Постановление Администрации Алтайского края от 5 августа 1997 г. N 489
"О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае"
7 октября 1997 г.
Постановлением Администрации Алтайского края от 25 мая 2001 г. N 335 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" постановляю:
Решением Алтайского краевого суда от 30.11.2000 г. заявление прокурора Алтайского края о признании недействительным пункта 1 настоящего постановления удовлетворено. Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2001 г. N 51-Г01-2 названное решение оставлено без изменения, кассационная жалоба администрации Алтайского края - без удовлетворения
1. Утвердить Программу реформы жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае (приложение 1).
Постановлением Администрации Алтайского края от 7 октября 1997 г. N 585 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Установить, что при сохранении за органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры финансовой помощи, оказываемой органами местного самоуправления из средств краевого бюджета, рассчитываются на основании ежегодно определяемых в соответствии с утвержденной в установленном порядке методикой следующих краевых стандартов:
краевой стандарт социальной нормы площади жилья. Этот стандарт составляет 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающих в городах, 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек и 33 кв. метра - на одиноко проживающего человека;
краевой стандарт уровня платежей граждан. Этот стандарт определяется в процентах от стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (содержание и ремонт жилья, включая капитальный; теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение) в среднем по всем видам услуг. На 1997 год указанный стандарт составляет 35 процентов;
краевой стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе. Этот стандарт рассчитывается, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. На 1997 год указанный стандарт составляет 16 процентов, при увеличении данного стандарта уровень платежа граждан по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг уменьшается на каждый процент увеличения;
при переплате населением за жилье и коммунальные услуги свыше установленных ставок и тарифов производится ежемесячный перерасчет по возмещению разницы по оплате на следующие месяцы;
краевой стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один кв. метр общей площади жилья в месяц. Этот стандарт устанавливается на 1997 год в размере 8900 рублей.
Семьи, у которых средне-душевой месячный доход превышает 50 минимальных размеров оплаты труда, установленных Правительством Российской Федерации, осуществляют оплату за жилищно-коммунальные услуги по полной себестоимости.
Постановлением Администрации Алтайского края от 7 октября 1997 г. N 585 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Рекомендовать органам местного самоуправления:
- в месячный срок завершить разработку и утверждение местных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства и представить их в администрацию края;
- в соответствии с положением о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в недельный срок разработать положение о предоставлении компенсаций (субсидий);
- организовать обучение специалистов по проведению реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- при акционировании предприятий жилищно-коммунального хозяйства закреплять контрольный пакет акций за органами местного самоуправления;
- ускорить работу по установке приборов учета энергоресурсов и воды на границах раздела инженерных сетей и в квартирах жилых домов, в зданиях бюджетных организаций, рассмотреть возможность продажи приборов учета на кредитной основе с привлечением коммерческих организаций, разработать и утвердить тарифы на коммунальные услуги для их оплаты населением по приборам учета;
- ввести для населения форму ежемесячной квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг с разделением на виды предоставляемых услуг (приложение 8 "Программы");
- ежеквартально представлять в администрацию края информацию о реформировании жилищно-коммунального хозяйства, по состоянию на первое число по прилагаемой форме и существующей статистической форме отчетности 22-ЖКХ..
4. Комитету администрации края по жилищно-коммунальному, газовому хозяйству (Санников):
- до 1 сентября т.г. информировать краевое Законодательное Собрание о программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства края и подготовить предложения об утверждении краевых стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
- осуществлять координацию и методическую поддержку деятельности местных администраций при принятии ими решений по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
- разработать Положение о проведении смотра - конкурса "За лучшее санитарное состояние и благоустройство населенного пункта края".
5. Главному управлению экономики и инвестиций, топливно-энергетическому отделу администрации края совместно с Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Российской Федерации ежеквартально проводить аудиторскую проверку затрат, включаемых в коммунальные тарифы предприятиями - монополистами, обеспечивающими население теплом, водой и другими видами коммунальных услуг.
6. Признать утратившим силу постановление администрации края от 01.03.94 г. N 62 "О переходе на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг".
7. Опубликовать "Программу реформы жилищно-коммунальных услуг в Алтайском крае" в газете "Алтайская правда".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации края В.С.Германенко.
Глава администрации
Алтайского края |
А.А.Суриков |
Постановлением Администрации Алтайского края от 7 октября 1997 г. N 585 в настоящую программу внесены изменения
Программа
реформы жилищно-коммунального хозяйства в
Алтайском крае на 1997 - 2003 гг.
(утв. постановлением Администрации края от 5 августа 1997 г. N 489)
7 октября 1997 г.
Паспорт
Программы реформы жилищно-коммунального
хозяйства в Алтайском крае на 1997 - 2003 гг.
1. Основание для Указы Президента Российской
разработки Программы Федерации от 28.04.97 г. N 425,
от 27.05.97 г. N 528
2. Государственный заказчик Администрация Алтайского края
3. Исполнители Программы Комитеты администрации края по
жилищно-коммунальному, газовому
хозяйству и строительству;
финансам, налоговой и кредитной
политике;
по управлению государственным
имуществом;
по труду;
по занятости населения Алтайского
края;
Главное управление экономики и
инвестиций администрации края;
органы местного самоуправления.
4. Разработчики Программы Комитет администрации края по
жилищно-коммунальному, газовому
хозяйству и строительству.
5. Цель Программы Обеспечить население необходимым
качеством и количеством
жилищно-коммунальных услуг, создать
условия
для перевода жилищно-коммунального
хозяйства на рыночные, социально
ориентированные принципы
функционирования
6. Задачи Программы Создание условий для:
- совершенствования механизмов
финансирования отрасли;
- снижения стоимости и повышения
качества жилищно-коммунальных
услуг;
- усиления социальной политики в
сфере жилищно-коммунального
хозяйства;
- обеспечения государственного
контроля за состоянием жилищного
фонда.
7. Основные мероприятия Разработка нормативных актов и
Программы методических материалов.
Предложения по организации действий
органов исполнительной власти и
органов местного самоуправления по
реформированию
жилищно-коммунального хозяйства
8. Сроки реализации 1997 - 2003 годы
Программы
9. Ожидаемые конечные Усиление влияния потребителей на
результаты реализации стоимость тарифов, качество,
Программы надежность и экологическую
безопасность жилищно-коммунальных
услуг, создание необходимой
нормативно-правовой базы
функционирования
жилищно-коммунального хозяйства в
рыночных условиях.
I. Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства края
Основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, начатые в 1990 году, позволили решить ряд проблем отрасли.
В результате приватизации жилья гражданами произошли изменения в структуре собственности жилищного фонда, сформировался рынок жилья.
Доля частного жилищного фонда с 31 процента в 1990 году увеличилась до 70 процентов в 1996 году. В собственность граждан передано свыше 318 тыс. квартир общей площадью 16,9 млн. кв. метров и 51 процент от всего государственного и муниципального жилищного фонда края, подлежащего приватизации.
В этот период в муниципальную собственность активно передавались объекты жилищно-коммунального хозяйства акционированных и ликвидированных предприятий, а также колхозов и совхозов.
Активизировался процесс создания товариществ собственников жилья. В настоящее время в городах края создано 55 товариществ, более 16 находится в стадии организации, начата организационная работа по их созданию в сельской местности.
Формируются договорные отношения между владельцами основных фондов ЖКХ и хозяйствующими субъектами различных форм собственности и населением на основе взаимных интересов и ответственности.
Происходит апробирование муниципального заказа по жилищно-коммунальному обслуживанию населения, созданы первые службы Заказчика, выполняющие функции административного управления муниципальной собственностью и осуществляющие непосредственный контроль за деятельностью предприятий ЖКХ, качеством обслуживания населения, соблюдением договорных обязательств.
Поэтапный переход на новую систему оплаты жилищно-коммунальных услуг, при котором доля населения в покрытии издержек по предоставлению жилищно-коммунальных услуг возросла с 4 до 40 процентов, позволил преодолеть отставание оплаты жилищно-коммунальных услуг от темпов инфляции.
При этом дальнейшее повышение тарифов на содержание жилья и коммунальные услуги без учета реальной платежеспособности населения, несмотря на предоставление компенсаций (субсидий), а их было представлено в 1996 году на сумму более 2 млрд. рублей, ведет к росту размера неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги.
Просроченная задолженность по их оплате населением на начало 1997 года составила 35,5 млрд. рублей.
Общими моментами развития договорных отношений на местах является недостаточная четкость взаимных обязательств, отсутствие конкретного механизма применения экономических санкций за нарушение условий договоров, а также механизма урегулирования спорных ситуаций по жилищно-коммунальному обслуживанию потребителей.
Вместе с этим следует отметить, что служба Заказчика в полном объеме создана только в г. Рубцовске, на других территориях края функции службы Заказчика возложены на жилищно-эксплуатационные или многоотраслевые предприятия жилищно-коммунального хозяйства, что приводит к совмещению функций заказчика и подрядчика по выполняемой ими производственной деятельности и в конечном итоге нарушает принцип рыночных отношений.
Развитие конкуренции в сфере эксплуатации и содержания жилья сведено к преобладанию волевых решений, а не к осуществлению поэтапного перехода на конкурсный принцип отбора организаций - подрядчиков любой организационно-правовой формы.
Вызывает сомнение обоснованность тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, разность между минимальными и максимальными экономически обоснованными тарифами по районам составляет от 7 раз по отоплению до 30 раз по водоснабжению.
Из-за неэффективной системы хозяйствования продолжается ветшание жилищного фонда, снижение надежности работы инженерных систем, растет задолженность муниципальных бюджетов перед энерго-, газо-, теплоснабжающими организациями.
II. Цели и задачи дальнейшего реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества, и снижение издержек производителей услуг.
В настоящее время помимо социального аспекта реформирования жилищно-коммунальных отношений в органах государственной власти и местного самоуправления все большее внимание уделяется экономической необходимости таких преобразований.
Если на первом этапе реформирование жилищно-коммунального хозяйства происходило в основном путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, то в нынешних условиях предполагается в большей мере сосредоточить усилия на повышении надежности и качестве обслуживания потребителей, рационализации и снижении затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги при одновременном совершенствовании адресной помощи малоимущим категориям граждан.
Основными способами достижения указанной цели являются:
- снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- совершенствование механизмов финансирования отрасли;
- усиление социальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда.
III. Направления реализации основных задач
реформирования жилищно-коммунального хозяйства
1. Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ.
а) Предоставление возможности собственникам жилья самостоятельно управлять и осуществлять эксплуатацию своего дома.
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является одним из наиболее эффективных способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создавать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилья.
Программа развития товариществ собственников жилья в крае на 1997 и последующие годы утверждена постановлением администрации края от 21.04.97 г. N 242 (приложение 1).
б) Демонополизация обслуживания муниципального жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей преобразований в жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка услуг.
Предлагаемая структура управления муниципальным жилищно-коммунальным хозяйством:
- собственник жилищного фонда и объектов коммунального назначения;
- заказчики жилищно-коммунальных услуг;
- подрядные организации, обеспечивающие предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Формирование службы заказчика как субъекта рыночных отношений является ключевым вопросом для реального развития конкуренции в муниципальном жилищном хозяйстве.
Основные задачи службы заказчика:
- выбор подрядчика по предоставлению жилищных и коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
- заключение договорных отношений с выбранными подрядчиками на предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного количества, качества и стоимости;
- обеспечение системы контроля за предоставлением этих услуг и оплаты их по факту предоставления.
Рекомендуется в городах с населением свыше 150 тыс. человек формировать несколько служб Заказчиков.
При формировании служб заказчика рекомендуется использовать "Положение о формировании договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденное приказом Минстроя России от 20.08.96 г. N 17-113 (приложение 2).
Рекомендуемый срок создания служб Заказчика:
- в городах до 01.01.98 г.;
- в районах края до 01.06.98 г.
На первом этапе демонополизации обслуживания жилищного фонда и формирования рынка услуг необходимо обеспечить перевод на самоокупаемость отдельных видов жилищно-коммунальных услуг (уборка мусора, текущий ремонт жилья, ремонт лифтов), по которым проводить конкурсы по отбору подрядных организаций для снижения цен и повышения качества услуг.
Для проведения конкурсного отбора подрядчиков рекомендуется использовать "Примерное положение о порядке конкурсного отбора на обслуживание домов государственного и муниципального жилищных фондов", утвержденное приказом Минстроя России от 19.06.96 г. N 17-73 (приложение 3).
Рекомендуется главам администраций городов и районов обеспечить обслуживание на конкурсной основе в:
- 1997 году - 5 процентов жилищного фонда;
- 1998 году - 20 процентов жилищного фонда;
- 1999 году - 50 процентов жилищного фонда;
- 2000 году - 60 процентов жилищного фонда;
- 2003 году - 100 процентов жилищного фонда.
в) Регулирование деятельности естественных локальных монополий по поставке жилищно-коммунальных услуг заключается в первую очередь в:
- регулировании цен на поставку услуг естественных монополий путем контроля затрат и рентабельности, для чего необходимо обеспечить тщательные аудиторские проверки затрат, включаемых в жилищно-коммунальные услуги. При отсутствии конкуренции должен осуществляться обязательный государственный контроль за недопущением необоснованного роста тарифов;
- выделении работ, которые могут проводиться на конкурсных началах (такими работами могут стать поставка сырья и материалов и особенно ремонтные работы);
- приватизации или акционировании предприятий, при этом за органами местного самоуправления должен быть закреплен контрольный пакет акций;
- содействии внедрению альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг (привлечение организаций, использующих автономные системы жизнеобеспечения, крышные котельные, газовые мини-котельные, электрогазогенераторные станции и другие).
г) Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
На первом этапе организации ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве должны быть разработаны технические и организационные меры по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг. Практика показывает, что установка приборов учета дает экономию энергоресурсов около 30% от расчетной.
Все здания необходимо разбить на группы (типы) и на одном из типовых зданий установить приборы учета для определения среднего фактического расхода энергоресурсов и воды. Рассмотреть возможность продажи приборов учета в кредит с привлечением средств бюджетов и коммерческих организаций.
При разработке местных программ установки приборов учета энергоресурсов и воды необходимо обеспечить выполнение "Программы оснащения жилых и общественных зданий - потребителей энергоресурсов и воды приборами учета на период 1997 - 2000 годы в городах и районах Алтайского края", утвержденной постановлением администрации края от 12.03.97 г. N 148 (приложение 4).
Наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг может дать перевод котельных и жилых домов на снабжение сетевым газом.
Задание по газификации жилья и строительству распределительных газовых сетей по краю на 1996 - 2000 годы утверждено постановлением администрации края от 11.04.96 г. N 193 (приложение 5).
Широкое распространение должно получить применение полиэтиленовых труб, труб с антикоррозийным покрытием.
Органам местного самоуправления рекомендуется рассмотреть возможность их производства и других технологий для ресурсосбережения на базе консервируемых мощностей предприятий.
Для формирования внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению необходимо рассмотреть возможность создания местных фондов ресурсосбережения, которые могут быть сформированы путем увеличения на незначительный процент тарифов на коммунальные услуги и других источников, и использованы для выделения на конкурсной основе ресурсоснабжающим и жилищным организациям для проведения работ по ресурсосбережению.
2. Изменение механизмов финансирования отрасли
Изменение механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства призвано создать финансовые предпосылки для становления этой сферы как отрасли реальной рыночной экономики.
В соответствии с "Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" рекомендуется органам местного самоуправления при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечить:
- уровень платежей населения по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг (в процентах)
1997 год - не менее 35
1998 год - 50
О предельном уровне платежей граждан в 1998 г. см. постановление Администрации Алтайского края от 16 января 1998 г. N 14 "Об изменении постановления администрации края от 5 августа 1997 г. N 489 "О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае" на 1998 год"
1999 год - 60
2000 год - 70
2001 год - 80
2002 год - 90
2003 год - 100
- максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг (в процентах от совокупного семейного дохода)
1997 год - 16
1998 год - 18
1999 год - 19
2000 год - 20
2001 год - 22
2002 год - 23
2003 год - 25
Реформирование системы ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства должно предусматривать:
- введение в структуру оплаты жилищных услуг населением накоплений на капитальный ремонт; это должно позволить сформировать структуру оплаты жилищных услуг с учетом всех составляющих затрат;
- введение платы за наем муниципального жилья позволяет дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения); целесообразно размер платы за найм устанавливать несколько выше, чем налог на имущество для собственников аналогичного жилья, что должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилья.
При определении платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилья необходимо руководствоваться "Методическими указаниями по расчету ставок платы за найм и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда", согласованными с Минфином Российской Федерации и утвержденными Минстроем Российской Федерации (приложение 6).
- наниматели и собственники жилых помещений, имеющие второе жилье, должны оплачивать его содержание и предоставление коммунальных услуг по их себестоимости;
- жилье, занимаемое семьей сверх социальной нормы площади, и сверхнормативное потребление коммунальных услуг оплачивается населением по повышенным тарифам.
Главам администраций городов и районов края рекомендуется в 1997 - 99 годах при превышении социальной нормы площади жилья свыше 10 процентов повышать ставку на оплату содержания и ремонт жилья и тариф на отопление в следующем размере:
- при повышении социальной нормы от 11 до 40 процентов ставка и тариф повышаются на 20 процентов;
- при повышении социальной нормы от 41 до 80 процентов ставка и тариф повышаются на 40 процентов;
- при повышении социальной нормы от 81 и выше процентов ставка и тариф повышаются на 60 процентов.
Местные органы самоуправления, а также предприятия и организации обязаны по обращению граждан о замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей социальную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы предоставлять им соответствующее жилое помещение. С момента подачи заявления о замене жилого помещения до его замены граждане оплачивают жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья на условиях, определенных настоящей программой, разница в стоимости кв. метра жилой площади для граждан, поменявших жилую площадь на меньшую, включается в тариф оплаты обслуживания жилья до полной выплаты разницы.
С 2003 года оплату за содержание жилья и коммунальные услуги сверх социальной нормы площади жилья и нормативов потребления рекомендуется взимать по себестоимости предоставляемых услуг.
Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания муниципального жилищного фонда.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" среднюю стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (краевой стандарт) на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц на 1997 год установить в размере 8900 руб., в том числе по:
городам - в размере 9100 руб.
районам - в размере 8700 руб.
Перераспределение финансовых средств, получаемых из федерального бюджета на проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства, будет производиться с учетом вышеизложенных подходов реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг. При этом не допускается уменьшение размеров дотации городам и районам края, снижающим в ходе проведения реформы установленный по краю размер предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Правила оплаты за проживание в общежитиях прилагаются (приложение 7).
3. Реформирование социальной политики в сфере
жилищно-коммунального хозяйства
Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами в виде предоставления жилищных субсидий является одним из обязательных направлений данной программы.
Для назначения субсидий и их расчета во всех муниципальных образованиях создаются службы жилищных субсидий.
Введение данной службы в службу заказчика является более целесообразной.
Порядок выплаты субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Увеличение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги производить только после утверждения местного порядка выплаты субсидий и доведения его до каждого потребителя.
В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг", социальная норма площади жилья, в пределах которой осуществляется предоставление жилищных субсидий, устанавливается по краю в следующих размерах:
18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающих в городах, 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек;
42 кв. метра на семью из двух человек;
33 кв. метра на одиноко проживающих граждан.
Граждане (семьи), имеющие более одного жилого помещения, а также сдающие жилые помещения в поднаем, теряют право на получение жилищных субсидий.
Неработающие граждане трудоспособного возраста (за исключением женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет) должны представить справку из службы занятости населения.
Если гражданин трудоспособного возраста не состоит на учете в службе занятости и не имеет на то объективных причин, то субсидия не предоставляется.
Назначение компенсации производится с месяца обращения за ее получением и устанавливается на 3 месяца.
Если один или несколько членов семьи, прописанных на данной жилплощади на момент обращения ответственного нанимателя (или собственника жилья) за субсидией, находятся в длительной командировке, выехали на временное место жительства, учебу в другие области Российской Федерации, находятся на воспитании в государственных учреждениях и за ними забронирована жилая площадь, что подтверждено документально, такие граждане в составе семьи не учитываются.
Если женщина, состоящая с мужем в разводе, не получает алименты на детей, необходим документ, подтверждающий данное обстоятельство (справка о розыске мужа, уклоняющегося от алиментов, справка с места работы мужа, справка из суда и т.п.).
В случае добровольного отказа жены от алиментов в совокупный доход семьи включается сумма минимальной оплаты труда.
Если одним из членов семьи предоставляется справка с места работы об отсутствии заработка, в совокупный доход семьи включается сумма минимальной оплаты труда (доля этого члена семьи).
Если хотя бы один из совершеннолетних членов семьи не может предъявить документы или декларацию о своих доходах, то такая семья не принимается для начисления субсидии.
Если на жилой площади прописан несовершеннолетний ребенок, состоящий с квартиросъемщиком в родственных отношениях (внук, племянник) и имеющий родителей, прописанных по другому адресу, на несовершеннолетнего ребенка определяется среднедушевой размер дохода из совокупного дохода семьи и родителей.
При возникновении ситуации недоверия в определении совокупного дохода семьи, состава семьи и т.п. проводится материально-бытовое обследование семьи с составлением акта обследования комиссией, состоящей из представителей органов соцзащиты, налоговой инспекции, службы предоставления субсидий, жилищно-коммунальной организации.
Службы предоставления субсидий, а также жилищно-коммунальные организации обязаны сохранять конфиденциальность получаемых ими сведений о доходах граждан, независимо от характера источника информации.
Абзац двадцать третий утратил силу
См. текст абзаца двадцать третьего раздела 3
До изменения действующей системы льгот льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в пределах социальной нормы площади жилья (но не более фактически занимаемого жилья) и нормативов потребления коммунальных услуг.
В том случае, когда наниматель, собственник, арендатор жилого помещения имеет право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по двум и более основаниям, льготы начисляются по одному из них, по выбору гражданина.
Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются конкретным категориям граждан и не распространяются на совместно с ними проживающих членов их семей.
Бюджетное финансирование программы жилищных субсидий и предоставления льготной оплаты жилищно-коммунальных услуг рекомендуется выделить отдельной строкой в расходной части местных бюджетов и рассматривать как защищенную статью.
Неурегулированность вопроса об источниках финансирования жилищных субсидий не может служить основанием для отказа в их начислении.
В случае отсутствия или перерасхода бюджетных средств предоставление субсидий производится как выпадающие доходы.
Защита прав потребителей услуг является важным аспектом социальной защиты населения. Вопросы защиты прав потребителей регламентируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также утвержденными Правительством правилами предоставления коммунальных услуг.
Должны получить свое развитие и совершенствование формы и содержание договоров на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг. В обязательном порядке в них должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, санкции к обеим сторонам за нарушение условий договора.
Местным администрациям необходимо в 1997 году разработать и утвердить формы договоров, регулирующие права собственности, найма и аренды жилого помещения, принципы отношений органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, юридических, физических лиц и потребителей.
Кроме того, должна быть разработана система правовой и административной ответственности заказчика, предприятий ЖКХ и потребителей услуг за уклонение от заключения договоров.
IV. Управление реализацией программы
1. Функции управления реализацией программы на уровне администрации края.
Важнейшей функцией администрации края становится регулирование хода реформы ЖКХ на территории края.
Основным инструментом регулирования является настоящая программа реформирования ЖКХ в рамках Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, внесение в нее изменений и дополнений на основных этапах ее реализации.
Среди функций управления, которые постоянно должны находиться в сфере внимания:
- своевременное принятие нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации по всем направлениям преобразований;
- организация взаимоотношений с муниципальными бюджетами, которая способствовала бы координации хода реформы в городах и районах, а также стимулировала бы:
а) развитие конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
б) использование альтернативных форм предоставления услуг, внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий, иных мероприятий, способствующих снижению стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- организация информационного обеспечения хода реформ на территории края;
- контроль и регулирование деятельности естественных монополий через региональные энергетические комиссии, антимонопольное управление, государственную жилищную инспекцию.
2. Функции управления реализацией программы на уровне органов местного самоуправления.
Основной задачей органов местного самоуправления является разделение функций собственника жилищного фонда и объектов коммунального назначения, функций управляющих организаций и функций подрядных организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
В сфере управления муниципальной собственностью необходимо разделить функции административного управления и функции управления, как хозяйственной деятельности.
Организация работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и выполнению настоящей программы на муниципальном уровне должна включать:
- проведение тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг с учетом снижения их стоимости и повышения качества;
- обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими доходами;
- создание системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья;
- формирование политики ресурсосбережения;
- информационное обеспечение населения о наиболее важных направлениях жилищно-коммунальной реформы.
V. Этапы реализации программы
В 1997 - 1998 годах должны быть завершены:
разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации программы.
Разграничение функций собственника, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Организация переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях.
Разработка и экспериментальная проверка выбора на конкурсной основе обслуживающих жилищный фонд организаций.
Упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным гражданам, и определение источников их финансирования.
Начало процесса частичного включения в оплату жилищных услуг инвестиционной составляющей (плата за найм) и затрат на капитальный ремонт.
Реализация программы контроля за установлением тарифов на коммунальные услуги предприятиями, являющимися естественными монополистами.
Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья.
Выполнение намеченного краевой программой по установке приборов учета потребления ресурсов.
Разработка нормативно-технической базы по установке индивидуальных приборов учета ресурсов.
Становление и развитие государственной жилищной инспекции края.
Целесообразно в 1997 году их создать в г. г. Барнауле, Бийске, Рубцовске, Новоалтайске, Камне-на-Оби, Славгороде.
В 1999 - 2000 годы должны быть осуществлены:
переход на обслуживание государственного и муниципального жилищных фондов на конкурсной основе.
Использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Переход к 100-процентному финансированию текущих расходов на содержание жилья (без учета затрат на капитальный ремонт жилья) за счет платежей населения.
Начало постепенного включения затрат на страхование жилых помещений в себестоимость жилищных услуг.
Экспериментальные программы привлечения средне- и долгосрочных кредитных ресурсов предприятиями коммунального хозяйства на развитие и ремонт инфраструктуры, в том числе через муниципальную кредитно-финансовую систему.
Постепенное внедрение внутриквартирных счетчиков и регуляторов потребления ресурсов.
В 2001 - 2003 годах должно быть:
завершение перехода на новую систему оплаты жилья (включая капитальный ремонт) и коммунальные услуги, в части покрытия затрат на их предоставление населением.
Массовое внедрение внутриквартирных счетчиков и регуляторов потребления ресурсов.
Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.
VI. Освещение хода реформы в средствах массовой информации
Основной целью освещения хода реформы в средствах массовой информации является достижение и правильное понимание населением преобразований в жилищно-коммунальной сфере.
Рекомендуется использовать такие формы, как плакаты, листовки, информационные бюллетени, в которых в максимально доступной форме разъяснялись бы основные положения реформы и доводилась информация, представляющая интерес для больших групп населения, например, как оформить жилищную субсидию, как зарегистрировать товарищество собственников жилья и т.п.) (приложение 8, 9).
Такие плакаты необходимо вывешивать в организациях, работающих с населением, вкладывать в почтовые ящики либо печатать на оборотной стороне квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Информирование общественности краевой и местными администрациями включает:
- ответы на вопросы общественности и прессы;
- отслеживание и пропаганда положительных примеров реализации мероприятий программы реформ;
- подготовка пресс-релизов и статей, описывающих конкретные ситуации, связанные с программой преобразований;
- использование коммерческой и социальной рекламы;
- регулярные контакты со службами новостей средств массовой информации.
Особое внимание следует уделить качеству информационных сообщений, поскольку в этой сфере любая неточность как с точки зрения конкретных фактов, так и с точки зрения стиля, способна породить серьезную напряженность.
Приложение N 7
к программе реформы жилищно-коммунального
хозяйства в Алтайском крае, утвержденной
постановлением администрации края
от 5 августа 1997 г. N 489
Правила
оплаты за проживание в общежитиях
Настоящие правила разработаны в соответствии с п. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, п. 8 ст. 3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и инструктивным письмом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства Российской Федерации от 12.03.95 г. N 01-04-47 и действует до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
1. Правила оплаты за проживание в общежитиях вводятся в целях упорядочения расчетов проживающих в общежитиях.
2. Проживающие в общежитиях производят оплату по ставкам и тарифам, установленным на один квадратный метр жилой площади органами местного самоуправления.
При этом покрытие расходов на содержание общежитий, за вычетом поступающей оплаты от проживающих, производится за счет предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, предоставивших гражданам общежития.
3. Взимание платы с проживающих в общежитиях сверх оплаты за содержание и ремонт, коммунальные услуги допускается для лиц, потерявших связь с организациями, предоставившими места в общежитиях, на основании добровольного заключения договора.
4. При сдаче жилых помещений в аренду под общежитие установление оплаты жилья и коммунальных услуг производится в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
5. В состав расходов, оплачиваемых проживающими в пределах установленного уровня платежей от общей суммы расходов, включаются:
- содержание младшего обслуживающего персонала (дворников, уборщиц, лифтеров, мусоропроводчиков);
- расходы по эксплуатации домохозяйства - уборка территорий домовладения, вывоз отходов и мусора, очистка дымоходов, освещение мест общего пользования, содержание лифтов, расходы по дезинфекции и дератизации, озеленению, противопожарные и другие расходы по содержанию домохозяйства;
- амортизация зданий, сооружений, машин, оборудования, инвентаря и другого имущества, кроме жилых зданий;
- капитальный ремонт здания, машин, оборудования, инвентаря;
- текущий ремонт здания - затраты на проведение работ по обеспечению сохранности здания, профилактический ремонт и осмотры конструктивных элементов и инженерного оборудования зданий, непредвиденный ремонт, включая аварийное обслуживание и подготовку к зиме;
- содержание аппарата управления (затраты на содержание руководящих работников, бухгалтеров, специалистов и служащих);
- прочие прямые затраты, кассовое обслуживание.
6. Льготы по оплате жилья проживающим в общежитиях предоставляются из расчета 6 (шести) квадратных метров жилой площади на одного человека и коммунальных услуг в пределах нормативов потребления.
7. Данные правила распространяются на проживающих в государственных и муниципальных общежитиях, кроме студенческих.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.94 г. N 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы образования России" руководителям учебных заведений разрешено самостоятельно устанавливать плату за проживание в общежитиях и коммунальные услуги.
Приложение N 8
к программе реформы жилищно-коммунального
хозяйства в Алтайском крае на 1997 - 2003 гг.
от 5 августа 1997 г. N 489
------------------------------------------------------------------------\
Счет - извещение получатель ВЦКП "Жилищное хозяйство" Оплатить счет |
Плательщик можно в любом |
Адрес районе |
г. Барнаула |
|
Начислено Компенсация |
|
|
/----------------------------------------------\ Подпись |
|К оплате за 1997 г. всего | плательщика |
------------------------------------------------------------------------|
Счет - квитанция от лицевой счет |
Плательщик /------------\ |
Адрес | | |
\------------/ |
Начислено Компенсация |
|
|
|
/----------------------------------------------\ |
|К оплате за 1997 г. всего | Подпись плательщика |
\----------------------------------------------/ |
Расшифровка начислений: |
------------------------------------------------------------------\
|вид платежа |средняя |стоимость |скидка|перерасчет/ |начислено|
| | норм. |по действ.| по |недопоставка| |
| |стоимость|тарифу |льготе|услуг | |
-+-------------+---------+----------+------+------------+---------|
1|квартплата/ | | | | | |
|тех. обсл. | | | | | |
2|канализов. | | | | | |
3|вода холодная| | | | | |
4|вода горячая | | | | | |
5|отопление | | | | | |
6|вывоз мусора | | | | | |
7|лифт | | | | | |
------------------------------------------------------------------|
8 |ПЗУ | | | | | |
9 |радио | | | | | |
10|антенна | | | | | |
11|газ | | | | | |
12|страхование| | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|Итого | | | | | |
------------------------------------------------------------------/
Перерасчет по всем видам услуг |
недопоставка по всем видам услуг |
Телефон бухгалтерии:
Справочная информация для жителей города Барнаула
Компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется гражданам, проживающим в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
При расчете жилищных компенсаций учитывается плата за жилье и коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение) в пределах социальной нормы площади жилья (18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. метра на семью из двух человек; 33 кв. метра на одиноко проживающих граждан).
Граждане (семьи), имеющие более одного жилого помещения, а также сдающие его в поднаем, теряют право на получение компенсаций.
Компенсации предоставляются в безналичной форме только в том случае, если расходы на оплату социальной нормы жилищно-коммунальных услуг превышают 15% совокупного дохода семьи.
Уровень платежей граждан на 1997 год установлен в размере 40% от себестоимости предоставляемых услуг.
До изменения действующей системы льгот льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в пределах социальной нормы площади жилья (но не более фактически занимаемого жилья и нормативов потребления коммунальных услуг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 5 августа 1997 г. N 489 "О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Алтайском крае"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 15 августа 1997 г. N 173, Сборнике законодательства Алтайского края, август 1997 г. N 16(36), с.12
Постановлением Администрации Алтайского края от 25 мая 2001 г. N 335 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Алтайского края от 7 октября 1997 г. N 585