Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 30.04.2020 N 2532
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Достойный труд в современных условиях. Система социального партнерства в Тюменской области: проблемы и перспективы"
г. Ишим 17 марта 2020 года
Заслушав и обсудив выступления участников "круглого стола" по теме: "Достойный труд в современных условиях. Система социального партнерства в Тюменской области: проблемы и перспективы", депутаты Тюменской областной Думы, представители исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления города Ишима, государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций и работодателей, а также другие участники заседания "круглого стола" отмечают следующее.
Ситуация на рынке труда Тюменской области в 2019 году сохранялась стабильной. По состоянию на 01.01.2020 численность безработных граждан в Тюменской области составила 4,3 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,59% (на 01.01.2019 - 4,2 тыс. человек и 0,59% соответственно). Наименьшее значение уровня регистрируемой безработицы наблюдается в г. Ишиме, наибольшее - в Заводоуковском городском округе.
Сохранению стабильной ситуации на рынке труда Тюменской области в течение 2019 года способствовала реализация мероприятий государственной программы Тюменской области "Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений". Общая численность участников мероприятий, содействующих занятости населения, составила 77,5 тыс. человек. Кроме того, реализуются мероприятия национальных проектов, которые также способствуют повышению эффективности работы с гражданами в целях содействия их занятости.
В Тюменской области налажено взаимодействие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, профсоюзными организациями и объединениями (ассоциациями) работодателей, которое направлено на развитие системы социального партнерства в сфере труда.
Основой взаимодействия является Региональное соглашение между Правительством Тюменской области, Союзом "Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов" и Союзом "Региональное объединение работодателей Тюменской области" на 2020 - 2022 годы (далее - Региональное трехстороннее соглашение). Данное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Тюменской области, контроль за исполнением соглашения осуществляется сторонами ежегодно.
В рамках указанного Регионального трехстороннего соглашения Правительством Тюменской области совместно со сторонами социального партнерства также осуществляются мероприятия по обеспечению прав граждан на своевременную и полную оплату труда.
Стороны совместно осуществляют анализ уровня заработной платы, принимают меры по соблюдению сроков ее выплаты и ликвидации задолженности. В рамках указанного регионального соглашения Правительство Тюменской области осуществляет мониторинг просроченной задолженности по заработной плате в организациях Тюменской области. Сторона профсоюзов осуществляет общественный контроль соблюдения нормативных правовых актов по оплате труда.
В целях повышения уровня доходов населения и трудовых гарантий работников сторонами социального партнерства заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 15.11.2019, согласно которому с 01.01.2020 минимальный размер заработной платы составляет 12 200 руб., что выше установленного на федеральном уровне минимального размера заработной платы, а также региональной величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
На минимальную заработную плату начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, установленные в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, минимальная заработная плата в Тюменской области, с учетом вышеуказанных компенсационных выплат, с 01.01.2020 составила от 14 030 руб. до 24 400 руб. в зависимости от районного коэффициента и стажа работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Работа с организациями, имеющими долги по заработной плате, ведется Правительством Тюменской области во взаимодействии с прокуратурой Тюменской области и Государственной инспекцией труда в Тюменской области.
При выявлении латентной просроченной задолженности по заработной плате ситуация в организациях рассматривается на заседаниях областной межведомственной рабочей группы по обеспечению своевременности выплаты заработной платы, вырабатываются меры по погашению долгов перед работниками.
В области с декабря 2014 года целенаправленно и планомерно ведется работа по обеспечению контроля за регулированием трудовых отношений в соответствии с Соглашением между Рострудом и Правительством Тюменской области о реализации мер, направленных на легализацию заработной платы и снижение неформальной занятости.
В рамках деятельности областной межведомственной рабочей группы по снижению неформальной занятости и легализации заработной платы, деятельности территориальных комиссий, созданных во всех городских округах и муниципальных районах Тюменской области, проводится работа по выявлению работодателей, выплачивающих неофициальную заработную плату или заработную плату ниже минимальной заработной платы, установленной в Тюменской области.
Работа строится на активном взаимодействии с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Тюменской области, Тюменским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, прокуратурой Тюменской области.
По итогам совместной с федеральными органами власти и органами местного самоуправления деятельности по состоянию на 31 декабря 2019 года выявлена неформальная занятость и легализована заработная плата 13,9 тыс. граждан, индивидуальных предпринимателей (155% от контрольного показателя).
По результатам исполнения комплексного плана мероприятий по снижению неформальной занятости, по данным налоговых органов, общая сумма поступлений в бюджет от работы комиссий по легализации налоговой базы, включая результаты комиссии в части задолженности по перечислению НДФЛ и страховых взносов, составила за 2019 год:
- по налогу на доходы физических лиц - 110,4 млн. руб.;
- по страховым взносам - 935,0 млн. руб.
Обсуждение вопросов в сфере социально-трудовых отношений осуществляется сторонами социального партнерства совместно в ходе работы областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - областная комиссия). В рамках деятельности областной комиссии обеспечивается участие органов социального партнерства при подготовке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые отношения.
Продолжается работа по развитию системы социального партнерства на территориальном уровне и созданию полномочных сторон в территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.
Действует 25 территориальных комиссий, работа которых строится на основании принятых планов. В Тобольском муниципальном районе ведется процесс формирования сторон комиссии. Данными комиссиями заключено 22 территориальных трехсторонних соглашения.
Основной проблемой развития социального партнерства на территориальном уровне является отсутствие территориальных объединений работодателей, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей". Территориальные объединения работодателей созданы в установленном порядке в г. Тюмени и в Нижнетавдинском районе. В г. Тобольске ассоциация работодателей зарегистрирована в виде общественной организации.
Реализуемые в области направления и формы сотрудничества органов социального партнерства способствуют недопущению возникновения социальной напряженности, в результате чего с 2006 года коллективных трудовых споров в Тюменской области не зарегистрировано.
Основными направлениями дальнейшего взаимодействия сторон социального партнерства являются повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для эффективного экономического развития региона.
Социальными партнерами проводится работа по развитию коллективно-договорного процесса. По итогам 2019 года в регионе заключено 57 соглашений: 2 региональных соглашения; 33 отраслевых соглашения (в том числе 18 региональных и 15 территориальных); 22 территориальных (трехсторонних) соглашения.
На 31.12.2019 охват работников коллективно-договорным процессом составил 235 298 человек (70% от среднесписочной численности работников в организациях области (без субъектов малого предпринимательства), уведомительно зарегистрировано 1 105 коллективных договоров.
Контроль за выполнением коллективных договоров осуществляется сторонами социального партнерства, эффективность реализации коллективных договоров обеспечена общественным контролем, проводимым профсоюзными организациями.
В целях дальнейшей эффективной реализации государственной политики в области содействия занятости населения, организации и функционирования социального партнерства в Тюменской области участники "круглого стола" рекомендуют:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов:
- N 683391-7 "О внесении изменений в статью 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в части перевода услуг по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации и организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в число полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения)", внесенный Самарской Губернской Думой и принятый в I чтении 20.11.2019;
- N 715029-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий", внесенный Правительством Российской Федерации и принятый в I чтении 16.10.2019.
2. Тюменской областной Думе продолжить системную работу:
- по законодательному обеспечению трудовых и социальных прав и гарантий жителей Тюменской области, созданию условий для последовательного повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения на основе развития экономики Тюменской области;
- обеспечению условий для обсуждения областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений проектов нормативных правовых актов, регулирующих данные отношения, в соответствии с действующим законодательством;
- осуществлению сотрудничества с Союзом "Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов" в рамках заключенного Соглашения о сотрудничестве (постановление Тюменской областной Думы от 27.10.2016 N 50).
3. Правительству Тюменской области и органам местного самоуправления Тюменской области в рамках предоставленных полномочий продолжить работу по реализации мероприятий в сфере занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, уделив особое внимание следующим вопросам:
- осуществление мероприятий по повышению производительности труда в Тюменской области;
- эффективное взаимодействие с работодателями по предоставлению в органы службы занятости населения Тюменской области информации об имеющихся вакансиях;
- активное сотрудничество со сторонами социального партнерства по проведению мероприятий, направленных на обеспечение прав граждан на своевременную и полную оплату труда, принятие мер по соблюдению сроков выплаты заработной платы и ликвидации имеющихся задолженностей;
- реализация мер, направленных на легализацию заработной платы и снижение неформальной занятости;
- обеспечение участия органов социального партнерства в подготовке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые отношения, в рамках деятельности областной и территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
- содействие развитию системы социального партнерства на территориальном уровне и созданию полномочных сторон в территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений;
- освещение деятельности сторон социального партнерства на официальном портале органов государственной власти Тюменской области;
- дальнейшее развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в Тюменской области.
4. Союзу "Тюменское межрегиональное объединение организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов" и Союзу "Региональное объединение работодателей Тюменской области" в пределах своих полномочий продолжить участие в обеспечении трудовых и социальных прав, гарантий жителей Тюменской области, уделив особое внимание реализации следующих задач:
- участие в осуществлении общественного контроля за соблюдением нормативных правовых актов по оплате труда, эффективностью реализации коллективных договоров;
- участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые отношения, в рамках деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- взаимодействие со сторонами социального партнерства в целях повышения уровня и качества жизни населения, создание условий для эффективного экономического развития региона;
- оказание содействия в создании территориальных объединений работодателей в целях дальнейшего развития социального партнерства на территориальном уровне;
- усиление роли профсоюзов в развитии социального партнерства;
- обеспечение заключения коллективных договоров в организациях Тюменской области, осуществление контроля за их выполнением.
5. Профессиональным образовательным организациям Тюменской области:
- продолжить реализацию мероприятий по повышению качества профессионального образования, соответствующего требованиям экономики региона, и обеспечению трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования;
- осуществлять дальнейшее развитие партнерских отношений профессиональных образовательных организаций с предприятиями-работодателями, в рамках которых обеспечивается участие работодателей в разработке и реализации основных образовательных программ, а также стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения;
- учитывать информацию о ситуации на рынке труда в Тюменской области при формировании образовательных программ.
Участники заседания
"круглого стола"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 30 апреля 2020 г. N 2532 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.