Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Е.М. Мальцевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Е.М. Мальцева оспаривает конституционность абзаца пятого подпункта "м" пункта 1 (ошибочно названного абзацем 4 подпункта "м" пункта 1) Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", устанавливающего, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
По мнению Е.М. Мальцевой, оспариваемое положение, примененное в ее деле судами общей юрисдикции, не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не предоставляет ей, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, возможность зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением такой деятельности, периода учебы в высшем учебном заведении после 1 января 1992 года, чем допускает ограничение ее конституционного права на досрочное пенсионное обеспечение и ставит в неравное положение с теми гражданами, которые вышли на пенсию до указанной даты.
Заявительница полагает, что период ее обучения в Глазовском педагогическом институте с 1 сентября 1993 года по 20 июня 1997 года должен быть засчитан в указанный стаж на основании абзаца пятого пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, ввиду того что она начала обучение в высшем учебном заведении в период действия названного Положения (за месяц до утраты его действия с 1 октября 1993 года).
Кроме того, Е.М. Мальцева просит отменить правоприменительные решения судов по ее делу, основанные на оспариваемой норме.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 19 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов такой работы, обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. Указанные акты применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, которым закреплены правовые основания определения стажа на соответствующих видах работ.
Оспариваемое положение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 направлено на реализацию пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с нормативным правовым актом (положения которого, предусматривая при определении соответствующего стажа наряду с педагогической деятельностью учет периодов обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, имевших место, как указано в оспариваемой норме постановления Правительства Российской Федерации, - до 1 января 1992 года, позволяют увеличивать его продолжительность), на основании которого они были приобретены, и не может расцениваться как ограничивающее их конституционные права, в том числе заявительницы.
Разрешение же поставленных Е.М. Мальцевой вопросов о возможности применения при рассмотрении ее дела положений постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 независимо от того, что учеба в высшем учебном заведении была начата заявительницей за месяц до утраты данным нормативным правовым актом силы, а также об отмене вынесенных по ее делу судебных решений не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мальцевой Елены Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2020 г. N 1025-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мальцевой Елены Михайловны на нарушение ее конституционных прав положением Постановления Правительства Российской Федерации "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)