Письмо Минфина России от 6 мая 2020 г. N 02-07-05/37144
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу необходимости отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения созданного в ходе выполнения строительно-монтажных работ объекта нефинансовых активов (забора), а также операций по исправлению ошибок прошлых лет и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц в вопросах по применению нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица учреждения, сообщаем, что подобные вопросы о порядке применения отдельных норм законодательства, распространяющихся на организации в части ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, следует направлять в виде запроса организации, оформленного надлежащим образом (на бланке организации, с подписью уполномоченного лица).
При этом из Обращения не представляется возможным однозначно определить к какой группе (виду) объектов нефинансовых активов относится сооружение (забор), возведенное в результате проведенных строительно-монтажных работ.
Вместе с тем по итогам обсуждения в рабочем порядке поставленных в Обращении вопросов Департамент отмечает следующее.
Единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях реализуется в соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), и федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов.
Порядок отражения в бухгалтерском учете информации об объектах основных средств определен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 257н (далее - СГС "Основные средства").
Согласно пункту 7 СГС "Основные средства" к основным средствам относятся являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Критерии признания объекта основных средств определены пунктом 8 СГС "Основные средства".
При этом активы, которые соответствуют критериям признания объекта основных средств, отражаются в бухгалтерском учете в составе соответствующей группы основных средств, предусмотренной пунктом 7 СГС "Основные средства" и пунктом 45 Инструкции N 157н.
В соответствии с положениями Общероссийского классификатора основных фондов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст (далее - Общероссийский классификатор основных фондов), заборы (ограды, ограждения) отнесены к сооружениям - группировка "Сооружения гражданские прочие, не включенные в другие группировки" и классифицируются кодами 220.42.99.19.140 "Ограды (заборы) и ограждения", 220.42.99.19.141 "Ограды (заборы) и ограждения железобетонные", 220.42.99.19.142 "Ограды (заборы) металлические", 220.42.99.19.149 "Ограды (заборы) и ограждения прочие".
Согласно положениям СГС "Основные средства" (пункт 7) сооружение (забор) учитывается как объект основных средств в составе группы "Нежилые помещения (здания и сооружения)".
Учитывая вышеизложенное, учет операций с объектами основных средств, относящихся к группе Общероссийского классификатора основных фондов 220.42.99.19.141 "Ограды (заборы) и ограждения железобетонные", осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 02 000 "Нежилые помещения (здания и сооружения)" (пункт 53 Инструкции N 157н).
Единицей учета основных средств является инвентарный объект (пункт 9 СГС "Основные средства").
Инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно особенностям, предусмотренным положениями Инструкции 157н, и с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийскому классификатору основных фондов.
Объект основных средств принимается к учету по первоначальной стоимости, сформированной в сумме фактически произведенных капитальных вложений, в том числе любых фактических затрат на создание объекта основных средств (пункт 15 СГС "Основные средства").
Расходы бюджетного учреждения на возведение в результате осуществления строительно-монтажных работ сооружения (забора) подлежат отнесению согласно пункту 127 Инструкции N 157н к расходам на капитальные вложения (инвестиции) в нефинансовые активы учреждения с дальнейшим принятием к учету соответствующего объекта.
Согласно положениям пункта 34 Инструкции N 157н принятие к учету объектов основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании), осуществляется, если иное не установлено Инструкцией N 157н, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов (пункт 11 Инструкции N 157н).
Положениями Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) предусмотрено обязательное оформление первичным учетным документом каждого факта хозяйственной жизни. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (пункт 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Таким первичным учетным документом, на основании которого осуществляется запись в регистрах бухгалтерского учета о принятии к учету инвентарного объекта в составе основных средств, является соответствующее решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.
Статьей 9 Закона N 402-ФЗ предусмотрено обеспечение своевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверности этих данных, лицом, ответственным за оформление факта хозяйственной жизни.
Административная ответственность за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Согласно статье 15.15.6 КоАП административная ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.
При этом исправление допущенных ошибок в результате непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктом 18 Инструкции N 157н, и с учетом положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н (далее - СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").
В целях обособления операций, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н предусмотрены соответствующие счета бухгалтерского учета: 0 401 28 000 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному", 0 401 29 000 "Расходы прошлых финансовых лет".
Операции по указанным счетам отражаются в отдельном регистре - Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком "Исправление ошибок прошлых лет".
На основании Журнала по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком "Исправление ошибок прошлых лет" формируются Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее - Сведения (ф. 0503773).
Обращаем внимание, что методологически порядок отражения ошибок прошлых лет разъяснен в Методических указаниях по применению СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", направленных письмом Министерством финансов Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 02-06-07/62480 (далее - Методические указания).
Текст Методических указаний размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе:
"Бюджет"/"Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора"/"Методический кабинет".
Интернет-адрес сайта - http://www.minfin.ru.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Операции с объектами основных средств, относящихся к оградам (заборам) и железобетонным ограждениям, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 02 000 "Нежилые помещения (здания и сооружения)".
Расходы бюджетного учреждения на возведение забора в результате строительно-монтажных работ относятся к расходам на капвложения (инвестиции) в нефинансовые активы учреждения с дальнейшим принятием к учету соответствующего объекта.
Разъяснено, как исправить допущенные ошибки в результате непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации данных в регистрах бухучета.
Письмо Минфина России от 6 мая 2020 г. N 02-07-05/37144
Текст письма опубликован не был