Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Минприроды России
от 05.02.2020 N 5-р
Методические рекомендации
по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по ведению добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федерального значения, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - "Методические рекомендации"), разработаны в целях реализации задачи по обеспечению развития инфраструктуры методической поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации, определенной разделом I Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8791), а также в соответствии с пунктом 57 Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т. Голиковой 20.06.2019 N 5486п-П44.
1.2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания методической поддержки подведомственным Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения (далее - "особо охраняемые природные территории").
1.3. Основными документами, регулирующими вопросы осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях, являются:
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.2015 "Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период";
- Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 12, ст. 1024; 2019, N 30, ст. 4155);
- Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2018, N 52 ст. 8098) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ):
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2019, N 49, ст. 6966);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49 , ст. 7627);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1067 "О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 34, ст. 4899);
- Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 2950-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8791) (далее - Концепция);
- Приказ Минприроды России от 12.07.2017 N 403 "Об утверждении Порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды" (зарегистрирован Минюстом России 22.02.2018, регистрационный N 50111).
1.4. В настоящих Методических рекомендациях используются термины "благотворительная деятельность", "добровольческая (волонтерская) деятельность", "участники благотворительной деятельности", "участники добровольческой (волонтерской) деятельности", "организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности", "добровольческая (волонтерская) организация", "благополучатели", определенные Федеральным законом N 135-Ф3.
1.5. Добровольческая (волонтерская) деятельность на особо охраняемых природных территориях осуществляется в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в предусмотренных Федеральным законом N 135-ФЗ целях:
- содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
- охраны окружающей среды и защиты животных;
- подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- содействия добровольческой (волонтерской) деятельности;
- содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций.
1.6. В целях планирования, организации и осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях федеральным государственным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и осуществляющим управление данными территориями, рекомендуется разрабатывать и утверждать программу добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях (далее - "программа добровольческой деятельности"), включающую в себя описание всех этапов взаимодействия с добровольцами (от этапа подготовки до этапа подведения итогов программы), а также краткосрочный или долгосрочный план, содержащий примерный перечень мероприятий по взаимодействию с добровольцами.
Рекомендуемым приложением к программе добровольческой (волонтерской) деятельности является смета предполагаемых поступлений и планируемых расходов, этапов и сроков ее реализации.
Рекомендуемый образец программы добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. Основные направления и мероприятия добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях
2.1. Добровольчество (волонтерство) предполагает наращивание компетенций добровольцев (волонтеров) и добровольческих (волонтерских) организаций по различным направлениям осуществляемой деятельности, предусмотренным Концепцией, включая сферы образования, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и другие сферы.
2.2. На особо охраняемых природных территориях в целях содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий рекомендуется предусматривать участие добровольцев (волонтеров) по таким направлениям, как:
- участие в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий;
- участие в организации и проведении спортивных мероприятий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- участие в пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность известных спортсменов, профессиональных работников сферы физической культуры и спорта.
2.3. На особо охраняемых природных территориях в целях охраны окружающей среды и защиты животных рекомендуется предусматривать участие добровольцев (волонтеров) по таким направлениям, как:
- содействие восстановлению природных экосистем, очистке природной среды от мусора, в том числе в организации раздельного сбора отходов;
- содействие природоохранной деятельности;
- содействие формированию экологической культуры и экологического просвещения;
- участие в охране животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания;
- содействие в оказании помощи осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями учреждениям в сфере сохранения в естественном состоянии природных комплексов и содействие в работе по выявлению фактов нарушения лесного законодательства Российской Федерации;
- организация и проведение природоохранных акций, направленных на сохранение природных комплексов и объектов (в том числе, но не ограничиваясь акциями, такими, как "Ель", "Первоцвет");
- проведение обучающих семинаров для государственных инспекторов федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями;
- осуществление специальных биотехнических мероприятий в целях повышения численности объектов животного мира, в том числе, редких и находящихся под угрозой исчезновения;
- проведение научных исследований, в том числе ведение Летописи природы;
- проведение учета диких животных;
- сбор данных о состоянии экосистем, подвергающихся антропогенному воздействию, а также данных о состоянии популяций редких видов растений и животных, ценных охотничье-промысловых видов животных, иных видов, имеющих существенную хозяйственную или биологическую значимость;
- проведение работ в питомниках по разведению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;
- организация и проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров и иных мероприятий;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на поддержание условий, обеспечивающих санитарную безопасность;
- организация и проведение природоохранных акций, направленных на очистку природной территории от мусора (в том числе, но не ограничиваясь такими акциями, как массовые акции "Марш парков", "Чистый берег", "Зеленая весна");
- организация и проведение массовых природоохранных мероприятий, в том числе международных (включая, но не ограничиваясь, такими мероприятиями, как День Земли, Международный день биологического разнообразия, Международный день водно-болотных угодий, День тигра, День птиц,), и иных событий, важных для пропаганды идей заповедного дела;
- восстановление вырубленных, погибших, поврежденных лесов, обеспечивающее сохранение биологического разнообразия лесов и полезных функций лесов, путем посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений;
- уход за посадками лесных растений;
- восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
- благоустройство территории;
- мероприятия по сохранению в естественном состоянии природных комплексов.
Указанные мероприятия на особо охраняемых природных территориях необходимо осуществлять с учетом требований законодательства Российской Федерации по сохранению среды обитания объектов животного мира, охране редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, требований по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.
2.4. На особо охраняемых природных территориях в целях подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев, участие добровольцев (волонтеров) рекомендуется предусматривать в таких мероприятиях, как:
- популяризация и освоение с участием добровольцев (волонтеров) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и пожаров, основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- развитие наставничества, предполагающего участие профессиональных спасателей и работников профессиональной пожарной охраны в обучении спасателей-добровольцев и добровольных пожарных;
2.5. По направлению "участие добровольцев (волонтеров) в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" на особо охраняемых природных территориях участие добровольцев (волонтеров) рекомендуется предусматривать в таких мероприятиях, как:
- содействие в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
- содействие в поиске пропавших людей, а также содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в добровольных народных дружинах;
3. Меры по организации добровольческой (волонтерской) деятельности
3.1. При организации и планировании федеральным государственным бюджетным учреждением добровольческой (волонтерской) деятельности, осуществляемой на особо охраняемой природной территории, целесообразно выделять три этапа:
1) создание условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций;
2) сопровождение деятельности добровольцев и добровольческих организаций;
3) подведение итогов и оценка результатов добровольческой деятельности.
3.2. На этапе создания условий для деятельности добровольцев и добровольческих организаций рекомендуется осуществлять:
- планирование добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, исходя из потребностей федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией, в добровольцах для реализации мероприятий, в которых предусматривается их участие;
- подготовку информации о возможностях участия граждан и организаций в добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, о целях, задачах и содержании добровольческой деятельности, а также о поддержке, которая предоставляется добровольцам в виде питания, специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в виде возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
- распространение информации о добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (включая интернет-сайт организатора добровольческой деятельности, единую информационную систему "Добровольцы России"), а также другие информационные ресурсы;
- разработку мер мотивирования добровольцев и добровольческих организаций;
- свод заявок на участие в добровольческой деятельности на особо охраняемой природной территории, их анализ и отбор необходимого количества кандидатов в добровольцы, исходя из их мотивации, компетенции, наличия профессиональных знаний и других показателей, а также посредством проведения собеседований, анкетирования, конкурсных процедур (рекомендуемая форма заявки добровольца (волонтера) приведена в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям);
- формирование добровольческих программ, включающих мероприятия по основным направлениям добровольческой деятельности, указанным в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций и утверждение программы добровольческой деятельности, включая подготовку и утверждение сметы предполагаемых поступлений и планируемых расходов;
- материально-техническое обеспечение планируемой добровольческой деятельности, в том числе подготовка необходимых инструментов, техники, расходных материалов, организация питания, обеспечение проживания, обеспечение транспортом, бытовыми условиями, медицинским обслуживанием, связью, в том числе посредством телекоммуникационной сети "Интернет" и другими информационными ресурсами;
- подготовку добровольцев и добровольческих организаций к добровольческой деятельности, в том числе проведение инструктажа по технике безопасности, ознакомление с правами и обязанностями, объемом запланированных работ, обучение добровольцев необходимым навыкам.
3.3. На этапе сопровождения деятельности добровольцев и добровольческих организаций рекомендуется осуществлять:
- общую координацию и организацию работы добровольцев и добровольческих организаций, их консультирование;
- предоставление информации об условиях осуществления добровольческой деятельности, включая информацию о требованиях и ограничениях, в том числе правового характера, и о рисках, связанных с осуществлением добровольческой детальности;
- материально-техническое обеспечение деятельности добровольцев и добровольческих организаций, в том числе необходимыми инструментами, техникой, расходными материалами, транспортом, обеспечение питания, проживания, обеспечение бытовыми условиями, медицинским обслуживанием, связью, в том числе посредством телекоммуникационной сети "Интернет";
- обеспечение безопасности работы добровольцев и добровольческих организаций, в том числе не рекомендуется допускать добровольцев (волонтеров) к работе: в ночное время; в местах повышенного риска; требующей специальной профессиональной подготовки; без инструктажа по технике безопасности; без средств индивидуальной защиты; исполнению должностных обязанностей оплачиваемого персонала учреждения, связанных с необходимостью осуществления таких обязанностей должностными лицами;
- контроль за выполнением работ добровольцами и добровольческими организациями;
- мотивирование добровольцев и добровольческих организаций.
Меры мотивирования могут включать распространение информации о деятельности добровольцев и добровольческих организаций в средствах массовой информации. К мерам мотивирования добровольцев и добровольческих организаций также целесообразно относить благодарности, дипломы, свидетельства, рекомендации, поощрение сувенирной и полиграфической продукцией об особо охраняемых природных территориях, запись в личную книжку волонтера, бесплатное посещение эколого-просветительских и культурных мероприятий, организуемых на особо охраняемых природных территориях, возможность посещения особо охраняемой природной территории, участие в культурно-досуговой программе для добровольцев и другие им подобные меры.
3.4. На этапе подведения итогов и оценки результатов добровольческой деятельности целесообразно осуществлять:
- обобщение сведений о добровольцах, включая сведения о количестве привлеченных добровольцев и добровольческих организаций, а также количестве часов/дней отработанных каждым добровольцем;
- обобщение сведений о количестве мероприятий, акций, программ, реализованных с участием добровольцев;
- определение эффективности добровольческой деятельности с учетом затрат федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией, на организацию добровольческой деятельности, условной стоимости работ, выполненных добровольцами, а также объема и качества выполненных работ.
3.5. Положительным итогом добровольческой деятельности целесообразно считать:
- увеличение количества граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях;
- увеличение количества направлений и мероприятий добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях, к участию в которых привлекаются добровольцы;
- увеличение количества особо охраняемых природных территорий, в границах которых реализуется добровольческая деятельность;
- расширение межсекторного и межведомственного взаимодействия, увеличение количества субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых реализуется добровольческая деятельность на особо охраняемых природных территориях;
- улучшение качества окружающей среды;
- улучшение уровня знаний в области охраны окружающей среды и обеспечение преемственности между поколениями природоохранных ценностей добровольчества в области охраны окружающей среды.
3.6. Федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, рекомендуется организовывать добровольческую деятельность, предусмотренную настоящими методическими рекомендациями, за счет внебюджетных источников.
4. Информационное сопровождение добровольческой (волонтерской) деятельности на особо охраняемых природных территориях
Сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях включаются в Единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства), ведение которой осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2019 N 1067 "О единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства)".
5. Международное сотрудничество в сфере добровольчества (волонтерства) на особо охраняемых природных территориях
Развитие добровольчества (волонтерства) на особо охраняемых природных территориях предполагает открытость к международному сотрудничеству и осуществляется, в том числе, с учетом положений международных договоров, соглашений и иных документов международного характера.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.