Письмо Минфина России от 24 апреля 2020 г. N 02-06-10/33612
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев письмо (далее - Департамент, письмо), в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, при этом Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.
Кроме того, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на следующее.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
При этом обязательные реквизиты первичного учетного документа включают, в частности, содержание факта хозяйственной жизни, величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи этих лиц (часть 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - Стандарт).
Кроме того, согласно пункту 3 Инструкции N 157н к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.
Таким образом, исходя из добросовестности действий должностных лиц, ответственных за документальное оформление свершившегося факта хозяйственной жизни в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, данные бухгалтерского учета (в том числе информация о принятии к бухгалтерскому учету капитальных вложений) должны быть подтверждены первичными учетными документами.
При этом хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта (статья 7 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с положениями Закона N 402-ФЗ и Стандарта для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств, при которой выявляется и сопоставляется фактическое наличие активов и обязательств с данными регистров бухгалтерского учета (статья 11 Закона N 402-ФЗ, пункт 79 Стандарта).
При выявлении по результатам проведения инвентаризации недостачи (разницы между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием объектов бухгалтерского учета) сумма недостачи подлежит возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Обращаем внимание, что выявление факта отсутствия первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов бухгалтерского учета (в рассматриваемом в письме случае - для прекращения признания в качестве активов капитальных вложений, ранее принятых к бухгалтерскому учету).
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Данные бухучета (в том числе информация о принятии к бухучету капвложений) должны быть подтверждены первичными учетными документами.
При выявлении по результатам инвентаризации недостачи (разницы между данными бухучета и фактическим наличием объектов) ее сумма возмещается виновными лицами.
Отсутствие первичных учетных документов, обосновывающих расхождение между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухучета, не является основанием для прекращения признания в учете объектов бухучета (в рассматриваемом случае - для прекращения признания в качестве активов капвложений, ранее принятых к бухучету).
Письмо Минфина России от 24 апреля 2020 г. N 02-06-10/33612
Текст письма опубликован не был