Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму
от 23 апреля 2020 г. N 03-28-3775/20-0-0
Инструктивно-методическое письмо
"О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год"
1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебные планы образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - образовательные организации), формируются в соответствии с требованиями:
Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (далее - ФБУП-2004);
Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (далее - ФКГОС) (для XI (XII) классов);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 (далее - ФГОС среднего общего образования) (для X классов образовательных учреждений, для XI классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021 учебном году);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015;
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 N 345;
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 N 699;
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
распоряжения Комитета по образованию от 16.04.2020 N 988-р "О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году" ;
распоряжения Комитета по образованию от 21.04.2020 N 1011-р "О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год".
1.3. Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации. Образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004.
Примерный учебный план образовательных организаций на 2020/2021 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов;
5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов.
Нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования может быть увеличен в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы в очно-заочной и заочной формах (X-XII классы).
1.4. Учебный год в образовательных организациях начинается 01.09.2020.
Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся I классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся II-IV классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся V-VII классов - не более 7 уроков;
для обучающихся VIII-XI классов - не более 8 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II-III классах - 1,5 ч., в IV-V классах - 2 ч., в VI-VIII классах - 2,5 ч., в IX-XI классах - до 3,5 ч.
1.5. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый);
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей.
1.6. Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательной организацией в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
В I-IV классах допускается только пятидневная учебная неделя (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
В V-VII классах рекомендуется организация обучения в условиях пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
Организация обучения в условиях пятидневной учебной недели возможна в V-VII классах образовательных организаций, реализующих образовательную программу, обеспечивающую углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, при использовании учебной и внеурочной деятельности в соответствии с образовательной программой образовательной организации.
1.7. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление классов на две группы:
при реализации основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования при проведении учебных занятий по "Иностранному языку" (II-IX классы), "Технологии" (V-IX классы), а также по "Информатике", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) (VIII-IX классы) при наполняемости 25 и более человек;
при реализации основных общеобразовательных программ среднего общего образования при проведении учебных занятий по "Иностранному языку", "Технологии", "Физической культуре", а также по "Информатике и ИКТ" ("Информатике"), "Естествознанию", "Физике" и "Химии" (во время проведения практических занятий) при наполняемости класса 25 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, при проведении занятий по другим учебным предметам, для организации профильного обучения, в том числе изучения элективных учебных предметов, при проведении занятий по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей. Также деление классов на группы возможно при реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с ФГОС среднего общего образования при проведении занятий по учебным предметам, изучаемым на углубленном уровне.
1.8. При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС начального общего, основного общего, среднего общего образования или ФБУП-2004. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией самостоятельно.
Если учебный предмет изучается в рамках самостоятельной работы обучающихся, в годовом учебном плане образовательной организации должны быть предусмотрены часы для проведения промежуточной и(или) итоговой аттестации обучающихся.
1.9. Образовательные организации для использования при реализации образовательных программ выбирают:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 N 345);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 N 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
1.10. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, также подлежат тарификации.
2. Начальное общее образование
2.1. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
2.2. Примерный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано:
на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
2.3. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
2.4. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
Учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе изучения родного языка должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).
В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" учитывается, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации. Количество часов по классам (годам) обучения на изучение учебных предметов определяет образовательная организация в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.
Изучение предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" возможно в рамках отдельных учебных предметов "Родной язык" и "Литературное чтение на родном языке", а также интегрировано в учебные предметы "Русский язык", "Литературное чтение" в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и литературного чтения в соответствии с ФГОС начального общего образования.
2.5. Организация образовательной деятельности по основной образовательной программе начального общего образования, обеспечивающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы начального общего образования, может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Во II-IV классах образовательных организаций, обеспечивающих углубленное изучение учебных предметов, предметных областей, 1 час в неделю части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, рекомендуется использовать для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное изучение учебных предметов, предметных областей.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов организуется в условиях пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).
2.6. В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
2.7. План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) не входит в максимально допустимую аудиторную недельную нагрузку (в академических часах).
3. Основное общее образование
3.1. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.
3.2. Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования):
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
3.3. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
3.4. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
Учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе изучения родного языка должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).
В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметной области "Родной язык и родная литература" учитывается, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации. Количество часов по классам (годам) обучения на изучение учебных предметов определяет образовательная организация в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" возможно в рамках отдельных учебных предметов "Родной язык" и "Родная литература", а также интегрировано в учебные предметы "Русский язык", "Литература" в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и родной литературы в соответствии с ФГОС основного общего образования.
3.5. Учитывая сложившиеся традиции петербургского образования, рекомендуется в V-IX классах использовать учебные часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, для изучения истории и культуры Санкт-Петербурга. Также рекомендуется изучение в V-VII, IX классах основ безопасности жизнедеятельности в целях формирования современной культуры безопасности жизнедеятельности и убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни.
Изучение учебных курсов "История и культура Санкт-Петербурга" в V-IX классах и "Основы безопасности жизнедеятельности" в V-VII, IX классах возможно в рамках отдельных учебных предметов учебного плана, модулей различных учебных предметов или занятий внеурочной деятельности образовательной программы образовательной организации.
3.6. Региональным компонентом учебного плана является определение дополнительного времени на изучение учебного предмета "Математика" (или учебных предметов "Алгебра" и "Геометрия") в VIII-IX классах (всего 1 час в неделю в VIII классе и 1 час в неделю в IX классе) за исключением случаев, когда данные учебные предметы изучаются на профильном уровне. Соблюдение регионального компонента учебного плана является обязательным для образовательной организации.
3.7. Изучение учебного предмета "История России. Всеобщая история" в V-IX классах осуществляется по линейной модели исторического образования (изучение истории в IX классе завершается 1914 годом).
3.8. Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам основного общего образования, обеспечивающим углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы основного общего образования, может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов может быть организовано в V-VII классах как в условиях пятидневной учебной недели, так и в условиях шестидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10). Для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей, в V-VII классах используются часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Организация обучения в условиях пятидневной учебной недели возможна при использовании часов учебной и внеурочной деятельности в соответствии с образовательной программой образовательной организации.
3.9. На изучение учебного предмета "Иностранный язык" предусмотрено на базовом уровне 3 часа в неделю. При изучении учебного предмета "Иностранный язык" на углубленном уровне количество учебных часов увеличивается на 1-4 часа в неделю.
Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в образовательных организациях с углубленным изучением иностранного языка и гимназиях, устанавливается по выбору образовательной организации. В случае выбора учебного предмета "Второй иностранный язык" на его изучение предусматривается не менее 2 часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
3.10. Предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (далее - предметная область ОДНКНР) обязательна для изучения в соответствии с ФГОС основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Так как предметная область ОДНКНР является обязательной предметной областью, в учебном плане образовательной организации необходимо предусмотреть для ее изучения 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 N 345 определены учебники, которые используются при изучении предметной области "Основы духовно-нравственной культуры России".
В дополнение к изучению предметной области ОДНКНР в рамках учебного плана также возможна ее реализация во внеурочной деятельности, а также при изучении учебных предметов других предметных областей.
3.11. Библиотечный фонд образовательной организации при реализации основной образовательной программы основного общего образования должен быть укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами, дополнительной литературой.
3.12. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) не входит в максимально допустимую аудиторную недельную нагрузку (в академических часах).
3.13. Данные рекомендации предназначены также для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования.
4. Среднее общее образование
4.1. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования на основе ФКГОС и ФБУП-2004, используется в 2020/2021 учебном году в XI (XII) классах образовательных организаций (за исключением XI классов государственных образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021 учебном году).
Рекомендации по формированию учебных планов образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования на основе ФКГОС и ФБУП-2004, направлены письмом Комитета по образованию от 10.04.2019 N 03-28-2905/19-0-0 "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год" (раздел 4).
4.2. В X классах всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и в XI классах образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС среднего общего образования в 2020/2021 учебном году, реализуется основная образовательная программа в соответствии с ФГОС среднего общего образования.
Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательная организация.
4.3. Учебный план среднего общего образования является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. Учебный план определяет состав и объем учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения.
Основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения.
Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
4.4. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации.
Учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе изучения родного языка должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).
В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметной области "Родной язык и родная литература" учитывается, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации. Количество часов по классам (годам) обучения на изучение учебных предметов определяет образовательная организация в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" возможно в рамках отдельных учебных предметов "Родной язык" и "Родная литература", а также интегрировано в учебные предметы "Русский язык", "Литература" в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения русского языка как родного и родной литературы в соответствии с ФГОС среднего общего образования.
4.5. Образовательная организация:
предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы "Естествознание", "Обществознание", "Россия в мире", "Экология", дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся;
обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.
4.6. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС среднего общего образования, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности", "Астрономия".
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
4.7. Региональным компонентом учебного плана является определение дополнительного времени на изучение учебных предметов "Русский язык" (1 час в неделю в каждом классе) и "История" (1 час в неделю в каждом классе) в X-XI (XII) классах за исключением случаев, когда данный учебный предмет изучается на профильном уровне. Соблюдение регионального компонента учебного плана является обязательным для образовательной организации.
4.8. В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
4.9. Образовательные программы среднего общего образования реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
4.10. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.4. Данные рекомендации предназначены также для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 23 апреля 2020 г. N 03-28-3775/20-0-0 "О направлении инструктивно-методического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.