Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
1. Комитетом Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия (далее - Комитет) реализуется государственная функция по осуществлению федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), расположенных на территории Республики Татарстан, и государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в части обеспечения доступности для инвалидов объектов культурного наследия (далее - федеральный государственный надзор, государственный надзор), включающий в себя:
1) федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;
2) государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в части обеспечения доступности для инвалидов объектов культурного наследия.
2. Для целей настоящей программы используются следующие основные понятия:
1) "подконтрольные объекты" - объекты культурного наследия, представляющие собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющиеся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, определенные в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ);
2) "подконтрольные субъекты" - органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители и физические лица, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного надзора;
3) "обязательные требования" - требования, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом N 73-ФЗ, иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан в области охраны объектов культурного наследия;
4) "охраняемые законом ценности":
сохранность объектов культурного наследия;
обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления, безопасность государства, свобода экономической деятельности;
5) "подконтрольная среда" - состояние охраняемых законом ценностей;
6) "профилактическое мероприятие" - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых Комитетом в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
реализация, в том числе в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями.
3. Подконтрольными субъектами являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, являющиеся собственниками либо иными правообладателями объектов культурного наследия.
Кроме того, с учетом специфики предмета государственного надзора, установленного пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ, подконтрольные субъекты не образуют специфической группы, объединенной по принадлежности к определенной категории лиц, участвующих в общественных отношениях, или по виду осуществляемой хозяйственной деятельности.
Также, в соответствии со статьей 48 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Они могут свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, с соблюдением условий, предусмотренных Федеральным законом N 73-ФЗ. При этом указанным федеральным законом не установлена обязанность собственника (иного правообладателя) объекта культурного наследия по извещению уполномоченных органов охраны объектов культурного наследия о возникновении, изменении и прекращении в отношении объектов культурного наследия прав собственности, а также иных вещных прав.
С учетом данных обстоятельств, при осуществлении государственного надзора не представляется возможным определить более-менее постоянный перечень подконтрольных субъектов и вести их учет. Указанные обстоятельства также затрудняют эффективность профилактической работы в части проведения разъяснительной работы и информирования подконтрольных субъектов.
Таким образом, профилактические мероприятия, определенные в соответствии с настоящей программой, реализуются в отношении неопределенного круга лиц, относящихся к подконтрольным субъектам.
4. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" риск-ориентированный подход к осуществлению федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Республики Татарстан, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в части обеспечения доступности для инвалидов объектов культурного наследия, не применяется.
5. В едином государственном реестре объектов культурного наследия зарегистрировано 1620 объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Татарстан, их них:
1) 400 (24,7%) объектов культурного наследия федерального значения;
2) 880 (54,32%) объектов культурного наследия регионального значения;
3) 340 (21%) объектов культурного наследия местного значения.
Также на государственной охране находятся выявленные объекты культурного наследия, из которых:
- 795 объектов составляют историко-архитектурную ценность;
- 2800 объектов археологического наследия.
За период с 01.01.2019 по 20.12.2019 Комитетом выдано 1 задание на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия; 80 заданий на проведение мероприятий по систематическому наблюдению за состоянием объектов культурного наследия.
По результатам данных мероприятий выявлено 5 нарушений законодательства об объектах культурного наследия, что составляет 6,25% от общего числа проведенных мероприятий.
Также в указанный период Комитетом составлено 2 протокола об административных правонарушениях, из них:
1) по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - 1;
3) по части 18 статьи 19.5 КоАП РФ - 1.
период с 01.01.2019 по 20.12.2019 | |
Подконтрольные субъекты |
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, являющиеся собственниками либо иными правообладателями объектов культурного наследия |
Выдано заданий |
81 |
Выявлено нарушений |
5 |
Составлено протоколов из них: |
2 |
по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи" |
1 |
по части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" |
1 |
С января 2019 года отделом государственного надзора (контроля) и судебно-административной практики Комитета осуществлено 148 выездов на объекты культурного наследия (из них 32 совместно с надзорными органами), расположенные в г. Казани и на территории Республики Татарстан.
В настоящее время отделом государственного надзора (контроля) и судебно-административной практики осуществляется работа по принятию исчерпывающих мер к понуждению собственников и иных законных правообладателей объектов культурного наследия к сохранению объектов культурного наследия.
По состоянию на 20.12.2019 Комитетом утверждено:
- 68 (4,20%) охранных обязательств на объекты культурного наследия;
- 11 (0,68%) предметов охраны объектов культурного наследия;
- 38 (2,34%) границ и режимов использования объектов культурного наследия;
- 29 (1,80%) включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) нарушение установленных режимов использования территорий объектов культурного наследия;
2) нарушение градостроительных регламентов, установленных проектами зон охраны;
3) проведение работ по сохранению (приспособлению) объекта культурного в нарушение статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ);
4) отсутствие на объектах культурного наследия информационной надписи;
5) проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в нарушение требований статьи 36 Федерального закона N 73-ФЗ;
6) непроведение (бездействие) собственником (иным правообладателем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
7) невыполнение работ, указанных в охранном обязательстве на объект культурного наследия;
8) неизвещение органа охраны объектов культурного наследия о выполнении работ, предусмотренных охранным обязательством на объект культурного наследия;
9) своевременное не извещение собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия и непринятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
10) невыполнение выданных предписаний Комитета.
Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что подконтрольные субъекты в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу правовой неграмотности и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.
Определенная настоящей программой система профилактических мер предусматривает изменение формы воздействия на подконтрольных субъектов с репрессивной на профилактическую.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В настоящее время работа по профилактике нарушений обязательных требований реализуется Комитетом по следующим направлениям:
1) информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных Комитетом проверках и их результатах на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Комитета), в том числе о типовых нарушениях обязательных требований, выявляемых в ходе проверок (http://okn.tatarstan.ru/rus/profilaktika-narusheniy-obyazatelnih-trebova niy.htm);
2) информирование подконтрольных субъектов о существующих актуальных обязательных требованиях путем разработки и размещения в открытом доступе на официальном сайте Комитета перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора, а также размещение в открытом доступе текстов данных правовых актов (адрес ссылки на Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), расположенных на территории Республики Татарстан, и государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в части обеспечения доступности для инвалидов объектов культурного наследия: http://okn.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 1710302.doc);
2-1) информирование подконтрольных субъектов относительно процедур государственного надзора в индивидуальном и общем порядке. Индивидуальная разъяснительная работа проводится в форме устных или, при необходимости, письменных разъяснений, которые предоставляются подконтрольному субъекту в рамках рассмотрения индивидуальных обращений, а также, в случаях проведения мероприятий по надзору, предполагающих взаимодействие с подконтрольным субъектом, непосредственно перед началом проведения, и, при необходимости, во время и после проведения таких мероприятий. Общая разъяснительная работа проводится путем: предоставления общих консультаций (разъяснений) по вопросам осуществления государственного надзора в режиме, применяемом для предоставления общих консультаций (разъяснений) по вопросам соблюдения обязательных требований; включения данных вопросов в программы публичных мероприятий по разъяснению обязательных требований и обсуждению правоприменительной практики (http://okn.tatarstan.ru/rus/profilaktika-narusheniy-obyazatelnih-trebova niy.htm); размещения на официальном сайте Комитета текста Административного регламента;
3) размещение на официальном сайте Комитета в открытом доступе перечней, расположенных на территории Республики Татарстан объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), выявленных объектов культурного наследия, а также границах их территорий, границах зон охраны, предметах охраны и выданных охранных обязательствах;
4) разработка и размещение в открытом доступе на официальном сайте Комитета методических материалов и руководств по соблюдению обязательных требований при эксплуатации объектов культурного наследия;
5) регулярное проведение (принятие участия в проведении) семинаров по информированию подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, вопросам разъяснения процедур государственного надзора, проведение выездных совещаний с органами местного самоуправления, в том числе с организацией личного приема субъектов предпринимательской деятельности;
6) информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, вопросам разъяснения процедур государственного надзора при проведении проверок, в ходе рассмотрения поступивших в Комитет обращений, устного консультирования по телефону, а также в определенные Комитетом приемные дни;
7) выдача подконтрольным субъектам предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
8) взаимодействие с подконтрольными субъектами посредством интерактивного сервиса "Интернет-приемная". Интерактивный сервис обеспечивает подконтрольным субъектам возможность для направления в Комитет обращений, а также иных документов, получения индивидуальных консультаций и разъяснений по вопросам соблюдения обязательных требований и вопросам осуществления государственного надзора. Доступ к интерактивному сервису организован на официальном сайте Комитета в разделе "Обращение и прием граждан".
Все указанные направления соответствуют мерам по профилактике, предусмотренным статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ Комитетом ведется работа по оформлению охранных обязательств собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранные обязательства), в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон N 73-ФЗ, вступившими в силу 22 января 2015 года.
Охранное обязательство, является документом, содержащим в себе сведения об особенностях объекта культурного наследия, а также перечень обязательных требований по содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охране такого объекта.
Охранное обязательство направляется Комитетом всем собственникам (иным законным владельцам) объекта культурного наследия, а также в орган регистрации прав, для регистрации указанных в статье 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу пункта 7 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЗ договоры о передаче прав собственности (владения, пользования) на объект культурного наследия должны включать существенное условие о возникновении у нового правообладателя обязанностей по исполнению охранного обязательства. Копия охранного обязательства должна являться неотъемлемой частью таких договоров.
Работа по оформлению охранных обязательств и направлению их в адрес собственников (иных законных владельцев) объектов культурного наследия, а также в орган регистрации прав отнесена настоящей программой к профилактическим мероприятиям, так как обеспечивает адресное информирование подконтрольных субъектов о специальном статусе объектов культурного наследия и установленных в отношении них обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.