Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 Анализ текущего состояния подконтрольной сферы
Одним из важнейших направлений деятельности органов исполнительной власти в жилищно-коммунальной сфере является деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Данные полномочия реализуются Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - Главное управление) посредством исполнения государственного жилищного надзора, предметом которого являются организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных федеральными законами, законами Челябинской области в области жилищных отношений, а также организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. И лицензионного контроля по управлению многоквартирными домами, осуществляемого управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Субъектами профилактических мероприятий являются:
лица, осуществляющие управление многоквартирными домами (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы);
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном способе управления многоквартирным домом;
ресурсоснабжающие организации;
региональный оператор;
органы местного самоуправления;
органы государственной власти.
В Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" была введена статья 8.1 "Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)", определившая понятие, цели и основные принципы внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность.
При осуществлении регионального государственного жилищного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяется риск-ориентированный подход.
План плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год Главным управлением разработан с учетом риск-ориентированного подхода. За основу взяты критерии отнесения субъектов проверок к определенной категории риска, изложенные в проекте постановления Минстроя Российской Федерации.
С учетом риск-ориентированного подхода в план плановых проверок было включено 16 субъектов с высоким риском опасности, 6 юридических лиц проверены в рамках государственного жилищного надзора и 10 юридических лиц в рамках лицензионного контроля.
За 2018 год в Главное управление поступило 27242 обращения граждан и юридических лиц, что на 1% больше чем в 2018 г. В 2018 г. 25036 обращений граждан и юридических лиц, что на 1% больше, чем за 2017 год (24089) обращений. За 2017 год в сравнении с 2016 годом - 26136 обращений, количество обращений граждан и юридических лиц снизилось на 5%.
Основными вопросами поступивших обращений являются:
- неисправность кровли;
- начисления за жилищно-коммунальные услуги;
- неудовлетворительное предоставление услуг теплоснабжения;
- неудовлетворительное содержание подъездов, подвалов;
- нарушение режимов предоставления горячего водоснабжения.
В ходе плановых и внеплановых проверок, проведенных Главным управлением в 2019 году, обследован жилищный фонд площадью 77969,6 тыс. кв. метров, 77853 тыс. квадратных метров, это на 0,1% больше, чем за 2018 год (77853 тыс. кв. м). Если сравнивать 2017 год по отношению к 2016 году - 75287,5 тыс. квадратных метров, то можно увидеть увеличение объема жилищного фонда на 0,5%. В 2018 году выявлено 11833 нарушения обязательных требований жилищного законодательства, это на 7% меньше, чем за 2017 год - 12782 нарушения. В сравнении 2017 года и 2016 года - 22038 нарушений, можно заметить снижение нарушений обязательных требований жилищного законодательства на 42%.
По результатам проведенных Главным управлением проверок в 2018 году в сфере жилищного надзора оформлено 3888 документов по результатам выявленных нарушений в жилищной сфере, в том числе 1700 акта, 868 предписаний, 696 протоколов об административных правонарушениях, 580 постановлений, 44 предостережения 1, это значение на 79% больше, чем за 2017 год - 2170 документов. По результатам проверок в 2017 году было оформлено 1255 актов, 622 предписания, 293 протоколов об административных правонарушениях, что на 39% больше, чем в 2016 году - 1565 документов (1093 актов, 325 предписаний, 147 протоколов).
В рамках лицензионного контроля в 2019 году в сфере жилищного надзора оформлено 6771 документ по результатам выявленных нарушений в жилищной сфере, в том числе 4888 актов, 2603 предписания, 450 протоколов об административных правонарушениях, 413 постановлений, 327 предостережений, это значение на 50% больше, чем за 2018 и 2017 годы.
Сравнительный анализ результатов работы Главного управления в представлен в таблице:
Жилищный контроль
|
Площадь обследованного жилищного фонда, тыс. квадратных метров |
Количество поступивших обращений граждан, единиц |
Количество выявленных нарушений, единиц |
Выдано исполнительных документов, единиц |
Сумма назначенных штрафов, тыс. рублей |
2017 |
75715,5 |
24809 |
5113 |
2170 |
1774,8 |
2018 |
77853 |
25036 |
3550 |
3888 |
2382,2 |
2019 |
77969,6 |
27234 |
7590 |
3901 |
1725,5 |
Рост/снижение показателей (2017 к 2016) |
+0,5% |
-5% |
-53% |
+39% |
-79% |
Рост/снижение показателей (2018 к 2017) |
+3% |
+1% |
-31% |
+79% |
+34% |
Рост/снижение показателей (2018 к 2019) |
+0,1 |
+8% |
+53% |
0,1% |
|
Лицензионный контроль
|
Площадь обследованного жилищного фонда, тыс. квадратных метров |
Количество поступивших обращений граждан, единиц |
Количество выявленных нарушений, единиц |
Выдано исполнительных документов, единиц |
Сумма назначенных штрафов, тыс. рублей |
2017 |
75715,5 |
24809 |
7669 |
6554 |
20781,2 |
2018 |
77853 |
25036 |
8283 |
7100 |
28972 |
2019 |
7796,6 |
20239 |
9037 |
6711 |
|
Рост/снижение показателей (2017 к 2016) |
+0,5% |
-5% |
-31% |
-0,1% |
+68% |
Рост/снижение показателей (2018 к 2017) |
+3% |
+1% |
+8% |
+8% |
+39% |
Рост/снижение показателей (2018 к 2017) |
+01% |
+8% |
+8% |
-0,1% |
+39% |
По результатам осуществления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля можно выделить следующие основные группы нарушений, допускаемых подконтрольными субъектами в ходе осуществления управления многоквартирными домами:
нарушения обязательных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
нарушение порядка расчета платы за оказанные коммунальные услуги;
нарушение стандартов управления многоквартирными домами.
К нарушениям, допускаемым подконтрольными субъектами в ходе пользования помещениями жилищного фонда, относятся:
использование жилых помещений не по назначению;
нарушение требований к содержанию жилого помещения;
неисполнение обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг;
самовольное переустройство (переоборудование) жилых помещений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается в ходе осуществления государственного жилищного надзора, Главным управлением выполняются следующие мероприятия:
на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на информационных стендах Главного управления размещен перечень правовых актов, содержащих обязательные требования;
на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет публикуются перечень мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, содержащий результаты обобщения практики осуществления государственного жилищного надзора;
по результатам предварительных проверок поступившей в Главное управление информации о нарушениях обязательных требований в 2019 году было направлено предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по жилищному надзору - 195, по лицензионному контролю - 296, в сравнении с 2018 г. - увеличение в 2 раза;
ведется информативно-разъяснительная работа с подконтрольными субъектами (оказывается консультативная помощь, даются разъяснения по вопросам соблюдения обязательных требований и реализации положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в устной форме).
В рамках проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в 2019 году проведены публичные обсуждения результатов правоприменительной практики по соблюдению обязательных требований жилищного надзора и лицензионного контроля (4 мероприятия).
В мероприятиях приняли участие сотрудники Минстроя Челябинской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Аппарата Уполномоченных по правам человека, представители управляющих организаций, ТСЖ, общественного совета при Госжилинспекции.
Были освещены следующие доклады:
Проведение плановых проверок с учетом риск-ориентированного подхода. Обзор правоприменительной практики за 2018 год, о соблюдении требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Порядок присвоения класса энергетической эффективности многоквартирным домам, об обязательных требованиях по содержанию общего имущества собственников многоквартирного дома. Актуальные вопросы и анализ правоприменительной практики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности за содержанием общего имущества многоквартирного дома, "Заключение прямых договоров: новые обязанности управляющих и ресурсоснабжающих организаций" (Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 N 897), Актуальные вопросы и анализ правоприменительной практики при осуществлении контрольно-надзорной деятельности за соблюдением порядка начисления платы за содержание жилого помещения.
Информирование о существующих требованиях жилищного законодательства через СМИ, официальный сайт и социальные сети:
- создание на официальном сайте специального сервиса по опросу населения о качестве предоставления жилищно-коммунальных услуг. Цель - проведение анализа степени неудовлетворенности граждан по вопросам предоставления ЖКУ, выявление "болевых" точек;
- проведение личных встреч, разъяснительного характера с участием руководства и профильных специалистов инспекции на различных внешних площадках;
- подписание соглашений о сотрудничестве с общественными организациями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.