Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 30.04.2020 N 2537
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "О состоянии и перспективах развития пчеловодства в Тюменской области"
г. Тюмень 11 марта 2020 года
Проведя с участием депутатов Тюменской областной Думы, представителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Тюменской области, федеральных надзорных служб, учреждений науки, общественных организаций, пчеловодов-промышленников и пчеловодов-любителей обсуждение вопросов о состоянии и перспективах развития пчеловодства в Тюменской области, участники "круглого стола" отмечают следующее.
В настоящее время специального федерального закона о пчеловодстве нет. С 1997 по 2017 год на рассмотрении в Госдуме находилось три законопроекта "О пчеловодстве": N 97700747-2, N 861659-6 и N 869166-6. Все они были сняты с рассмотрения с формулировкой "за отсутствием предмета правового регулирования".
В отсутствие специального федерального закона о пчеловодстве правоотношения в данной сфере регулируются рядом федеральных законов и подзаконных актов, а также законами субъектов Российской Федерации.
Региональные законы о пчеловодстве приняты в 45 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Тюменской области (Закон Тюменской области от 08.05.2013 N 29 "О пчеловодстве").
Кроме того, в отдельных регионах приняты специальные целевые программы. Например, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.06.2019 N 375 утверждена комплексная программа "Развитие пчеловодства в Республике Башкортостан на 2019 - 2030 годы".
В Тюменской области, по информации Тюменьстата, на 01.01.2019 содержалось 19 543 пчелосемьи. Объем полученного в 2018 году в Тюменской области (без автономных округов) товарного меда составил 355 тонн.
Распределение пчелосемей между хозяйствующими субъектами, занимающимися пчеловодством, в 2018 году было следующим: сельскохозяйственные предприятия - отсутствуют, личные подсобные хозяйства граждан - 19 351, крестьянские (фермерские) хозяйства - 192.
Данные статистического учета показывают, что на протяжении последних пяти лет существенных изменений в категории хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области пчеловодства, не произошло, как и в предыдущие годы основное количество пчелосемей (99%) содержится в личных подсобных хозяйствах граждан. Наибольшее количество пчелосемей содержится в следующих районах Тюменской области: Тюменском - 2 280, Викуловском - 1 752, Исетском - 1 672, Ялуторовском - 1 546, Нижнетавдинском - 1 516.
Положительными тенденциями в пчеловодстве Тюменской области, в отличие от положения, существовавшего 10 лет назад (постановление Тюменской областной Думы от 24.11.2010 N 2565), являются следующие:
- появление промышленных пчеловодов, рост числа крупнотоварных пасек, в том числе племенного направления;
- активизация работы общественных организаций пчеловодов Тюменской области.
- появление в профессиональной среде уверенности в необходимости и возможности замещения на потребительском рынке Тюменской области значительной части продуктов пчеловодства, завозимых из других регионов, продуктами местного производства, за счет их лучшего качества.
Следует отметить, что в 2015 - 2018 годах пчеловоды Тюменской области активно принимали участие в продовольственных ярмарках, проводимых в городе Тюмени, а также в выездных ярмарках в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе.
Фактором, сдерживающим рост количества крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся пчеловодством в Тюменской области на промышленной основе, является отсутствие гарантированного сбыта из-за отсутствия в области предприятий по переработке и фасовке продуктов пчеловодства.
В Тюменской области продолжают существовать объективные риски для пчеловодства, обусловленные климатическими особенностями региона, а также угрозы антропогенного характера.
Главными угрозами антропогенного характера являются:
- бесконтрольный ввоз пакетов пчел из государств Средней Азии (так называемых "узбечек"), что обуславливает применение роебойной системы пчеловодства, завоз новых болезней и вредителей пчел;
- бесконтрольное многократное увеличение интенсивности применения пестицидов при выращивании сельскохозяйственных культур (в первую очередь рапса на зерно), что влечет массовую гибель пчелиных семей;
- отсутствие на территории Российской Федерации утвержденной методики по диагностике химического токсикоза пчел (по данным Центральной научно-методической ветеринарной лаборатории Россельхознадзора).
По состоянию на 1 октября 2019 года в адрес уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области поступило 5 обращений о гибели пчел от пчеловодов Абатского, Исетского, Ялуторовского муниципальных районов, Заводоуковского городского округа. По факту обращений были проведены проверки, совещания с участием надзорных органов и пчеловодов-любителей, личные приемы граждан. В ходе проверок было установлено, что причинами увеличения числа случаев отравления пчел в 2019 году, в том числе массовой гибели пчел в Заводоуковском городском округе, являются:
- многократное увеличение обработок сельскохозяйственных культур агрохимикатами на сельскохозяйственных предприятиях и владельцами личных подсобных хозяйств, занимающимися садоводством и огородничеством (в текущем году зафиксировано большое количество вредителей сельскохозяйственных культур);
- бесконтрольное применение опасных для пчел агрохимикатов (пестицидов и инсектицидов) на приусадебных участках граждан;
- отсутствие выстроенных коммуникаций между пчеловодами-любителями, сельхозтоваропроизводителями и органами местного самоуправления (пчеловоды-любители не заявляют о своей деятельности, не имеют паспорта пасеки).
По состоянию на 1 октября 2019 года из 750 официально зарегистрированных пасек, расположенных на территории Тюменской области, паспорта имеют 275 пасек (27,3%).
В июле 2019 года Минсельхозом России в органы управления АПК субъектов Российской Федерации направлены рекомендации по принятию организационных и практических мер по предупреждению и предотвращению гибели пчел. При этом Минсельхоз считает необходимым, чтобы пострадавшие пчеловоды с помощью аккредитованных лабораторий устанавливали причину ущерба пасекам в каждом конкретном случае гибели пчел.
В августе 2019 года в Правительстве Российской Федерации прошло совещание, посвященное вопросам регулирования и развития отрасли пчеловодства.
По итогам обсуждения Минсельхозу поручено совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти изучить правоприменительную практику действующего законодательства в сфере пчеловодства, до 1 сентября 2019 года внести в правительство доклад с предложениями по определению методики для создания единого реестра пчеловодов на основании регистрации паспортов пасек, регламента информирования пчеловодов и других заинтересованных лиц о применении пестицидов и агрохимикатов на полях, в том числе на сайтах органов местного самоуправления, а также предложения по увеличению штрафов за несоблюдение регламента по использованию пестицидов. Кроме того, Минсельхозу поручено усилить взаимодействие с отраслевыми союзами и ассоциациями для выработки мер по защите пчеловодческих хозяйств, а также рекомендаций регионам по компенсационным мерам.
Анализ законодательства в сфере надзора за оборотом пестицидов, проведенный аппаратом Тюменской областной Думы, выявил, что с 2011 года в результате перераспределения надзорных полномочий надзор за оборотом пестицидов при выращивании сельскохозяйственных культур не находится в компетенции ни одной из федеральных надзорных служб. Соответственно дела об административных правонарушениях за нарушение регламентов применения пестицидов при сельскохозяйственном производстве не возбуждаются, и не рассматриваются.
В целях устранения данного пробела в праве Тюменская областная Дума, предварительно выработав консолидированную позицию с Правительством области, подготовила и направила обращение Тюменской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и Министру сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушеву о необходимости дополнительного правового регулирования в сфере государственного надзора за оборотом пестицидов при сельскохозяйственном производстве (постановление Тюменской областной Думы от 24.10.2019 N 2270).
Указанное обращение Тюменской областной Думы содержало конкретные предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере. Поддержку обращению Тюменской областной Думы выразили законодательные собрания 27 субъектов Российской Федерации.
В соответствии с рекомендациями Минсельхоза в конце 2019 года в ряде регионов России были приняты постановления, предусматривающие единовременные компенсационные выплаты пчеловодам в случае гибели пчел от отравления пестицидами в 2019 году.
Размер выплаты различен. Например, в Ульяновской области размер компенсационной выплаты - 3 500 руб. за одну погибшую пчелосемью (постановление Правительства Ульяновской области от 16.12.2019 N 723-П); в Алтайском крае размер субсидии - 3 620 руб. (постановление Правительства Алтайского края от 12.10.2017 N 368 (в редакции от 26.11.2019). При этом в Ульяновской области получателями выплаты являются только граждане, ведущие ЛПХ, а в Алтайском крае - все сельхозтоваропроизводители, включая ЛПХ. Но в Алтайском крае на сбор и подачу документов заявителям фактически было отведено 4 дня (с 26.11.2019 по 01.12.2019), а в Ульяновской области срок подачи документов не ограничен.
С учетом изложенного участники "круглого стола" РЕКОМЕНДУЮТ:
1. Тюменской областной Думе:
1.1. По мере получения ответов от федеральных органов власти на обращение Тюменской областной Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и Министру сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушеву о необходимости дополнительного правового регулирования в сфере государственного надзора за оборотом пестицидов при сельскохозяйственном производстве (постановление Тюменской областной Думы от 24.10.2019 N 2270) довести их содержание до сведения Союза пчеловодов Тюменской области и при необходимости продолжить работу по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.
1.2. Проработать вопрос о подготовке обращения в Минсельхоз России по следующим проблемам:
- актуализация и инкорпорация в действующее законодательство положений Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами, утвержденной Государственным агропромышленным комитетом СССР 14.06.1989;
- разработка и утверждение методики по диагностике химического токсикоза пчел.
2. Правительству Тюменской области рассмотреть вопросы:
1) об информировании пчеловодов о наличии лабораторий и порядке отбора и предоставления материала для качественного и количественного анализа подмора пчел и пчелопродукции на пестициды и другие глобальные загрязнители продукции;
2) о дополнении перечня сельскохозяйственного оборудования, приобретаемого за счет средств гранта "Агростартап", машинами и механизмами, которые используются в производстве и переработке продукции пчеловодства;
3) о создании координационного совета по пчеловодству при Департаменте АПК Тюменской области для выполнения консультативно-совещательных функций в порядке и формах, которые предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ;
4) о создании условий:
- для развития кооперации в пчеловодстве;
- возникновения и увеличения в Тюменской области числа племенных репродукторов в пчеловодстве.
3. Органам местного самоуправления:
3.1. В целях повышения спроса на длительное время не переданные в аренду земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности, а также выполнения обязанности собственников по охране земель от зарастания древесно-кустарниковой растительностью (ст. 11, 13 ЗК РФ) рассмотреть вопрос о возможности засева таких земель многолетними медоносными травами.
3.2. С целью расширения рынка сбыта продукции пчеловодства для тюменских производителей по окончании сезона медосбора организовать проведение специализированных медовых ярмарок.
3.3. Определить должностных лиц в администрациях муниципальных районов, уполномоченных на взаимодействие с пчеловодами.
4. Союзу пчеловодов Тюменской области с целью развития отрасли пчеловодства и создания добросовестной конкуренции на потребительском рынке Тюменской области считать приоритетным решение следующих задач.
4.1. Создание племенных хозяйств по выводу плодных породных маток и формированию пчелопакетов местного разведения.
4.2. Создание интернет-ресурса и(или) мессенджера о предупреждении пчеловодов о планируемых обработках полей пестицидами.
4.3. Создание производственных кооперативов в пчеловодстве для обеспечения возможности коллективного приобретения использования технологического дорогостоящего оборудования по откачке, фасовке и купажированию меда, изготовлению ульев, перевозке кочевых пасек, посадке медоносов и т.п.
4.4. Увеличение присутствия тюменских пчеловодов на ярмарках меда, проводимых в Тюменской области, в том числе в автономных округах.
4.5. Пропаганда положительно зарекомендовавших себя систем и технологий пчеловождения.
4.6. Доведение до сведения пчеловодов следующей информации:
- о неприемлемости применения роебойной системы в пчеловодстве как способствующей распространению новых болезней пчел и ухудшению качества трутневого фона на местных пасеках;
- возможности предоставления грантов (агростартапов) начинающим фермерам, в том числе с основным видом деятельности "пчеловодство";
- судебной практике по спорным вопросам, связанным с пчеловодством.
4.7. Формулирование предложений органам исполнительной и законодательной власти по совершенствованию нормативной базы в пчеловодстве.
4.8. Участие тюменских пчеловодов в межрегиональных и международных форумах пчеловодов.
4.9. Рассмотреть вопрос о брендировании тюменского меда как торговой марки.
4.10. Изучить и рассмотреть возможность применения в условиях Тюменской области лучших мировых и региональных практик общественных организаций пчеловодов, в том числе в части:
- системы учета пасек и пчеловодов;
- системы обучения пчеловодов;
- системы поддержки начинающих и действующих пчеловодов в рамках федеральных и региональных программ развития пчеловодства;
- системы обеспечения качества продукции посредством установления взаимной ответственности членов кооператива за качество меда, сдаваемого в общую товарную партию;
- применения единой технологии, обеспечивающей стандартное качество продукции (ветеринарные обработки рекомендованными препаратами, выполнение программы селекции, планов породного районирования, выдача акцизных марок на брендированный товар).
5. Управлению Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам:
5.1. С целью предотвращения распространения в Тюменской области карантинных болезней и вредителей пчел усилить государственный ветеринарный надзор за соблюдением ветеринарного законодательства в сфере пчеловодства при экспорте - импорте пчел в Российскую Федерацию, а также при перемещении живых пчел и продуктов пчеловодства из других субъектов Российской Федерации, а также внутри Тюменской области.
5.2. Продолжить практику взаимного информирования федеральных служб по вопросам противодействия распространению зоонозов, уделив внимание в том числе вопросам пресечения ввоза в Российскую Федерацию через государственную границу пакетов пчел без ветеринарных сопроводительных документов.
6. Государственному аграрному университету Северного Зауралья (ГАУСЗ):
6.1. Рассмотреть вопрос о возможности дополнения перечня платных услуг, оказываемых Агробиотехнологическим центром ГАУСЗ, следующими видами услуг:
- определение породной принадлежности пчел на основе ДНК-диагностики;
- определение остаточных количеств пестицидов, ядохимикатов, антибиотиков в подморе пчел и продуктах пчеловодства.
6.2. Рассмотреть вопрос о возобновлении на базе ГАУСЗ обучающих курсов по пчеловодству.
6.3. При проведении обучающих курсов (семинаров) по пчеловодству привлекать специалистов научно-исследовательских лабораторий.
7. Тюменскому научному центру СО РАН в лице ВНИИВЭА - филиала ТюмНЦ СО РАН:
7.1. Рассмотреть возможность включения в перечень направлений научно-исследовательских работ или продолжения работ по следующим направлениям:
- разработка методических указаний, объединяющих методы исследований продуктов пчеловодства на наличие остатков лекарственных средств, пестицидов и агрохимикатов, для ветеринарных лабораторий Тюменской области;
- разработка и внедрение в производство средств и методов защиты пчел от болезней с учетом природно-климатических особенностей Тюменской области;
- создание базы данных о породном составе пчёл;
- создание базы данных о видах медов, характерных для географической местности и природных условий Тюменской области;
- оказание консультационной помощи пчеловодам (сельскохозяйственным товаропроизводителям), организация и проведение выставок и семинаров, разработка и издание информационных материалов;
- обучение (переподготовка), информационно-консультационная поддержка специалистов районных администраций, уполномоченных в сфере ветеринарии и пчеловодства.
7.2. Разработать и внести в орган, уполномоченный осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, предложения по актуализации следующих документов:
- Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел (утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ 17.08.1998);
- Инструкции по дезинфекции, дезакаризации, дезинсекции и дератизации на пасеках (утв. ГУВ СССР 10.05.1990 г.)
8. Государственному аграрному университету Северного Зауралья (ГАУСЗ), Тюменскому научному центру СО РАН в лице ВНИИВЭА - филиала ТюмНЦ СО РАН, другим учреждениям науки:
8.1. Включить в планы научно-исследовательских работ тему о разработке новых и испытании существующих на рынке практически неопасных для пчел препаратов биологического происхождения для применения против вредителей рапса.
8.2. Изучить вопрос о технологической возможности и целесообразности установления нормативного запрета на обработку медоносных растений в фазе цветения пестицидами 1-го и 2-го классов опасности (требующих ограничения лёта пчел более 24 часов) без совместного их применения с репеллентами (веществами, отпугивающими пчел).
9. ФГБУ "Россельхозцентр" в лице филиала по Тюменской области подготовить и разослать сельскохозяйственным товаропроизводителям перечень существующих малоопасных и практически неопасных для пчел препаратов, рекомендованных для применения против вредителей рапса.
10. Западно-Сибирскому союзу производителей и переработчиков органической продукции "Биопродукт" с целью формирования интеграционных производственно-сбытовых цепочек "сырье-переработка-сбыт" разработать:
- агрофраншизу по павильонной технологии содержания пчел;
- перечень требований к производству органического меда;
- торговую марку и вариант брендирования тюменского меда для выхода на российский рынок.
11. Государственному бюджетному учреждению Тюменской области "Информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Тюменской области" проводить консультирование заявителей, а также разработать памятки (инструкции), содержащие алгоритм действий граждан в следующих случаях:
- при поиске и приобретении земельного участка для размещения пасеки, в зависимости от категории земель (земли сельхозназначения, лесного фонда, зоны сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов);
- при желании получения государственной поддержки на создание или расширение пасеки;
- при желании оформить крестьянское (фермерское) хозяйство;
- при признаках химического токсикоза пчел;
- при желании продать мед собственного производства на ярмарках или розничных рынках.
Участники "круглого стола"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 30 апреля 2020 г. N 2537 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.