Письмо Минфина России от 23 апреля 2020 г. N 02-05-10/32795
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащиеся в указанном обращении вопросы не соответствуют предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц в вопросах применения бюджетной классификации Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица государственного (муниципального) органа, учреждения, сообщаем, что подобные запросы следует направлять надлежащим образом оформленные на бланке государственного (муниципального) органа, учреждения с подписью лица на то уполномоченного.
Вместе с тем в части порядка применения кодов классификации доходов бюджетов сообщаем следующее.
Приказом Минфина России от 6 июня 2019 года N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Приказ N 85н) для учета доходов от арендной платы за земельные участки, поступающих в бюджеты городских округов, предусмотрены следующие коды классификации доходов бюджетов:
000 1 11 05012 04 0000 120 "Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков";
000 1 11 05024 04 0000 120 "Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений)".
Доходы от штрафов, неустоек, пеней, уплаченных в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору аренды земельного участка перед муниципальным органом (муниципальным казенным учреждением) городского округа с 1 января 2020 года, в соответствии с Приказом N 85н учитываются по коду классификации доходов бюджетов 000 1 16 07090 04 0000 140 "Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед муниципальным органом (муниципальным казенным учреждением) городского округа" (до 1 января 2020 года согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 года N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" отражались по коду классификации доходов бюджетов 000 1 16 90040 04 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов" (далее - КБК 000 1 16 90040 04 0000 140).
В целях обеспечения поступления задолженности по денежным взысканиям (штрафам), образовавшейся до 1 января 2020 года, а также исключения образования невыясненных поступлений пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрено, что доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, в 2020 году подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году.
Указанные доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации учитываются в бюджетах бюджетной системы Российской# согласно Приказу 85н по коду классификации доходов бюджетов 000 1 16 10120 00 0000 140 "Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году", детализированному по соответствующим подстатьям, элементам кода вида доходов бюджетов.
Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года и отраженной по КБК 000 1 16 90040 04 0000 140, в 2020 году подлежат учету в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. N 207н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" по коду классификации доходов бюджетов 000 1 16 10123 01 0041 140 "Доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году (доходы бюджетов городских округов за исключением доходов, направляемых на формирование муниципального дорожного фонда, а также иных платежей в случае принятия решения финансовым органом муниципального образования о раздельном учете задолженности)".
Согласно пункту 3 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета.
При исполнении возложенных пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ бюджетных полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета, принятым на основании пункта 3 статьи 160.1 БК РФ, администратор доходов бюджета обеспечивает предоставление физическим и юридическим лицам информации об администрируемых платежах, в том числе информации о кодах бюджетной классификации доходов бюджетов в целях ее правильного указания в платежных документах.
Также на основании пункта 2 статьи 160.1 БК РФ в порядке, предусмотренном правовым актом главного администратора доходов бюджета, администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
При этом необходимо отметить, что пунктом 24 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 года N 125н (далее - Порядок N 125н), посредством направления уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа предусмотрено уточнение всей суммы платежа, указанной в строке реестра, прилагаемого к платежному поручению на общую сумму.
В связи с этим в случае уплаты физическим лицом сумм арендной платы и пеней по договору аренды земельных участков в доход бюджета городского округа одним платежом на общую сумму, осуществление зачета (уточнения) платежа в бюджет городского округа в соответствии с Порядком N 125н не представляется возможным.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации администратором доходов бюджета городского округа в соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ может быть принято решение о возврате излишне уплаченной в бюджет суммы платежа с одновременным разъяснением плательщику необходимости осуществления соответствующих платежей в бюджет согласно реквизитам, указанным администратором доходов бюджета городского округа.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Сафарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если физлицо уплатило арендную плату и пени по договору аренды земельных участков в доход бюджета городского округа одним платежом на общую сумму, зачет (уточнение) платежа не представляется возможным.
В рассматриваемой ситуации администратор доходов бюджета городского округа может принять решение о возврате излишне уплаченной в бюджет суммы с одновременным разъяснением плательщику необходимости осуществления платежей в бюджет согласно реквизитам, указанным администратором доходов бюджета городского округа.
Письмо Минфина России от 23 апреля 2020 г. N 02-05-10/32795
Текст письма опубликован не был