Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
муниципального образования -
Клепиковский муниципальный район
от 23 октября 2017 г. N 874
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального образования - Клепиковский муниципальный район на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Клепиковского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Решением Думы Клепиковского муниципального района от 22.12.2016 г N 128 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании - Клепиковский муниципальный район". При подготовке учитывались положения следующих документов:
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года;
Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 602, N 606, от 1 июня 2012 года N 761 и от 28 декабря 2012 года N 1688 (далее - майские указы Президента Российской Федерации);
программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р;
основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
муниципальных программ Клепиковского муниципального района (далее - муниципальные программы);
программы увеличения доходов и оптимизации расходов в целях оздоровления муниципальных финансов Клепиковского района на 2017 - 2019 годы, утвержденной распоряжением администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район от 21.04.2017 г. N 80.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта районного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики определяют задачи и приоритеты действий администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район в среднесрочной перспективе в бюджетной сфере, а также условия и основные подходы формирования проекта районного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Бюджетное планирование будет осуществляться на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Клепиковского района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, как наиболее реалистичного при формировании доходной части бюджета и позволяющего минимизировать риск неисполнения принятых расходных обязательств.
1. Итоги реализации налоговой политики Клепиковского района в 2016 - 2017 годах
В 2016 - 2017 годах налоговая политика была направлена на обеспечение динамичного поступления доходов в консолидированный бюджет Клепиковского района, обеспечивающего потребности бюджета и сокращение муниципального долга района и преодоление кризисных явлений в экономике района.
В 2014 - 2016 годах уровень собственных доходов консолидированного бюджета района постоянно повышался.
Таблица N 1
Динамика поступлений собственных доходов в консолидированный бюджет Клепиковского района
млн. руб.
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста 2016 к 2014 г./% |
Налоговые и неналоговые доходы - всего |
198 841,1 |
208 123,3 |
222 999,0 |
112,1 |
Налоговые доходы, из них: |
179 339,7 |
192 720,5 |
203 167,0 |
113,3 |
Налог на доходы физических лиц |
141 453,7 |
141 928,0 |
148 196,0 |
104,8 |
Акцизы по подакцизным товарам |
1 261,8 |
7 658,2 |
20 026,0 |
1587,1 |
Налоги на совокупный доход |
7 994,6 |
9 778,1 |
10 258,0 |
128,3 |
Налоги на имущество |
26 621,9 |
31 489,7 |
22 987,0 |
86,3 |
Государственная пошлина |
2 007,7 |
1 866,5 |
1 700,0 |
84,7 |
Неналоговые доходы |
19 501,4 |
15 402,8 |
19 832,0 |
101,7 |
Темп роста налоговых доходов в 2016 году по сравнению с 2014 годом составил 113,3%. Наибольший удельный вес в общем объеме налоговых поступлений имеет налог на доходы физических лиц. Доля данного дохода составляла в 2016 году 72,9%.
В наибольшей степени размер платежей увеличился по акцизам (более чем в 15 раз), в связи с ростом ставок акцизов на нефтепродукты, а также установлением с 2016 года в качестве объекта налогообложения акцизами средних дистиллятов.
При этом уменьшились налоговые поступления по налогу на имущество физических лиц на 13,7% в связи с переходом на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости и применением установленных на федеральном уровне размеров вычетов по жилым домам и квартирам. На замедление темпов поступлений имущественных налогов также оказал влияние перенос с 2016 года срока уплаты имущественных налогов физическими лицами на более поздний срок - 1 декабря.
При этом следует отметить, что на протяжении трех последних лет остается стабильным уровень налоговой нагрузки как на экономику в целом, так и по отдельным налогам.
Налоговая политика в 2015 - 2017 годах проводилась с учетом антикризисного плана, предусматривающего поддержку малого и среднего бизнеса и стимулирование инвестиционной деятельности.
В целях поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках антикризисного плана в 2015 - 2017 годах:
1) в 2015 году принят Закон Рязанской области от 05.08.2015 N 52-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения на территории Рязанской области", устанавливающий нулевую налоговую ставку для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
В 2016 году Законом Рязанской области от 11.04.2016 N 12-ОЗ "О внесении изменений в Закон Рязанской области "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения на территории Рязанской области" перечень видов деятельности в сфере бытовых услуг для предпринимателей дополнен новыми видами услуг (ремонт обуви и прочих изделий из кожи, ремонт бытовых электрических изделий, предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства и т. п.).
2) Законом Рязанской области от 13.11.2015 N 76-ОЗ "О внесении изменений в приложения 1 и 2 к Закону Рязанской области "О патентной системе налогообложения на территории Рязанской области" число видов деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения, увеличено с 47 до 63.
3) Законом Рязанской области от 11.04.2016 N 11-ОЗ "О внесении изменений в приложение 5 к Закону Рязанской области "О патентной системе налогообложения на территории Рязанской области" с 1 января 2016 года снижен размер потенциального годового дохода по видам предпринимательской деятельности в сфере автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, оказываемых предпринимателем, использующим одно транспортное средство. Это позволило снизить налоговую нагрузку на предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере автоперевозок, повысить их конкурентоспособность на рынке транспортных услуг и создать условия для легализации перевозчиков, находящихся в настоящее время "в тени".
Совершенствование регионального законодательства в части патентной системы налогообложения уже дало положительную динамику в 2016 году сумма уплаченного налога за 3 последних года возросла более чем в 18 раз (с 39 тыс. рублей до 735 тыс. рублей). 12 индивидуальных предпринимателей (1,5% от общего числа) применяют патентную систему налогообложения и имеющих 20 патентов.;
4) В рамках реализации антикризисного плана снижены ставки налога на имущество организаций, исчисляемого от кадастровой стоимости:
- для организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход и (или) применяющих упрощенную систему налогообложения, в 2016 году с 1,0% до 0,3% с последующим плавным увеличением в 2017 году до 0,6%, в 2018 году - 0,9%, в 2019 году - 1,2% и в 2020 году и последующие годы - 1,5%;
- для остальных налогоплательщиков в 2016 году с 2,0% до 1,5%, в 2017 году до 1,75%, с 2018 года ставка составит 2,0%.
В целях повышения эффективности использования имущественного комплекса Клепиковского района в 2016 году:
Непрерывно велась работа с арендаторами, создана и постоянно обновляется электронная база таковых, что позволяет оптимизировать процесс учета поступлений арендной платы и выявления задолженности.
Заключены договоры аренды недвижимого имущества, являющегося собственностью муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, а также дополнительные соглашения о продлении таких договоров. Всего заключено 10 договоров аренды имущества.
Проведены аукционы на право заключения договоров аренды муниципального имущества по 4 объектам.
Данные мероприятия позволили исполнить доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, с ростом на 118% от плановых назначений, и доходы от продажи материальных и нематериальных активов с ростом 125,5% от плана.
В целях недопущения снижения платежей по налогу на доходы физических лиц, единому налогу на вмененный доход, земельного налога утверждены и реализуются план мероприятий ("дорожная карта") по мобилизации дополнительных поступлений.
Проводится работа по реализации плана мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости.
По итогам работы за 9 месяцев 2017 рабочая группа посетила 129 объектов. Выявлено: отсутствие трудовых договоров с наемными работниками 224, заключено трудовых договоров - 209, в том числе работникам в рамках заключенных трудовых договоров была повышена заработная плата.
2. Итоги реализации бюджетной политики Клепиковского муниципального района в 2016 - 2017 годах
В сложившихся экономических условиях основными результатами реализации бюджетной политики в 2016 году стали:
1) сохранение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Клепиковского района. Доходы консолидированного бюджета Клепиковского района в 2016 году получены в объеме 517,1 млн. руб., с ростом к 2015 году - на 11,3% (+ 52,6 млн. руб.), из них налоговые и неналоговые доходы - 223 млн. руб., с ростом к 2015 году 7,1% (+ 14,9 млн. руб.). Расходы исполнены в объеме 512,2 млн. руб., с ростом к 2015 году 12,5% (+ 57,0 млн. руб.);
2) создание стабильных и предсказуемых условий. В 2016 году осуществлено возвращение к трехлетнему планированию районного бюджета, бюджетов городских и сельских поселений. Этот шаг способствовал снижению уровня неопределенности относительно основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики, обеспечил большую прогнозируемость условий для развития экономики и ведения бизнеса, включая малое и среднее предпринимательство, предприятия агропромышленного комплекса и других отраслей. При этом меры по мобилизации доходов консолидированного бюджета Клепиковского района не предусматривали роста налоговой нагрузки, а были направлены на повышение их собираемости;
3) реализация в рамках антикризисного плана комплекса мер по упреждению финансовых рисков, оптимизации и повышению эффективности расходов. В условиях отсутствия возможности по увеличению расходов главной задачей бюджетной политики Клепиковского района был правильный выбор приоритетов, а также оптимизация и сдерживание расходов районного бюджета, изыскание внутренних резервов, ограничение расходов районного бюджета на содержание органов муниципальной власти и муниципальных учреждений Клепиковского района;
4) исполнение действующих расходных обязательств районного бюджета в необходимом объеме, включая законодательно установленные публичные обязательства и поэтапную реализацию первоочередных задач в социальной сфере, поставленных в майских указах Президента Российской Федерации и напрямую влияющих на качество жизни населения.
В 2016 году, исходя из подходов, определенных на федеральном и областном уровнях, задача по сохранению заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы не ниже уровня 2015 года выполнена в отношении всех категорий работников. В 2017 году Клепиковский район планирует в полном объеме обеспечить повышение заработной платы в соответствии с показателями региональных "дорожных карт".
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Клепиковским районом реализована адресная программа Рязанской области по переселению граждан из аварийного жилья на 2013 - 2017 годы с общим объемом финансирования более 41 млрд. рублей. В 2016 году в рамках исполнения 3 и 4 этапов программы переселены граждане из 5 аварийных жилых домов площадью 1,3 тыс. кв. м.
Районный бюджет традиционно сохранил социальную направленность, более 66,6% расходов бюджета приходится на финансирование трех самых социально ориентированных отраслей - образование, культура и социальную поддержку граждан;
5) повышение качества бюджетного процесса и реализация новых принципов организации исполнения бюджета Клепиковского района. В условиях ограниченных бюджетных возможностей главным инструментом повышения эффективности и результативности бюджетных расходов стал переход, начиная с 2017 года, на принцип планирования и исполнения районного бюджета на основе муниципальных программ Клепиковского района. В 2017 году доля расходов районного бюджета в рамках программ составила 99%;
6) финансирование муниципальных учреждений Клепиковского района на основе единых федеральных отраслевых перечней государственных услуг и работ. Это позволило исключить расходы по непрофильным услугам и работам, а также предоставлять учреждениям средства только за фактически оказанные услуги и выполненные работы;
7) повышение эффективности осуществления муниципальных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд района, за счет:
- совершенствования нормативной правовой базы Клепиковского района в сфере закупок, на основе которой все органы муниципальной власти Клепиковского района:
утвердили ведомственные перечни отдельных видов товаров, работ и услуг с указанием требований к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам в целях недопущения приобретения товаров, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами или являющихся предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации;
разработали нормативы затрат в количественных и стоимостных показателях, позволяющие закупать товары, работы и услуги по ценам, не превышающим предельно допустимые, в целях организации процесса бюджетного планирования и экономии бюджетных средств;
8) обеспечение размера дефицита и объема муниципального долга Клепиковского района в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. По итогам 2016 года профицит районного бюджета составил 4,9 млн. рублей. Долговая нагрузка на 01.01.2017 года составляет 2 млн. рублей, к объему доходов районного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений составляет 0,9%.
Правильный выбор приоритетов при реализации районной бюджетной и налоговой политики также подтвержден результатами проведенной Министерством финансов Рязанской области оценки качества управления муниципальными финансами в 2016 году. По итогам оценки показателей, характеризующих качество бюджетного планирования, исполнения бюджета, финансовых взаимоотношений с городскими и сельскими поселениями Клепиковского района, оказания муниципальных услуг, прозрачность бюджетного процесса, выполнение майских указов Президента Российской Федерации, Клепиковскому району присвоена первая (высшая) степень качества. В 2015 году администрация муниципального образования - Клепиковский муниципальный район участвовала в отборе муниципальных районов Рязанской области на предоставление субсидии из областного бюджета на реализацию муниципальной программы "Повышение эффективности управления муниципальными финансами и создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами на 2015 - 2020 годы" и получила по итогам 2015 года грант в сумме 332,0 тыс. руб.;
Положительные тенденции сохраняются и в 2017 году. Своеобразной "дорожной картой" для изыскания внутренних резервов для финансирования принятых обязательств за счет мобилизации дополнительных доходов и оптимизации бюджетных расходов стала Программа увеличения доходов и оптимизации расходов в целях оздоровления муниципальных финансов Клепиковского района на 2017 - 2019 годы, утвержденная распоряжением администрации Клепиковского района от 21.04.2017 N 80.
3. Цели и задачи налоговой политики на 2018 - 2020 годы
Устойчивое экономическое развитие зависит от предсказуемости внутренних и внешних экономических условий, низкой инфляции, стабильной налоговой системы.
В целях обеспечения роста уровня частных инвестиций, расширения потенциала экономики, сокращения теневого сектора и создания равных конкурентных условий на федеральном уровне планируется реализация мероприятий, направленных на повышение качества администрирования доходов бюджетной системы. Создание системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, обеспечит рост собираемости налогов и снижение административной нагрузки для добросовестного бизнеса, в том числе за счет полного охвата розничной торговой сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС; интеграции информационных систем государственных внебюджетных фондов, налоговой службы и таможенных органов; постепенного распространения систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы.
Среди мер, направленных на сокращение теневого сектора, предусматриваются пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога и патентной системы, пресечение нецелевого использования спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии, вовлечение в формальную экономику самозанятых граждан.
В части неналоговых платежей завершается работа по законодательному закреплению единых правил их установления и взимания.
Планируется внедрить концепцию налоговых и неналоговых расходов в бюджетный процесс и закрепить соответствующие нормы в законодательстве. На федеральном уровне предусматривается разработка общей методологии оценки эффективности льгот с использованием подхода к льготам как к налоговым расходам.
Сохраняют актуальность такие задачи как распределение действующих федеральных налоговых льгот по срокам их обязательного применения субъектами Российской Федерации на своей территории, расширение механизма правило "двух ключей" для отдельных видов льгот и преференций, которое означает, что они применяются на территории региона в случае принятия соответствующего закона. С 1 января 2018 года планируется установление моратория на новые льготы по налогам, зачисляемым в региональные и местные бюджеты.
При этом основополагающим принципом реформ и мер по настройке налоговой системы будет принцип фискальной нейтральности - то есть не повышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.
Районная налоговая политика строится на основании положений, определенных на федеральном и региональном уровне.
Приоритетом налоговой политики Клепиковского района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов будет являться обеспечение эффективного и стабильного развития экономики района.
Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач:
- увеличение налоговых поступлений в доход бюджета;
- повышение конкурентоспособности района за счет реализации мер стимулирования инвестиционной активности, малого и среднего предпринимательства;
- развитие института добросовестного налогоплательщика;
- обеспечение преемственности налоговой политики, проводимой на федеральном и региональном уровне.
3.1. Увеличение налоговых поступлений в доход бюджета
В 2018 - 2020 годах продолжится работа по мобилизации доходной базы консолидированного бюджета Клепиковского района по следующим направлениям:
1) привлечение резервов повышения налоговых и неналоговых поступлений, в том числе за счет:
- улучшения качества администрирования налоговых и неналоговых доходов, обеспечения роста собираемости доходов;
- продолжения активной работы по актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
- проведения анализа состояния муниципального имущества Клепиковского района и принятие управленческих решений по вовлечению в оборот, в том числе путем приватизации, перепрофилирования, сдачи в аренду и т.п. неиспользуемого имущества, включая земельные участки;
- применения практики принудительного изъятия неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с целью вовлечения этих участков в сельскохозяйственный борот;
2) осуществление во взаимодействии с налоговыми органами Рязанской области мероприятий, направленных на повышение поступлений доходов в районный и бюджеты поселений, в том числе в рамках работы межведомственной комиссии по легализации налоговой базы и неплатежам и рабочей группы по легализации трудовых отношений, созданной в администрации района, по вопросам задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в консолидированный бюджет Клепиковского района;
3) оптимизация налоговых льгот:
- совершенствование нормативных правовых актов муниципальных образований Клепиковского района по вопросам оценки эффективности налоговых льгот (пониженных налоговых ставок) с учетом возможности замены льгот иными бюджетными инструментами (субсидии, гранты и т.п.)
- оценка эффективности налоговых льгот (пониженных налоговых ставок) на основании принципов эффективности, срочности и адресности их предоставления;
- реализация плана по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) утвержденного распоряжением Правительства Рязанской области от 30.06.2017 N 285-р;
- введение понятия налоговых и неналоговых расходов для оценки эффективности предоставленных льгот.
3.2. Повышение конкурентоспособности Клепиковского района
Повышение конкурентоспособности Клепиковского района будет дополнительным источником роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Клепиковского района.
Решение задачи по повышению конкурентоспособности района планируется за счет реализации мер поддержки инвестиционной активности предприятий, малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и социально ответственного бизнеса:
1) в целях формирования системы поддержки инвесторов и развития предпринимательства на муниципальном уровне, а также эффективности взаимодействия между бизнесом и властью разработана Дорожная карта внедрения стандарта деятельности по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Клепиковском районе.
В соответствии с Дорожной картой принят ряд нормативно-правовых документов, а именно:
- расширен состав Совета по улучшению инвестиционного климата, создана Экспертная группа по оценке бизнес-сообществом выполнения обязательных и рекомендуемых требований положений Стандарта;
- определено структурное подразделение, ответственное за работу с инвесторами и привлечение инвестиций;
- в целях снижения административных барьеров подготовлен Регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
- введен институт инвестиционного уполномоченного и определено должностное лицо, в задачи которого входит обеспечение взаимодействия с частными инвесторами, реализующими или планирующими реализацию инвестиционных проектов на территории Клепиковского района;
- на сайте администрации Клепиковского района доработан и актуализирован раздел "Инвестиции", где размещается вся необходимая информация, нормативно-правовые документы, информация для инвесторов.
Работа по улучшению инвестиционной привлекательности района не окончена, предстоит еще принять ряд нормативных актов для защиты прав и интересов инвесторов, прямого участия органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности в рамках разработки и утверждения инвестиционных проектов, определения порядка обращения инвесторов за защитой и помощью.
2) развитие малого и среднего предпринимательства будет достигаться за счет:
- продления до 31.12.2020 года действия Закона Рязанской области от 05.08.2015 N 52-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения на территории Рязанской области" и увеличения количества видов деятельности, в отношении которых возможно его применение;
- расширения сфер применения Закона Рязанской области от 08.11.2012 N 82-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Рязанской области";
- установления дифференцированных налоговых ставок для социально ориентированных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения;
- проведения анализа установленного в Клепиковском районе корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
3.3. Развитие института добросовестного налогоплательщика
Проектом Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, разработанным Министерством финансов Российской Федерации, предусмотрено законодательное закрепление в 2018 году реформ и мер по настройке налоговой системы Российской Федерации с тем, чтобы 1 января 2019 года зафиксировать новые стабильные правила на долгосрочный период. При этом предлагается принятие мер по не повышению налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков, сокращению теневого сектора.
В Клепиковском районе в свете поставленных задач особенно актуальными будут вопросы:
- обеспечение для самозанятых граждан возможности осуществить плавный переход к ведению деятельности на законных основаниях;
- проведение информационно-разъяснительной работы о возможностях, предусмотренных региональным законодательством для ведения предпринимательской деятельности, действующих налоговых режимах, в том числе патентной системе налогообложения, налоговых каникулах.
3.4. Обеспечение преемственности налоговой политики, проводимой на федеральном и региональном уровне
Преемственность с федеральной и региональной налоговой политикой будет заключаться в своевременной подготовке законотворческих инициатив в случае изменения положений федерального и регионального налогового законодательства, требующих корректировки нормативных правовых актов на уровне района.
Реализация возможности корректировки районного налогового законодательства согласно проектам федеральных и региональных законов и других нормативных правовых актов будет проводиться с учетом экономических интересов района.
4. Цели и задачи бюджетной политики на 2018 - 2020 годы
В условиях перехода к разработке и реализации структурных реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, создание высокопроизводительных рабочих мест, расширение предпринимательской активности, ключевым направлением бюджетной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Клепиковского района.
Для этого в предстоящем среднесрочном периоде планируется решение следующих основных задач:
1) повышение эффективности управления бюджетными расходами за счет интегрирования в бюджетные процедуры принципов (методов) проектного управления (внедрение проектных принципов управления).
Основой реализации проектного подхода являются муниципальные программы Клепиковского района, потенциал применения которых до настоящего времени реализован не в полном объеме.
В 2018 году необходимо сформировать нормативную и методическую основу для полноценного внедрения принципов проектного управления в систему управления муниципальными программами. Это предполагает необходимость решения следующих задач:
- повышение качества системы целеполагания муниципальными программами путем сокращения количества целевых индикаторов действующих муниципальных программ, а также установлением их взаимосвязи с реализуемыми мероприятиями и ожидаемыми конечными результатами;
- обеспечение полноты учета в составе муниципальных программ всех финансовых ресурсов, способствующих достижению целей муниципальной политики в соответствующей сфере;
- уточнение структуры муниципальных программ с выделением мероприятий проектного (ограниченные по срокам и приводящие к уникальному результату и (или) качественному изменению процессов) и процессного (непрерывные или постоянно возобновляемые, реализуемые в соответствии с устоявшимися процедурами) характера.
На начальном этапе указанные подходы возможно апробировать на "пилотных" муниципальных программах (1 - 2 программы) и в дальнейшем распространить на все муниципальные программы;
2) повышение эффективности использования бюджетных средств. Ключевыми направлениями в решении этой задачи станут:
- усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд Клепиковского района (интеграция бюджетного и закупочного процесса) путем использования инструмента нормирования закупок, автоматизации контрольных процедур, развития информационного пространства в целях повышения открытости, прозрачности, подотчетности и снижения коррупционных рисков;
- обеспечение главными распорядителями средств районного бюджета результативности использования бюджетных ассигнований на всех этапах бюджетного процесса;
- минимизация принятия новых расходных обязательств районного бюджета исходя из обоснованности социального и бюджетного эффекта их реализации, а также с учетом текущей экономической ситуации и бюджетных возможностей;
- недопущение принятия и исполнения расходных обязательств, не отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления;
- продолжение мониторингов оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, включающих основные показатели формирования и исполнения районного бюджета;
3) повышение эффективности оказания муниципальных услуг (выполнения работ) за счет:
- формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг и выполнения работ муниципальными учреждениями Клепиковского района на основе общероссийского (базового) перечня (классификатора) государственных и муниципальных услуг, а также с учетом внедрения с 1 января 2018 года регионального перечня государственных услуг и работ;
- планирования субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания подведомственным учреждениям на основе нормативных затрат с применением коэффициентов выравнивания;
- продолжения оптимизации структуры сети муниципальных учреждений Клепиковского района при условии сохранения удовлетворенности потребности населения в оказании муниципальных услуг (выполнении работ);
4) совершенствование методов контроля за использованием средств районного бюджета, в том числе посредством:
- развития внутреннего муниципального финансового контроля, направленного на выявление и минимизацию рисков совершения нарушений в финансово-бюджетной сфере и рисков несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств;
- модернизации процедур внутреннего контроля и аудита главными распорядителями средств районного бюджета, включая:
изменения в подходах к управлению и использованию финансовыми ресурсами;
развитие контрольной деятельности в сторону смещения акцента с последующего на предварительный контроль на стадии кассового расходования средств районного бюджета;
организацию на системной и регулярной основе мониторинга, оценки результативности деятельности подведомственных главному распорядителю средств районного бюджета бюджетных учреждений Клепиковского района;
5) повышение бюджетной устойчивости Клепиковского района путем ограничения дефицита районного бюджета и снижения уровня долговой нагрузки на районный бюджет;
6) повышение уровня информационной открытости бюджетных данных и внедрение принципов инициативного бюджетирования с целью расширения практики общественного участия в управлении муниципальными финансами.
5. Основные подходы к формированию расходов районного бюджета на 2018 - 2020 годы
Формирование объема расходов районного бюджета на 2018 - 2020 годы будет осуществляться исходя из следующих основных подходов:
1) в качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований районного бюджета на 2018 - 2020 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные на 2017 - 2019 годы решением Думы Клепиковского района Рязанской области от 22.12.2016 г N 131 "О бюджете муниципального образования - Клепиковский муниципальный район на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Решение о бюджете);
2) "базовые" объемы бюджетных ассигнований на 2018 - 2020 годы будут уточнены с учетом:
- уменьшения объемов бюджетных ассигнований по расходным обязательствам ограниченного срока действия;
- увеличения бюджетных ассигнований по мероприятиям "длящегося" характера, возникшим в ходе исполнения районного бюджета в 2017 году;
- увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией с 1 октября 2020 года законодательно установленных публичных нормативных обязательств на прогнозный уровень инфляции (ежегодная индексация в 2018 и 2019 годах с 1 октября на 4,0% учтена в Решении о бюджете);
- увеличения бюджетных ассигнований в связи с повышением оплаты труда отдельных категорий работников в социальной сфере в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", принятыми планами мероприятий ("дорожными картами") по развитию отраслей социальной сферы и с учетом достижения целевых показателей в 2018 году;
- увеличения бюджетных ассигнований на ежегодное повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции;
- увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией с 1 июля 2020 года расходов на коммунальные услуги на прогнозный уровень инфляции (ежегодная индексация в 2018 и 2019 годах с 1 июля, соответственно на 4,0% и 3,9%, учтена в Решении о бюджете);
3) тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения будет определен в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения";
4) определение объема бюджетных инвестиций в рамках муниципальных программ исходя из реальных возможностей районного бюджета по их финансовому обеспечению. Приоритетными для включения в бюджетные инвестиции будут объекты с высокой степенью готовности, объекты, софинансируемые из федерального и областного бюджета, а также объекты, имеющие высокую социальную значимость.
Районный бюджет в 2018 - 2020 годах сохранит социальную направленность и основные социальные приоритеты бюджетной политики:
- исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения;
- обеспечение обязательств в бюджетной сфере с учетом определения стоимости каждой муниципальной услуги (работы) на основании нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с общими требованиями и базовыми нормативами затрат на их оказание.
6. Приоритеты бюджетных расходов
Для обеспечения устойчивости бюджетной системы при формировании расходов районного бюджета на 2018 - 2020 годы предлагается исходить из необходимости обеспечения в первоочередном порядке исполнения публичных нормативных обязательств и финансирования расходов, непосредственно влияющих на достижение целевых показателей в соответствующих сферах.
Приоритетами бюджетных расходов на предстоящий период остаются мероприятия муниципальных программ, направленных на развитие социально-культурной сферы, безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами и непосредственно оказывающих влияние на качество жизни населения района.
В рамках реализации муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании - Клепиковский муниципальный район на период с 2015 по 2025 годы" приоритетным остается обеспечение равных возможностей доступа получения современного качественного образования каждому ребенку независимо от места жительства, материального положения семьи и позитивная социализация детей.
Планируется финансирование мероприятий по повышению доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов посредством развития программ инклюзивного образования, а также по повышению безопасности пребывания детей в муниципальных образовательных организациях.
Будет продолжено повышение эффективности образовательной и профессиональной подготовки детей, а также создание условий для успешной социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Сохранено предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на реализацию Закона Рязанской области от 16.08.2007 N 105-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности продолжится проведение районных интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров, конкурсов, конференций, соревнований для одаренных детей), а также участие в региональных, всероссийских мероприятиях.
Планируется проведение мероприятий по оздоровлению, летнему отдыху и организации занятости детей.
Предусматривается в рамках муниципальной программы "Развитие культуры на 2017 - 2020 годы" реализация мероприятий, обеспечивающих право населения Клепиковского района на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, свободу творчества в сфере культуры.
В сфере туризма будут решаться задачи по развитию туристической привлекательности района, в том числе продвижение инвестиционных проектов, предложений, концепций, анализ состояния туристской отрасли.
Для приобщения различных категорий и возрастных групп населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом сохранятся приоритетные направления бюджетной политики, реализуемые в рамках муниципальной программы "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики населения муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области на 2017 - 2020 гг."
В рамках указанной программы предусматривается реализация календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий, а также комплекс мероприятий по созданию условий для развития, социализации и самореализации молодежи, совершенствованию системы гражданско-патриотического, духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи.
В целях стимулирования молодежи и популяризации спорта среди молодежи в районном бюджете предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на поощрительные стипендии главы муниципального образования учащимся средних общеобразовательных учреждений, окончившим учебный год на отлично, и лицам, достигшим значительных успехов в спорте.
Реализация задач социальной политики будет осуществляться в рамках муниципальной программы "Социальная помощь в Клепиковском муниципальном районе на 2015 - 2025 годы". Бюджетные ассигнования планируются на исполнение адресной социальной поддержке граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также оказание помощи общественным организациям района.
Будет продолжена государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, включая предоставление молодым семьям, участникам программы, социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, дополнительной социальной выплаты по рождению (усыновлению) одного ребенка.
Бюджетные ассигнования районного дорожного фонда в рамках муниципальной программы "Дорожное хозяйство муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области на 2015 - 2025 годы" будут направляться на обеспечение круглогодичного содержания всей протяженности сети автомобильных дорог общего пользования районного и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в соответствии с нормативными требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию и условиям безопасности дорожного движения.
В рамках реализации муниципальных программ Клепиковского района планируется обеспечить надлежащий уровень общественной безопасности и укрепление общественного порядка на основе совершенствования системы профилактики правонарушений, формирования негативного отношения к потреблению наркотиков, в том числе среди несовершеннолетних, реализацию функций в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны в соответствии с муниципальными программами по данным направлениям.
7. Политика в сфере межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения на 2018 - 2020 годы будут формироваться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Рязанской области от 2 декабря 2005 года N 131-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Рязанской области".
При формировании взаимоотношений с поселениями будет продолжено предоставление финансовой помощи из районного бюджета в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и иных межбюджетных трансфертов на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Важным аспектом политики межбюджетных отношений является работа с высокодотационными поселениями, направленная на усиление механизмов финансового администрирования, повышение финансовой дисциплины органов местного самоуправления поселений и улучшение финансовых показателей местных бюджетов.
8. Политика в сфере управления муниципальным долгом
Реализация долговой политики в 2018 - 2020 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки и расходов на обслуживание муниципального долга, соблюдению показателей и индикаторов, которые будут установлены муниципальной программой Клепиковского района "Повышение эффективности управления муниципальными финансами и создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами на 2015 - 2020 годы".
Эффективное управление муниципальным долгом Клепиковского района планируется осуществлять в соответствии со следующими принципами:
проведение ответственной заемной политики;
полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;
постоянный мониторинг долговой нагрузки на районный бюджет при безусловном соблюдении бюджетных ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
повышение открытости и прозрачности управления муниципальным долгом.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации муниципального образования - Клепиковский муниципальный район Рязанской области от 23 октября... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.