Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 6
к постановлению Правительства
Курганской области
от 30 апреля 2020 года N 132
"О внесении изменений в постановление
Правительства Курганской области
от 14 октября 2013 года N 505"
"Приложение 6
к государственной программе
Курганской области "О развитии и
поддержке малого и среднего
предпринимательства в Курганской области"
Подпрограмма
"Обеспечение прав потребителей в Курганской области"
Раздел I. Паспорт подпрограммы "Обеспечение прав потребителей в Курганской области"
Наименование |
Подпрограмма "Обеспечение прав потребителей в Курганской области" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель |
Департамент экономического развития Курганской области (далее - ДЭР) |
Соисполнители |
Департамент агропромышленного комплекса Курганской области; Департамент образования и науки Курганской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (по согласованию) (далее - Управление Роспотребнадзора по Курганской области); Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию); Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" (по согласованию) (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области"); Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (по согласованию) (далее - ГБУ "МФЦ"); общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) (по согласованию) |
Цель |
Развитие системы обеспечения прав потребителей в Курганской области |
Задачи |
Повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения; повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий; создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров (работ, услуг); повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка Курганской области; содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области в решении задач по защите прав потребителей; создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых не территории Курганской области товаров (работ, услуг); развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей; координация деятельности всех участников подпрограммы |
Целевые индикаторы |
Количество муниципальных образований Курганской области, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей (единица); количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100 тысяч населения Курганской области (единица); удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных в добровольном порядке, от общего числа претензий, поступивших в уполномоченные органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей (процент); удельный вес продукции, реализуемой на территории Курганской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) (процент) |
Сроки реализации |
2018 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований |
- |
Ожидаемые результаты реализации |
Обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и общественных организаций; повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации; повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера; снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка; повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ); повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций |
Раздел II. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Курганской области
Последовательная и эффективная политика в сфере защиты прав потребителей является важным фактором развития потребительского рынка, который оказывает влияние на повседневную жизнь граждан, способствует повышению их благосостояния и создает благоприятные условия ведения бизнеса для добросовестных производителей материальных благ и услуг.
В Курганской области функции по контролю и надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей возложены на Управление Роспотребнадзора по Курганской области. ДЭР является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции координацию и реализацию мероприятий в области защиты прав потребителей.
Для обеспечения взаимодействия всех составляющих системы защиты прав потребителей в Курганской области создан координационный совет по вопросам содействия развитию потребительского рынка и защиты прав потребителей в Курганской области, который возглавляет Губернатор Курганской области.
Анализ ситуации на потребительском рынке в Курганской области показывает, что количество нарушений в сфере защиты прав потребителей все еще остается на высоком уровне.
По данным Управления Роспотребнадзора по Курганской области, в 2017 году было выявлено 2727 нарушений требований действующего законодательства при осуществлении надзорной деятельности в сфере защиты прав потребителей (в 2016 году - 2274 нарушения).
Основная доля выявленных нарушений приходится на сферу торговли - 2301 нарушение, или 84,3% (в 2016 году - 1869 нарушений, или 82,2%), сферу оказания услуг общественного питания - 152 нарушения, или 5,6% (в 2016 году - 53 нарушения, или 2,3%), деятельность в сфере оказания медицинских услуг - 70 нарушений, или 2,6% (в 2016 году - 103 нарушения, или 4,5%).
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
В 2017 году Управлением Роспотребнадзора по Курганской области совместно с Консультационным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" было рассмотрено 1698 письменных обращений граждан (в 2016 году - 2151), кроме того, оказана консультативная помощь 3572 потребителям (422 консультации на 100 тысяч жителей Курганской области) (в 2016 году - 4494 потребителям (516 консультаций на 100 тысяч жителей Курганской области)). Наблюдается тенденция к снижению количества консультаций по вопросам защиты прав потребителей.
Основная доля поступивших письменных обращений приходится на следующие сферы:
торговля: 686 обращений, или 40,4% (2016 год - 38,5%) - продажа продовольственных товаров ненадлежащего качества, сложно-технических товаров бытового назначения, реализация некачественных изделий легкой промышленности;
оказание жилищно-коммунальных услуг: 285 обращений, или 16,8% (2016 год - 26,5%);
деятельность на финансовом рынке: 109 обращений, или 6,4% (2016 год - 9,5%);
оказание услуг связи: 95 обращений, или 5,6% (2016 год - 3,7%); оказание транспортных услуг: 71 обращение, или 4,2% (2016 год - 1,0%). Всем потребителям оказана консультационная помощь, разъяснены их права при приобретении товаров и услуг ненадлежащего качества. По фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений, в судебные органы направлено 96 исковых заявлений в защиту прав потребителей, выдано 32 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Кроме того, консультирование по вопросам, относящимся к защите прав потребителей, проводилось специалистами органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (в 2017 году было оказано 485 консультаций). По информации органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, в 10 из них имеются специалисты, к обязанностям которых относится рассмотрение вопросов, связанных с защитой прав потребителей.
Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. Планируется, что системой органов в сфере защиты прав потребителей в средствах массовой информации будут систематически размещаться информационные материалы, касающиеся вопросов защиты прав потребителей.
Несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции приводит к тому, что на потребительском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной пищевой продукции.
Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" в 2017 году исследовано 10442 пробы продовольственного сырья и пищевых продуктов по санитарно-химическим, физико-химическим, микробиологическим и другим показателям, из которых не соответствовало установленным требованиям 378 (3,6%) (в 2016 году из 11532 пробы не соответствовало требованиям 472 (4,1%)).
Изъято из оборота в 2017 году 186 партий (3147 кг) пищевых продуктов и продовольственного сырья (в 2016 году - 739 партий (6524 кг)).
Реализация мероприятий подпрограммы позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей региона.
Раздел III. Приоритеты и цели государственной политики в сфере обеспечения прав потребителей
Подпрограмма разработана с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Курганской области.
Направления реализации подпрограммы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере обеспечения прав потребителей, в том числе обозначенным в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р:
обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;
защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения;
повышение уровня и качества жизни населения.
Консолидация усилий органов власти всех уровней и финансовых ресурсов на решении первоочередных государственных задач в рамках подпрограммы положительно повлияет на создание благоприятных условий в сфере обеспечения прав потребителей и повышение качества жизни населения Курганской области.
Раздел IV. Цели и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы до 2020 года является развитие системы обеспечения прав потребителей в Курганской области.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решение следующих задач:
повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий;
создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров (работ, услуг);
повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка Курганской области;
содействие органам местного самоуправления в решении задач по защите прав потребителей;
создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых на территории Курганской области товаров (работ, услуг);
координация деятельности всех участников подпрограммы;
развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей.
Достижение целей и решение поставленных задач планируется обеспечить за счет реализации мероприятий подпрограммы.
Раздел V. Сроки реализации подпрограммы
Сроки реализации подпрограммы - 2018 - 2020 годы.
Правительством Курганской области может быть принято решение о продлении срока реализации подпрограммы исходя из результатов реализации.
Раздел VI. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы направлена на повышение социальной защищенности граждан и качества жизни населения Курганской области, в том числе на:
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и общественных организаций;
повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера;
снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка;
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ);
повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций.
Раздел VII. Перечень мероприятий подпрограммы
Основные мероприятия, направленные на решение задач подпрограммы, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Перечень мероприятий подпрограммы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель (соисполнитель) |
Ожидаемый конечный результат |
1. Информационно-аналитическое сопровождение системы защиты прав потребителей на территории Курганской области, определение приоритетных направлений деятельности по совершенствованию системы защиты прав потребителей | ||||
1. |
Оказание методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Курганской области по вопросам защиты прав потребителей в муниципальных образованиях Курганской области |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию); ДЭР; органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
Обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и общественных организаций |
2. |
Организация работы координационного совета по содействию развитию потребительского рынка и защиты прав потребителей в Курганской области, в том числе рассмотрение на его заседаниях вопросов по защите прав потребителей |
2018 - 2020 годы |
ДЭР; Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию) |
Обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и общественных организаций |
3. |
Формирование в муниципальных образованиях Курганской области эффективной и доступной системы обеспечения защиты прав потребителей посредством разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Курганской области муниципальных программ по защите прав потребителей |
2018 - 2020 годы |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию); ДЭР |
Обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и общественных организаций |
4. |
Создание совещательных органов (координационных советов, консультативных советов, межведомственных комиссий) по защите прав потребителей в муниципальных образованиях Курганской области |
2018 - 2020 годы |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию) |
Обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области и общественных организаций |
2. Реализация комплекса мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет информированности потребителей, и повышение правовой грамотности населения Курганской области по вопросам защиты прав потребителей | ||||
5. |
Организация и проведение Всероссийской программы "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях" на территории Курганской области |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию); Департамент образования и науки Курганской области; ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" (по согласованию) |
Повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера |
6. |
Информирование граждан по актуальным вопросам защиты прав потребителей на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведение просветительских мероприятий с потребителями путем личного приема граждан, "горячие" телефонные линии, организация информационных стендов |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию); ДЭР; органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию); общественные объединения потребителей (по согласованию) |
Повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации |
7. |
Издание и распространение информационных материалов (буклетов, брошюр) по вопросам защиты прав потребителей |
2018 - 2020 годы |
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" (по согласованию); общественные объединения потребителей (по согласованию) |
Повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации |
8. |
Организация и проведение мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
Повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера |
9. |
Организация и проведение обучающих семинаров для руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в различных сферах потребительского рынка |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию); ДЭР; органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
Снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка |
10. |
Организация многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров и повышения квалификации специалистов в сфере розничной торговли и оказания услуг |
2018 - 2020 годы |
Департамент образования и науки Курганской области |
Снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка |
11. |
Организация взаимодействия с общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), в том числе посредством заключения соглашений о сотрудничестве, обмена информацией, проведения совместных мероприятий |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию) |
Повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций |
12. |
Анализ судебной практики по защите прав потребителей и размещение ее результатов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию) |
Повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации |
13. |
Организация и проведение на базе ГБУ "МФЦ" консультационных мероприятий для населения по вопросам защиты прав потребителей |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" (по согласованию), ГБУ "МФЦ" (по согласованию); общественные объединения потребителей (по согласованию) |
Повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера |
14. |
Обеспечение судебной защиты нарушенных прав потребителей и законных интересов неопределенного круга потребителей |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (по согласованию) |
Повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) |
3. Проведение мероприятий по повышению качества товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке Курганской области | ||||
15. |
Проведение анализа нарушений обязательных требований к товарам (работам, услугам) по безопасности и фактов поступления на потребительский рынок товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья или не сопровождающихся необходимой и достоверной информацией |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию) |
Снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка |
16. |
Организация и проведение в пределах компетенции контрольно-надзорных мероприятий в сфере защиты прав потребителей по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к товарам и услугам |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию) |
Снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка |
17. |
Проведение лабораторных исследований продовольственных и непродовольственных товаров на соответствие обязательным требованиям, в том числе техническим регламентам Таможенного союза |
2018 - 2020 годы |
Управление Роспотребнадзора по Курганской области (по согласованию); ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" (по согласованию) |
Снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка |
18. |
Реализация мероприятий, способствующих популяризации среди населения Курганской области пищевых продуктов, маркированных информационным знаком "Зауральское качество" |
2018 - 2020 годы |
Департамент агропромышленного комплекса Курганской области |
Повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) |
19. |
Организация и проведение в пределах компетенции контрольно-надзорных мероприятий в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции |
2018 - 2020 годы |
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (по согласованию); ЦЭР |
Снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка |
Раздел VIII. Целевые индикаторы подпрограммы
Таблица 2. Целевые индикаторы подпрограммы
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Год |
||
2018 |
2019 |
2020 |
||
Количество муниципальных образований Курганской области, в которых органами и организациями, входящими в систему защиты прав потребителей, оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей |
единица |
15 |
20 |
26 |
Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100 тысяч населения Курганской области |
единица |
430 |
450 |
480 |
Удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных в добровольном порядке, от общего числа поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей |
процент |
70 |
75 |
80 |
Удельный вес продукции, реализуемой на территории Курганской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции) |
процент |
3,5 |
3,3 |
3,2 |
".
<< Приложение 5 Приложение 5 |
||
Содержание Постановление Правительства Курганской области от 30 апреля 2020 г. N 132 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.