Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Челябинской области.
1.1. Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов
Подконтрольными субъектами являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на участках недр местного значения на территории Челябинской области.
Всего насчитывается 551 субъект (юридические лица, индивидуальные предприниматели) и 971 подконтрольный Министерству промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области объект (участок недр местного значения), из которых 350 объектов содержат общераспространенные полезные ископаемые и 621 объект - подземные воды.
1.2. Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения:
- ст. 1.2 раздела I, разделы II, III, V, ст. 51 раздела VI Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";
- гл. I, III, VII Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- гл. 1, 2, 3 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
- п. 2, 3, 8 - 19 Постановления Правительства РФ от 11.02.2016 N 94 "Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов";
- п. 2, 3, 5 Приказа Минприроды РФ от 25.06.2009 N 168 "Об утверждении Положения о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта";
- ст. 4, 5 Закона Челябинской области от 29.03.2012 N 294-ЗО "О пользовании недрами на территории Челябинской области";
- гл. IV Постановления Правительства Челябинской области от 17.04.2013 N 147-П "О Порядке осуществления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров".
1.3. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (на 13.12.2019) |
Плановые проверки |
43 |
39 |
42 |
28 |
35 |
2 |
7 |
Внеплановые проверки |
3 |
5 |
4 |
12 |
12 |
7 |
1 |
Общее количество проверок: |
46 |
44 |
46 |
40 |
47 |
9 |
8 |
Число дел об административных правонарушениях, возбужденных должностными лицами контрольно-надзорного органа (ед.) |
39 |
27 |
72 |
290 |
203 |
100 |
158 |
Привлечено лиц к административной ответственности (ед.) |
48 |
22 |
48 |
279 |
200 |
91 |
117 |
1.4. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) анализ и оценка причиненного ущерба
Ключевыми рисками являются:
- нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки;
- угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С целью учета риска для окружающей среды подконтрольные объекты распределены по категориям объектов по степени негативного воздействия на окружающую среду:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Разделение объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1029.
Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области применяет риск-ориентированный подход при организации и осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Челябинской области, что привело к значительному снижению интенсивности надзорных мероприятий.
Критерии отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных объектов к определенной категории риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1410.
Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска, проводятся:
- для категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для категории значительного риска - один раз в 3 года;
- для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
- для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории низкого риска не проводятся.
При этом предусмотрены основания как для повышения категории риска производственного объекта, так и снижения категории риска производственного объекта для тех подконтрольных субъектов, кто добросовестно соблюдает требования действующего законодательства.
1.5. Цели и задачи программы профилактики
Цели профилактической работы в рамках регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Челябинской области:
- сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - подконтрольные субъекты) обязательных требований в сфере недропользования на территории Челябинской области;
- предотвращение рисков причинения вреда окружающей среде и снижение размера вреда, причиненного окружающей среде на территории Челябинской области;
- обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в сфере недропользования на территории Челябинской области.
Задачи профилактической работы в рамках регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Челябинской области:
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства в сфере недропользования на территории Челябинской области;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов в сфере недропользования;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
1.6. Целевые показатели результативности мероприятий Программы
Учет показателей результативности мероприятий Программы ведется на основе показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора) за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Челябинской области.
N |
Наименование показателя |
Базовое значение (2017 год) |
Период, год |
||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||||
плановое |
факт |
|
|
|
|||
1 |
Доля участков недр местного значения, на которых был причинен вред окружающей среде в результате нарушения законодательства |
13,9% |
13% |
4% |
11% |
10% |
10% |
2 |
Доля субъектов, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред, (ущерб) или была создана угроза его причинения |
47% |
не более 40% |
40% |
не более 40% |
не более 40% |
не более 40% |
Целевые показатели результативности мероприятий Программы направлены на последовательное снижение нарушений обязательных требований у подконтрольных субъектов и снижение вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушений природоохранного законодательства.
Значение показателя "Доля участков недр местного значения, на которых был причинен вред окружающей среде в результате нарушения законодательства" рассчитывается по формуле:
N / О x 100%, где:
N - количество участков недр местного значения, на которых выявлены факты причинения ущерба окружающей среде;
О - общее количество участков недр местного значения.
Значение показателя "Доля субъектов, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения" рассчитывается по формуле:
Едн / Еспм x 100%, где:
Едн - число субъектов, допустивших нарушения;
Еспм - сумма проверочных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.