Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области обращения с отходами производства и потребления
I. Общие положения
Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области обращения с отходами производства и потребления (далее - Руководство) разработано в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в целях профилактики нарушений обязательных требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области в области обращения с отходами производства и потребления.
Законодательство в области обращения с отходами производства и потребления состоит из Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъекта Российской Федерации. Закон N 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления (преамбула и ст. 2 Закона N 89-ФЗ).
1. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) подлежит лицензированию (п. 30 ст. 12 Закона N 99-ФЗ). Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
2. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей (ст. 22 Закона N 7-ФЗ).
3. Объекты размещения отходов требуется внести в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 6 ст. 12 Закона N 89-ФЗ).
Места строительства объектов размещения отходов определяются на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 12 Закона N 89-ФЗ).
4. Производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должны проводить юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (п. 1 ст. 26 Закона N 89-ФЗ).
Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 26 Закона N 89-ФЗ).
5. При размещении отходов требуется осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии положениями Законов N 7-ФЗ и N 89-ФЗ.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду требуется вносить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ; п. 4, 5 ст. 23 Закона N 89-ФЗ).
II. Основные требования в области обращения с отходами производства и потребления
6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
а) соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
б) разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
в) вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
д) соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
е) внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
ж) проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
з) проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
и) проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель после окончания эксплуатации объектов размещения отходов;
к) предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
л) соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
м) разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
н) в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления (п. 2 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
о) вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ);
п) представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗ);
р) при образовании отходов I - V классов опасности осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 Закона N 89-ФЗ (п. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
7. Сбор, накопление, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение отходов производства и потребления, радиоактивных отходов необходимо осуществлять, когда условия и способы их безопасны для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Закона N 7-ФЗ).
Условия сбора и накопления отходов производства и потребления нужно определять с учетом классов опасности отходов, агрегатного состояния отходов и надежности тары (п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03).
Хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны); II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре необходимо соблюдать следующие условия (п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03):
1) временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
2) поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
3) поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
4) по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
5) поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
8. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду необходимо составить паспорт отходов I - IV классов опасности (п. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ). Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712.
9. Транспортирование отходов необходимо осуществлять при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования (п. 1 ст. 16 Закона N 89-ФЗ).
10. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности (п. 1 ст. 15 Закона N 89-ФЗ).
11. Все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем подлежат учету. Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
12. Данные учета в области обращения с отходами требуется вести в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами необходимо оформлять в письменном виде (п. 6 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами должно осуществлять лицо, ответственное за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721).
13. Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" необходимо предоставлять юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами производства и потребления в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации в срок до 1 февраля после отчетного периода (приказ Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17).
III. Основные запреты в области обращения с отходами производства и потребления
14. Запрещаются:
1) ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов (п. 1 ст. 11 Закона N 89-ФЗ);
2) размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7 ст. 12 Закона N 89-ФЗ);
3) захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации (п. 8 ст. 12 Закона N 89-ФЗ);
4) захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения (п. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ);
5) сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ);
6) размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ);
7) захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п. 5 ст. 12 Закона N 89-ФЗ, п. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ);
8) захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (п. 5 ст. 12 Закона N 89-ФЗ);
9) применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров (п. 10 ст. 12 Закона N 89-ФЗ);
10) ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания (п. 1 ст. 17 Закона N 89-ФЗ; п. 2 ст. 51 Закона N 7-ФЗ);
11) хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурно пахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
15. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность (п. 1 ст. 9 Закона N 89-ФЗ).
IV. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления
16. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, несут:
1) административную ответственность по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):
а) статья 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства);
б) статья 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами);
в) статья 8.4 КоАП РФ (нарушение законодательства об экологической экспертизе);
г) часть 1 статьи 8.13 КоАП РФ (нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления);
д) часть 4 статьи 8.13 КоАП РФ (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ);
е) часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ (загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса);
ж) часть 3 статьи 8.31 КоАП РФ (действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе);
з) статья 8.41 КоАП РФ (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду);
и) статья 8.46 КоАП РФ (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений);
2) уголовную ответственность по статье 247 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов).
17. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ст. 77 Закона N 7-ФЗ).
Исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
Исчисления размера вреда, причиненного водным объектам в результате обращения с отходами производства и потребления, осуществляется в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87.
18. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда (п. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.