Решение Верховного Суда РФ от 4 марта 2020 г. N АКПИ19-992
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
судей Российской Федерации Верховного Суда Иваненко Ю.Г., Кириллова В.С.
при секретаре Гудковой Е.Ю.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Станкевича Геннадия Александровича о признании частично недействующими пунктов 1, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя",
установил:
Правительство Российской Федерации 27 апреля 2015 г. издало постановление N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Постановление).
Гражданин Станкевич Г.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 1, 3 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее - Конвенция) и статье 1 Протокола N 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции (ратифицированы Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"), статьям 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2, 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статье 23 Основ таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств, принятых Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г., в той мере, в которой они ограничивают действие Постановления по субъектному составу, в том числе в отношении иностранных граждан, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя до 18 марта 2014 г., поскольку не позволяют зарегистрировать принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство без дополнительных значительных материальных затрат (таможенных платежей, пошлин и сборов), в связи с чем он не имеет возможности использовать данное транспортное средство по его прямому назначению.
Как указывает административный истец, являясь гражданином Республики Беларусь, 20 ноября 2007 г. он получил вид на жительство в Украине и с указанного времени постоянно проживает в г. Севастополе, где в 2010 г. приобрел автомобиль МАЗ 437041-268 (2008 г. выпуска), который поставил на учет в г. Севастополе в установленном законом порядке и в течение длительного периода времени (до 18 марта 2014 г.) беспрепятственно использовал его, свободно осуществляя правомочия собственника. После принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" при обращении в МРЭО ГИБДД УВМД России по г. Севастополю в целях замены регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на указанный выше автомобиль получил ответ, что дальнейшая регистрация данного транспортного средства возможна при условии предоставления паспорта транспортного средства, выданного таможенными органами, поскольку он является иностранным гражданином. Согласно правовой позиции судов, выраженной в решении Гагаринского районного суда г. Севастополя от 6 июня 2019 г. и апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 8 октября 2019 г., Станкевич Г.А. не имеет права на регистрацию транспортного средства в упрощенном порядке, так как он не относится к категории лиц, к которой такой порядок применим, поскольку не является гражданином Российской Федерации, проживавшим на территории Республики Крым и г. Севастополя либо приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным конституционным законом. В результате издания оспариваемого нормативного правового акта на него возлагаются дополнительные обязанности по оплате таможенных платежей и пошлин, подаче налоговой декларации, не установленные действующим законодательством, поскольку отсутствует факт реального ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации, а фактические обстоятельства присоединения территории иного государства к территории Российской Федерации не названы в законе как обстоятельства, при наступлении которых вводится специальный таможенный режим "выпуск товаров для свободного обращения".
Административный истец Станкевич Г.А. и его представитель по доверенности Соколова В.С. извещены о времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 27 декабря 2019 г. N ДК-П4-11425).
Представители административного ответчика Правительства Российской Федерации Сафонова Ю.Б., Фомочкин С.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного ответчика Правительства Российской Федерации Сафоновой Ю.Б., Фомочкина С.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года (пункт 3 статьи 15).
Для обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации действует постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В развитие названных положений федеральных конституционных законов для обеспечения в рамках указанного переходного периода стабильности правового положения граждан и реализации их прав Правительством Российской Федерации было принято постановление от 5 сентября 2014 г. N 897, устанавливающее особенности регистрации автомототранспортных средств для граждан Российской Федерации, проживающих на данных территориях, в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, действовавшее до 1 января 2015 г. По истечении указанного срока Правительством Российской Федерации для реализации этих целей 27 апреля 2015 г. издано Постановление (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 г. N 1171).
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 28 апреля 2015 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 мая 2015 г., N 18.
Согласно пункту 1 Постановления до 1 января 2018 г. регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом следующих особенностей:
а) регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, совершаются без выдачи паспортов транспортных средств на основании:
паспорта гражданина Российской Федерации, содержащего сведения о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или г. Севастополя, либо документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве российского юридического лица;
регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г.;
документов, подтверждающих полномочия заявителя на владение транспортным средством и (или) представление интересов собственника транспортного средства (доверенность, договор лизинга либо иной договор), оформленных в соответствии с законодательством Украины и действовавших на 18 марта 2014 г.;
страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
б) указанные в подпункте "а" названного пункта регистрационные действия на основании доверенности, подтверждающей полномочия заявителя на представление интересов собственника транспортного средства, выданной в соответствии с законодательством Украины и действовавшей на 18 марта 2014 г., осуществляются в отношении не более чем одного находящегося во владении гражданина транспортного средства;
в) при совершении регистрационных действий, указанных в подпункте "а" поименованного пункта, контроль за уплатой утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси не осуществляется;
г) срок действия выданных в соответствии с Постановлением регистрационных документов и государственных регистрационных знаков составляет 5 лет.
Согласно пункту 3 Постановления собственники транспортных средств из числа граждан, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., обязаны до 1 апреля 2016 г. заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта 2014 г. в соответствии с законодательством Украины.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют законодательству о безопасности дорожного движения, основам государственной регистрации транспортных средств.
Предусмотренный пунктом 1 Постановления специальный режим по осуществлению регистрационных действий по замене до 1 января 2018 г. регистрационных документов и регистрационных знаков без выдачи паспортов транспортного средства введен для владельцев транспортных средств, которые не имеют документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, в целях обеспечения стабильности их правового положения и беспрепятственной реализации ранее возникших прав, и на собственников транспортных средств из числа российских либо иностранных лиц не распространяется.
Пунктом 3 Постановления установлена обязанность российских физических и юридических лиц, являющихся собственниками транспортных средств, заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта 2014 г. в соответствии с законодательством Украины, в срок до 1 апреля 2016 г. Данная правовая норма направлена на обеспечение в установленном порядке учета транспортных средств, ранее зарегистрированных на Украине, с выдачей собственникам регистрационных документов и государственных регистрационных знаков российского образца вместо украинских. Административный истец субъектом регулируемых этой нормой правоотношений не является, и обязанность по замене регистрационных документов и регистрационных знаков до 1 апреля 2016 г. по правилам пункта 3 Постановления на него не возлагается.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 г. по административному делу N АКПИ15-1430 проверена законность пункта 3 Постановления.
Пунктом 3 Постановления какие-либо льготы по регистрации транспортных средств, принадлежащих на праве собственности российским физическим и юридическим лицам, не определены.
Согласно разъяснению, данному в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней", как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
Возможность постановки на учет транспортного средства, принадлежащего иностранному гражданину, предусмотрена иными нормативными правовыми актами: пунктом 3 части 2 статьи 17 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2020 г., пунктами 10, 11, 35 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764.
Доводы административного истца о противоречии пунктов 1, 3 Постановления статьям 1 и 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющим основные начала гражданского законодательства и регулируемые им отношения, являются несостоятельными, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта закрепляют особенности правового регулирования регистрации транспортных средств в подразделениях Госавтоинспекции на территории Республики Крым и г. Севастополя. Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и поэтому подлежит регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства. Регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Госавтоинспекции, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
Оспариваемые положения нормативного правового акта вопросы ввоза транспортного средства на территорию Евразийского экономического союза, а также возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, сроков их уплаты и исчисления не регламентируют, не устанавливают ограничений и запретов в осуществлении владения, пользования и распоряжения транспортным средством, следовательно, не могут рассматриваться как противоречащие статьям 2, 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статье 23 Основ таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Станкевича Геннадия Александровича о признании частично недействующими пунктов 1, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Судьи Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
|
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 4 марта 2020 г. N АКПИ19-992
Текст решения опубликован не был