Письмо Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2020 г.
"О присоединении к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" на 2020 - 2022 годы"
См. справку о размере минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия)
На республиканском уровне 30 апреля 2020 года заключено Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" на 2020 - 2022 годы.
Соглашение вступает в силу с 30 апреля 2020 года.
В соответствии со статьей 10.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 г. 112-З N 233-III "О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" предлагаем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Саха (Якутия) и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения о присоединении к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) работодателями не будет предоставлен в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Министр труда и социального |
Е.А. Волкова. |
Республиканское (региональное) соглашение
о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и Региональным объединением работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" на 2020 - 2022 годы
30 апреля 2020 года г. Якутск
Полномочные представители сторон Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) (далее - профсоюзы), Регионального объединения работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" (далее - работодатели) и Правительства Республики Саха (Якутия) (далее - Правительство) действующие в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, на основании Трудового кодекса Российской Федерации, закона Республики Саха (Якутия) "О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" заключили настоящее Республиканское (региональное) соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее согласованные позиции сторон по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне на 2020 - 2022 годы.
Стороны в числе приоритетных задач Соглашения ставят содействие в реализации национальных проектов и программ, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", дальнейшая реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", реализация основных целей и задач, определенных Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 года 2077-З N 45-V "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "2077-З N 45-VI"
В целях реализации стратегических задач Соглашение сторон направлено на создание условий социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), на развитие рынка труда и содействие занятости населения, на повышение доходов и качества уровня жизни населения, на создание безопасных и комфортных условий труда, на социальную поддержку работников и их семей, граждан старшего поколения, на формирование здорового образа жизни граждан.
Раздел I. В области развития экономики
Стороны на предстоящий период считают основной задачей обеспечение темпов экономического роста, повышение производительности труда, обеспечение внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, поддержка несырьевых отраслей экономики, и принимают следующие обязательства.
1.1. Стороны:
1.1.1. принимают меры по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
1.1.2. рассматривают основные показатели проекта государственного бюджета и основные показатели проекта прогноза социально-экономического развития республики;
1.1.3. способствуют созданию высокопроизводительных рабочих мест, модернизации рабочих мест;
1.1.4. содействуют развитию форм частно-государственного партнерства в целях устойчивого развития экономики республики;
1.1.5. создают благоприятные условия для развития местных товаропроизводителей;
1.1.6. содействуют развитию и оказывают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям;
1.1.7. содействуют реализации стратегических национальных проектов и программ, и принимают меры по достижению целевых индикаторов;
1.1.8. содействуют консолидации совместных действий в целях проведения единой политики в области регулирования социально-трудовых отношений;
1.1.9. содействуют внедрению передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда;
1.1.10. проводят согласованную политику в вопросах установления тарифов на энергоносители, услуги коммунального хозяйства;
1.1.11. способствуют внедрению на всех уровнях цифровых технологий, бережливого производства;
1.1.12. при подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по социальной ответственности добывающих компаний в области содействия занятости населения, в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения;
1.1.13. осуществляют мероприятия, направленные на рациональное использование и охрану природных ресурсов, минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности проводят республиканские акции, направленные на создание благоприятной экологической обстановки, и привлечение внимания общественности к вопросам охраны окружающей среды.
1.2. Профсоюзы:
1.1.1. в рамках полномочий, предоставленных трудовым законодательством и локальными нормативными актами, способствуют укреплению трудовой дисциплины в трудовых коллективах;
1.1.2. организуют соревновательное движение в трудовых коллективах за повышение производительности труда и эффективности производства;
1.1.3. инициируют включение в коллективные договора и соглашения взаимные обязательства, направленные на сохранение, развитие и модернизацию производства, повышение производительности труда и качества продукции, а также рациональное использование рабочего времени;
1.1.4. осуществляют контроль за соблюдением законодательных актов, обеспечивающих защиту интересов работников при сокращении численности (штата), ликвидации, реорганизации и банкротстве предприятий республики.
1.3. Работодатели:
1.3.1. обеспечивают развитие промышленного производства, сельского хозяйства, строительной и транспортной отраслей, рынка товаров и услуг, местного производства;
1.3.2. обеспечивают повышение эффективности производства, выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг;
1.3.3. обеспечивают развитие предпринимательской активности, направленной на увеличение производства местной продукции, предпринимательства в сельской местности, социально значимых услуг;
1.3.4. принимают меры по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест на территории Республики Саха (Якутия);
1.3.5. при приватизации, банкротстве и ликвидации организаций обеспечивают сохранение за работниками прав и социальных гарантий, установленных законодательством;
1.3.6. проводят работу по реализации инновационных проектов, модернизации и реконструкции производства, обеспечивающих повышение его эффективности;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.1.7. при подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по социальной ответственности добывающих компаний в области содействия занятости населения, в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения.
1.4. Правительство:
1.4.1. в рамках утвержденной Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) разрабатывает и реализует государственные программы Республики Саха (Якутия);
1.4.2. реализует государственную политику в области развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия);
1.4.3. реализует национальные проекты и программы, для достижения целей и задач принимает меры по выполнению целевых индикаторов, определенных Указом Президента Российской Федерации N 204 от 7 мая 2018 года;
1.4.4. осуществляет анализ эффективности выполнения государственных программ Республики Саха (Якутия) в социально-экономической сфере;
1.4.5. разрабатывает и обеспечивает реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствует формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности;
1.4.6. принимает меры по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения, недопущению необоснованного повышения цен и тарифов;
1.4.7. содействует созданию высокотехнологических бизнесов, местного производства, секторов цифровой и креативной экономики
1.4.8. реализует меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства;
1.4.9. создает условия для развития инновационной деятельности и повышение инновационной активности организаций.
Раздел II. В области развития рынка труда и содействия занятости населения
Одной из приоритетных задач в области рынка труда и содействия занятости населения стороны считают обеспечение полной, стабильной и качественной занятости населения, содействие развитию предпринимательской инициативы, повышение конкурентоспособности граждан через развитие личных профессиональных квалификаций и компетенций, обеспечение непрерывного переобучения и повышение квалификации работников. В целях реализации поставленных задач стороны принимают следующие обязательства.
2.1. Стороны:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.1.1. содействуют созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест для жителей республики;
1.1.2. обеспечивают лицам с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственный доступ к местам осуществления трудовой деятельности и обучения, а также к объектам социальной инфраструктуры организаций, в том числе образовательных организаций;
1.1.3. содействуют развитию практики наставничества в организациях для работников с ограниченными возможностями здоровья и молодых специалистов, не имеющих стажа трудовой деятельности;
1.1.4. не допускают необоснованные увольнения работников, в случае возникновения угрозы массового высвобождения работников принимают программу согласованных действий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения; поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации и сокращением численности (штата) организации; разработку мероприятий, по содействию трудоустройству высвобождаемых работников, определению источников их финансирования. В случае невозможности сохранения рабочих мест допускается поэтапное увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством;
1.1.5. Стороны пришли к согласию, что к основным критериям массового высвобождения относятся:
- ликвидация предприятий любой организационно-правовой формы собственности с численностью работников 10 и более человек;
- сокращение численности или штата работников свыше 20% от общей численности работающих в течение 90 дней;
- увольнение работников в количестве 1% от общего числа работающих в течение 30 календарных дней в районах (городах) республики с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
Указанные критерии могут быть приняты за основу для включения в отраслевые и территориальные соглашения;
1.1.6. Стороны признают, что исчерпывающим основанием по сохранению за работником среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, является предоставление гражданином справки центра занятости населения, подтверждающей факт обращения в центр занятости населения в месячный срок со дня увольнения (регистрации в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного) и факт не трудоустройства в период сохранения среднего месячного заработка;
1.1.7. обеспечивают разработку прогноза потребности экономики республики в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием с учетом данных системы прогнозирования кадровой потребности для обеспечения социально-экономического развития экономики республики;
1.1.8. принимают меры, направленные на выявление неформальной занятости населения и легализации трудовых отношений;
1.1.9. проводят работу по формированию и развитию национальной системы профессиональных квалификаций в республике;
1.1.10. обеспечивают занятость граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы;
1.1.11. реализуют меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики;
1.1.12. содействуют временному трудоустройству студентов и учащихся, поддерживают движение студенческих трудовых отрядов, оказывают информационную поддержку центрам по содействию трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
1.1.13. способствуют развитию гибких форм занятости инвалидов и лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в том числе самозанятости, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости;
1.1.14. проводят работу по формированию и ведению сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде;
1.1.15. развивают партнерство между работодателями, органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти в целях повышения эффективности использования рабочей силы, снижения напряженности на рынке труда.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Профсоюзы:
1.1.1. участвуют в комиссиях по оценке профессиональной квалификации работников в трудовых коллективах с соблюдением норм трудового законодательства;
1.1.2. проводят разъяснительную и консультационную работу правовой помощи первичным профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости и защиты трудовых прав граждан, в том числе граждан, с низкой конкурентоспособностью на рынке труда - лиц с ограниченными физическими возможностями, женщин, имеющих детей до 3-х лет, граждан предпенсионного возраста;
1.1.3. при разработке соглашений и коллективных договоров добиваются включения мер, направленных на обеспечение занятости работников, на переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им мер социальной поддержки;
1.1.4. участвуют в рассмотрении вопросов необоснованного увольнения работников, массового высвобождения работников, предлагают меры по их переподготовке, повышению квалификации для дальнейшего трудоустройства;
1.1.5. оказывают содействие по выявлению неформальной занятости и легализации трудовых отношений;
1.1.6. проводят информационно-разъяснительную работу в трудовых коллективах о формировании и ведении сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде;
1.1.7. содействуют работодателю в работе по укреплению трудовой дисциплины, повышению качества производимой продукции, роста производительности труда;
1.1.8. содействуют обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;
1.1.9. осуществляют мониторинг эффективности регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в организациях;
1.1.10. участвуют в организации консультаций по вопросам охраны труда и занятости совместно с государственной службой занятости.
1.2. Работодатели:
1.2.1. участвуют в разработке прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием;
1.2.2. осуществляют взаимодействие с учреждениями профессионального образования по вопросам подготовки кадров на условиях софинансирования и оказывают помощь в укреплении материально-технической базы этих учреждений, содействуют в предоставлении рабочих мест для прохождения обучающимися производственной практики и их закрепления путем развития наставничества на производстве;
1.2.3. проводят анализ, прогнозирование и учет численности высвобождаемых работников и работников предпенсионного возраста, информируют в установленном порядке профсоюзы, органы службы занятости населения о высвобождениях работников, включая массовые, о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
1.2.4. предусматривают средства на обучение и профессиональную переподготовку работников в связи с введением профессиональных стандартов в необходимом для этих целей размере;
1.2.5. оказывают содействие органам службы занятости в реализации мероприятий по стимулированию мобильности граждан;
1.2.6. участвуют в организации рабочих мест для безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы в соответствие с квалификацией;
1.2.7. предусматривают гибкие формы занятости инвалидов и лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также осуществляющих уход за детьми-инвалидами (в том числе самозанятости, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости);
1.2.8. создают условия труда для женщин, имеющих детей до 3-х лет, как посредством устройства детей в группы присмотра и ухода за детьми, так и создания таких групп при организациях и предприятиях;
1.2.9. ведут целенаправленную работу по популяризации рабочих профессий и технических специальностей;
1.2.10. не допускают необоснованные увольнения работников, в случае предстоящего массового высвобождения работников информируют профсоюзы и органы службы занятости не менее чем за три месяца до увольнения работников;
1.2.11. обеспечивают выполнение установленной в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) квоты для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, многодетных и одиноких родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в соответствии с квалификацией;
1.2.12. организуют площадки для стажировки участникам и победителям регионального этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью "Абилимпикс";
1.2.13. предоставляют работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора;
1.2.14. обеспечивают поэтапное внедрение профессиональных стандартов на основании планов, составленных с учетом мнения профсоюзной организации;
1.2.15. обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России";
1.2.16. не размещают в информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях сведения дискриминационного характера, не связанные с деловыми качествами работников;
1.2.17. принимают меры по привлечению и закреплению местных трудовых ресурсов;
1.2.18. не допускают фактов осуществления трудовой деятельности работниками без оформления трудовых отношений в порядке, установленном трудовым законодательством, а также заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем;
1.2.19. внедряют ведение сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде, с указанием выполняемых квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами;
1.2.20. создают или выделяют рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, принимают локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создают условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; резервируют рабочие места по профессиям, подходящим для трудоустройства инвалидов.
1.3. Правительство:
1.3.1. разрабатывает среднесрочный и долгосрочный прогноз баланса трудовых ресурсов республики, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности;
1.3.2. разрабатывает прогноз потребности экономики республики в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием с учетом системы прогнозирования кадровой потребности для обеспечения социально-экономического развития экономики республики;
1.3.3. осуществляет меры по созданию новых рабочих мест через развитие предпринимательской инициативы и поддержку создания собственного дела безработными и незанятыми гражданами;
1.3.4. реализует государственные гарантии трудовых прав граждан и создает условия для граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда - лиц, с ограниченными физическими возможностями, трудоспособного возраста, в том числе инвалидов молодого возраста, женщин, имеющих детей до 3-х лет, граждан предпенсионного возраста;
1.3.5. оказывает гражданам с инвалидностью и лицам с ограниченными возможностями здоровья содействие в трудоустройстве, руководствуясь рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида;
1.3.6. формирует предложения по привлечению иностранных работников с учетом развития перспективных отраслей экономики и потребности в трудовых ресурсах, при этом приоритетно использовать местные трудовые кадры с учетом их профессиональной подготовки и переподготовки;
1.3.7. экономически стимулирует участие бизнеса в развитии профессионального образования и обучения;
1.3.8. информирует население и работодателей через средства массовой информации, иными методами об изменениях в законодательстве о занятости, состоянии рынка труда, наличии свободных мест, возможности трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, а также профессиях (специальностях), пользующихся устойчивым спросом, проводит ярмарки вакансий рабочих и учебных мест;
1.3.9. не допускают необоснованные увольнения работников, в случае возникновения угрозы массового высвобождения работников принимают программу согласованных действий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения; поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации и сокращением численности (штата) организации; разработку мероприятий, по содействию трудоустройству высвобождаемых работников, определению источников их финансирования;
1.3.10. проводит ежемесячный мониторинг реализации мероприятий по формированию и ведению сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде;
1.3.11. проводит в Республике Саха (Якутия) конкурс "Лучший работодатель в области содействия занятости населения Республики Саха (Якутия)" в целях поощрения работодателей за вклад в стабилизацию рынка труда и улучшение условий труда работников.
Раздел III. В области оплаты труда и уровня жизни населения
Основными задачами в области оплаты труда и уровня жизни населения стороны считают обеспечение права работника на достойный труд, реализацию государственных гарантий по оплате труда, повышение уровня реального содержания заработной платы и доходов населения, снижение уровня бедности населения.
3.1. Стороны:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.1.1. обеспечивают сохранение достигнутого уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
1.1.2. обеспечивают выплату заработной платы работникам полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за 3 квартал предыдущего года;
1.1.3. обеспечивают государственные гарантии по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
1.1.4. реализуют совместные меры по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и по ликвидации задолженности по заработной плате в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
1.1.5. принимают меры по недопущению в отношении работников организаций теневых способов выплаты заработной платы;
1.1.6. производят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, в порядке, установленном законами и иными нормативными актами, а в других организациях в порядке, установленном коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом организации;
1.1.7. при формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, устанавливают их уровень в соответствии с квалификацией и сложностью работы;
1.1.8. проводят работу, направленную на увеличение доли ставок заработной платы (должностных окладов) в структуре заработной платы работников организаций бюджетной сферы в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемыми Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
1.1.9. проводят политику оплаты труда работников в зависимости от реального трудового вклада, обеспечения дифференциации в оплате труда работников организаций всех форм собственности в зависимости от квалификации, нагрузки и сложности работ;
1.1.10. при повышении фонда оплаты труда работников бюджетной сферы преимущественно увеличивают долю гарантированной части в заработной плате;
1.1.11. реализуют меры, предусмотренные трудовым законодательством, направленные на предотвращение возникновения просроченной задолженности по заработной плате, а также разрабатывают при необходимости дополнительные меры по обеспечению своевременной и в полном объеме оплаты труда в организациях всех форм собственности;
1.1.12. содействуют реализации мер и механизмов по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации;
1.1.13. координируют деятельность по погашению задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в том числе путем привлечения профессиональных союзов и отраслевых объединений работодателей к участию в совещаниях, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы, консультативных и совещательных органах.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Профсоюзы:
1.1.1. осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде, за своевременностью выплат заработной платы, отпускных, больничных листов, расчета в случае увольнения и других социальных выплат, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
1.1.2. в качестве членов межведомственной комиссии по сокращению просроченной задолженности по заработной плате и снижению напряженности на рынке труда участвуют в работе по снижению уровня задолженности по заработной плате и иным социальным выплатам в организациях республики, в том числе в организациях-банкротах;
1.1.3. добиваются включения в коллективные договоры, соглашения положений об установлении минимального размера оплаты труда не ниже величины, установленной федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за 3 квартал предыдущего года в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
1.1.4. принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам совершенствования систем оплаты труда работников государственных учреждений республики;
1.1.5. совместно с работодателями разрабатывают системы тарифного регулирования, основанные на применении тарифных сеток, учитывающих различия в сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей, обеспечивающих гарантии оплаты труда и обоснованность соотношений между окладами (должностными окладами), ставками профессионально-квалификационных групп работников в соответствии с действующими отраслевыми нормативными актами и методическими рекомендациями и профессиональными стандартами;
1.1.6. проводят информационно-разъяснительную работу в части соблюдения их трудовых прав, и принимают меры по усилению социальной защиты работников по вопросам трудовых прав;
1.1.7. вносят предложения о мерах, обеспечивающих повышение реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.
1.2. Работодатели:
1.2.1. в соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации осуществляют оплату труда с применением районных коэффициентов и процентных надбавок в соответствии с нормами федерального и республиканского законодательства;
1.2.2. обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда, в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за 3 квартал предыдущего года, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;
1.2.3. осуществляют регулирование оплаты труда работников посредством заключения и реализации коллективных договоров с учетом отраслевых соглашений. Предусматривают в коллективных договорах порядок индексации заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
1.2.4. проводят работу по совершенствованию структуры заработной платы работников государственных учреждений, разрабатывают порядок распределения стимулирующих выплат с учетом мнения профкома или иного легитимного представительного органа работников учреждения;
1.2.5. устанавливают размер тарифных ставок работников, занятых в нормальных условиях труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями и действующим законодательством с учетом квалификации и сложности работы;
1.2.6. на основании Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных стандартов устанавливают единый подход в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, обеспечивают подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников;
1.2.7. не допускают применение теневых способов выплат заработной платы, уклонение от уплаты страховых взносов;
1.2.8. выплачивают заработную плату не реже чем каждые полмесяца и не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Устанавливают конкретные даты выплаты заработной платы в коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовых договорах и не допускать применение "с", "по", "до", "не позднее", "не ранее";
1.2.9. не допускают задержек выплаты заработной платы работникам, принимают меры по погашению имеющейся задолженности по заработной плате и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
1.2.10. предоставляют Сторонам по их обращению информацию о величине средней заработной платы, в том числе по категориям работников, задолженности по заработной плате, принимаемых мерах по погашению долгов по оплате труда.
1.3. Правительство:
1.3.1. принимает меры по реализации Концепции совершенствования системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) на 2019 - 2024 годы;
1.3.2. принимает решение о повышении заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ведет мониторинг достижения соотношений уровня средней заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;
1.3.3. разрабатывает меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы работников бюджетного сектора экономики;
1.3.4. в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы учитывает ежегодные Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, регионального и местных бюджетов, утверждаемые решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при совершенствовании системы оплаты труда;
1.3.5. рассматривает вопросы дифференциации и прозрачности заработной платы различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал, в государственных корпорациях и организациях с преобладающим государственным участием;
1.3.6. проводит консультации по вопросам оплаты труда, применения отраслевых и региональных коэффициентов, систем премирования и иных дополнительных выплат, обеспечения основных государственных гарантий по оплате труда;
1.3.7. устанавливает ежеквартально величину прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения в Республике Саха (Якутия);
1.3.8. осуществляет мониторинг просроченной задолженности по заработной плате в организациях Республики Саха (Якутия), координирует деятельность Комиссии по контролю задолженности по выплате заработной платы и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
1.3.9. не допускает снижение средней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в случаях, предусмотренных в абзаце втором статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации.
Раздел IV. В области социальной поддержки населения и развития социальной сферы
Основными задачами стороны определили создание условий для комфортного проживания людей, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, повышение качества уровня жизни граждан старшего поколения, с внедрением активного долголетия, создание комфортных условий для увеличения рождаемости, развитие современной социальной инфраструктуры.
1.1. Стороны:
1.1.1. участвуют в реализации национальных проектов и программ по демографии, здравоохранения, образования, культуры, по жилью и городской среде и проводят согласованную политику в области развития культуры, здравоохранения, образования, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов и других социальных вопросов;
1.1.2. реализуют систему мер социальной поддержки и льгот многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, и другим незащищенным категориям граждан;
1.1.3. содействуют повышению эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг, принимают меры по установлению прозрачной системы оценки качества работы в учреждениях социальной сферы;
1.1.4. оказывают содействие в социальной помощи остро нуждающимся гражданам и их семьям в рамках социального контракта с вовлечением региональных проектов в сфере предпринимательства и занятости;
1.1.5. обеспечивают своевременность и полноту выплаты работающим гражданам установленных законодательством пособий, связанных с рождением и воспитанием ребенка;
1.1.6. создают условия для социальной адаптации по трудоустройству женщин после отпуска по уходу за ребенком, в том числе на условиях самозанятости, обеспечивают их обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;
1.1.7. увеличивают объемы круглогодичного оздоровления детей в местных детских санаторно-оздоровительных лагерях, санаториях-профилакториях, принимают долевое участие в их финансировании. Обеспечивают охват различными формами отдыха, оздоровления и занятости детей не ниже уровня предыдущего года;
1.1.8. реализуют мероприятия, направленные на увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни у старшего поколения;
1.1.9. в целях оздоровления населения обеспечивают развитие массовой физической культуры и спорта, содействуют проведению Единого дня ГТО в трудовых коллективах республики;
1.1.10. в целях профориентации молодежи и формировании у них трудовых навыков обеспечивают участие обучающихся профессиональных образовательных организаций в мероприятиях World Skills по региональным компетенциям;
1.1.11. обеспечивают профессиональное переобучение граждан предпенсионного возраста;
1.1.12. содействуют в улучшении жилищных условий и созданию комфортных условий для проживания;
1.1.13. проводят согласованную политику по установлению платы за коммунальные услуги, оказываемые населению, принимают согласованные меры по ограничению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с уровнем инфляции, обеспечивают открытость и доступность информации для населения о рассмотрении и утверждении тарифов на коммунальные услуги;
1.1.14. способствуют развитию системы льготного ипотечного кредитования для молодых семей;
1.1.15. проводят работу по увеличению плана набора на целевое обучение в образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации с учетом потребности отраслей экономики Республики Саха (Якутия).
1.2. Профсоюзы:
1.2.1. добиваются включения в коллективные договоры и соглашения разделов по мерам социальной поддержки семей с детьми, в том числе по устройству детей работников в группы присмотра и ухода за детьми, инвалидов, работников, вышедших на пенсию, а также обязательства, направленные на улучшение жилищных условий работников;
1.2.2. содействуют в реализации мероприятий активного долголетия и поддержания здорового образа жизни старшего поколения, развития наставничества на производстве и создания советов ветеранов;
1.2.3. осуществляют общественный контроль по выполнению Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части предоставления лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при наступлении соответствующего страхового случая, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
1.2.4. добиваются включения в коллективные договоры мероприятия по санаторно-курортному оздоровлению работников;
1.2.5. добиваются включения в коллективные договоры мер морального и материального поощрения работников, вышедших на пенсию;
1.2.6. содействуют развитию шефского, молодежного, волонтерского движения в целях поддержки работников предприятий, вышедших на пенсию;
1.2.7. участвуют в мероприятиях, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)";
1.2.8. участвуют в культурно-массовых, спортивно-физкультурных мероприятиях, межотраслевых спартакиадах.
1.3. Работодатели:
1.3.1. обеспечивают повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в учреждениях социальной сферы;
1.3.2. обеспечивают выполнение Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в части предоставления лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при наступлении соответствующего страхового случая, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
1.3.3. в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера, выплачивают пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентных надбавок. Разница между фактическим заработком и максимальным размером пособия, установленного федеральным законом, выплачивается за счет средств работодателя;
1.3.4. в целях закрепления проживания и работы молодежи в Республике Саха (Якутия) устанавливают лицам в возрасте до 30 лет процентные надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при условии, если они прожили в указанных районах не менее 5 лет;
1.3.5. предоставляют компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
1.3.6. предоставляют компенсацию расходов лицам, заключившим трудовые договора о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при расторжении трудового договора и выезда к новому месту жительства в другие регионы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
1.3.7. участвуют в комплексной поддержке гражданам и их семьям, нуждающимся в социальной помощи в рамках социального контракта, в части развития аграрного, креативного, технологического предпринимательства;
1.3.8. обеспечивают пенсионные права работников в условиях персонифицированного учета путем своевременного и обоснованного представления в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) полных сведений о страховых взносах работников. Осуществляют своевременное перечисление страховых взносов.
1.3.9. предусматривают в коллективных договорах разделы социальной поддержки женщин с детьми, в том числе по устройству детей в группы присмотра и ухода за детьми, оказанию материальной помощи при рождении детей, поддержке инвалидов, работников предпенсионного возраста, молодых специалистов, в том числе обязательства, направленные на улучшение жилищных условий работников;
1.3.10. предусматривают меры морального и материального стимулирования работникам, вышедшим на пенсию, содействуют созданию советов ветеранов и развитию института наставничества;
1.3.11. развивают шефское, молодежное, волонтерское движение в целях поддержки работников предприятий, вышедших на пенсию;
1.3.12. обеспечивают содержание и функционирование загородных детских оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций. Обеспечивают выделение и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников;
1.3.13. заключают договоры с образовательными организациями высшего образования о целевом приеме и обучении студентов;
1.3.14. обеспечивают формирование доступной среды для маломобильных групп населения в организациях;
1.3.15. участвуют в реализации мероприятий активного долголетия и поддержания здорового образа жизни старшего поколения;
1.3.16. проводят мероприятия на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)", освобождают работников участвующих в сдаче норм ГТО в единый день ГТО от основной работы с сохранением средней заработной платы.
1.4. Правительство:
1.4.1. реализует региональные программы национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Культура" и обеспечивает выполнению их показателей;
1.4.2. реализует систему мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, малоимущим семьям, а также семьям с детьми;
1.4.3. проводит контроль за качеством оказания государственных услуг в учреждениях социальной сферы на основе независимой оценки;
1.4.4. оказывает комплексную социальную помощь остро нуждающимся гражданам и их семьям на основе социального контракта и акселерационных программ поддержки аграрного, креативного и технологического предпринимательства;
1.4.5. обеспечивает бесплатными и льготными путевками в загородные детские оздоровительные учреждения детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия);
1.4.6. разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства;
1.4.7. проводит профилактику социального сиротства, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних граждан;
1.4.8. развивает новые альтернативные формы оказания социальных услуг в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций;
1.4.9. способствует развитию системы ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения, в том числе молодым семьям;
1.4.10. реализует государственную политику переселения граждан из ветхого и аварийного жилья;
1.4.11. предоставляет в установленном порядке субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг социально незащищенным слоям населения. Проводит разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг;
1.4.12. совместно с органами местного самоуправления проводят работу по благоустройству в рамках реализации проекта "Родные города и села!";
1.4.13. проводит работу по увеличению плана набора на целевое обучение в образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации по ключевым направлениям, определяющим развитие экономики с учетом потребности отраслей экономики Республики Саха (Якутия) в кадрах и договоров на целевое обучение с работодателями;
1.4.14. проводит работу по сохранению и развитию загородных детских оздоровительных лагерей и баз отдыха организаций, осуществляет мероприятия по оздоровлению работников в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), коллективными договорами, соглашениями.
1.4.15. рекомендует главам муниципальных районов, городских округов Республики Саха (Якутия) возмещать частичную стоимость путевки в детские оздоровительные лагеря для детей, проживающих на территории муниципального образования.
1.4.16. проводит государственную политику по развитию Арктической зоны Республики Саха (Якутия) в части строительства социальных объектов, обеспечения трудовыми кадрами в школах и в учреждениях здравоохранения, сохранения традиционных отраслей;
1.4.17. принимает меры социальной поддержки для граждан, работающих в сельских и арктических районах.
Раздел V. Охрана труда
В целях обеспечения безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда, основными задачами определены улучшение условий и охраны труда, сокращение производственного травматизма и снижение профессиональной заболеваемости.
5.1. Стороны:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.1.1. способствуют реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории республики;
1.1.2. принимают участие в реализации Комплексной программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) N 1735-р от 27.12.2019 г.;
1.1.3. содействуют проведению специальной оценки условий труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
1.1.4. принимают меры по реализации трудового законодательства в области охраны труда;
1.1.5. содействуют использованию работодателями средств Фонда социального страхования на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
1.1.6. содействуют распространению лучших корпоративных программ стимулирования работодателей к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников;
1.1.7. рассматривают причины и обстоятельства несчастных случаев на производстве, и разрабатывают предупредительные меры по сокращению травматизма;
1.1.8. содействуют распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний, профилактику алкоголизма и наркомании среди работников;
1.1.9. содействуют распространению лучших практик стимулирования внедрения здорового образа жизни в трудовых коллективах.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Профсоюзы:
1.1.1. участвуют в реализации Комплексной программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) N 1735-р от 27.12.2019 г.;
1.1.2. участвуют в составе комиссий по расследованию причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве, повышают качество и своевременность расследования несчастных случаев;
1.1.3. осуществляют общественный контроль по соблюдению прав и законных интересов работников в области охраны труда, за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах и формируют систему оценки производственных рисков и предупредительных мер по сокращению травматизма на производстве;
1.1.4. инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда из представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации;
1.1.5. участвуют в разработке предупредительных мер по сокращению травматизма и снижению профессиональных заболеваний;
1.1.6. способствуют организации проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров всех работников, уделяя особое внимание работникам занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта;
1.1.7. ведут учет лучших практик стимулирования внедрения здорового образа жизни в трудовых коллективах;
1.1.8. ведут пропаганду заинтересованности работодателей в практическом использовании средств государственного социального страхования в части применения скидок и надбавок к страховым тарифам и финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников;
1.1.9. в составе комиссий участвуют в проведении специальной оценки труда на рабочих местах в организациях и предприятиях, повышают качество и своевременность проведения специальной оценки труда на рабочих местах;
1.1.10. добиваются включения в коллективные договоры, соглашения в разделе по охране труда гарантий и компенсаций работникам, мероприятий по улучшению условий труда, а также стимулов к повышению культуры труда и мотивации ведения здорового образа жизни работников;
1.1.11. осуществляют общественный контроль за целевым расходованием средств на охрану труда в соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н.
1.2. Работодатели:
1.2.1. участвуют в реализации Комплексной программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) N 1735-р от 27.12.2019 г.;
1.2.2. проводят специальную оценку условий труда на рабочих местах, и реализуют мероприятия по улучшению условий труда по результатам проведения специальной оценки условий труда;
1.2.3. разрабатывают корпоративные программы, направленные на улучшение условий труда и сохранение здоровья работников, через внедрение систем управления культурой производственной безопасности, управления медицинской реабилитацией, предотвращением и профилактикой профзаболеваний, развития системы послесменной реабилитации работников, профилактики и устранения стресса на работе;
1.2.4. предоставляют предусмотренные трудовым законодательством, соглашениями и коллективными договорами гарантии и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в размерах не ниже уровня, предусмотренного действующим законодательством, на основании оценки условий труда;
1.2.5. обеспечивают приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств согласно установленным законодательством нормами;
1.2.6. усиливают и создают службы охраны труда в организациях, проводят обучение по охране труда руководителей и работников;
1.2.7. организуют финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране труда за счет средств предприятий, исходя из принципа достаточности направляемых средств на эти цели, но в размерах не менее нормативов, установленных трудовым законодательством;
1.2.8. в соответствии с коллективными договорами выделяют финансовые средства на приобретение и оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, а также обеспечение горячим питанием;
1.2.9. заключают договоры с санаторно-курортными учреждениями на лечение работников за счет средств добровольного медицинского страхования, Фонда социального страхования;
1.2.10. разрабатывают комплекс мер, направленных на экономическое стимулирование технического перевооружения и модернизацию производства в целях улучшения условий труда, последовательное снижение доли производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы в общем объеме основных производственных фондов;
1.2.11. осуществляют производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
1.2.12. организуют проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров всех работников, уделяя особое внимание работникам занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта;
1.2.13. через коллективные договора мотивируют работников к ведению здорового образа жизни - стимулирование работников посещать спортивные секции, участия в соревнованиях, организации производственной гимнастики, отказа от вредных привычек и т.д.;
1.2.14. при формировании комиссий по специальной оценке условий труда в организациях включают в состав комиссии не менее двух представителей профсоюзного комитета первичной профорганизации;
1.2.15. избирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в зависимости от численности работающих в организациях и специфики производства работ, создают комитеты (комиссии) по охране труда в организациях;
1.2.16. создают комиссии по расследованию причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве с участием представителей профсоюзного комитета первичной профорганизации, повышают качество и своевременность расследования несчастных случаев.
1.3. Правительство:
1.3.1. разрабатывает и реализует мероприятия по улучшению условий и охраны труда в республике;
1.3.2. координирует и контролирует реализацию Комплексной программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) N 1735-р от 27.12.2019 г.;
1.3.3. организует проведение мероприятий по пропаганде охраны труда, ведет информационно-разъяснительную работу о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда;
1.3.4. проводит разъяснительную работу по пропаганде заинтересованности работодателей в практическом использовании средств государственного социального страхования в части применения скидок и надбавок к страховым тарифам и финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников;
1.3.5. проводит сбор и анализ информации о состоянии условий и охраны труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости в республике и готовит ежегодный доклад;
1.3.6. координирует деятельность в области охраны труда и организует работу межведомственной комиссии по охране труда;
1.3.7. развивает и совершенствует систему обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций;
1.3.8. организует проведение смотров, конкурсов по охране труда;
1.3.9. совместно с органами местного самоуправления содействует разработке, актуализации и реализации территориальных программ по улучшению условий и охраны труда.
Раздел VI. Развитие социального партнерства
Стороны определяют основными направлениями дальнейшее расширение регулирования социально-трудовых отношений на основе развития территориальных трехсторонних комиссий по регулированию в сфере социально-трудовых отношений, создания территориальных объединений работодателей и территориальных, отраслевых соглашений, проведение взаимных консультаций при принятии решений по вопросам социально-трудовых отношений, предупреждение коллективных трудовых споров.
Стороны признают, что основой для заключения отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров в отраслях, организациях и предприятиях республики является настоящее Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия). Включенные в Республиканское соглашение трудовые, социально-экономические гарантии являются минимальными и не могут быть снижены при заключении тарифных соглашений и коллективных договоров.
Стороны признают, что в период действия Соглашения не допускают принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников, без обсуждения их проектов с соответствующими республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей, обобщают и расширяют практику создания при соответствующих трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.
6.1. Стороны:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1.1.1. содействуют заключению территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке соглашений и коллективных договоров;
1.1.2. проводят совместную работу по вопросам развития социального партнерства на муниципальном уровне, реализации Закона Республики Саха (Якутия) "О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия)";
1.1.3. содействуют созданию территориальных объединений работодателей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
1.1.4. содействуют заключению соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, на уровне муниципальных образований;
1.1.5. принимают меры по выявлению, предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров в организациях в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;
1.1.6. проводят предварительное обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в сфере социально-трудовых отношений;
1.1.7. организуют проведение совещаний, семинаров, конференций, круглых столов и других мероприятий в целях совершенствования механизма социального партнерства. Освещают вопросы регулирования социально-трудовых отношений в средствах массовой информации;
1.1.8. проводят Республиканский конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии" и региональные этапы Всероссийских конкурсов "Лучший по профессии" и "Российская организация высокой социальной эффективности" на всех его этапах - от разработки плана мероприятий по проведению конкурса до определения победителей и призеров конкурса и награждения победителей на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
1.1.9. проводят согласованную политику по укреплению объединений работодателей и профсоюзных организаций;
1.1.10. организуют системное непрерывное обучение представителей профсоюзов, работодателей, исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по вопросам социального партнерства в сфере труда;
1.1.11. проводят взаимные консультации по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение;
1.1.12. официально информируют друг друга о принимаемых решениях и нормативных правовых актах, проведении обучающих мероприятий по вопросам, которые являются предметом настоящего Соглашения, а также по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
1.1.13. обеспечивают возможность представителям сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес;
1.1.14. по запросу сторон обмениваются информацией по вопросам заработной платы, охраны и условий оплаты труда, занятости, обеспечению социальных гарантий, жилищно-коммунальному хозяйству, по делам о банкротстве организаций-должников, в соответствии с действующим законодательством;
1.1.15. способствуют предотвращению коллективных трудовых споров;
1.1.16. проводят согласованную политику по созданию и укреплению профсоюзов, вовлечению более широкого круга работодателей в систему социального партнерства;
1.1.17. соблюдают и реализуют достигнутые Соглашением договоренности и несут согласованную сторонами ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации;
1.1.18. ежегодно отчитываются на заседаниях республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о выполнении настоящего Соглашения с учетом согласованного Сторонами перечня показателей согласно приложению.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Профсоюзы:
1.1.1. содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности;
1.1.2. через профсоюзные организации содействуют заключению соглашений на уровне муниципальных образований и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, и осуществляет контроль за их выполнением;
1.1.3. при заключении коллективных договоров не допускают снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в соглашениях и коллективных договорах;
1.1.4. члены профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, пленумов, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов и выполнения обязанностей, возложенных на них профсоюзными органами;
1.1.5. рекомендуют включение в коллективные договоры с учетом финансово-экономического положения работодателя льгот и преимуществ для работников, условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями;
1.1.6. способствуют обучению представителей социальных партнеров различных уровней, работодателей и руководителей профсоюзных организаций вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений;
1.1.7. не выступают организаторами забастовок, других коллективных акций протеста в случае выполнения обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми соглашениями и коллективными договорами;
1.1.8. добиваются улучшения качества коллективных договоров, заключаемых в организациях республики;
1.1.9. поддерживают создание первичных профсоюзных организаций и обеспечивают условия для уставной деятельности их выборных органов. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности и не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации;
1.1.10. изучают и обобщают опыт развития социального партнерства профсоюзных организаций разных уровней и других регионов. Анализируют состояние и развитие социального партнерства;
1.1.11. осуществляют размещение на собственных информационных ресурсах (средствах массовой информации и на официальных сайтах) информации о реализации настоящего Соглашения, о решениях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоянии и развитии системы социального партнерства в республике.
1.2. Работодатели:
1.2.1. по запросу профсоюзной организации предоставляют необходимую информацию для рассмотрения обращений по трудовым, жилищным, социальным вопросам;
1.2.2. предоставляют возможность участия представителей профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) трудового коллектива, производственных совещаниях по вопросам социально-экономической и трудовой сферы, выполнения коллективных договоров, трудовых споров и конфликтов, а также возможность их доступа ко всем рабочим местам, где работают члены профсоюза, в целях реализации уставных задач профсоюза;
1.2.3. отчисляют финансовые средства профсоюзным комитетам на проведение ими культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах в соответствии с условиями коллективного договора;
1.2.4. в коллективных договорах уполномоченным (доверенным) по охране труда, членам профсоюзных органов, комиссий не освобожденным от основной работы предусматривают освобождение от работы для участия в качестве делегатов съездов, конференций, пленумов, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов и выполнения обязанностей, возложенных на них профсоюзными органами с сохранением среднемесячной заработной платы;
1.2.5. содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности;
1.2.6. при заключении коллективных договоров не допускают снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в территориальных и отраслевых соглашениях и в предшествующих коллективных договорах;
1.2.7. ежегодно проводят конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии", ежегодно принимают участие в региональном этапе Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности";
1.2.8. принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения членами объединений работодателей. О предпринимаемых мерах информируют Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений;
1.2.9. принимают меры по созданию и (или) увеличению количества территориальных объединений работодателей.
1.3. Правительство:
1.3.1. обеспечивает в установленном законодательством порядке уведомительную регистрацию Республиканского и отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений;
1.3.2. проекты республиканских законов, связанные с внесением изменений в трудовое законодательство, вносятся Правительством Республики Саха (Якутия) в Государственную Собрание (Ил Тумэн) при наличии согласованной позиции Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия);
1.3.3. урегулирует коллективные трудовые споры, противодействует правонарушениям в сфере трудовых отношений;
1.3.4. содействует деятельности профсоюзов, соблюдает права профсоюзов в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствует созданию и функционированию профсоюзов в организациях;
1.3.5. при подготовке материалов к награждению работодателей правительственными и ведомственными наградами учитывает наличие коллективного договора и выполнение его обязательств;
1.3.6. содействует развитию практики коллективно-договорного регулирования и работе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в каждом улусе (районе) и городе республики и обеспечивает методическую поддержку территориальных трехсторонних комиссий;
1.3.7. по предложению сторон социального партнерства включает полномочных представителей в коллегиальные органы управления, комиссии и т.д., образованные при Правительстве Республики Саха (Якутия), в его министерствах, иных исполнительных органах власти республики, участвуют в общественных советах, созданных при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия);
1.3.8. информирует население о состоянии и развитии социального партнерства в республике. Оказывает финансовую, информационную, консультационную и образовательную поддержку институтов гражданского общества.
Раздел VII. Заключительные положения
7.1. Стороны признают настоящее Республиканское соглашение правовым актом, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы, принимают обязательства соблюдать его условия и нести в рамках законодательства Российской Федерации ответственность за непредставление информации о ходе его выполнения и нарушениях.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.2. Изменения и дополнения к Соглашению могут быть рассмотрены и приняты сторонами в течение срока действия данного Соглашения по инициативе одной из сторон, подписавших Соглашение.
1.3. Соглашение распространяется на всех работников и работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
1.4. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его заключения и реализации, осуществляются Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством.
1.5. Оценка эффективности реализации настоящего Соглашения осуществляется на основе показателей эффективности реализации Соглашения сторон социального партнерства согласно приложению к настоящему Соглашению.
1.6. Каждая из сторон в месячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает, и представляет в секретариат Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств.
1.7. Стороны соблюдают взвешенный подход к возникающим конфликтным социально-экономическим ситуациям, проявляют стремление к незамедлительному их разрешению.
1.8. В 10-ти дневный срок после подписания Соглашения:
- Правительство Республики Саха (Якутия) обеспечивает опубликование текста Соглашения в официальных печатных изданиях и на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия);
- Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" обеспечивают доведение Соглашения до своих членских организаций.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.9. Стороны обязуются:
- представлять информацию о ходе выполнения обязательств, включенных в Соглашение, по запросам любой из сторон;
- способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечивать контроль со стороны органов надзора за соблюдением законов и иных нормативных актов о труде и охране труда.
7.10. Настоящее Соглашение заключено на 3 (три) года и вступает в силу с момента его подписания полномочными представителями сторон.
От Правительства Республики Саха (Якутия) |
А.З. Колодезников. |
От Федерации профсоюзов |
Н.Н. Дегтярев. |
От Работодателей Республики Саха (Якутия) |
П.А. Маринычев. |
Приложение
Перечень
основных показателей для оценки эффективности реализации Республиканского (регионального) соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2022 годы
Правительство Республики Саха (Якутия):
1. Индекс производительности труда в базовых несырьевых отраслях, к уровню 2017 года (в процентах);
2. Уровень общей безработицы (в процентах);
3. Доля занятых в экономике в общем количестве трудоспособного населения (в процентах);
4. Реальная заработная плата работников (в процентах);
5. Реальные денежные доходы населения (в процентах);
6. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (тыс. чел.);
7. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет);
8. Доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основе социального контракта в общей численности малоимущих граждан (в процентах);
9. Количество семей, улучшивших жилищные условия (с государственной поддержкой) (единиц);
10. Количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда (тыс. человек);
11. Рост числа действующих территориальных трехсторонних соглашений о взаимодействии в области социально-трудовых отношений (единиц);
12. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (случаев/на 1000 работающих).
Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия):
1. Количество представлений об устранении выявленных нарушений в ходе контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (включая законодательство об охране труда), выполнением условий коллективных договоров, соглашений (единиц);
2. Количество проведенных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта (единиц);
3. Удельный вес работников организаций, охваченных коллективными договорами (в процентах);
4. Количество оказанной правовой помощи в разработке коллективных договоров, соглашений (единиц).
Региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)":
1. Доля организаций, занимающихся инновационной деятельностью (в процентах);
2. Рост индекса промышленного производства, (в процентах);
3. Доля инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах (в процентах);
4. Снижение числа обращений граждан о несвоевременных выплатах заработной платы в соответствии с трудовым законодательством, а также минимального размера оплаты труда с учетом позиций Конституционного суда РФ, изложенных в постановлениях от 07.12.2017 г N 38-П, от 28.06.2018 г. N 26-П, от 11.04.2019 г. N 17-П, от 16.12.2019 N 40-П (единиц);
5. Динамика численности занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации (переподготовку), профессиональное обучение, в том числе в соответствии с требованиями профстандарта (человек, процентов к предыдущему периоду);
6. Количество работников и их семей, направленных на санаторно-курортное лечение (единиц);
7. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест (в процентах);
8. Рост количества территориальных объединений работодателей в районах и городах республики (единиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2020 г. "О присоединении к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" на 2020 - 2022 годы"
Соглашение вступает в силу с 30 апреля 2020 г.
Текст письма опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 8 мая 2020 г. N 18
Настоящий документ прекратил действие в связи с принятием письма Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2023 г. N 6
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и Региональным объединением работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" на 2020 - 2022 годы от 30 апреля 2020 года (г. Якутск, 30 апреля 2021 г.)
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.