Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Примеры
практического применения интегрированных систем менеджмента
В настоящем приложении приведены примеры внедрения компаниями интегрированных систем менеджмента. Примеры подготовлены на основе материалов, опубликованных в отчетах ведущих зарубежных промышленных предприятий за последние 5 лет и могут быть использованы в качестве справочной информации при внедрении IMS-систем на предприятиях всех отраслей, вне зависимости от их типа и размера.
А.1 Поставщик комплектующих для автомобильной промышленности
Общие сведения о компании
Компания - поставщик комплектующих для автомобильной промышленности, занимающаяся разработкой и производством поршней из алюминиевых сплавов для автомобильных двигателей, владелец литейного и плавильного цехов, а также испытательных стендов для двигателей.
Общая численность компании составляет 1180 человек.
Исходные данные
Проведена проверка систем качества, безопасности и оценки риска в отдельных областях применения, связанных с потребляемыми энергией, водой, сточными водами и т.п.; проведены консультации внешних экспертов; проведен сбор внутренних данных; сформирован перечень мер по устранению выявленных недостатков; проведены тренинги, аудит и анализ систем менеджмента; основная деятельность сертифицирована в соответствии со схемой экологического менеджмента и аудита окружающей среды Европейского союза (EMAS) по ГОСТ Р ИСО 14001; продлена сертификация по ГОСТ Р ИСО 14001 и ГОСТ Р 54934 (система промышленной безопасности и охраны труда).
Принятие решений в процессе управления компанией
Обоснование
Выборочный поиск недостатков ("слабых мест"); оптимизация производственных процессов; реализация концепции развития; анализ бизнес-процессов; выявление и ликвидация "слабых мест" и систематическая проработка реализации новых целей; гармонизация всех существующих систем менеджмента.
Цель
Объединение систем обеспечения техники безопасности/гигиены труда, управления рисками (за исключением системы экологического менеджмента), поскольку система экологического менеджмента сертифицирована ранее и принята на международном уровне.
Внутренние коммуникации:
- организация встреч;
- предоставление информации о ходе выполнения проекта посредством регулярной рассылки информационных материалов;
- предоставление информационных материалов на совещаниях в компании;
- проведение тематических тренингов, инструктажей и кратких обсуждений;
- формирование перекрестных ссылок между методическими инструкциями по менеджменту качества (ОМ) и экологическому менеджменту;
- выпуск компанией информационных бюллетеней;
- съемка учебных фильмов о технике безопасности на рабочем месте и охране окружающей среды.
Краткое описание
Структура, ориентированная на процессы и процедуры; структура, ориентированная на системы менеджмента; инструкции по охране окружающей среды, содержащие среди прочего:
- внутренние инструкции по эксплуатации;
- аспекты защиты от выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- обработку отходов.
Таблица А.1 - Краткий анализ затрат/выгод
Инициативы (принятые меры) |
Операционные эффекты (результаты) |
Инвестиции (расходы, поддержка) |
Обоснованность (информированность) |
Создание новой иерархической структуры в литейном производстве |
Экономия материала на 11,8 % |
Отсутствуют |
Экономия ресурсов, создание финансовых стимулов |
Определение эксплуатационных показателей (для энергии, воды, отходов и т.п.) |
Распределение полученных результатов по подразделениям компании |
Отсутствуют |
Распределение затрат в качестве критерия контроля |
Снижение объема горячего литья и минимизация потребления топлива |
Снижение расхода топлива, экономия общего потребления металла |
Отсутствуют |
Экономия ресурсов, создание финансовых стимулов |
Снижение удельного потребления электроэнергии |
Снижение потребления электроэнергии на 3.000 |
Отсутствуют |
Экономия ресурсов, создание финансовых стимулов |
Реализация концепции рекуперации тепла |
Снижение потребления тепла на 2000 |
Инвестиции в объеме 350000 |
Экономия ресурсов, создание финансовых стимулов |
Ликвидация старых залежей отходов |
Удаление газов из почвы, бурение смотровых скважин для контроля грунтовых вод и рекультивации почвы |
Инвестиции в объеме 62923 |
- |
Снижение общего объема отходов |
Снижение объема отходов на 75 % |
- |
Экономия ресурсов |
Снижение потребления охлаждающей жидкости и объема отходов |
Снижение потребления охлаждающей жидкости на 50 % |
Инвестиции в объеме стоимости установки по высокодисперсному распылению охлаждающей жидкости |
Экономия ресурсов, создание финансовых стимулов |
А.2 Металлообрабатывающая промышленность
Общие сведения о компании
Компания осуществляет свою деятельность в металлообрабатывающей промышленности, выполняет прокат алюминиевой продукции, изготовление полуфабрикатов из алюминия, нанесение покрытий.
Общая численность компании составляет 850 человек.
Исходные данные
Деятельность компании сертифицирована в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001; проведена оценка экологического воздействия, включающая сопоставление и определение соответствия целевых и фактических экологических показателей; сформирован перечень мер по устранению выявленных недостатков; создана и внедрена система экологического менеджмента в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001; проведены тренинги, аудит, анализ системы менеджмента, предназначенных для охраны труда и техники безопасности; проведена проверка/первичная сертификация по EMAS и ГОСТ Р ИСО 14001.
Принятие решений в процессе управления компанией
Обоснование
Принятие корпоративного решения в части создания интегрированной системы менеджмента, главным критерием принятия которого была ориентация на процессы. Система менеджмента сертифицирована в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001, EMAS II, ГОСТ Р 54934 и ГОСТ Р ИСО 9001.
Цель:
- реализация руководящих корпоративных принципов;
- привлечение сотрудников к работам в компании;
- интеграция систем экологического менеджмента, охраны труда/техники безопасности и обеспечения качества;
- создание систем, перспективных для планируемых потребностей (например, в управлении рисками, профилактическом обслуживании и т.п.);
- оценка эффективности комплексных мер по предотвращению/снижению вредных воздействий на окружающую среду вместо проведения последующих технических мероприятий для ликвидации последствий этих воздействий.
Внутренние коммуникации:
- создание системы электронного администрирования внутри компании с постоянной, локальной и безопасной системой доступа к ней руководства и сотрудников компании; предоставление актуальной информации обо всех процессах и актуальных документах;
- составление экологической декларации в соответствии со схемой природопользования и аудита окружающей среды (EMAS) для клиентов, органов исполнительной власти, заинтересованной общественности и сотрудников компании. Каждый сотрудник должен получать копию экологической декларации. Через регулярные промежутки времени следует выдавать информационный бюллетень компании;
- применение системы поощрения рационализаторских предложений с целью поддержки процесса непрерывного совершенствования системы менеджмента.
Краткое описание
Структура, ориентированная на процессы и процедуры согласно ГОСТ Р ИСО 9001.
Структура, ориентированная на систему согласно ГОСТ Р ИСО 14001, EMAS II.
Структура, ориентированная на систему согласно ГОСТ Р 54934.
Таблица А.2 - Краткий анализ затрат/выгод
Инициативы (принятые меры) |
Операционные эффекты (результаты) |
Инвестиции (расходы, поддержка) |
Обоснованность (информированность) |
Проведение работ по сокращению прямых и косвенных выбросов СО2 |
Повышение энергоэффективности производственных процессов; обогрев помещений с использованием избыточного пара |
Определение затрат по проекту, стандартная декларация о выбросах СO2 (в |
Экономия ресурсов, оптимизация системы |
Определение, связанное с процессом потребления ресурсов (энергии, воды, отходов и т.п.) |
Распределение результатов работ по подразделениям компании с использованием рабочих показателей и поиска их оптимальных сочетаний и выработки мер по совершенствованию системы менеджмента (проектов) |
Объем инвестиций, зависящий от исходной ситуации |
Распределение затрат в соответствии с критериями контроля и содействие принятию решений для определения возможностей совершенствования системы менеджмента |
Комплексное предотвращение и использование промышленных выбросов, например, путем сжигания растворимых отходов |
Использование теплоты сгорания, сохранение других энергетических ресурсов |
Объем инвестиций, зависящий от концентрации загрязнений и, таким образом, от используемых процессов |
Экономия ресурсов, создание финансовых стимулов |
Интеграция систем менеджмента, ориентированная на процессы |
Процессно-ориентированная интеграция систем менеджмента. Повышение "прозрачности" производственных процессов, расширение участия сотрудников компании в ее работе благодаря четкому делегированию обязанностей, унификации рекомендаций и внедрению системы электронной обработки данных (EDP) для общего администрирования |
Объем инвестиций, зависящий от исходной ситуации и использования внешней поддержки |
Использование возможности взаимодействия и оптимизации |
А.3 Производство стальной фурнитуры
Общие сведения о компании
Компания, производитель фурнитуры для окон и стеклянных дверей (петель, навесок, фиксаторов и т.п.), действовала в сегментах рынка пластиков, древесины и алюминия. На производственных участках (сборочные цеха и административные здания) работает 540 человек. После слияния нескольких компаний и образования объединенной компании общее число работников в ней увеличилось до 1800 человек.
Исходные данные
Номенклатура выпускаемых компанией изделий изначально состояла из амортизаторов, автоподъемников и стальной фурнитуры. После нескольких слияний номенклатура продукции компании распределена по отраслевым филиалам, действующим как самостоятельные коммерческие предприятия.
Принятие решений в процессе управления компанией
Принятие компанией концепции комплексного управления качеством (TQM), ориентированной на интересы клиента и персонала компании, как основополагающего принципа управления. Вовлечение всех сотрудников компании в процесс непрерывного совершенствования системы менеджмента. Система менеджмента основана на модели Европейского фонда управления качеством (EFQM-модели), в которой содержатся компоненты систематизированных соглашений, относящихся к намеченным целям, вознаграждению за их достижение, управлению процессами (с указанием соответствующих показателей) процессов, в сочетании с индивидуальными целями в "сбалансированной системе показателей". Внедрена горизонтальная трехуровневая иерархия управления (уровень руководства компании, уровень менеджеров-исполнителей и оперативный уровень), что обеспечивает требуемые интенсивность и скорость работ по реализации системы менеджмента путем делегирования сотрудникам компании соответствующих обязанностей (ответственности) и компетенций. Всеобъемлющая система внутреннего аудита процессов, включающая анализ системы менеджмента, является эффективным средством предоставления руководству компании общей информации о состоянии ее деятельности. Выявленные при этом (а также по другим каналам) возможности становятся основой для непрерывного совершенствования системы менеджмента.
Внутренние контакты
Компания использует управление процессами в качестве промежуточного средства реализации интегрированной системы менеджмента, при котором все процессы (включая их показатели), отчеты о состоянии работ и перечень возможных усовершенствований в системе менеджмента становятся доступными для сотрудников компании по внутрикорпоративной сети. Цели, намеченные всеми менеджерами-исполнителями, сообщаются и публикуются во всех структурных подразделениях компании с использованием сбалансированной системы показателей, которая структурирована в соответствии с критериями EFQM-модели.
Краткое описание
Таблица А.3 - Краткий анализ затрат/выгод
Инициативы (принятые меры) |
Операционные эффекты (результаты) |
Инвестиции (расходы, поддержка) |
Обоснованность (информированность) |
Внедрение EFQM-модели |
Целостность подхода |
Инвестиции в объеме 6400 |
Анализ всех аспектов (сбалансированной системы показателей, устойчивости и т.п.) |
Достижение соглашения о целях |
Концентрация внимания на намеченных целях |
- |
Эффективный способ получения вознаграждений в соответствии с достигнутыми результатами (целями) |
Управление процессами |
Обеспечение высокой эффективности процессов |
Инвестиции в объеме 16000 |
Постоянный анализ процессов, процесс непрерывного совершенствования системы управления |
Проведение аудита процессов |
Создание широких возможностей для совершенствования системы (процессов) |
Инвестиции в объеме 65000 |
Создание междисциплинарного восприятия |
Менеджмент знаний с помощью внутрикорпоративной сети и SAP |
Обеспечение "прозрачности" всех процессов |
Инвестиции в объеме 8000 |
Только хорошо информированный сотрудник компании обладает высокой мотивацией |
<< Назад |
||
Содержание Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58542-2019 "Интегрированные системы менеджмента. Руководство по практическому применению"... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.