В соответствии с приказом ФНС России от 17.04.2020 N ЕД-7-4/261@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 04.02.2020 N ЕД-7-4/70@" приказываю:
1. Утвердить Положение об Управлении информационных технологий Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 09.04.2018 N ММВ-7-6/200@ "Об утверждении Положения об Управлении информационных технологий Федеральной налоговой службы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "06.04.2018"
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель Федеральной |
Д.В. Егоров |
УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от 30 апреля 2020 г. N ЕД-7-6/319@
Положение
об Управлении информационных технологий Федеральной налоговой службы
1. Общие положения
1.1. Управление информационных технологий (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).
1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи Управления
Основными задачами Управления являются:
2.1. Совершенствование информационного и технического обеспечения деятельности налоговых органов, внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий.
2.2. Обеспечение разработки и внедрения организационной и технологической составляющих системы информационного взаимодействия налоговых органов с ведомствами, налогоплательщиками с применением современных инфо-коммуникационных и электронно-цифровых технологий.
2.3. Организация и координация процессов создания и развития автоматизированной информационной системы Службы (далее - АИС "Налог-3") и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.
2.4. Организация и координация устранения проблем общего характера в АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных системах, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, препятствующих своевременному и качественному выполнению бизнес-функций.
2.5. Организация и контроль за эксплуатацией АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.
2.6. Организация и участие в процессах внедрения прикладного программного обеспечения на объектах автоматизации Службы.
2.7. Организация и координация процессов непрерывного функционирования прикладного программного обеспечения на объектах автоматизации Службы.
2.8. Организация материального учета, хранения материальных ценностей центрального аппарата Службы в части средств вычислительной техники и средств стационарной телефонной связи (за исключением мобильных средств телефонной связи, копировального оборудования и средств информационной безопасности), лицензий на общесистемное программное обеспечение и материальных запасов в части расходных материалов и ЗИП средств вычислительной техники и телефонного оборудования, нематериальных активов, полученных в ходе исполнения работ по созданию и развитию АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.
2.9. Оценка эффективности деятельности Службы в целом и применительно к территориальным налоговым органам, а также подведомственным организациям в части вопросов, входящих в компетенцию Управления.
2.10. Эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов по вопросам, входящим в компетенцию Управления и закрепленным за Управлением решением руководителя Федеральной налоговой службы.
2.11. Методологическое и организационное обеспечение и контроль работ по вводу документов налоговой и бухгалтерской отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, представляемых налоговому органу на бумажных носителях, в том числе с использованием двухмерного штрих-кода, а также в виде скан-образов документов.
2.12. Координация деятельности по мониторингу работоспособности интерактивных сервисов на Интернет-сайте ФНС России.
3. Основные функции Управления
Управление в соответствии с возложенными на него задачами:
3.1. Осуществляет:
3.1.1. Методологическое обеспечение и координацию деятельности территориальных налоговых органов и подведомственных организаций в соответствии с основными задачами Управления;
3.1.2. Координацию мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в Службе, в том числе, совместно со структурными подразделениями Службы, ее территориальными органами и подведомственными казенными учреждениями осуществляет планирование и реализацию мероприятий по информатизации в отношении учтенных информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, координацию расходования средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по информатизации, формирует и согласовывает с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации план информатизации Службы и мероприятия по информатизации в федеральной государственной системе координации информатизации.;
3.1.3. Оптимизацию работы администраторов автоматизированных информационных систем, эксплуатируемых Службой и сопровождаемых Службой как оператором (перераспределение функций между уровнями);
3.1.4. Мониторинг эксплуатации аппаратно-программных средств, средств телекоммуникаций в территориальных налоговых органах и центральном аппарате Службы;
3.1.5. Контроль за ведением Фонда алгоритмов и программ Службы;
3.1.6. Согласование технических порядков в рамках технологий, связанных с информационным обменом и документооборотом;
3.1.7. Организацию процессов извлечения, преобразования и загрузки данных при переносе информации из одного программного компонента в другой;
3.1.8. Межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, внебюджетными фондами и обеспечение выполнения технологических процессов в части обмена информацией с компетентными органами иностранных государств (по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере налогообложения);
3.1.9. Организацию приема, учета, хранения, выдачи основных средств и материальных запасов центрального аппарата Службы, подготовки необходимых документов для представления в комиссию по принятию решения о списании оборудования и других материальных ценностей Службы в части средств вычислительной техники и средств стационарной телефонной связи (за исключением мобильных средств телефонной связи, копировального оборудования и средств информационной безопасности), лицензий на общесистемное программное обеспечение и материальных запасов в части расходных материалов и ЗИП средств вычислительной техники и телефонного оборудования;
3.1.10. Координацию работ по изучению и внедрению электронных технологий сбора, обработки и распространения информации в целях оказания услуг налогоплательщикам;
3.1.11. Координацию деятельности по мониторингу работоспособности интерактивных сервисов на Интернет-сайте ФНС России.
3.2. Организует:
3.2.1. Работы по анализу и количественной оценке информационно-телекоммуникационных потребностей территориальных налоговых органов, структурных подразделений центрального аппарата Службы, подведомственных организаций, разработку предложений по комплексной автоматизации выполняемых ими задач и функций;
3.2.2. Работы по применению информационных технологий в государственном управлении в пределах компетенции Службы, включая вопросы развития инфраструктуры электронного правительства, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, вопросы организации межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, трансграничного электронного взаимодействия, организации оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, юридической значимости электронных документов и идентификации их отправителей и получателей, создания и развития государственных информационных ресурсов на основе системы центров обработки данных;
3.2.3. Проектирование, внедрение, администрирование, сопровождение и развитие аппаратно-программных средств в структурных подразделениях центрального аппарата Службы: сетевых ресурсов корпоративной вычислительной сети, баз данных коллективного пользования, системы телекоммуникаций (СТК), Интернет/Интранет-сети Службы;
3.2.4. Совместно с подведомственными организациями и МИ ФНС России по ЦОД распределение вычислительных ресурсов информационно-коммуникационной инфраструктуры в центрах обработки данных Службы под задачи налогового администрирования и контроля, а также для выполнения технологических процессов;
3.2.5. Работы по созданию, модернизации, внедрению, сопровождению и эксплуатации АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, включая организацию работ по созданию, развитию и сопровождению информационно-технологической инфраструктуры Службы и подведомственных организаций, в том числе системы телекоммуникаций и связи, центров обработки данных;
3.2.6. Технические работы по предоставлению доступа к открытым данным, общедоступным сведениям и электронным услугам Службы;
3.2.7. Разработку технологий автоматизированной обработки налоговой информации (технологические решения по приему, передаче, обработке, хранению и представлению данных);
3.2.8. Мониторинг состояния и проведения технического обслуживания аппаратных (в том числе сетевых) средств АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, систем телекоммуникаций и связи, информационно-технологической инфраструктуры центров обработки данных Службы;
3.2.9. Управление конфигурациями аппаратно-программных средств, средств телекоммуникаций с привлечением по необходимости подведомственных организаций;
3.2.10. Работы по разработке справочной информации, классификаторов и средств их ведения и поддержания их в актуальном состоянии;
3.2.11. Информационно-техническую поддержку видеоконференцсвязи с территориальными налоговыми органами;
3.2.12. Работы по вводу документов налоговой и бухгалтерской отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, представляемых на бумажных носителях налоговому органу, в том числе с использованием двухмерного штрих-кода, в том числе работы по обеспечению своевременности и полноты ввода;
3.2.13. Процессы администрирования Единой службы каталогов, Системы управления и мониторинга, внешних и внутренних вычислительных сетей, систем хранения данных;
3.2.14. Внутренний контроль деятельности территориальных налоговых органов по направлениям деятельности налоговых органов, относящимся к компетенции Управления, в том числе разрабатывает методические документы и технологические решения по организации системы внутреннего контроля и участвует в его проведении;
3.3. Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по созданию, модернизации, сопровождению и эксплуатации информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации работы налоговых органов.
3.4. Определяет перспективные технологии развития АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, систем телекоммуникаций и связи и организует их внедрение.
3.5. Организует и осуществляет оперативное взаимодействие с территориальными налоговыми органами, а также подведомственными организациями, в части создания, развития, внедрения и эксплуатации АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, систем телекоммуникаций и связи.
3.6. Организует размещение сведений об информационных системах и (или) компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
3.7. Осуществляет функции подразделения инициатора закупки в соответствии с регламентом взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата ФНС России при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе:
- формирует заявки на включение в План-график закупок товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также осуществляет согласование таких заявок от других структурных подразделений Службы;
- согласовывает распоряжения руководителя контрактной службы ФНС России об осуществлении закупки, документацию о закупке и извещения об осуществлении закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- контролирует исполнение обязательств по контрактам, в том числе проведение экспертизы поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг (результатов, предусмотренных контрактом), по которым Управление является инициатором закупок.
3.8. Участвует:
3.8.1. В работах по созданию и эксплуатации центров обработки данных Службы в части информационно-технологической инфраструктуры;
3.8.2. В определении потребностей по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с планами внедрения и развития АИС "Налог-3";
3.8.3. В разработке и внедрении технологических процессов централизованной обработки данных для обеспечения процедур налогового администрирования территориальных налоговых органов;
3.8.4. В разработке форм отчетов о выполнении регламентов ИТ-администрирования и осуществлении контроля выполнения процессов ИТ-администрирования, анализе процессов ИТ-администрирования, анализе отчетов о выполнении регламентов и формировании предложений по их оптимизации, доработке регламентов ИТ-администрирования;
3.8.5. В организации обучения работников территориальных налоговых органов, подведомственных организаций, проводит совещания, семинары, оказывает методологическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
3.8.6. В согласовании закупок товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, осуществляемых территориальными органами Службы и подведомственными ей федеральными казенными учреждениями;
3.8.7 В согласовании проектов нормативных правовых актов, распорядительных и иных документов, которые предусматривают реализацию мероприятий по информатизации в Службе.
3.9. Обеспечивает разработку и согласовывает схемы функционирования прикладных подсистем АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.
3.10. Организует и проводит работы:
3.10.1. По информационно-технологическому взаимодействию Службы с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, Банком России, кредитными организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными государствами и другими внешними организациями:
3.10.2. В рамках информационного взаимодействия при предоставлении открытых данных и общедоступных сведений из АИС "Налог-3".
3.11. Принимает участие:
3.11.1. В разработке форм и форматов документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации их полномочий;
3.11.2. Во внутреннем аудите, в комплексных и целевых проверках территориальных налоговых органов по вопросам, входящим в компетенцию Управления, в обобщении и анализе их результатов;
3.11.3. В работе по оптимизации деятельности Службы в части совершенствования структуры и моделирования технологических процессов, входящих в компетенцию Управления;
3.12. Разрабатывает:
3.12.1. Регламентирующие документы, методические указания, рекомендации, разъяснения для территориальных налоговых органов и подведомственных организаций по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
3.12.2. Формы отчетности территориальных налоговых органов и указания по их заполнению по вопросам, входящим в компетенцию Управления, и анализирует данные поступившей статистической отчетности;
3.12.3. Показатели эффективности деятельности Службы в целом и применительно к территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
3.13. Анализирует, обобщает, готовит ответы на поступившие в Управление предложения, заявления и запросы территориальных налоговых органов по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.14. В установленном порядке рассматривает обращения, заявления налогоплательщиков и готовит ответы по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.15. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
3.16. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.
3.17. Ведет в установленном порядке делопроизводство и хранение документов Управления, осуществляет их передачу на архивное хранение.
3.18. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных налоговых органов к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
3.19. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
3.20. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности территориальных налоговых органов к ведению гражданской обороны.
3.21. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.
3.22. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4. Права при реализации основных функций Управления
Управление для осуществления своих основных функций имеет право:
4.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
4.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.
4.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и её территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.
4.4. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
4.5. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
4.6. Формировать политику развития информационно-технологической инфраструктуры, включая средства телекоммуникаций, и требовать от территориальных налоговых органов и подведомственных организаций её исполнения.
4.7. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.
4.8. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства.
4.9. Изучать зарубежный опыт по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
4.10. Осуществлять взаимодействие в пределах своей компетенции с международными организациями по вопросам применения информационных технологий.
4.11. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.
5. Организация деятельности Управления
5.1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями и подведомственными организациями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.
5.2. Структура Управления и численность его работников устанавливаются руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.
Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.
5.3. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.
5.4. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.
5.5. Назначение на должности сотрудников Управления осуществляется руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.
Освобождение от замещаемой должности сотрудников Управления осуществляется руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Начальник Управления:
5.6.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, устанавливает круг вопросов, входящих в компетенцию его заместителей, утверждает положения об отделах, регламенты и должностные регламенты гражданских служащих, осуществляет контроль за их выполнением.
5.6.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.
5.6.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
5.6.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием территориальных налоговых органов и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, входящим в компетенцию Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими подразделениями центрального аппарата Службы.
5.6.5. Дает сотрудникам Управления обязательные для них письменные и устные указания по вопросам, входящим в компетенцию Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчет об исполнении этих указаний.
5.6.6. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, входящим в компетенцию Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.
5.6.7. В установленном порядке отвечает на письма структурных подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организаций и граждан, организует прием граждан и должностных лиц организаций, и в соответствующих случаях осуществляет их личный прием.
5.6.8. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, территориальных налоговых органов и организаций, находящихся в ведении Службы материалы и документы, необходимые для деятельности Управления.
5.6.9. Проводит служебные совещания с работниками Управления.
5.6.10. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.
5.6.11. Организует делопроизводство в Управлении.
5.6.12. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, учебными, общественными и другими организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, представителями государств-участников СНГ, с зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
5.7. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Минфина России и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Службы и исполнительской дисциплины.
5.8. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям начальника Управления или руководства Службы, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной налоговой службы от 30 апреля 2020 г. N ЕД-7-6/319@ "Об утверждении Положения об Управлении информационных технологий Федеральной налоговой службы"
Текст приказа опубликован не был