Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Минприроды России
от 05.02.2020 N 5-р
Методические рекомендации
по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - "Методические рекомендации"), разработаны в целях реализации задачи по обеспечению развития инфраструктуры методической поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации, определенной разделом I Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8791), а также в соответствии с пунктом 57 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой 20.06.2019 N 5486п-П44.
1.2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания методической поддержки подведомственным Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения (далее - "особо охраняемые природные территории").
1.3. Основными документами, регулирующими вопросы осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях, являются:
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.2015 "Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период";
- Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2019, N 30, ст. 4155);
- Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2018, N 52 ст. 8098) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ):
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2019, N 49, ст. 6966);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49 , ст. 7627);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1067 "О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 34, ст. 4899);
- Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8791) (далее - Концепция);
- Приказ Минприроды России от 12.07.2017 N 403 "Об утверждении Порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды" (зарегистрирован Минюстом России 22.02.2018, регистрационный N 50111).
1.4. В настоящих Методических рекомендациях используются термины "благотворительная деятельность", "добровольческая (волонтерская) деятельность", "участники благотворительной деятельности", "участники добровольческой (волонтерской) деятельности", "организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности", "добровольческая (волонтерская) организация", "благополучатели", определенные Федеральным законом N 135-Ф3.
1.5. Добровольческая (волонтерская) деятельность на особо охраняемых природных территориях осуществляется в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в предусмотренных Федеральным законом N 135-ФЗ целях:
- содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
- содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций.
1.6. В целях планирования, организации и осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и осуществляющим управление данными территориями, рекомендуется разрабатывать и утверждать программу добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях (далее - "программа добровольческой деятельности"), включающую в себя описание всех этапов взаимодействия с добровольцами (от этапа подготовки до этапа подведения итогов программы), а также краткосрочный или долгосрочный план, содержащий примерный перечень мероприятий по взаимодействию с добровольцами.
Рекомендуемым приложением к программе добровольческой (волонтерской) деятельности является смета предполагаемых поступлений и планируемых расходов, этапов и сроков ее реализации.
Рекомендуемый образец программы добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. Основные направления и мероприятия добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях
2.1. Добровольчество (волонтерство) предполагает наращивание компетенций добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций по различным направлениям осуществляемой деятельности, предусмотренным Концепцией, включая сферы образования, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и другие сферы.
2.2. На особо охраняемых природных территориях в целях содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий рекомендуется предусматривать участие добровольцев (волонтеров) по таким направлениям, как:
- участие в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
- участие в организации и проведении спортивных мероприятий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- участие в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность известных спортсменов, профессиональных работников сферы физической культуры и спорта.
2.3. На особо охраняемых природных территориях в целях охраны окружающей среды и защиты животных рекомендуется предусматривать участие добровольцев (волонтеров) по таким направлениям, как:
- содействие восстановлению природных экосистем, очистке природной среды от мусора, в том числе в организации раздельного сбора отходов;
- содействие природоохранной деятельности;
- содействие формированию экологической культуры и экологического просвещения;
- участие в охране животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания;
- содействие в оказании помощи осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями учреждениям в сфере сохранения в естественном состоянии природных комплексов и содействие в работе по выявлению фактов нарушения лесного законодательства Российской Федерации;
- организация и проведение природоохранных акций, направленных на сохранение природных комплексов и объектов (в том числе, но не ограничиваясь акциями, такими, как "Ель", "Первоцвет");
- проведение обучающих семинаров для государственных инспекторов федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями;
- осуществление специальных биотехнических мероприятий в целях повышения численности объектов животного мира, в том числе, редких и находящихся под угрозой исчезновения;
- проведение научных исследований, в том числе ведение Летописи природы;
- проведение учета диких животных;
- сбор данных о состоянии экосистем, подвергающихся антропогенному воздействию, а также данных о состоянии популяций редких видов растений и животных, ценных охотничье-промысловых видов животных, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или биологическую значимость;
- проведение работ в питомниках по разведению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;
- организация и проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров и иных мероприятий;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на поддержание условий, обеспечивающих санитарную безопасность;
- организация и проведение природоохранных акций, направленных на очистку природной территории от мусора (в том числе, но не ограничиваясь такими акциями, как массовые акции "Марш парков", "Чистый берег", "Зеленая весна");
- организация и проведение массовых природоохранных мероприятий, в том числе международных (включая, но не ограничиваясь, такими мероприятиями, как День Земли, Международный день биологического разнообразия, Международный день водно-болотных угодий, День тигра, День птиц,), и иных событий, важных для пропаганды идей заповедного дела;
- восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов, обеспечивающее сохранение биологического разнообразия лесов и полезных функций лесов, путем посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений;
- уход за посадками лесных растений;
- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
- благоустройство территории;
- мероприятия по сохранению в естественном состоянии природных комплексов.
Указанные мероприятия на особо охраняемых природных территориях необходимо осуществлять с учетом требований законодательства Российской Федерации по сохранению среды обитания объектов животного мира, охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требований по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.
2.4. На особо охраняемых природных территориях в целях подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев, участие добровольцев (волонтеров) рекомендуется предусматривать в таких мероприятиях, как:
- популяризация и освоение с участием добровольцев (волонтеров) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и пожаров, основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- развитие наставничества, предполагающего участие профессиональных спасателей и работников профессиональной пожарной охраны в обучении спасателей-добровольцев и добровольных пожарных;
2.5. По направлению "участие добровольцев (волонтеров) в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" на особо охраняемых природных территориях участие добровольцев (волонтеров) рекомендуется предусматривать в таких мероприятиях, как:
- содействие в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
- содействие в поиске пропавших людей, а также содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в добровольных народных дружинах;
3. Меры по организации добровольческой (волонтерской) деятельности
3.1. При организации и планировании федеральным государственным бюджетным учреждением добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляемой на особо охраняемой природной территории, целесообразно выделять три этапа:
1) создание условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций;
2) сопровождение деятельности добровольцев и добровольческих организаций;
3) подведение итогов и оценка результатов добровольческой деятельности.
3.2. На этапе создания условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций рекомендуется осуществлять:
- планирование добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, исходя из потребностей федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией, в добровольцах для реализации мероприятий, в которых предусматривается их участие;
- подготовку информации о возможностях участия граждан и организаций в добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, о целях, задачах и содержании добровольческой деятельности, а также о поддержке, которая предоставляется добровольцам в виде питания, специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в виде возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
- распространение информации о добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (включая интернет-сайт организатора добровольческой деятельности, единую информационную систему "Добровольцы России"), а также другие информационные
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.