Письмо Министерства здравоохранения РФ от 25 сентября 2019 г. N 28-2/И/2-8923
Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 17.3 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", а также в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1425 направляет методические рекомендации, разработанные Федеральным центром поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья Минздрава России, для их дальнейшего использования в работе при подготовке региональных порядков взаимодействия органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее - региональные порядки).
Утвержденные региональные порядки просим направить в Министерство здравоохранения Российской Федерации в установленном порядке, а также разместить в электронном хранилище file.rosminzdrav.ru в папке "Отчеты субъектов РФ".
Контактное лицо: Федеральный центр поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья Минздрава России - Павлов Федор Алексеевич, тел. 8-499-397-79-16, эл. почта: fcpdmz@mail.ru.
Приложение: на 15 л. в 1 экз.
|
О.О. Салагай |
Методические рекомендации к порядкам взаимодействия органов власти, государственных учреждений, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь
Введение
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" (далее - Общие требования), Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.02.2019 N 96н "Об утверждении порядка взаимодействия федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь" (далее - Порядок) в целях оказания методической помощи органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и подведомственными организациям при взаимодействии с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее - организаторы и организации).
В Методических рекомендациях приведены комментарии к положениям, регулирующих взаимодействие медицинских учреждений (далее - Учреждения) с организаторами и организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь.
1. Терминология
Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.
Добровольческая (волонтерская) организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ от 11 августа 1995 года (далее - Федеральный закон), привлекает на постоянной или временной основе добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.
Добровольцы (волонтеры) - физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.
2. Оформление и рассмотрение предложения о взаимодействии с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией
Организатор или организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее предложение), которое содержит следующую информацию (п. 2 Общих требований):
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;
в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;
г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);
д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);
е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона, с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, Учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений (п. 3 Общих требований):
о принятии предложения;
об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения;
о запросе дополнительной информации у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации. В этом случае срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, Учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения (п. 4 Общих требований) (схема в приложении N 4).
При положительном решении и принятии предложения в части осуществления добровольческой деятельности, Учреждения информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию об условиях осуществления добровольческой деятельности (п. 5 Общих требований):
а) об ограничениях и о рисках, в том числе вредных или опасных производственных факторах, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;
б) о правовых нормах, регламентирующих работу органа государственной власти, органа местного самоуправления, учреждения и (или) организации;
в) о необходимых режимных требованиях, правилах техники безопасности и других правилах, соблюдение которых требуется при осуществлении добровольческой деятельности;
г) о порядке и сроках рассмотрения (урегулирования) разногласий, возникающих в ходе взаимодействия сторон;
д) о сроке осуществления добровольческой деятельности и основаниях для досрочного прекращения ее осуществления;
е) об иных условиях осуществления добровольческой деятельности.
Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в случае отказа учреждения принять предложение вправе направить органу государственной власти, органу местного самоуправления, являющемуся учредителем учреждения и (или) организации, аналогичное предложение, которое рассматривается в порядке, установленном Общими требованиями (п. 6 Общих требований).
3. Определение потребности в волонтерской помощи
Для грамотной координации волонтерской помощи в части оказания содействия при осуществлении медицинской помощи волонтерами, медицинским организациям и органам власти в сфере охраны здоровья рекомендуется проведение мониторинга потребности в волонтерской помощи (Приложение N 1). Результаты мониторинга потребности размещаются на сайтах медицинских организаций и органов власти в сфере охраны здоровья во вкладке "Взаимодействие с СО НКО и волонтерскими организациями".
Рекомендовано создание отдельной страницы "Взаимодействие с СО НКО и волонтерскими организациями" на сайтах медицинской организации и органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, отражающую нормативно-правовую базу и информацию о взаимодействии с социально ориентированными некоммерческими организациями и волонтерскими организациями в сфере охраны здоровья, а также контакты лица, ответственного за добровольчество и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями (ФИО, должность, номер телефона, электронная почта).
Подобный мониторинг потребности в волонтерской помощи можно проводить как в медицинских организациях, получая информацию о потребности в волонтерской помощи от отделений медицинской организации, так и в целом в субъекте Российской Федерации в подведомственных медицинских организациях.
Краткий общий перечень видов деятельности, осуществляемой добровольцами в медицинских учреждениях (полный перечень представлен в Методических рекомендациях по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья, которые размещены на сайте rosminzdrav.ru):
а) помощь медицинскому персоналу и медицинский уход за пациентами;
б) помощь в общем уходе за пациентами;
в) организация системной досуговой, обучающей деятельности пациентов и находящихся с ними родственников;
г) осуществление нерегулярной деятельности или деятельности, не связанной с пациентами;
д) иные направления деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4. Предоставление списка добровольцев в Учреждение
До начала осуществления добровольческой деятельности в учреждении организаторы и организации предоставляют учреждению списки добровольцев (волонтеров) с указанием в отношении каждого добровольца (волонтера) фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, данных документа, удостоверяющего личность (часть 1 п. 4 Порядка) (образец в Приложении N 2).
При намерении организатора, организации осуществлять содействие в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств в отношении каждого добровольца (волонтера) в списках добровольцев (волонтеров) дополнительно указывается страховой номер индивидуального лицевого счета, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии), а также предоставляются копии документов, подтверждающих наличие у добровольца (волонтера) среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования или справка о получении добровольцем (волонтером) среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования, выданная образовательной организацией, в которой он обучается (часть 2 п. 4 Порядка).
Под "содействием в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств понимается помощь медицинскому персоналу и содействие в медицинском (но не в общем) уходе за пациентами. Данным видом работ чаще всего занимаются волонтеры, имеющие или получающие медицинское образование. Страховой номер индивидуального лицевого счета необходим для облегчения процедуры проверки сведений о добровольце, в том случае, если он получает и/или имеет высшее или среднее медицинского образование) в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) "Федеральный реестр медицинских работников". В дальнейшем это позволит отказаться от копии документов, подтверждающих наличие у добровольца среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования или справки о получении добровольцем среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования, выданной образовательной организацией, в которой он обучается.
Образец списка добровольцев, осуществляющих добровольческую деятельность в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств для предоставления в Учреждение (Приложение N 3).
5. Заключение соглашения между волонтерской организацией, организатором волонтерской деятельности и Учреждением
Взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии (далее - Соглашение), за исключением случаев, определенных сторонами (п. 7 Общих требований).
В целях заключения Соглашения организатор, организация направляет в Учреждение подписанный уполномоченным лицом проект Соглашения, по результатам которого в течение 7 рабочих дней уполномоченному лицу учреждения необходимо рассмотреть данное Соглашение и направить в адрес организатора, организации замечания и предложения по проекту Соглашения (п. 5, 6 Порядка).
В целях урегулирования разногласий по проекту Соглашения проводятся согласительные процедуры между организатором, организацией и Учреждением, при этом заключение соглашения с Учреждением и (или) организацией не может превышать 14 рабочих дней со дня получения организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией решения об одобрении предложения (п. 8 Порядка, п. 10 Общих требований) (схема в Приложении N 5).
Соглашение заключается в случае принятия органом государственной власти, органом местного самоуправления, Учреждением и (или) организацией решения об одобрении предложения с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией и предусматривает (п. 8 Общих требований):
а) перечень видов работ (услуг), осуществляемых организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона*;
б) условия осуществления добровольческой деятельности;
в) сведения об уполномоченных представителях, ответственных за взаимодействие со стороны организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждения и (или) организации, для оперативного решения вопросов, возникающих при взаимодействии;
г) порядок, в соответствии с которым орган государственной власти, орган местного самоуправления, Учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о потребности в привлечении добровольцев;
д) возможность предоставления органом государственной власти, органом местного самоуправления, Учреждением и (или) организацией мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом, помещений и необходимого оборудования;
е) возможность учета деятельности добровольцев в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства);
ж) обязанность организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информировать добровольцев о рисках, связанных с осуществлением добровольческой деятельности (при наличии), с учетом требований, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
з) обязанность организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации информировать добровольцев о необходимости уведомления о перенесенных и выявленных у них инфекционных заболеваниях, препятствующих осуществлению добровольческой деятельности, а также учитывать указанную информацию в работе;
и) иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
По результатам рассмотрения уполномоченное лицо учреждения подписывает Соглашение или направляет в адрес организатора, организации замечания и предложения по проекту Соглашения (п. 7 Порядка).
6. Информирование пациентов об осуществлении добровольческой деятельности
Учреждения размещают данную на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (настенных/настольных/напольных) информацию, содержащую права и обязанности, а также перечень видов деятельности, осуществляемой добровольцами в учреждениях (п. 9 Порядка).
Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей (в том числе при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности), за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 13 (Соблюдение врачебной тайны) ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации". В данной статье волонтерская деятельность входит в понятие "иные обязанности". При нарушении данного правила волонтер несет административную ответственность в соответствии с Законодательством Российской Федерации (п. 10 Порядка).
7. Требования к медицинским документам волонтеров
Волонтеры, оказывающие содействие в медицинских организациях в направлениях ухода, досуга, образования, бытовой помощи и т.д. (т.е. не осуществляющих содействие в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств) освобождены от прохождения медицинских обследований. Предъявление к ним дополнительных требований со стороны медицинского учреждения в части прохождения медицинских осмотров, анализов, предоставления справок, в т.ч. ПНД/НД, справки об отсутствии судимости, не допускается. Требования ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н не распространяются на добровольцев, т.к. они не являются работниками и не выполняют трудовые обязанности. По своему статусу добровольцы являются близкими к посетителям. Требования по предоставлению добровольцами медицинских книжек и прививочных карт также не допускаются.
Информация о карантине или дополнительных требованиях, установленных санитарными правилами, должна быть доведена Учреждением до сведения организаторов и организации (п. 11 Порядка).
______________________________
* Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ
Приложение N 1
Мониторинг потребностей волонтерской помощи в медицинских организациях в субъекте РФ
(Наименование субъекта РФ)
N |
Наименование медицинской организации |
Виды волонтерской помощи, необходимые в медицинской организации (согласно методическим рекомендациям по организации работы добровольцев в сфере здравоохранения, 2018 г.) |
Потребность в волонтерах по соответствующим видам волонтерской помощи (желаемое количество волонтеров) |
Требования, предъявляемые к волонтерам (наличие/отсутствие медицинского образования) |
Контакты ответственного лица в медицинской организации по взаимодействию с волонтерами (например, главная медицинская сестра) |
1 |
Центр медицинской профилактики* |
Пропаганда и популяризация здорового образа жизни. Профилактика курения, алкоголизма и наркотиков; Участие в массовых акциях, раздача информационно-образовательных материалов |
20 чел. |
Наличие медицинского образования не требуется |
Заведующий организационно-методическим отделением - Петрова Мария Александровна, тел. +7 (499) 768 99 99 |
2 |
ГБУЗ "Клиническая больница N 1" |
Транспортировка пациентов; уход за пациентами, нуждающимися в индивидуальном уходе; Помощь в адаптации пациентам со сниженной функцией зрения, слуха, передвижения; Участие в кормлении пациентов |
6 чел. |
Наличие медицинского образования |
Главная медицинская сестра - Иванова Елена Александровна, тел. +7 (499) 768 99 99 |
______________________________
* Пример заполнения формы
Приложение N 2
Образец списка добровольцев для предоставления в медицинскую организацию
N |
ФИО волонтера |
Дата рождения |
Паспортные данные |
1 |
Петрова Мария Александровна* |
01 января 2000 |
45 12 111 111 выдан 11.01.2011 УФМС России по гор. Москве в ЦАО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
______________________________
* Пример заполнения формы
Приложение N 3
Образец списка добровольцев (волонтеров), осуществляющих добровольческую деятельность в оказании медицинской помощи непосредственно при выполнении медицинских вмешательств для предоставления в медицинскую организацию
п/п |
ФИО волонтера |
Дата рождения |
Паспортные данные |
Страховой номер ИЛС |
Копия документов об образовании или справка |
|
Петрова Мария Александровна* |
01 января 2000 |
45 12 111 111 выдан 11.01.2011 УФМС России по гор. Москве в ЦАО |
123-123-123 00 |
Копия диплома о высшем образовании ФГБОУ "Российский университет дружбы народов" К N 120356 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
______________________________
* Пример заполнения формы
Приложение N 4
Схема о процедуре рассмотрения предложения
Приложение N 5
Схема о процедуре и сроков рассмотрения проекта Соглашения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 25 сентября 2019 г. N 28-2/И/2-8923
Текст письма опубликован не был