Письмо Минфина России от 7 мая 2020 г. N 02-06-05/36826
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц в вопросах применения нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности при осуществлении конкретных хозяйственных операций.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица федерального казенного учреждения, сообщаем, что подобные запросы следует направлять надлежащим образом оформленные на бланке учреждения с подписью уполномоченного лица.
Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и положениям бюджетного законодательства бюджетный учет объектов нефинансовых активов (как находящихся в оперативном управлении, так и составляющих государственную казну Российской Федерации (казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну) регламентируется федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и актами Минфина России, регулирующими ведение бюджетного учета.
Порядок отражения в бухгалтерском учете информации об объектах основных средств определен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - Стандарт, СГС "Основные средства").
В соответствии с пунктом 24 СГС "Основные средства" объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах.
Положения СГС "Основные средства" применяются при ведении бухгалтерского учета основных средств, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (результатах операций с ними), если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности.
Согласно пункту 29 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации на дату передачи объекта (события по изменению правообладателя). Указанные положения распространяются как на операции с объектами имущества, составляющими государственную (муниципальную) казну, так и на объекты, находящиеся (закрепляемые) на праве оперативного управления.
Согласно пункту 20 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов.
В соответствии с Законом N 402-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 264.1) информация об активах и обязательствах, а также об операциях, изменяющих указанные активы, подлежит обязательному отражению в бюджетном учете и бюджетной отчетности, при этом пропуск и искажение информации не допускается.
Положениями Закона N 402-ФЗ и СГС "Концептуальные основы" установлены требования к составу реквизитов, обязательных при оформлении первичных учетных документов. Согласно таким требованиям указание денежного измерения факта хозяйственной жизни (сделки) в документе, оформляющем сделку с имуществом, является обязательным.
Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы, к которым относятся органы государственной власти, устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации нормативными правовыми актами Минфина России, регулирующими единую методологию бюджетного учета (пункт 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Первичным учетным документом в целях принятия к бюджетному учету объектов нефинансовых активов при их передаче между организациями бюджетной сферы является Акт о приеме-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), форма и правила заполнения которого установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению".
Форма Акта о приеме-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) является унифицированной формой первичного учетного документа, применяемой организациями бюджетной сферы, и ее составление в произвольной форме бюджетным законодательством не предусмотрено.
В Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) обязательно отражается первоначальная (балансовая) стоимость объектов нефинансовых активов, вовлеченных в процесс передачи (приемки), на дату перехода права владения.
Следует отметить, что начисление амортизации на объект основных средств осуществляется передающей стороной до месяца фактической передачи указанного объекта, поскольку издание распоряжения, согласно которому осуществляется передача объекта, не является основанием для прекращения начисления амортизации. В связи с изложенным, расхождение данных о величине накопленной амортизации (данных об остаточной стоимости) в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и в распоряжении в случае возникновения временного разрыва при оформлении передачи права собственности (владения) на объект, составляющего более одного месяца, соответствует положениям нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обращаем внимание, что передача объектов основных средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривает формирование передающей и получающей стороной бухгалтерских записей с отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей взаимосвязанных расчетов.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Передача объектов основных средств между бюджетами различных уровней предусматривает формирование передающей и получающей стороной бухгалтерских записей с отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей взаимосвязанных расчетов.
Письмо Минфина России от 7 мая 2020 г. N 02-06-05/36826
Текст письма опубликован не был