Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
I. Общие положения
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (далее - Руководство) разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения.
Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной (ст. 58, 59 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ (далее - Закон N 33-ФЗ).
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (ст. 1, 2 Закона N 33-ФЗ).
В соответствии с Законом N 33-ФЗ могут быть организованы следующие категории особо охраняемых природных территорий регионального значения:
1) природные парки;
2) государственные природные заказники регионального значения;
3) памятники природы регионального значения;
4) дендрологические парки и ботанические сады регионального значения.
II. Требования по соблюдению режима особо охраняемых природных территорий регионального значения
Требования по соблюдению режима особой охраны территорий природных парков и их охранных зон (н. 1, 3, б ст. 21 Закона 33-ФЗ):
- на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков;
- на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры;
- конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Требования по соблюдению режима особой охраны территорий государственных природных заказников (ч. Т 3 - 5 ст. 24 Закона 33-ФЗ):
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "ч. Т 3 - 5 ст. 24 Закона 33-ФЗ" следует читать: "ч. 3 - 5 ст. 24 Закона 33-ФЗ"
- на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам;
- задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника;
- на территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
Требования по соблюдению режима особой охраны территорий памятников природы (ч. 1, 2 ст. 27 Закона 33-ФЗ):
- на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
- собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7 статьи 11 настоящего Федерального закона (проектной документации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности), в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации подлежит государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня (ч. 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "подпункте 7 статьи 11 настоящего Федерального закона" следует читать: "подпункте 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ"
III. Ответственность за нарушение обязательных требований
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, несут:
1) административную ответственность по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):
а) часть 2 статьи 22 КоАП РФ (уничтожение или повреждение специальных знаков, определяющих границы особо охраняемых природных территорий);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "часть 2 статьи 22 КоАП Российской Федерации" следует читать: "часть 2 статьи 7.2 КоАП Российской Федерации"
б) статья 7.4 КоАП РФ (в части необеспечения сохранности особо охраняемых природных территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами);
в) статья 7.6 КоАП РФ (в части водных объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
г) статьи 7.7 - К 10 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "статьи 7.7 - К 10 КоАП Российской Федерации" следует читать: "статьи 7.7 - 7.10 КоАП Российской Федерации"
д) часть 1 статьи 7.11 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
е) статьи 8.5 - 8.9 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
ж) статьи 8.12 - 8.14 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
з) часть 1 статьи 8.16 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных па особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
и) статьи 8.1 и 8.18 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
к) статья 8.21 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
л) статьи 8.25 - 8.36 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных па особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
м) части 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
н) статья 8.38 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах);
о) статья 8.39 КоАП РФ;
п) статья 8.45.1 КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.