Распоряжение ОАО "РЖД" от 8 апреля 2020 г. N 791/р
"Об утверждении Технологии ведения динамической модели загрузки элементов инфраструктуры сети РЖД на период выполнения запланированных перевозок грузов с целью обеспечения контроля возникающих затруднений в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выявлением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов"
В целях обеспечения контроля возникающих затруднений в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выявлением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на порожние вагоны:
1. Утвердить прилагаемую Технологию ведения динамической модели загрузки элементов инфраструктуры сети РЖД на период выполнения запланированных перевозок грузов с целью обеспечения контроля возникающих затруднений в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выявлением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов (далее - Технология).
2. Заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н. направить до 30 апреля 2020 года в департамент информатизации функциональные требования на модификацию автоматизированных систем ОАО "РЖД" в соответствии с утвержденной Технологией.
3. Распоряжение ОАО "РЖД" от 28 февраля 2019 года N 379/р признать утратившим силу.
Первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" |
А. Краснощек |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 08.04.2020 г. N 791/р
Технология
ведения динамической модели загрузки элементов инфраструктуры сети РЖД на период выполнения запланированных перевозок грузов с целью обеспечения контроля возникающих затруднений в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выявлением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов
1. Общие положения
1.1. Настоящая технология ведения динамической модели загрузки элементов инфраструктуры сети РЖД на период выполнения запланированных перевозок грузов с целью обеспечения контроля возникающих затруднений в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выявлением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов (далее - Технология) описывает порядок по согласованию заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 (далее - заявка ф. ГУ-12) и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов (далее - запрос) в адрес всех станций назначения во всех видах сообщения с учетом перерабатывающих способностей по договорам на пути необщего пользования и элементов инфраструктуры ОАО "РЖД".
1.2. Выполнение динамического моделирования загрузки инфраструктуры ОАО "РЖД" на данный момент не имеет комплексной автоматизации, при приеме заявок на перевозку грузов учитывается в основном статистическая информация, получаемая в рамках взаимодействия Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" и Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" с последующим анализом прогнозных инфраструктурных ограничений, что не обеспечивает наиболее полного удовлетворения потребности перевозки.
1.3. Динамическая модель является инструментом поддержки процесса принятия управленческих решений в эксплуатационной работе сети РЖД в части оценки возможности выполнения заявки ф. ГУ-12 и запросов-уведомлений на отправление порожних вагонов, поданных грузоотправителем, в том числе с учетом минимизации оставления от движения поездов по кодам: "01 - неприем поезда станцией назначения по вине грузополучателя, владельца подъездных путей" и "05 - услуги в пути следования по временному размещению на путях общего пользования" на основе прогнозирования хода перевозочного процесса с использованием данных о фактической и прогнозной выгрузке, о вагонных парках, согласованных заявках на перевозку и данных о текущем состоянии объектов инфраструктуры, в том числе с учетом пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры ОАО "РЖД" (в том числе объемов ремонтных и строительно-монтажных работ).
1.4. Прогнозирование работы сети РЖД с учетом состояния объектов инфраструктуры, вагона, заявки и запроса позволяет заблаговременно принимать управляющие решения, направленные на сокращение эксплуатационных расходов.
В свою очередь, это позволяет повысить качество исполнения согласованных заявок на перевозку грузов ф. ГУ-12 и запросов-уведомлений на отправление порожних вагонов, сократить замедление пропуска вагонопотоков из-за перегрузки в работе станций и участков, а при прогнозе возникновения таких перегрузок - своевременно принимать регулировочные меры, направленные на распределение нагрузки между объектами инфраструктуры и усиление пропускной и перерабатывающей способности.
1.5. Настоящая Технология предназначена для обеспечения стабильности перевозочного процесса и повышения качества эксплуатационной деятельности за счет:
- изменения загрузки грузонапряженных направлений;
- увеличения объемов перевозок, за счет сбалансированных с возможностями грузополучателей и инфраструктуры объемами согласования заявок ф ГУ-12 и запросов-уведомлений на отправление порожних вагонов;
- наиболее полного удовлетворения параметров принятых заявок ф. ГУ-12;
- согласования заявок грузоотправителей на погрузку и запросов-уведомлений на отправление порожних вагонов в объемах, соответствующих возможностям выгрузки и пропуска грузопотока по инфраструктуре ОАО "РЖД";
- сокращения эксплуатационных расходов от снижения коэффициента неравномерности работы объектов инфраструктуры за счет сглаживания объемов перевозок при согласовании заявок и регулирования количества вагонов, следующих в порожнем состоянии;
- повышения качества принимаемых решений при согласовании заявки ф. ГУ-12 и запросов-уведомлений на отправление порожних вагонов, определение наиболее загруженных элементов инфраструктуры;
- мониторинга прогнозного состояния и загрузки элементов инфраструктуры;
- учета пропускной способности участков, перерабатывающей способности технических станций, возможностей грузовых станций и клиентуры по погрузке и выгрузке, а также текущего состояния грузовых отправок и вагонного парка;
- выбор альтернативных маршрутов следования с учетом обхода участков инфраструктуры, закрытых для движения;
- контроля оставления от движения поездов и их поднятия;
- контроля и анализа исполнения графика подач по заявкам ф. ГУ-12;
- контроля и анализа объемов погрузки по дорогам погрузки, дорогам назначения и операторам.
1.6. Согласование заявок ф. ГУ-12 и запросов-уведомлений на отправление порожних вагонов с учетом динамической модели загрузки элементов инфраструктуры сети РЖД подразумевает под собой взаимодействие информационных и автоматизированных систем ОАО "РЖД" с целью уменьшения количества технической работы, связанной с получением и подготовкой информации, и последующего повышения обоснованности принимаемых решений на основе моделирования продвижения вагонопотоков по инфраструктуре ОАО "РЖД" при их принятии и согласовании, а также предусматривает возможность согласования с грузоотправителем (с использованием АС ЭТРАН) альтернативных маршрутов следования, сроков доставки с изменением тарифа за такую перевозку (согласно приказу Минтранса России от 07.08.2015 г. N 245 (ред. от 28.12.2017 г.) "Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом".
2. Термины и сокращения
АС ЭТРАН - автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов;
БД - база данных;
ГНГ - Гармонизированная номенклатура грузов;
ЕТСНГ - Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов;
ОАО "РЖД" - открытое акционерное общество "Российские железные дороги";
ОКПО - общероссийский классификатор предприятий и организаций;
ПФП - план формирования поездов;
ТЦФТО - территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД";
ЦД - Центральная дирекция управления движением - филиал ОАО "РЖД";
ЦФТО - Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД";
АСОУП - автоматизированная система оперативного управления перевозками;
ЦБДГР - подсистема формирования централизованной базы данных расписания движения грузовых поездов;
ИСУЖТ НС ТП - автоматизация и стандартизация процессов формирования, изменения и предоставления для использования причастными работниками и автоматизированными системами технологических процессов работы железнодорожных станций;
АС АПВО - автоматизированная система анализа планирования и выполнения окон;
ЦНСИ - централизованная нормативно-справочная информация, включающая в себя справочники, классификаторы и базы данных, используемые пользователями при проведении и учете финансово-хозяйственных операций.
3. Описание процесса ведения модели
3.1. Топология сети представляется как совокупность станций отправления, станций назначения, узловых станций, дорожных стыков и технических станций, соединенных железнодорожными участками. Каждый физический участок разбивается на два условных по направлению (чет/нечет) с дальнейшим самостоятельным использованием в расчетах.
3.2. В рамках ведения динамической модели реализовано построение прогноза нахождения и работы вагонов на инфраструктуре на основе маршрута следования в соответствии с планом формирования грузовых поездов и времени доставки каждого вагона, а также планируемой выгрузки:
- определение маршрута следования в соответствии с планом формирования;
- наложение прогнозного маршрута следования вагона на модель инфраструктурных ограничений;
- выбор варианта прогнозного следования вагона в соответствии с изменениями (изменение погрузки, выгрузки, ограничений или графика подач).
3.3. В качестве входной информации для описываемого комплекса задач используются следующие данные:
- вагонные парки сети РЖД;
- поданные заявки ГУ-12:
- согласованные заявки ф ГУ-12:
- погружено по заявкам ф. ГУ-12:
- поданные запросы-уведомления на отправление порожних вагонов;
- накладные на перевозку;
- согласованные запросы-уведомления на отправление порожних вагонов;
- перерабатывающие способности грузополучателей/грузоотправителей;
- фактическая выгрузка;
- топологическое устройство сети инфраструктуры;
- ПФП;
- перерабатывающая способность элементов инфраструктуры;
- операции, выполняемые на элементах инфраструктуры;
- количество ниток грузовых поездов, заложенных в вариантных графиках движения поездов при производстве ремонтно-путевых работ в течение календарного года с указанием места и времени производства работ.
3.4. Часть данных является динамическими входными данными, то есть данными, которые обновляются ежесуточно или чаще. В их число входят: вагонные парки, поданные заявки и запросы-уведомления на отправление порожних вагонов, согласованные заявки и запросы-уведомления на отправление порожних вагонов, исполнение графика подач по заявкам ф. ГУ-12, оформленные накладные, раскредитованные накладные, перерабатывающие способности элементов инфраструктуры, наличие на инфраструктуре вагонов, данные об отставленных от движения поездах.
3.5. Часть данных является статическими входными данными, то есть данными, которые обновляются значительно реже. В их число входят: топологическое устройство, операции, выполняемые на элементах инфраструктуры, директивный план путевых работ.
3.6. Динамические параметры загрузки инфраструктурных возможностей формируются на основе согласованного, поданного на согласование и фактического объема перевозок. Информация по согласованным и поданным на согласование заявкам и запросам-уведомлениям в системе АС ЭТРАН поступает в динамическую модель и содержит следующую информацию из заявок ф. ГУ-12 и запросов-уведомлений:
- номер и идентификатор заявки;
- состояние заявки;
- период действия;
- номер отправки;
- признак отправки (повагонная, контейнерная, контрейлерная);
- вид отправки (повагонная, групповая, маршрутная);
- станция отправления;
- станция назначения;
- род подвижного состава;
- график подач;
- количество вагонов;
- количество тонн;
- наименование номенклатуры груза, код груза ЕТСНГ и (при наличии) ГНГ;
- коды ОКПО грузоотправителя, грузополучателя, собственника вагонов и (при наличии) организации, осуществляющей перевалку грузов;
- признак наличия у грузоотправителя/грузополучателя/собственника вагонов договора на оказание услуги по размещению груженых и (или) порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе), даты начала и окончания действия договора;
- примечания.
Кроме того, в динамическую модель из соответствующих информационных систем передаются следующие данные:
- о перерабатывающей способности подъездных путей;
- о перерабатывающей способности станций и портов (при наличии) по номенклатуре грузов;
- о дислокации и состоянии вагонного парка на всем полигоне дорог ОАО "РЖД";
- об инфраструктурных возможностях и ограничениях станций (грузополучателей, грузоотправителей);
- о плане формирования поездов;
- о перерабатывающей способности элементов инфраструктуры;
- об операциях, выполняемых на элементах инфраструктуры, в том числе ремонтных и строительно-монтажных работ;
- о фактических перевозках;
- о фактических временах хода между станциями;
- об отставленных от движения вагонах (поездах);
- о нормативных сроках доставки
3.7. Пропускная и перерабатывающая способность в период производства ремонтно-путевых работ определена с учетом директивного плана-графика производства ремонтно-путевых работ.
3.8. Для поступающих в систему данных по заявкам, запросам-уведомлениям и фактическим рейсам отправок динамическая модель обеспечивает выбор маршрута на основании действующего ПФП следования и расчет времени прохождения по стыкам. В зависимости от состояния заявки и количества вагонов по запросам-уведомлениям необходимо вносить изменения в БД инфраструктурной модели в части резервирования или высвобождения перерабатывающей способности станций погрузки и выгрузки, а также стыковых пунктов и поездоучастков, лежащих на маршруте следования вагонов.
3.9. На основе данных по фактическим рейсам вносятся коррективы в динамические параметры модели. Коррекция рассчитанных данных на основе заявок формы ГУ-12 и запросов-уведомлений, фактическими данными на основе отправочной модели проводится 1 (один) раз в час.
3.10. В результате произведенных вычислений получается прогнозная динамика изменения ежедневного наличия местных вагонов по прогнозу прибытия на дорогу груженных и порожних вагонов, планируемых к погрузке по заявке ф. ГУ-12.
3.11. На основе полученной информации ведется расчет прогноза ежедневного поступления вагонов на дорогу назначения и формируется путем суммирования прогноза поступления вагонов текущего вагонопотока и вагонов, планируемых к погрузке по согласованным заявкам и заявкам, поданным на согласование, с детализацией по номенклатуре грузов и грузополучателям.
4. Задачи динамической модели инфраструктуры
4.1. Основной задачей динамической модели инфраструктуры ОАО "РЖД" является оценка возможности выполнения заявки ф. ГУ-12 и запросов-уведомлений, поданных отправителем груженых или порожних вагонов, по перерабатывающей способности станций отправления, станций назначения, поездоучастков, междорожных и межгосударственных стыковых пунктов в пути следования, в части:
- определение маршрута следования на основе действующего плана формирования и расчет времени прохождения стыковых пунктов;
- актуализации поступления данных о поступивших, согласованных, заявках и запросах-уведомлениях и погруженных вагонах в модель;
- контроля инфраструктурных ограничений;
- превышения инфраструктурных ограничений при согласовании заявки и запросов-уведомлений.
4.2. На основе информации о заявляемых в АС ЭТРАН объемах перевозок и рассчитанных маршрутах их следования с прогнозным временем продвижения по модели вычисляются необходимые объемы использования возможностей инфраструктуры на каждые сутки и выполняется сравнение с незарезервированными возможностями.
4.3. В случае если поданные в подсистему варианты графиков подач перечня заявок и даты приема к перевозке порожних вагонов по запросам-уведомлениям не превышают инфраструктурные возможности, то динамическая модель возвращает сигнал в АС ЭТРАН о возможности согласования заявок и запросов-уведомлений без внесения изменений.
4.4. Если поданные в динамическую модель варианты графиков подач перечня заявок и дат приема к перевозке порожних вагонов по запросам-уведомлениям превышают инфраструктурные возможности одного из элементов инфраструктуры, то динамическая модель передает в АС ЭТРАН диагностику по объектам инфраструктуры с превышениями в составе: "Сутки превышения, объект превышения, размер превышения, дополнительная информация". Также рассчитываются и передаются альтернативные графики подач, удовлетворяющие возможностям инфраструктуры.
4.5. Расчет прогнозного времени прохождения стыков имеет вариативность, и расчет следует выполнять как на основе нормативных сроков доставки грузов, так и на основе статистической информации о среднем времени хода с целью повышения точности расчета исходя из реалий перевозочного процесса, загрузки инфраструктуры и проведения плановых видов ремонтных работ
4.6. Пересчет графика подач заявки ф. ГУ-12 и даты согласования запроса-уведомления осуществляется на даты, по которым нет превышения перерабатывающей способности каких-либо объектов инфраструктуры.
4.7. При пересчете графика подач заявки и даты приема запроса-уведомления модель учитывает все типы контролей по инфраструктурным ограничениям сети РЖД.
4.8. Смоделированный пересчет графика подачи и даты приема запроса-уведомления должен сохранять целостность маршрутных отправок, с учетом сезонности, то есть частичный перенос вагонов одной маршрутной отправки на разные даты не допускается, при этом должна существовать возможность корректировки групповой отправки.
4.9. Учет суточных норм погрузки грузоотправителями различных грузов для исключения формирования заведомо невыполнимого графика подач на основе данных перерабатывающей способности или, в случае ее отсутствия, статистики погрузки данной номенклатуры груза грузоотправителем.
4.10. Определение маршрута следования отправки и времени прохождения стыковых пунктов должно производиться по действующему плану формирования грузовых поездов с учетом следующих показателей:
- дата отправления;
- группа груза;
- тип отправки;
- род подвижного состава;
- общее количество вагонов.
4.11. Динамической моделью анализируются вагоны с прогнозным или фактическим временем отправления со станции погрузки и выгрузки (при наличии запроса-уведомления), а также вагоны, находящиеся не на станциях погрузки или назначения. Для таких вагонов выбирается маршрут следования до станции назначения по ПФП. Для вагонов в движении расчет ведется от последней станции границы расчетного участка.
4.12. Процесс прогнозирования затруднений при пропуске вагонопотоков осуществляется по суточным периодам с учетом производства плановых ремонтно-строительных работ, он позволяет своевременно избежать критических перегрузок инфраструктуры и предложить выработать меры по форсированию пропускной и перерабатывающей способности.
4.13. Текущее состояние объектов инфраструктуры и их нормативные параметры, операции с отправками, вагонами и поездами, их прогнозное состояние на горизонте периода планирования, прогноз их зарождения, продвижения и погашения, наличие текущих и плановых ограничений пропуска вагонопотоков определяются с использованием действующих автоматизированных систем управления перевозочным процессом: АСОУП, ЦБДГР, ИСУЖТ НС ТП, АС АПВО, ЦНСИ.
4.14. Для заявок ф. ГУ-12 или запросов-уведомлений, требующих изменений сроков доставки в связи с необходимостью обхода участков инфраструктуры, закрытых на период ремонта, ДМ ЗИ, во взаимодействии со смежными автоматизированными системами, предлагаются согласованные причастными подразделениями ОАО "РЖД" альтернативные маршруты следования и направляются на согласование грузоотправителю с перерасчетом тарифа и сроков доставки. После согласования альтернативного варианта следования груза/порожнего вагона со стороны грузоотправителя заявка ф. ГУ-12/запрос-уведомление принимается перевозчиком к исполнению.
4.15. При отсутствии возможности подобрать основной или альтернативный вариант графика подачи или маршрута следования динамическая модель информирует ответственное подразделение посредством АС ЭТРАН для последующего отклонения заявки ф ГУ-12 или запроса-уведомления на порожний рейс.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 8 апреля 2020 г. N 791/р "Об утверждении Технологии ведения динамической модели загрузки элементов инфраструктуры сети РЖД на период выполнения запланированных перевозок грузов с целью обеспечения контроля возникающих затруднений в процессе пропуска и переработки вагонопотоков в плановом периоде с выявлением лимитирующих объектов инфраструктуры при принятии и согласовании заявок на перевозку грузов и запросов-уведомлений на перевозку порожних грузовых вагонов"
Текст распоряжения опубликован не был
Распоряжением ОАО "РЖД" от 25 ноября 2022 г. N 3090/Р настоящий документ признан утратившим силу с 25 ноября 2022 г.