Решение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2020 г. N АКПИ20-3
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 июля 2020 г. N АПЛ20-169 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Глазковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации политической партии "Российский Объединенный Трудовой Фронт",
установил:
политическая партия "Российский Объединенный Трудовой Фронт" (далее - Партия) создана на учредительном съезде 20 апреля 2012 г. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 5 декабря 2012 г. под основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1127799025221.
Устав Партии в редакции, утвержденной решением внеочередного съезда Партии от 27 октября 2012 г., является ныне действующим.
Лицом, действующим от имени Партии без доверенности, в соответствии со статьей 37 Устава Партии является первый секретарь Центрального комитета Партии Тюлькин Виктор Аркадьевич, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 3 статьи 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), в связи с ее неучастием в выборах в соответствии со статьей 37 данного федерального закона в течение семи лет подряд.
В судебном заседании представители Минюста России Анохина Е.С. и Харламова А.М. поддержали заявленное требование.
Партия в письменных возражениях на административный иск указала, что принимала практическое участие методом партийной работы в выборах всех уровней - от президентского до местного. Основанное на положениях пунктов 1 и 2 статьи 37 и подпункта "в" пункта 3 статьи 41 Федерального закона N 95-ФЗ требование Минюста России представляет собой явное ограничение права на свободу объединения (ассоциации) и противоречит статям 11, 17, 18 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., статье 22 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Исчисление Минюстом России предусмотренного статьей 37 Федерального закона N 95-ФЗ семилетнего срока с даты внесения сведений о создании Партии в ЕГРЮЛ, то есть 5 декабря 2012 г., основано на неправильном толковании норм приведенного закона, без учета положений пункта 2 статьи 36, предусматривающих возможность участия Партии в выборах региональных отделений политической партии после представления в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию региональных отделений политической партии не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, которая в соответствии с пунктом 4 статьи 15 названного федерального закона должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии. Регистрация региональных отделений Партии не менее чем в половине субъектов Российской Федерации состоялась 10 июня 2013 г. Именно с этой даты Партия приобрела право участвовать в выборах, с нее и подлежит исчислению упомянутый семилетний срок.
Первый секретарь Центрального комитета Партии Тюлькин В.А. и ее представитель Дорофеев И.Н. в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях, просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом N 95-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 38 указанного федерального закона Минюст России осуществляет контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации.
В ходе текущего контроля Минюстом России в деятельности Партии были установлены следующие обстоятельства.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ закреплено, что политическая партия считается участвующей в выборах в одном из следующих случаев проведения голосования на выборах за: а) выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; в) выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента Российской Федерации; г.1) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не менее чем в 10 процентах субъектов Российской Федерации, а именно в 9 субъектах Российской Федерации; д) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации не менее чем в 20 процентах субъектов Российской Федерации, а именно в 17 субъектах Российской Федерации; е) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов Российской Федерации, а именно в 43 субъектах Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации в состав Российской Федерации входит 85 субъектов Российской Федерации.
Согласно информации о голосовании за выдвинутых и зарегистрированных кандидатов (списки кандидатов) Партии на выборах всех уровней в период с 5 декабря 2012 г. по 5 декабря 2019 г., предоставленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее - ЦИК России) 6 декабря 2019 г. (N 06-05/13580), Партия за указанный период не участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в трех субъектах Российской Федерации (Республике Дагестан, Тюменской области, городе Санкт-Петербурге), что составляет менее 20 процентов субъектов Российской Федерации; выдвинула и зарегистрировала своих кандидатов (списки кандидатов) на выборах в органы местного самоуправления в 33 субъектах Российской Федерации (Республике Алтай, Республике Дагестан, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Республике Коми, Республике Марий Эл, Краснодарском крае, Приморском крае, Владимирской области, Волгоградской области, Воронежской области, Иркутской области, Калининградской области, Кировской области, Костромской области, Курганской области, Ленинградской области, Московской области, Нижегородской области, Новгородской области, Новосибирской области, Омской области, Оренбургской области, Псковской области, Самарской области, Томской области, Тюменской области, Челябинской области, городе Москве, городе Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Забайкальском крае, Республике Крым), что составляет менее половины субъектов Российской Федерации.
Представленную административным ответчиком копию решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа N 1 Кудзеевского сельского поселения первого созыва Кемеровской области от 31 июля 2018 г. о регистрации кандидата в депутаты Совета народных депутатов Кудзеевского сельского поселения первого созыва от Партии Беляева Г.П. (далее - Решение) суд считает недостоверным доказательством, поскольку оно опровергается доказательствами, полученными административным истцом в установленном законом порядке.
Минюстом России в судебном заседании представлен нотариально удостоверенный протокол осмотра доказательства от 25 февраля 2020 г., согласно которому произведен осмотр интернет-сайта по адресу: htt://www.admnkr.ru/, осуществлен переход на страницу сайта с указанием списка решений избирательных комиссий, в числе которых числится Решение, произведено открытие данного документа, его скачивание и распечатывание. Скриншот страницы с экрана компьютера и распечатанные страницы Решения прикреплены к протоколу осмотра доказательства, прошиты и удостоверены печатью нотариуса. Согласно Решению, распечатанному с интернет-сайта 25 февраля 2020 г., Беляев Г.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Кудзеевского сельского поселения первого созыва в порядке самовыдвижения.
Страница копии Решения с указанием о выдвижении Беляева Г.П. кандидатом от Партии, представленная административным ответчиком, не заверена в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Партия не может быть признана участвующей в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ.
Политическая партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ, подлежит ликвидации согласно статье 41 данного федерального закона (пункт 2 статьи 37).
Подпунктом "в" пункта 3 статьи 41 Федерального закона N 95-ФЗ установлено, что политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 Федерального закона N 95-ФЗ.
Учитывая, что Партия в течение семи лет подряд не принимала участия в выборах в порядке, установленном пунктом 1 статьи 37 Федерального закона N 95-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что Партия подлежит ликвидации.
Региональное отделение политической партии - структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, которые предусмотрены ее уставом (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ).
В состав Партии входят региональные, местные и первичные отделения которые являются структурными подразделениями Партии (раздел V Устав; Партии).
Исходя из пункта 1 статьи 42 Федерального закона N 95-ФЗ региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии подлежат ликвидации в случае ликвидации политической партии.
Доводы административного ответчика о необходимости исчисление семилетнего срока, установленного статьей 37 Федерального закона N 95-ФЗ, с момента регистрации региональных отделений Партии (10 июня 2013 г.), когда Партия приобрела право принимать участие в выборах, не состоятельны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политически партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Порядок регистрации политической партии и ее региональных отделений установлен статьей 15 названного закона.
Подтверждением государственной регистрации политической партии является документ, удостоверяющий факт внесения записи о политической партии в ЕГРЮЛ. Такие сведения в отношении Партии были внесены 5 декабря 2012 г. С указанной даты возникают права и обязанности Партии установленные как Федеральным законом N 95-ФЗ, так и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", то есть с момент государственной регистрации политическая партия осуществляет свои деятельность в полном объеме, в том числе как юридическое лицо.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона N 95-ФЗ установлен срок шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии, не позднее которого должна быть осуществлена государственная регистрация региональных отделений политической партии не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
В случае, если политическая партия в течение месяца со дня истечения шестимесячного срока со дня государственной регистрации политической партии, не представит в федеральный уполномоченный орган копи: документов о государственной регистрации ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, документ государственной регистрации политической партии признается федеральным уполномоченным органом утратившим силу, а данная политическая партия и ее региональные отделения по решению федерального уполномоченного орган исключаются из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих записей (пункт 6 статьи 15 Федеральной закона N 95-ФЗ).
Таким образом, шестимесячный срок для регистрации региональных отделений политической партии установлен законом для соблюдения партией требований, предъявляемых к ней в том числе пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 95-ФЗ, в силу которого политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации (подпункт "а").
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 15 декабря 2004 г. N 18-П, законодатель вправе урегулировать - на основе Конституции Российской Федерации и с учетом положений международно-правовых актов, участницей которых является Российская Федерация, - правовой статус политических партий, в том числе условия и порядок их создания, принципы деятельности, права и обязанности, установить необходимые ограничения, касающиеся осуществления права на объединение в политические партии, а также основания и порядок государственной регистрации политической партии в качестве юридического лица. При этом осуществляемое законодателем регулирование - в силу статьи 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, - не должно искажать само существо права на объединение в политические партии, а вводимые им ограничения - создавать необоснованные препятствия для реализации конституционного права каждого на объединение и свободы создания и деятельности политических партий как общественных объединений, т.е. такие ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать политическую партию "Российский Объединенный Трудовой Фронт", ее региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 февраля 2020 г. N АКПИ20-3
Текст решения опубликован не был