. Международные трибуналы над военными преступниками. Причины и цена победы СССР в борьбе с фашизмом как предмет современной дискуссии. Противодействие попыткам фальсификации истории и умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 года. Устав ООН. Истоки "холодной войны". |
Региональный компонент |
5 |
3 |
8 |
Изучается в рамках тем курса истории России |
Резерв часов |
8 |
3 |
11 |
Используется для организации повторительно-обобщающих, контрольно-оценочных уроков и др. |
|
42 |
34 |
76 |
|
Всеобщая история |
26 |
- |
26 |
|
Всего |
68 |
34 |
102 |
|
_______________
(1) Темы, указанные знаком *, целесообразно изучать совместно с аналогичными темами курса "Всеобщая история".
Примерное планирование
изучения в 11 классе учебного предмета "История России"
(3 часа в неделю)
Тема |
При 2-х часах в неделю |
Дополнительные часы |
Всего (3 часа в неделю) |
Тематика изучаемых вопросов |
Тема 1. Введение. Обзорное вводное повторение. |
1 |
7 |
8 |
Вопросы для повторения: Оборона Ленинграда. Начало блокады Ленинграда (8 сентября). Крупнейшие сражения Великой Отечественной войны. Нацистский оккупационный режим и сопротивление врагу. Массовые преступления гитлеровцев против народов СССР на временно оккупированных территориях. Человек и война: единство фронта и тыла. Героизм и трагедия гражданского населения Ленинграда. Бомбардировки города. "Дорога жизни". Трудовой подвиг блокадного Ленинграда. Промышленные предприятия в годы блокады. Роль женщин и подростков в производстве. Дети блокадного Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года. Операции "Искра", "Январский гром" и полное снятие блокады Ленинграда (1944). Победный салют в Ленинграде. Значение героического сопротивления Ленинграда. Акция "Бессмертный полк" в Санкт-Петербурге. История семьи в истории Родины, города. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Примеры подвигов солдат Великой Отечественной войны, героев-подпольщиков, партизан, тружеников тыла. Итоги Великой Отечественной войны. Окончание и итоги Второй мировой войны. Послевоенное мироустройство. Истоки "холодной войны". Причины и цена победы СССР в борьбе с фашизмом. Противодействие попыткам фальсификации истории и умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Дни воинской славы в России. |
Тема 2. СССР в 1945 - 1953 гг. |
6 |
3 |
9 |
Восстановление и развитие экономики. Изменения в политической системе в послевоенные годы. Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала "холодной войны". Смена политического курса. Послевоенный Ленинград. Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Начало гонки вооружений. Голод 1946 - 1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Послевоенные репрессии. "Ленинградское дело". Борьба с "космополитизмом". "Дело врачей". Дело Еврейского антифашистского комитета. Т. Лысенко и "лысенковщина". Сохранение трудового законодательства военного времени. Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Начало "холодной войны". Формирование биполярного мира. Взаимоотношения со странами "народной демократии". Создание СЭВ. Конфликт с Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее. И.В. Сталин в оценках современников и историков. 1945 - 1953 годы как "поздний сталинизм". Послевоенный Ленинград. Восстановление промышленных и культурных объектов города. Культурное пространство послевоенного города. |
Тема 3. СССР в 1954 - 1964 гг. |
5 |
3 |
8 |
Экономическое и социальное развитие в середине 1950 - середине 1960-х гг. Политика мирного сосуществования в 1950-х - первой половине 1960-х гг. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х - середине 1960-х гг. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Неофициальная культура. Ленинград в 1950-х - первой половине 1960-х гг. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение "культа личности" Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Утверждение единоличной власти Хрущева. Культурное пространство и повседневная жизнь: новые тенденции. "Шестидесятники". Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и международного туризма. Роль телевидения в жизни общества. Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни. Стиляги. Хрущев и интеллигенция. Самиздат и "тамиздат". Диссиденты. Социально-экономическое развитие СССР. Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Перемены в научно-технической политике. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и В.В. Терешковой. Реформы в промышленности. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание "нового человека". Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. "Хрущевки". Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика: от конфронтации к диалогу. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания. СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в "третьем мире". Нарастание негативных тенденций в обществе. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка Хрущева и периода "оттепели" современниками и историками. Ленинград в 1954 - 1964 гг. |
Тема 4. Советский Союз в середине 1960-х - начале 1980-х гг. |
6 |
3 |
9 |
Политическое развитие в 1960-х - середине 1980-х гг. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х - середине 1980-х гг. Национальная политика и национальные движения в 1960-х - середине 1980-х гг. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. Политика разрядки международной напряжённости. СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Ленинград в середине 1960-х - начале 1980-х гг. Л.И. Брежнев, его окружение и смена политического курса. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Конституция СССР 1977 г. Концепция "развитого социализма". Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики. Советские научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научно-технического прогресса в СССР. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Идейная и духовная жизнь советского общества. Олимпийские игры 1980 года в Москве. Литература и искусство. Авторское кино. Авангардное искусство. Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. Религиозные искания. Борьба с инакомыслием. Цензура. Новые вызовы внешнего мира. "Холодная война" и мировые конфликты. "Доктрина Брежнева". Пражская весна и снижение международного авторитета СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Кризис просоветских режимов. Л.И. Брежнев в оценках современников и историков. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической сферах. Ю.В. Андропов. Ленинград в 1964 - 1985 гг. |
Тема 5. Советский Союза в 1985 - 1991 годы. |
5 |
3 |
8 |
Социально-экономическое развитие СССР в 1985 - 1991 гг. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Наш регион в 1985 - 1991 гг. Курс на реформы. М.С. Горбачёв и его окружение. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Антиалкогольная кампания 1985 г. и её противоречивые результаты. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъём гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Концепция "социализма с человеческим лицом". Вторая волна десталинизации История страны как фактор политической жизни. Изменения в советской внешней политике. Отношение к войне в Афганистане. "Новое мышление" Горбачёва. Провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и ОВД. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение "холодной войны". Отношение к М.С. Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и её решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Первый съезд народных депутатов СССР. Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы "первой волны", их лидеры и программы. Раскол в КПСС и создание Компартии РСФСР. Подъём национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и попытки её решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Становление многопартийности. Кризис в КПСС. Первый съезд народных депутатов РСФСР. Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента СССР и избрание М.С. Горбачёва. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР. Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей.". Усиление центробежных тенденций. Ситуация на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. План автономизации. Ново-Огаревский процесс. "Парад суверенитетов". Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Нарастание разбалансированности в экономике. Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 года и усталость населения от проблем на потребительском рынке. Принятие решения о переходе к рынку. Радикализация общественных настроений. Горбачёв и перестройка в общественном сознании. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Распад КПСС. Референдум о независимости Украины. Ликвидация СССР и создание СНГ. Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на международной арене. Решение проблемы советского ядерного оружия. Наш регион в 1985 - 1991 гг. Возвращение исторического названия городу. |
Тема 6. Россия в 1990-е гг. |
5 |
4 |
9 |
Российская экономика на пути к рынку. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 90-е гг. Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. Санкт-Петербург в 1992 - 1999 гг. Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе преобразований. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. "Шоковая терапия". Ваучерная приватизация. Особенности осуществления реформ в регионах России. От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992 - 1993 гг. Решение Конституционного суда РФ по "делу КПСС". Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. - попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина N 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. "Нулевой вариант". Позиция регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени 1993 года в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и её значение. Итоги радикальных преобразований 1992 - 1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений Договор с Татарстаном как способ восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в сельском хозяйстве. Финансовые пирамиды и залоговые аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 года и его последствия. Повседневная жизнь и общественные настроения россиян. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ, предпринимательской деятельности. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. "Новые русские" и их образ жизни. Решение проблем социально незащищённых слоёв. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР. Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993). Присоединение России к "Большой семёрке". Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор внешней политики в 1990-е гг. Многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 года. "Олигархический" капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков. Санкт-Петербург в 1992 - 1999 гг. |
Тема 7. Российская Федерация в 2000-е годы. |
5 |
4 |
9 |
Политическая жизнь России в начале XXI века. Экономика России в начале XXI века. Повседневная и духовная жизнь. Внешняя политика России в начале XXI века. Россия в 2008 - 2018 гг. Санкт-Петербург в 2000-е гг. Современная Россия: вызовы времени и задачи модернизации. Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 и 2018 гг. Избрание В.В. Путина Президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Разграничение властных полномочий Центра и регионов. Террористическая угроза. Стратегия развития страны. Экономическое развитие в 2000-е гг. Экономический подъём 1999 - 2007 гг. и кризис 2008 г. Роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Основные принципы и направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и науки. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Олимпийские и параолимпийские зимние игры 2014 года в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией. Внешняя политика в конце XX - начале XXI в. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. СНГ и ЕАЭС. Отношения с США и Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность "Большой двадцатки". Вступление России в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Основные достижения российских учёных. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры. Процессы глобализации и массовая культура. Санкт-Петербург в 2000-е гг. |
Региональный компонент |
4 |
3 |
7 |
Изучается в рамках тем курса истории России |
Резерв часов (повторение) |
5 |
4 |
9 |
Используется для организации повторительно-обобщающих, контрольно-оценочных уроков и др. |
|
42 |
34 |
76 |
|
Всеобщая история |
26 |
- |
26 |
|
Всего |
68 |
34 |
102 |
|
<< Назад |
||
Содержание Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 22 апреля 2020 г. N 03-28-3772/20-0-0 "О направлении методических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.