Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Амурской области
от 8 мая 2020 г. N 284
Порядок
осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением этими жилыми помещениями
1. Настоящий Порядок определяет порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - жилые помещения, дети-сироты (ребенок-сирота)), за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением жилыми помещениями (далее - контроль).
2. Контроль осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области, которые в соответствии с Законом Амурской области от 11.04.2005 N 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" наделены государственными полномочиями по осуществлению контроля (далее - органы опеки и попечительства).
3. Контроль осуществляется в целях:
1) предотвращения совершения сделок по отчуждению или обмену жилых помещений без предварительного разрешения органов опеки и попечительства в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", а в случае совершения таких сделок - принятия незамедлительных мер к признанию их недействительными; обеспечения своевременной приватизации жилого помещения в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
2) обеспечения эффективного использования жилых помещений на период временного отсутствия детей-сирот (в период пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, на семейных формах устройства, получения профессионального образования, прохождения профессионального обучения, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях) с выгодой для них, в том числе посредством предоставления жилого помещения на условиях договора найма жилого помещения или передачи жилого помещения в доверительное управление;
3) предотвращения выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к порче (разрушению) жилого помещения;
4) предотвращения переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка;
5) предотвращения проживания, вселения, регистрации по месту жительства или месту пребывания в жилые помещения лиц, не имеющих на это законных оснований, без согласия ребенка-сироты, его законного представителя и органов опеки и попечительства;
6) обеспечения использования жилых помещений по назначению;
7) обеспечения своевременного и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, оказания содействия законным представителям детей-сирот по перерасчету размера платы за жилое помещение и отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия детей-сирот в жилом помещении;
8) обеспечения сохранности кухонных плит, санитарно-технического и иного оборудования;
9) обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений;
10) соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований;
11) принятия мер по признанию в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания, проведению капитального ремонта жилого помещения;
12) обеспечения мер по устранению нарушений, выявленных при осуществлении контроля, в том числе по защите прав и законных интересов детей-сирот в соответствии с законодательством Российской Федерации в судах.
4. Контроль осуществляется в течение всего периода пребывания детей-сирот в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, на семейных формах устройства, получения профессионального образования, прохождения профессионального обучения, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях, но не дольше срока достижения детьми-сиротами возраста 18 лет.
5. Приобретение ребенком-сиротой полной дееспособности до достижения совершеннолетия в результате эмансипации или вступления в брак не является основанием для прекращения осуществления контроля.
6. Контроль, осуществляемый в соответствии с настоящим Порядком, не подменяет осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области муниципального жилищного контроля в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Жилищным кодексом Российской Федерации, административными регламентами осуществления муниципального жилищного контроля, а также реализацию ими полномочий по осуществлению функции наймодателя.
7. В целях осуществления контроля:
1) органы опеки и попечительства при выявлении детей-сирот и регистрации их в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.02.2015 N 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" в течение 30 календарных дней со дня регистрации запрашивают информацию о правах детей-сирот, а также их родителей (законных представителей) на жилые помещения путем направления межведомственных запросов:
а) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области - о наличии права собственности, в том числе долевой, на жилые помещения;
б) в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области - о наличии жилых помещений,
предоставленных по договорам социального найма законным представителям детей-сирот;
в) в орган (организацию) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации - о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности детей-сирот, а также их законных представителей;
г) в органы регистрационного учета - о наличии у детей-сирот регистрации по месту жительства или месту пребывания;
д) в Нотариальную палату Амурской области - о наличии либо отсутствии у детей-сирот права на наследство, в состав которого входят жилые помещения;
е) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации - об обращении законных представителей детей-сирот за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о распоряжении законными представителями детей-сирот средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;
2) министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство) ведет реестр жилых помещений, включая жилые помещения детей-сирот, в отношении которых установлен факт невозможности проживания в них детей-сирот (далее - реестр).
8. Порядок формирования и использования реестра, его форма устанавливаются министерством.
9. Органы опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня получения ответов на запросы, направленные в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 настоящего Порядка, направляют в министерство информацию, подлежащую включению в реестр.
10. Министерство в течение 3 рабочих дней со дня получения информации от органов опеки и попечительства, направленной в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, включает жилое помещение в реестр и направляет в органы опеки и попечительства информацию о включении жилого помещения в реестр.
11. Органы опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня получения информации от министерства о включении жилого помещения в реестр направляют соответствующую информацию:
1) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области - в целях предупреждения совершения сделок в отношении жилых помещений детей-сирот (в случае если дети-сироты являются собственниками (сособственниками) жилых помещений);
2) в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области - в целях предотвращения незаконной регистрации граждан по месту жительства и (или) по месту пребывания в жилых помещениях детей-сирот;
3) наймодателям жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, - в целях предотвращения обмена жилыми помещениями;
4) законным представителям детей-сирот, лицам, проживающим в жилом помещении, иным заинтересованным лицам - в целях необходимости поддержания надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения, использования жилого помещения по назначению, недопустимости распоряжения жилым помещением в нарушение прав и законных интересов ребенка-сироты, предотвращения выполнения в жилом помещении работ или совершения других действий, приводящих к порче (разрушению) жилого помещения, предотвращения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, обеспечения сохранности кухонных плит, санитарно-технического и иного оборудования, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, своевременного и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, перерасчета и освобождения от платы за жилое помещение и коммунальные услуги в установленном порядке.
12. Контроль осуществляется по месту нахождения жилых помещений, сведения о которых содержатся в реестре, во взаимодействии с уполномоченными на проведение муниципального жилищного контроля, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, иными заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области, в том числе осуществляющими функции и полномочия собственников жилых помещений (далее - заинтересованные органы).
13. Контроль осуществляется органами опеки и попечительства посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок.
14. В целях осуществления плановых (внеплановых) проверок жилых помещений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области создаются комиссии по контролю за использованием и сохранностью, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений (далее - комиссии).
В состав комиссий включаются представители органов опеки и попечительства, представители заинтересованных органов (по согласованию с их руководителями). Положения о комиссиях утверждаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области на основании типового положения, утверждаемого министерством.
15. Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 6 месяцев на основании ежегодных планов проведения проверок использования и сохранности жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, распоряжения ими по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - План).
16. План утверждается руководителем органа опеки и попечительства не позднее 25 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Внесение изменений в План осуществляется по решению руководителя органа опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня утверждения Плана (внесения в него изменений) направляет План в министерство.
17. Внеплановые проверки проводятся в срок не позднее 3 календарных дней со дня поступления в органы опеки и попечительства информации о фактах ненадлежащего использования (сохранности) жилого помещения, ненадлежащем санитарном и (или) техническом состоянии жилого помещения, незаконном распоряжении жилым помещением.
18. Орган опеки и попечительства не позднее 5 рабочих дней до дня начала проведения плановой проверки вручает уведомление о сроках проведения плановой проверки в текущем году законным представителям (гражданам, проживающим в жилых помещениях) и не позднее 10 рабочих дней до дня проведения плановой проверки запрашивает, в том числе путем направления межведомственных запросов:
1) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области - выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении ребенка-сироты о принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении;
2) в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области - документы, подтверждающие право ребенка-сироты на пользование жилым помещением по договору социального найма.
19. Срок проведения плановой (внеплановой) проверки не может превышать 20 календарных дней со дня начала ее проведения.
20. По результатам плановой (внеплановой) проверки жилых помещений в течение 5 рабочих дней со дня проведения соответствующей проверки составляется акт проверки использования и сохранности жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения, распоряжения им по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (далее - Акт).
21. Акт составляется в трех экземплярах и в течение 3 рабочих дней со дня его составления направляется:
1) первый экземпляр - законному представителю по месту проживания ребенка-сироты.
В случае нахождения ребенка-сироты в образовательной организации, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, - в указанную организацию;
2) второй экземпляр, в случае проживания ребенка-сироты в другом муниципальном образовании Амурской области, - органу опеки и попечительства по месту жительства ребенка-сироты;
3) третий экземпляр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его составления включается в личное дело ребенка-сироты, сформированное в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423.
22. При выявлении фактов неисполнения (ненадлежащего исполнения) законным представителем ребенка-сироты возложенных на него законодательством Российской Федерации обязанностей, нарушения им прав и законных интересов ребенка-сироты в Акте дополнительно указываются:
1) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;
2) рекомендации законному представителю о принятии мер по устранению нарушений.
23. В случае если в ходе проведения плановой (внеплановой) проверки установлены нарушения правил пользования жилыми помещениями, требований обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, орган опеки и попечительства направляет копию Акта в государственную жилищную инспекцию Амурской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Амурской области, осуществляющие муниципальный жилищный контроль и функции и полномочия наймодателя.
24. По итогам проведения плановых (внеплановых) проверок органы опеки и попечительства формируют и утверждают планы мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе таких проверок нарушений, по форме и в соответствии с порядком, утверждаемыми органами опеки и попечительства.
25. Орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня окончания проведения плановой (внеплановой) проверки направляет соответствующую информацию в министерство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.