Safety of toys. Part 8. Age determination guidelines
ОКС 97.200.50
Дата введения - 1 июля 2020 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 181 "Безопасность игрушек"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2019 г. N 1209-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 8124-8:2016 "Безопасность игрушек. Часть 8. Руководящие указания по определению возраста" (ISO/TR 8124-8:2016 "Safety of toys - Part 8: Age determination guidelines", IDT)
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит рекомендации для определения самого раннего возраста, в котором дети начинают играть с игрушками конкретных игрушечных подкатегорий, и предназначен в первую очередь для производителей и организаций, которые оценивают соответствие игрушек стандартам безопасности.
Настоящий стандарт может применяться в качестве рекомендаций при определении соответствия игрушек возрастным особенностям детей. Настоящий стандарт предназначен для использования педиатрическими учреждениями, организациями, сфера деятельности которых - детские игры, производителями, продавцами и потребителями игрушек.
Возраст, с которого дети начинают развивать различные способности, уникален для каждого отдельного ребенка. Руководящие принципы настоящего стандарта устанавливают возрастные диапазоны, в пределах которых у обычного ребенка развиваются определенные способности.
Оценка возраста имеет значение для установления норм безопасности, но при этом настоящий стандарт не содержит решений конкретных вопросов безопасности. Требования безопасности для игрушек содержатся в серии стандартов по безопасности игрушек ИСО 8124 (а также в других региональных нормах и стандартах по безопасности игрушек), например: стандарты, ограничивающие наличие мелких деталей и маленьких шариков в игрушках, предназначенных для определенных возрастных групп, в связи с опасностью удушения.
Данные руководящие принципы определения возраста основаны на рекомендациях экспертов и на традиционных игровых моделях у детей; они могут отличаться от государственных или региональных правил или директив, которые устанавливают требования к соответствию игрушек возрастным особенностям детей.
В приложении В подробно изложена информация об электронных игрушках и использовании электроники в игрушках.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 возрастная группа (age group): Дети, возраст которых находится в пределах определенного диапазона, который обычно связан с определенными этапами развития и/или определенным поведением.
Примечание - Цитаты из работы [4].
2.2 категория игрушки (toy category): Классификация игрушки в соответствии с ее конкретным назначением и функцией.
Примечание 1 - Настоящий стандарт содержит следующие семь категорий игрушек (см. приложение А):
- сенсомоторная деятельность - младенчество;
- игрушки для физической деятельности;
- игрушки для интеллектуальной деятельности;
- игрушки, воспроизводящие технические устройства;
- игрушки для развития чувств и сопереживания;
- игрушки для творческой деятельности;
- игрушки для развития социальных отношений.
Примечание 3 - В дополнение к первоначальной классификации с учетом развивающегося рынка игрушек включены новые подкатегории (см. приложение А).
2.3 подкатегория игрушки (toy sub-category): Тип или группа игрушек с похожими игровыми функциями в категории игрушек.
2.4 крупная моторика (gross motor skills): Деятельность больших мышц тела, связанная с функциями поддержания положения головы, сидения, ходьбы и бега.
2.5 мелкая моторика (fine motor skills): Сжимающие движения рук, такие как захват, обхват и двойной обхват, а также мелкая моторика, используемая при рисовании и письме.
2.6 начальный возраст (starting age): Возраст, начиная с которого ребенок способен играть с определенным типом игрушек.
Примечания
1 В младенческом возрасте термин "игра" можно рассматривать как взаимодействие между лицом, осуществляющим уход за ребенком (воспитателем), и ребенком, при этом воспитатель использует игрушку для того, чтобы развлечь ребенка и/или привлечь его внимание, например погремушкой. Чтобы научиться играть самостоятельно, ребенку необходимо развиваться.
2 В рамках настоящего стандарта оценивается несколько этапов младенческого возраста с точки зрения использования различных подкатегорий игрушек. Возрастной диапазон начинается с первого дня нижнего порога возраста и заканчивается днем наступления верхнего порога. Например, начальный возраст в диапазоне от 4 до 8 мес начинается со дня, когда ребенку исполнится 4 мес, и заканчивается в тот момент, когда ребенку исполнится 8 мес.
3 Если упоминается младенческий возраст для определенных категорий игрушек, это не означает, что все игрушки, принадлежащие к этой категории, должны классифицироваться как подходящие для этого возраста. Количество штук, размеры, уровень детализации и реализма и специальные функции конкретной игрушки могут изменить/увеличить предполагаемый возраст.
3 Руководящие указания
3.1 Дети в возрасте от 0 до 4 мес
3.1.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием, а также с поведением детей в возрасте от 0 до 4 мес
Как правило, у детей в возрасте от 0 до 4 мес могут наблюдаться следующие признаки развития и шаблоны поведения:
- отсутствует моторика, необходимая для игры с игрушками; игрушки использованы исключительно как объекты для исследования и познания, а не для игры;
- не умеют удерживать книги из-за отсутствия физических, когнитивных и визуальных способностей, необходимых для этой деятельности;
- детей привлекают мультисенсорные элементы, они способны узнавать своих родителей; обладают сосательным рефлексом, но не могут сидеть сами; совершают резкие, неконтролируемые и ограниченные движения. Дети касаются предметов, хватают, удерживают, нажимают и трясут их в руках, не осознавая силу своих рук;
- рефлекторное схватывание у детей появляется в возрасте около 3 мес, ребенок способен хватать и удерживать объекты (независимо от того, подвешены они или не подвешены). Ребенок щупает, исследует и осязает предметы своими руками и ртом;
- процесс обучения происходит через чувства и рефлексы путем ассимиляции реакций на стимулы и повторяющиеся движения;
- слуховая система функционирует уже при рождении, но для развития слуха необходимо неврологическое созревание и чувственное восприятие. Младенцы демонстрируют повышенную чувствительность к окружающим звукам из-за незрелости и отсутствия опыта. С самого рождения они начинают реагировать на звуки и человеческую речь. Приблизительно к 2 мес большинство младенцев успокаиваются, услышав знакомые голоса. К 3 мес они определяют источник звука и реагируют на него, издавая звуки, которые могут относиться к ощущениям, связанным с купанием и едой;
- дети поворачивают голову в сторону звука, их привлекают объекты, издающие звуки, которые им известны;
- продолжается развитие органов зрения. При рождении младенец лучше всего фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20 см от него. В возрасте 1 мес дети могут сосредотачиваться на объектах, расположенных на расстоянии не более 30 см, а в 3 мес могут видеть на несколько метров вперед. Острота зрения при рождении составляет от 2,5 % до 5 %, а к третьему месяцу жизни улучшается примерно до 20 %;
- детей данного возраста привлекают яркие цвета, такие как желтый и красный, хотя они не могут их четко различать. В возрасте 2 мес развиваются первичные рецепторы цвета, и они могут различать контрасты и основные цвета: синий, красный и желтый.
3.1.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы от рождения до 4 мес, приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Подкатегории игрушек для возрастной группы детей от рождения до 4 мес
Подкатегория |
Начальный возраст, мес |
Описание и примеры подходящих игрушек |
1.01 |
0+ |
Погремушки и кольца |
1.03 |
0+ |
Мобили музыкальные/без звука: игрушки с различными фигурками и формами, устанавливаемые над кроваткой таким образом, чтобы находиться вне досягаемости ребенка |
1.47 |
0+ |
Музыкальные шкатулки: игрушки, устанавливаемые на кроватке или рядом с ней, которые приводятся в действие взрослыми при помощи ручки или кнопки |
1.04 |
2+ |
Подвесные игрушки и развивающие коврики: коврики с игровыми функциями, которые могут включать в себя дуги с подвешенными предметами, предназначенными для того, чтобы ребенок мог тянуться к ним, хватать или толкать их |
1.13 |
2+ |
Простые куклы и животные: мягкие куклы и животные, сделанные из ткани или плюша с или без одежды и с фиксированными деталями, которые удалить невозможно |
1.05 |
3+ |
Игрушки для колыбели и манежа: шарики, фигурки, прикрепленные к кроватке, коляске или к их корпусу |
1.09 |
3+ |
Мягкие игрушки, которые можно сжать рукой: игрушки из мягконабивного материала с погремушкой/без погремушки или источника шума внутри |
1.25 |
3+ |
Мягкие шарики и геометрические фигуры из ткани или подобного мягкого материала |
3.2 Дети в возрасте от 4 до 8 мес
3.2.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 4 до 8 мес
Как правило, у детей в возрасте от 4 до 8 мес могут наблюдаться следующие навыки и шаблоны поведения:
- привлекают мультисенсорные элементы, повышение интереса к окружающей их среде. Находятся в оральной стадии, начинают появляться зубы. Выполняют естественные непроизвольные движения. Процесс обучения по-прежнему происходит через органы чувств, особенно рот, и рефлексы, путем усваивания реакции на раздражители и повторяющиеся движения;
- продолжается развитие слуха, дети уже используют свои зрительные и двигательные способности, чтобы играть с другими людьми. Способны взаимодействовать с игрушками и предметами. Начинают осознавать существование и постоянство объектов (объекты продолжают существовать, даже когда находятся вне поля зрения). Повторяют простые движения и жесты;
- вполне способны обнаруживать источник звуков. Начиная с 4 мес участвуют в голосовых играх, в процессе которых повторяется один и тот же слог "ма-ма-ма", "па-па-па". Начинают взаимодействовать со взрослыми в их языковых играх, в которых слова произносятся с повторением. Любят песенки и звуки. От 4 до 6 мес младенцы более чувствительны к звукам и реагируют на изменения в голосовых тонах и звуках;
- передвигаются с помощью рук и ног вперед и назад, перекатываются из стороны в сторону. Способны хорошо чувствовать себя на полу, чтобы играть, начинают сидеть самостоятельно и ползать в период между 5 и 6 мес;
- обладают слабыми навыками крупной и мелкой моторики, а также выполняют непроизвольные движения рук и ног. Продолжается развитие координации мелкой моторики кистей рук. Захватывают предметы ладонью (примитивный захват). Крепко захватывают предметы, протягивают руку, чтобы взять предмет, могут перекладывать предмет из одной руки в другую;
- поступательно развивается двигательный аппарат, в частности: они удерживают, захватывают, нажимают, трясут, толкают и бросают предметы на пол. Захват и удержание предметов полностью осваиваются приблизительно к 6 мес. Неуверенно пытаются переворачивать плотные страницы.
- примерно в 6 мес острота зрения и цветовые рецепторы у младенцев соответствуют уровню взрослого человека. Их привлекают красные и желтые цвета и отпечатанные изображения.
3.2.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы от 4 до 8 мес, приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Подкатегории игрушек для детей от 4 до 8 мес
Подкатегория |
Начальный возраст, мес |
Описание и примеры подходящих игрушек |
1.02 |
4+ |
Прорезыватели и кольца для прорезывания зубов |
1.07 |
4+ |
Развивающие доски: доски, которые крепятся к кроватке и имеют различные игровые функции, такие как различные цветные фигурки, небьющиеся зеркала, вертушки-погремушки, нажимные кнопки, скользящие по направляющим детали, открывающиеся дверцы |
1.11 |
4+ |
Игрушки для купания в форме животных, маленькие лодки и плавучие объекты |
1.45 |
4+ |
Шары или цилиндры - прозрачный материал с видимым содержимым |
1.17 |
5+ |
Простые кубики, вкладываемые друг в друга, игрушки, матрешки, пирамидки |
1.12 |
6+ |
Простые книги, сделанные из ткани и/или пластика |
1.20 |
6+ |
Простые игрушки: качалки/каталки (без веревки и ручки) со звуковыми и/или разноцветными световыми сигналами - животные или машинки на колесиках |
1.48 |
6+ |
Простые клавиатуры или ручные игрушки с кнопками, нажатие на которые вызывает мигание и звуки |
1.18 |
6+ |
Простые мячи и игрушки с треком (путями/дорогой) |
3.3 Дети в возрасте от 8 до 12 мес
3.3.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 8 до 12 мес
Как правило, у детей от 8 до 12 мес могут наблюдаться следующие навыки и шаблоны поведения:
- проявляют беспокойство в случае отсутствия матери или отца или в присутствии посторонних. Дети привязываются к объектам (одеяло, плюшевые игрушки и т.д.), которые обеспечивают комфорт и чувство безопасности. Начинается развитие подражательного поведения, способности распознавать и имитировать голоса, песенки и звуки. Способны повторять песенки и звуки после многократного прослушивания;
- начиная с 8 мес их невнятная речь становится похожа на звуки их родного языка. Подражают некоторым знакомым им действиям с использованием материалов или игрушек, таких как качание куклы (это первая фаза символизации), и понимают смысл некоторых жестов (поцелуй, до свидания и подойди сюда). Проявляют себя путем жестов (например, протягивание и сжимание руки, когда они чего-то хотят), однако они все же только узнают то, что находится в их ближайшем поле зрения. Во время этого возрастного диапазона они начинают излагать свои первые слова и связывать их с действиями, но ограничиваются знанием своего непосредственного окружения. Поэтому уже появляется осмысленное словесное и физическое общение. Их все еще привлекают элементы, которые стимулируют чувства;
- начинают связывать предметы с их предназначением и полностью осознают существование и постоянство предмета (продолжают осознавать их, даже когда их не видно). Способны с большой легкостью переворачивать страницы книг, понимать простые причинно-следственные связи и лучше осознавать себя. Они начинают осознавать понятие высоты и опасность падения;
- способны лучше балансировать телом, проявляют интерес к движению и размещению предметов (равновесие, движение), а также большую изящность и координацию в движениях. Проявляют интерес к исследованию окружающей среды, могут ползать и сидеть без посторонней помощи. Остаются в положении "стоя" и делают первые шаги с поддержкой;
- наличие контроля мышц и более развитой тонкой двигательной координации. Примитивное сжимание более скоординировано (удерживание, захват), способны играть на инструментах. Используют указательный палец, указывая на объекты и людей;
- способны удерживать два объекта одновременно, но не могут координировать их. Предметы остаются у них в руках дольше, они чаще хватают предметы и стучат по ним. Они развивают навыки мелкой моторики, когда хватают, толкают, тянут, надавливают, гладят, подталкивают предметы, хлопают в ладоши, пожимают руки и рисуют каракули.
3.3.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы от 8 до 12 мес, приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Подкатегории игрушек для детей от 8 до 12 мес
Подкатегория |
Начальный возраст, мес |
Описание и примеры подходящих игрушек |
1.14 |
8+ |
Неваляшки, надувные игрушки-неваляшки и игрушки на пружине - фигурки и животные, качающиеся в разные стороны, изготавливаемые из жесткого пластика или надувные, коробки с выскакивающими фигурками, выдвигающиеся и крутящиеся игрушки |
1.16 |
8+ |
Книги с плотными (прочными) страницами |
1.35 |
8+ |
Мягкие материалы различных форм для складывания |
1.31 |
9+ |
Игрушки для обучения хождению (с ручкой-толкателем) - устройства на колесах с твердым основанием и ручкой для обучения ребенка хождению |
5.02 |
9+ |
Куклы, воображаемые животные без съемных деталей: куклы, представляющие собой вымышленные персонажи, в том числе в форме животных или человека |
3.4 Дети в возрасте от 12 до 18 мес
3.4.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 12 до 18 мес
Как правило, у детей в возрасте от 12 до 18 мес могут наблюдаться следующие навыки и шаблоны поведения:
- дети не могут еще чередовать движение ног при отталкивании от пола, сидя на игрушке-каталке, не умеют крутить педали. Первые каталки малышей не нуждаются в рулевых механизмах, так как дети, только начинающие ходить, не справятся с ними. Кроме того, они могут имитировать спорт только игровым способом, без правил;
- дети растут медленнее при наличии более развитых движений и крупной моторики. Мелкая моторика находится в постоянном развитии, но ловкость по-прежнему ограничена. Продолжается совершенствование координации глаз и рук;
- начинают выбирать свои игрушки и держать их рядом с собой. В состоянии помнить события прошлого, по-прежнему любят исследовать предметы при помощи ладоней и рта. Используют все органы чувств для познания окружающего мира. Обладают простейшим символическим мышлением;
- в возрасте не старше 13 мес дети начинают напевать. Увеличиваются лингвистические навыки, проявляется вербализация как средство общения и понимают смысл ряда слов. Различают повторяющиеся и ритмические звуки. Любят слушать простые истории и могут связывать картинки с произнесенным словом;
- детям нравятся песни, под которые можно танцевать (например, "10 маленьких пальчиков"), им нравятся ритмичные инструменты и процесс воспроизводства музыки с помощью музыкальных инструментов. Прислушиваются к ритму и звенящим звукам и могут двигать предметы в соответствии с ритмом музыки. Смотрят телевизор и другие средства массовой информации и хотят каждый раз смотреть одну и ту же программу;
- проявляют все большее любопытство, отдавая предпочтение новым объектам. Исследование как игра является основным видом деятельности на данном этапе;
- дети начинают фиксировать различия в размере, форме и передвижении предметов. Способны сопоставлять и начинают распознавать простые формы, такие как треугольники, квадраты, прямоугольники и т.д. на основе их изучения. Они могут чувствовать на ощупь разные материалы;
- способны держать в руках и носить игрушки и легкие предметы. Бросают и пинают мягкие и легкие мячи;
- нравятся маленькие игрушечные транспортные средства, которые можно толкать, а также игрушечные машинки с дверями или отсеками для перевозки игрушек;
- любят поворачивать ручки и циферблаты, которые имеют низкое сопротивление. Держат и передают предметы из одной руки в другую и умышленно избавляются от них. Переворачивают страницы книг или журналов (несколько за раз), обращая внимание на изображения, а не на текст (могут смотреть на иллюстрацию вверх ногами). Любят писать и использовать тесто и глину для лепки с помощью взрослых;
- наблюдают и имитируют других детей и взрослых. Имеют большой потенциал для социального контакта, но эгоцентричны. Решают проблемы методом проб и ошибок;
- способны лучше ходить, но все же могут иметь неустойчивое равновесие, мышцы еще недостаточно укреплены и развиты. Однако начиная с возраста 16 мес большинство детей способны ходить и стоять на месте. Исследуют окружающую среду, начинают ходить, подниматься и спускаться по ступенькам, залезать на мебель, на объекты игровой площадки и т.д. Иногда падают на гладкие и ровные поверхности, осознают высоту и опасность падений и элементарное пространственное расположение;
- ближе к 18 мес в состоянии бежать и стоять без поддержки. Увеличивается подвижность, начинают танцевать и подпрыгивать одновременно обеими ногами. Выполняют простое вращение частей тела.
3.4.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от 12 до 18 мес, приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Подкатегории игрушек для детей от 12 до 18 мес
Подкатегория |
Начальный возраст, мес |
Описание и примеры подходящих игрушек |
1.23 |
12+ |
Коробки, емкости, ведра и контейнеры для хранения игрушек |
1.29 |
12+ |
Качалки в виде животных и кресла-качалки, размер которых подходит для детей, для катания и качения |
1.30 |
12+ |
Игрушки: каталки с придающей устойчивость длинной ручкой - аппарат для приготовления попкорна, механическая газонокосилка |
1.33 |
12+ |
Игрушки, на которых дети сидят верхом, ноги при этом находятся на полу, трехколесный велосипед без педалей, другие колесные игрушки, транспортные средства без педалей, которые приводятся в движение силой ноги ребенка, отталкивающейся от земли |
1.37 |
12+ |
Передвижные бусины на закрепленной веревке или стержень - лабиринт из бусин или рамка |
1.39 |
12+ |
Сортировщики форм с различными формами и цветами: контейнеры и транспортные средства с отверстиями различной геометрической формы, которые позволяют частям только проходить через соответствующие отверстия и падать внутрь |
1.41 |
12+ |
Наборы инструментов, "колотушки"-игрушки, имитирующие столярную мастерскую (в данном возрасте только инструменты-колотушки) |
1.43 |
12+ |
Игрушки с механическим и электрическим управлением: игрушечные транспортные средства, куклы, животные персонажи и т.д., выполненные из пластика, металла, ткани или плюша и приводимые в движение пружиной или аккумуляторной батареей |
2.10 |
12+ |
Легкие шарики (пластиковые) |
5.19 |
12+ |
Имитация приборной панели - имитирующие вождение автомобилей, катеров, самолетов или космических кораблей |
5.20 |
12+ |
Простые маскарадные костюмы: накладные костюмы без крепежных деталей и с большими отверстиями для рук и ног; базовые наряды, включая головные уборы, платки, а также другие аксессуары для волос и обувь |
6.25 |
12+ |
Музыкальные игрушки - простые музыкальные инструменты, такие как: пианино, гитары, барабаны, бубны, рожки и др. |
6.26 |
12+ |
Простые игровые наборы - базовая конструкция с фигурками с ограниченной детализацией в количестве от 3 до 5 шт. |
3.5 Дети в возрасте от 18 до 24 мес
3.5.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей с 18 до 24 мес
Как правило, следующие навыки и поведение можно наблюдать у детей в возрасте от 18 до 24 мес:
- обладают более совершенными мелкими двигательными способностям и улучшенными двигательными навыкам, но ограниченной ловкостью. Могут построить несколько строительных блоков вместе. Переворачивают страницы книги тщательно, чтобы не разорвать их, и регулярно называют и указывают на знакомые предметы в книгах. Понимают, что изображения рассказывают историю и что взрослый читает данную историю. По-прежнему требуются невербальные средства выражения;
- обладают пониманием ежедневного распорядка дня по последовательности событий, более точно подражают увиденному поведению. Уже обладают образным мышлением и демонстрируют символическую игру, ролевые игры с имитацией повседневной деятельности в изолированном виде (мать и дочь, разговор по телефону и т.д.);
- в возрасте около 20 мес, дети способны переносить предметы в своих руках при ходьбе, собрать вместе предметы и разделить их на отдельные части (простой метод монтажа). Используют блоки для создания построек и считают, что их опрокидывание - забавная деятельность. Умеют нанизывать крупные бусы на шнурок при условии, что есть большие отверстия. Рисуют абстрактные формы и углы;
- пространственное мышление находится в стадии развития: "впереди", "сзади", "вверху" и "внизу". Распознают части человеческого тела. Демонстрируют более высокое развитие памяти и способны играть с простыми игрушками и перчаточными куклами. Обучение происходит путем повторения и постепенного понимания причинно-следственных связей. Уже осознают цель выполняемых действий;
- дети способны соотнести размеры своих конечностей (рук) с большими отверстиями. Исследуют другие физические способности, такие как балансировка, бег и прыжки. Могут ходить правильно, но все еще не в состоянии крутить педали и управлять с точностью транспортными игрушечными средствами. Умеют тянуть телеги и повозки. Демонстрируют силу и равновесие, более устойчивую и уверенную ходьбу. Могут танцевать, прыгать, бегать, поворачиваться, подпрыгивать, топать ногами и т.д.;
- умеют нажимать клавиши клавиатуры различных устройств (компьютера/планшета/смартфона) с пониманием ожидаемого ответа. Умеют использовать пульты дистанционного управления (например, от телевизора) и другие простые устройства. Знают об использовании электронных устройств (например, планшетов, смартфонов и компьютеров) взрослыми;
- начинает проявлять заботу о своих игрушках, однако может еще положить их в рот, но уже реже;
- говорят много слов и понимают, как они могут быть использованы в различных ситуациях и с разными значениями, без полного понимания смысла слов. Начинают более активно взаимодействовать со взрослыми, способны поддерживать короткий и простой диалог. Любят слышать песни для детей и повторять их со взрослыми. Начинают строить фразы с отдельными словами (например, "ребенок", "на-на"). К 24 мес они способны строить фразы, состоящие максимум из трех слов (например, "ля-ля" хочет "ням-ням"), наступает стадия, когда они начинают задавать вопросы, например "Что это?";
- к концу этого возрастного диапазона более развиты понимание и чувство сопереживания, дети определяют разницу между реальными предметами и игрушками, выбирают собственные игрушки и начинают проявлять симпатию к социальной игре, но все же с небольшим уровнем взаимодействия. Они все еще не делятся игрушками;
- любят играть с песком и водой, но не осознают опасность утопления.
3.5.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для этой возрастной группы, приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Подкатегории игрушек для детей в возрасте от 18 до 24 мес
Подкатегория |
Начальный возраст, мес |
Описание и примеры подходящих игрушек |
1.19 |
18+ |
Тяговые и подвижные игрушки с шнуром или ручкой |
1.21 |
18+ |
Тачки и другие игрушки на колесах с емкостью для заполнения |
1.27 |
18+ |
Игрушки для песка и воды: ведра, маленькие лопаты, емкости для игры с песком и водой |
3.07 |
18+ |
Развивающие панели с закрепленными и крутящимися деталями, приводимыми в движение крутящими движениями или рукояткой |
3.09 |
18+ |
Простые строительные блоки с перекрывающимися частями, которые могут или не могут блокироваться |
3.13 |
18+ |
Простые механические игрушки: наклонные плоскости для скольжения предметов, игрушки, приводимые в действие с помощью лопастей, колес и других деталей с использованием воды и/или песка |
4.08 |
18+ |
Простые модели машин без механизмов: машинки, игрушечные поезда, мотоциклы, грузовики, самолеты, лодочки, кораблики и т.д. |
5.45 |
18+ |
Куклы для имитации деятельности по уходу (купание и кормление): простые куклы, имитирующие младенцев, без волос или с формованными волосами, с нарисованными глазами и без сочлененных рук и ног |
3.6 Дети начального возраста от 24 до 36 мес
3.6.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей в возрасте от 24 до 36 мес
Как правило, у детей в возрасте от 24 до 36 мес могут наблюдаться следующие навыки и шаблоны поведения:
- демонстрируют развитые навыки крупной и мелкой моторики и силу. Уже обладают большей ловкостью, прослеживается связь между двигательными и когнитивными действиями. Могут бросать, ловить и пинать мяч, не падая на землю. Достаточно хорошо ходят, бегают и держат равновесие;
- способны распознавать простые мелодии; музыка связана у них с физическими упражнениями, такими как движение, танцы и хлопки в ладоши. Любят заниматься вокальной деятельностью, в особенности пением. Запоминают и повторяют простые мелодии и тексты песен. Напевают любимые песенки, рифмованные стихи и частушки с собственным ритмом. Им интересны звуки, издаваемые различными музыкальными инструментами, они способны улавливать изменения громкости звука;
- бинокулярное зрение, а также координация "глаз-рука" все еще развиваются. Дети, как правило, не в состоянии различать мелкие детали объектов в непосредственной близости;
- учатся крутить педали и могут управлять игрушечными автомобилями, используя ноги для торможения. Больше интересуются замкнутыми пространствами (хижина, пещера и т.д.) и ролевыми играми. Любят пляжи, парки и зоопарки;
- обладают развивающимся осознанием символических связей (реальность и фантазия). Когнитивно способны взаимодействовать с животными и игрушками с целью простого обучения;
- находятся на стадии развития, на которой идет приучение к горшку. Стараются делать все самостоятельно, контролируют опорожнение кишечника. Начинают учиться обходиться без подгузников;
- демонстрируют концентрацию внимания в течение короткого периода времени. Предпочитают деятельность с неограниченной подвижностью и игры в одиночку с элементами исследования. Любят компанию и проявляют повышенный интерес к социальной активности, могут выразить желание поиграть с другими детьми. Еще не понимают концепцию игр с правилами и стратегиями;
- улучшена способность рассуждать, улучшается память, внимание и наблюдательность. Умеют собрать простые головоломки, простые фигуры, состоящие из нескольких деталей. Объединяют простые фигуры, вкладывают меньшие детали в более крупные согласно цвету, форме и образу;
- более скоординированные движения (хватания) руками и пальцами рук. Умеют двигать каждым пальцем отдельно, выполнять простые поворотные движения, но не имеют координации для других видов деятельности, например вставить винт в отверстие или крепление гайки. Умеют заводить пружины (до двух оборотов) с помощью ключей с низким крутящим моментом;
- способны играть с магнитными "рыболовными" удочками, перемещая рычаг и помещая предмет в большое отверстие. Способны нажимать кнопки и укладывать блоки и кубики без посторонней помощи;
- знают о написании (букв и слов), способны рисовать вертикальные и круговые линии (круги и кресты), могут использовать ножницы. Лучше понимают причинно-следственные связи;
- умеют бросать и ловить мячи (например, поймать маленький мягкий мяч одной рукой и большой шар обеими руками) в положении стоя. Предпочитают играть в сидячем положении и способны прицеливаться и бросать предметы в цель;
- демонстратируют интерес к электронным устройствам, если они являются частью игрового контекста. Умеют использовать программы, которые требуют простых ответов (например, нажатие одной клавиши на клавиатуре/экране для ответа). Используют мышь в ограниченном виде, могут возникнуть трудности при нажатии на маленькие иконки;
- любят многократно слушать рассказы. Составляют ответы и запоминают их для последующего повторения. Им нравится иметь собственные книги, перелистывать страницы. Предпочитают объемные книжки и/или книжки с фигурками, скрытыми за окошками/дверями. Способны называть фигуры и некоторые части тела;
- начинают понимать цель чисел и числовых последовательностей в подсчете объектов в той степени, в которой они могут понять определение "два". Понимают многозначные числа. Количество и понимание слов, фраз и предложений увеличивается. Зовут знакомых людей по их именам. Могут разговаривать со взрослыми в известных контекстах, если тема им интересна. Часто задают вопрос "почему?". Используют язык для того, чтобы информировать, спрашивать и взаимодействовать;
- принимают активное участие в одевании, раздевании, купании и кормлении. Помнят события прошлого, концентрируются на задачах и способны понимать до трех заданий одновременно. По-прежнему учатся посредством подражания и повторения. Выполняют все более сложные имитации;
- становятся капризными и непослушными, пытаются добиться своего. Понимают понятия "внутри", "снаружи", "вверху" и "внизу", а также понятия времени - "сейчас" и "позже". Их по-прежнему привлекают мультисенсорные элементы (зрение, звук и действие), продолжают брать предметы в рот;
- способны управлять на низкой скорости игрушечными транспортными средствами, работающими от аккумуляторных батарей;
- начиная с трех лет дети способны сохранять равновесие на роликовых коньках, кроме роликовых коньков с колесами в один ряд.
3.6.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от 24 до 36 мес, приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Подкатегории игрушек для детей от 24 до 36 мес
Подкатегория |
Начальный возраст, г. |
Описание и примеры подходящих игрушек |
2.01 |
2+ |
Педальные транспортные средства, самокаты, прогулочные велосипеды, велосипеды, трехколесные велосипеды, игрушки на колесах, устойчивые велосипеды с педалями, небольшие двухколесные велосипеды без педалей, приводимые в движение ногами ребенка |
2.02 |
2+ |
Электрические транспортные средства для детей - транспортные средства для детей с питанием от аккумуляторных батарей |
2.24 |
2+ |
Активные игрушки для внутреннего и наружного использования в домашних условиях: качели с сиденьями, которые поддерживают ребенка, и маленькие горки с несколькими шагами для лазания |
2.26 |
2+ |
Мелкие бассейны или "лягушатники" (для использования под присмотром взрослых) |
3.03 |
2+ |
Простые пазлы и головоломки - пазлы с количеством элементов не более 20, которые имеют гладкие края и сочетаются друг с другом без фиксации, а также могут иметь выемки и выступающие части для крепления в одну форму и совместного размещения деталей на подложках |
3.10 |
2+ |
Простые сопоставимые предметы - сопоставление предметов на основе форм, цветов или изображений |
3.12 |
2+ |
Строительные блоки, которые соединяются/совмещаются друг с другом, - большие детали с заданным образцом для строительства/крепления/сборки, которые могут иметь различные функции и оформление |
3.20 |
2+ |
Обучающие игрушки - обучение алфавиту и простым цифрам |
3.27 |
2+ |
Компьютеры, планшеты и портативные игры - компьютерные устройства для игры, которые предполагают простые вопросы и ответы, могут быть на разных языках |
5.03 |
2+ |
Легковесные одетые куклы и куклы, которых нужно одевать (кроме кукол-манекенов), с подвижными глазами, руками и ногами на шарнирах, волосами с корнями, закрепленными внутри головы (схожими с настоящими волосами), с одушевленной деятельностью, например плачем, функциями организма, улыбкой или речью, на них легко одевать одежду, с принадлежностями для имитации знакомой деятельности (бутылочка, одеяльце и т.д.) |
5.09 |
2+ |
Игрушечная посуда, горшки и игрушки для кормления кукол |
5.11 |
2+ |
Простые ролевые игрушки - бытовая техника подходящего для ребенка размера, плиты, кухонные гарнитуры |
5.13 |
2+ |
Аудиовизуальное оборудование, имитирующее настоящее оборудование: пластмассовые приборы, имитирующие радиоприемники, проигрыватели компакт-дисков, портативные мультимедийные проигрыватели, телефонные аппараты, сотовые телефоны и микрофоны с ограниченными функциями |
5.15 |
2+ |
Модели простых персонажей: животные, солдатики, персонажи из пластмассы, например обитатели зоопарка, супергерои, фэнтезийные/вымышленные и исторические персонажи |
5.21 |
2+ |
Костюмы, маскарадная одежда и аксессуары, имитирующие персонажей легенд и сказок, - костюмы для детей с принадлежностями (например, маски, шлемы, мечи) |
5.29 |
2+ |
Мягкие и жесткие конструкции, в которых ребенок может играть, - дома, пещеры, крепость, палатки и тоннели |
5.36 |
2+ |
Книги - специальные книги с объемными и скрытыми картинками, а также функцией "одень персонажа" |
5.37 |
2+ |
Тематические коврики для игры - коврики для игры на полу с изображениями, имитирующими город с улицами |
6.19 |
2+ |
Раскраски и материалы для рисования - простой и ограниченный ассортимент материалов и шаблонов для художественных работ; большие (легкие для захвата) мелки, мел, широкоугольные войлочные маркерные ручки и пальцевые краски |
3.7 Дети в возрасте от 3 до 4 лет
3.7.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от трех до четырех лет
Как правило, следующие навыки и поведение можно наблюдать у детей в возрасте от трех до четырех лет:
- имеют более развитую координацию и мелкую моторику. Они более способны выполнять ручную работу в отличие от детей младшего возраста. С трудом держат в руках игральные карты, но могут есть палочками, ложкой и вилкой без посторонней помощи. Могут удерживать руками более тяжелые шары и предметы, способны бросать и ловить их обеими руками;
- умеют мыть руки, чистить зубы, одеваться и начинают заботиться о себе;
- активно двигаются, бегают, прыгают и крутят педали. Поют, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Играют с забавными и бессмысленными словами и рифмами. Обожают слушать песни, рассказы и смотреть одни и те же видео- и кинофильмы несколько раз. Любят как истории о семейных событиях, так и придумывать собственные истории. Помнят, рассказывают и повторяют события прошлого; если они чего-то не понимают, то воспроизводят дословно услышанное. Становятся более разговорчивыми. Подражают любимым персонажам и повторяют их высказывания;
- способны ездить на трехколесных велосипедах и велосипедах с обучающими/опорными колесами и кататься на роликовых коньках с ограниченными движениями;
- способны управлять игрушечными автомобилями, работающими от батареек на более высоких скоростях;
- проявляют больше внимания и любят простые игрушки и игры (буквы и цифры), которые соответствуют их творческому уровню развития. У них еще отсутствует когнитивная способность, но они могут следовать инструкциям по использованию и сборке игрушек;
- проявляют повышенный интерес к действиям без правил;
- демонстрируют языковые способности, используя растущий словарный запас и понимание основных правил грамматики. Они могут рискнуть сделать более сложные высказывания. Задают вопросы, комментируя и уточняя "почему именно так, а не иначе?". Понимают числа и могут назвать большинство знакомых предметов, образов, форм, цветов и некоторые цифры;
- все больше интересуются ролевыми играми с низкой сложностью; учатся, подражая увиденному и услышанному в реальной жизни;
- способны взбираться на объекты и качаться без посторонней помощи;
- любят играть с водой, глиной и лепкой;
- любят играть со строительными игрушками и способны строить достаточно сложные конструкции, работать с позиционированием, перемещением деталей. Играют правильно - с использованием правил игры. Метод проб и ошибок является частью их модели игры. Расстраиваются из-за головоломок, которые не сочетаются друг с другом легко. Могут закручивать пружины с помощью простых больших ключей и низкого крутящего момента, а также надевать большие бусины на шнуры. Они уже могут копировать геометрические фигуры и простые формы. Могут рисовать, резать и клеить фигуры. Любят более сложные изображения и проявляют большую склонность к каракулям на книгах;
- несмотря на отсутствие тонких моторных навыков, чтобы справиться с кнопками и шнурками, они способны надевать на себя простую одежду;
- любят игрушечные транспортные средства и места отдыха - пляжи, парки и зоопарки;
- обладают мелкой моторикой для работы с электронным оборудованием, но испытывают трудности при навигации по программному обеспечению и веб-сайтам. Дети способны осваивать простые программные продукты (требующие однократного нажатия клавиши для ответа). На этом этапе они более способны использовать кнопки и джойстики;
- более открыты к социальным взаимодействиям и играют с другими детьми, хотя и не всегда следуют правилам. Способны понимать более трех инструкций одновременно. Имеют меньшее понимание стратегий, но полное понимание причинно-следственных связей. Решают задачи, связанные с размером, объемом, пространством и весом, понимают "равные" и "разные" концепции, но имеют низкие и средние способности для решения более сложных задач;
- обладают улучшенной координацией глаз и рук, их привлекают простые образы и яркие краски. Поскольку бинокулярное зрение все еще находится в стадии развития, они по-прежнему учатся различать мелкие детали;
- обладают развитым чувством юмора, их привлекает просмотр рекламы.
3.7.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от трех до четырех лет, приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Подкатегории игрушек для детей от трех до четырех лет
Подкатегория |
Начальный возраст, г. |
Описание и примеры подходящих игрушек |
2.03 |
3+ |
Игрушечные велосипеды - двухколесные педальные велосипеды с дополнительными поддерживающими колесами или без них |
2.06 |
3+ |
Роликовые коньки (кроме линейных) - роликовые коньки с колесами, расположенными не в одну линию |
2.08 |
3+ |
Мыльные пузыри - игрушки с аксессуарами для мыльных пузырей |
2.09 |
3+ |
Боулинг, игры типа "Бочче", игры с бросанием колец - пластиковые или деревянные наборы для боулинга, кольца для метания |
2.11 |
3+ |
Игрушечные версии настоящего спортивного инвентаря для имитации настоящих спортивных игр: бейсбола, баскетбола, крикета, гольфа, тенниса, бадминтона, волан, а также спортивные принадлежности или пляжные ракетки |
2.14 |
3+ |
Игры, связанные с бросанием предмета в цель |
2.23 |
3+ |
Развивающие игрушки для использования на открытом воздухе и в помещении: тобогганы, санки, качели с открытыми сиденьями, высокие горки с большим количеством ступеней, лестницы и качалки-балансиры |
2.27 |
3+ |
Простые электронные напольные коврики - для повторения ритма, создания музыки, обучения простым танцевальным движениям |
3.11 |
3+ |
Строительные наборы и наборы для сборки - детали различной формы с разнообразными фитингами и креплениями |
3.21 |
3+ |
Игры и игрушки для развития навыков наблюдения и рассуждения: игры на запоминание, игры, основанные на случайности, настольные игры без элементов стратегии |
3.23 |
3+ |
Развивающие игрушки - изучение количества, размера, объема, веса, пространства и формы, обучение навыкам определения времени |
4.09 |
3+ |
Механические и электрические транспортные средства, имитирующие взрослые аналоги (по уровню детализации и пропорциям): автомобили, грузовые автомобили, самолеты, лодки, приводимые в движение при помощи пружины или аккумуляторной батареи |
4.17 |
3+ |
Транспортные средства и механизмы без механического привода, имитирующие взрослые аналоги (по уровню детализации и пропорциям): простые и легкие грузовые автомобили, самолеты, лодки, изготовленные из пластмассы или дерева, которые могут или не могут перемещаться по дорожкам |
4.19 |
3+ |
Простые трансформируемые игрушки и предметы: игрушки, чьи части можно перемещать, чтобы преобразовать их из одного символа или объекта в другой |
4.21 |
3+ |
Роботы с простыми движениями или элементами управления |
5.07 |
3+ |
Функционирующие коляски, кроватки и мебель для кукол, имитирующие реальные версии |
5.17 |
3+ |
Фигурки с подвижными конечностями и небольшим количеством принадлежностей: персонажи с подвижными конечностями, поворачивающейся головой и простыми механизмами, имитирующие героев, воинов, участников вымышленных или воображаемых историй и битв |
5.23 |
3+ |
Предметы для имитации бытовой и профессиональной деятельности: предметы для домашней уборки, столярные и механические инструменты, инструменты врача и медсестры, полицейского, пожарного и солдата, такие как шлем, оружие, орудия производства и соответствующие принадлежности |
5.25 |
3+ |
Косметические принадлежности и аксессуары для кукол: косметика, одежда, аксессуары одежды, туфли на высоком каблуке и сумочки |
5.27 |
3+ |
Мягкие или жесткие кукольные домики или с соответствующими росту детей принадлежностями - торговые прилавки, почтовое отделение |
5.35 |
3+ |
Игровые наборы, имитирующие жизнь в городской и сельской местности: коммерческие учреждения, магазины, банки, АЗС, автостоянки, почтовые отделения, школы и классы, поезда и станции метро, больницы, аэропорты, автовокзалы, зоопарки, "Ноев ковчег", прилавки с фруктами и овощами, города, фермы и любые другие имитирующие различные места игрушки |
5.39 |
3+ |
Дома и аксессуары для кукол: дома с несколькими комнатами и мебелью, имитирующие кухню, спальню, столовую и т.д. |
5.41 |
3+ |
Куклы для моделирования одежды и аксессуары: сборные куклы для моделирования и их аксессуары и дополнения, такие как мебель, личные вещи, спортивное оборудование и др. |
6.05 |
3+ |
Игрушки для творческой деятельности: цветная бумага, маркерные доски или пластиковые палочки для создания обстановки или фигурок, детали с магнитами для создания игровых сцен |
6.06 |
3+ |
Наклейки-тату и краски для нанесения на тело - косметика, наносимые на кожу тату и наклейки для ногтей |
6.09 |
3+ |
Наборы бусин для плетения |
6.18 |
3+ |
Наборы для раскрашивания карандашами и красками: наборы материалов, трафареты и шаблоны для художественных работ; большой ассортимент цветных и простых карандашей, маркеров стойким наконечником и акварелей |
6.23 |
3+ |
Моделирование (ручное) и литье (с пресс-формами) - ручное моделирование и формование с помощью шпатлевок или тестовых форм, посуда для работы с модельной шпатлевкой |
6.29 |
3+ |
Марионетки и простые кукольные театры из дерева, пластмассы или ткани с неподвижными глазами и съемными принадлежностями |
3.8 Дети начального возраста от 4 до 6 лет
3.8.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от четырех до шести лет
Как правило, следующие навыки и поведение можно наблюдать у детей в возрасте от четырех лет до шести лет:
- способны координировать большие и малые движения, проявляют умеренную ловкость и силу. Хорошая координация движений в сочетании с быстротой и подвижностью. Большинство детей в возрасте не старше пяти лет могут сохранять достаточный баланс и координацию для использования двухколесных самокатов и велосипедов без поддерживающих/тренировочных колес. Способны пользоваться тормозами, приводимыми в действие ногами. Начинают пользоваться коньками и самокатами. Они увлекаются играми, связанными с балансированием предметов;
- выполняют ролевые игры средней и высокой сложности более длительное время, имитируя взрослую деятельность благодаря богатому воображению. Любят реалистичные материалы для творчества и предпочитают настоящие истории. Развивают и поддерживают дружеские отношения и демонстрируют высокий уровень драматизации;
- бросают объекты с силой, ударяя битой или ракеткой. Бросают мячи и ловят при отскакивании их от земли;
- обладают умеренной способностью к решению проблем с некоторым пониманием правил. Демонстрируют повышенный интерес к играм, развивающим взаимодействие с другими игроками. Проявляют внимание, необходимое для того, чтобы собрать головоломку за считанные минуты. Играют организованно, составляют игровые стратегии. Демонстрируют максимальный уровень концентрации в течение 20 мин в возрасте четырех лет и 40 мин в возрасте пяти лет;
- демонстрирует вокальные навыки и способны петь синхронно с другими людьми. Любят музыкальные ритмы и способны поддерживать ритм во время ходьбы или марширования. Танцуют во время одевания, изобретают песни и обыгрывают истории при помощи танца. Проявляют интерес к занятиям музыкой и могут повторять простые музыкальные ноты;
- в возрасте пяти лет играют простые мелодии на музыкальных инструментах. Распознают и воспроизводят мелодии. Ритмично повторяют слова, но с трудом улавливают мелодию. Выражают музыкальные идеи в различной форме. Любят тематические мелодии, способны играть в простые игры, связанные с пением и декламацией стихов и рифмовок. Любят отвечать на вопросы в телевизионных викторинах;
- рисуют человеческих персонажей, у которых не более семи частей тела, - в возрасте четырех лет - и персонажи, у которых приблизительно девять частей тела, - в возрасте пяти лет. Способны копировать геометрические формы, буквы и цифры;
- могут решать самые простые ручные задачи и прорезать линию обрезки. Художественные творения приобретают для них смысл и оправдывают их ожидания;
- способны обрабатывать небольшие и более сложные части и начинают развивать свою способность удерживать объекты, подражая взрослым. Могут одновременно удерживать до четырех карт;
- усваивают понятия времени: "вчера", "сегодня", "завтра", "после", "позже", "сейчас" и "немедленно". Поддерживают временную последовательность событий. Разговаривают с одним или несколькими людьми одновременно о вымышленных и абстрактных фактах;
- демонстрируют хорошо развитую координацию глаз и рук. Начинают осваивать электронные устройства и понимают пользовательский интерфейс, используемый программными продуктами. Пользуются Интернетом, но открывают только одну страницу за посещение. Правильно используют компьютерную мышь. Любят игры на портативных устройствах и клавиатуры для ввода простых данных;
- начинается стадия изучения алфавита, знание чтения и письма еще не сформировано полностью. Беспрерывно говорят. Рассказывают истории и создают театральные постановки. В возрасте пяти лет детям больше нравится импровизировать, однако они испытывают трудности с чтением. Играют со словами; самостоятельно читают более сложные рассказы, которые отличаются от их повседневного чтения;
- создают более развитые и сложные конструкции с блоками и деталями. Могут открывать двери с помощью мелких и средних ключей, прикладывая значительные усилия;
- следуют более сложным инструкциям по сборке бусинок различных размеров на шнурах и могут создавать простые последовательности из нескольких инструкций;
- обладают большей уверенностью, находясь в воде, и охотно учатся плавать, интересуются спортом и танцами (футбол, плавание, балет, дзюдо и т.д.).
3.8.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от четырех до шести лет, приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Подкатегории игрушек для детей начиная от 4 до 6 лет
Подкатегория |
Начальный возраст, г., лет |
Описание и примеры подходящих игрушек |
2.13 |
4+ |
Простые игры с препятствиями и игры типа "классики" |
2.16 |
4+ |
Вращающиеся волчки без веревки |
2.17 |
4+ |
Ходьба по сваям (низкая высота), обручи хулахуп, кольца, которые должны быть уравновешены перекладиной |
3.01 |
4+ |
Легкие пазлы от 20 до 150 собираемых частей |
3.19 |
4+ |
Игрушки и игры в вопросы (изображения) и ответы - соотнесение картинок |
3.25 |
4+ |
Логические и математические игры: логические последовательности, временные последовательности |
4.03 |
4+ |
Аудио- и аудиовизуальное оборудование с реальными функциями: портативные проигрыватели, караоке и микрофоны |
4.11 |
4+ |
Сложные игрушечные транспортные средства с дистанционным управлением, двигающиеся в различных направлениях и обладающие несколькими функциями: машины, грузовики, лодки, управляемые посредством пульта управления, радиоуправления, посредством ИК-команд и т.д. |
5.38 |
4+ |
Карточки, наклейки и альбомы для коллекционирования - изделия с игровыми функциями |
6.03 |
4+ |
Марки с изображениями животных, персонажей, рисунков, алфавита и т.д. для печати |
6.10 |
4+ |
Перфорированные игрушки и игрушки для вырезания |
6.20 |
4+ |
Наборы для рисования красками на водной основе: наборы с кисточками и принадлежностями для рисования красками или шелкографии |
6.21 |
4+ |
Наборы для рисования: наборы с холстом, матовой тканевой, бумажной или пластиковой поверхностью для рисования карандашами и красками с/без возможности стирания, "волшебная калька", наборы для имитации и создания фотокопий (пантографы), наборы для письма на досках, меловых досках или магнитно-маркерных досках |
6.27 |
4+ |
Электронные музыкальные инструменты: реалистичные и функциональные клавиатуры, электрогитары, электронные барабаны |
7.01 |
4+ |
Простые карточные игры, колоды для семейной игры |
7.04 |
4+ |
Коллективные игры: настольные игры для обучения коллективной работе, играя в которые дети учатся работать в команде, в отличие от соревнования друг с другом |
7.07 |
4+ |
Настольные игры с прохождением маршрута, настольные игры с определенным маршрутом, по которому требуется пройти, кидая кубик, на котором указано количество шагов |
7.09 |
4+ |
Социальные игры для маленьких детей с несколькими игроками, имеющие низкий уровень сложности |
2.07 |
5+ |
Летающие объекты: воздушные змеи, бумеранги, простые самолеты (с резинкой) |
2.20 |
5+ |
Скакалка |
3.22 |
5+ |
Игры для изучения времени: часы, календари и игрушки для представления понятий часов, дней и месяцев |
4.01 |
5+ |
Функционирующие рации и телефонные аппараты для связи |
4.06 |
5+ |
Бытовые устройства с ограниченными функциями: швейная машина, автомат для приготовления попкорна, миксер, блендер, мороженица, аппарат для приготовления сахарной ваты и т.д.
Примечание - Не все функционирующие приборы являются подходящими для данного возраста, в частности игрушки, подключаемые к электросети или обладающие функцией нагрева |
4.07 |
5+ |
Детализированные и/или реалистичные модели игрушечных транспортных средств содержат такие детали, как двери, капот и багажник, которые открываются и закрываются |
6.01 |
5+ |
Создание фигурок или изображений по образцу: геометрические детали и палочки, выполненные из дерева или пластика и окрашенные в разные цвета, для составления фигурок или изображений |
6.24 |
5+ |
Лепка при помощи пластилина и моделирующего песка |
7.05 |
5+ |
Основанные на случайности игры: кости, монеты, лотерея, рулетка |
7.11 |
5+ |
Игры на развитие умений и навыков, в частности игры, заключающиеся в балансировке деталей, захвате объектов, попадании в цель, игры, требующие проявления способностей и быстрой реакции |
7.15 |
5+ |
Простые стратегические и логические игры: шашки, карточные игры, домино и т.д. |
3.9 Дети начального возраста от 6 до 8 лет
3.9.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 6 до 8 лет
Как правило, следующие навыки и поведение можно наблюдать у детей в возрасте от шести до восьми лет:
- проявляют ловкость, силу и умственные способности от средней до высокой. Обладают большой энергией и играют до усталости;
- демонстрируют периоды изменения в поведении и настроении из-за их постоянного развития чувства независимости, например, в выборе пищи, одежде и других физиологических потребностях. Кроме того, они требовательны в плане одежды и носят одежду и аксессуары, схожие со взрослыми вариантами;
- развивают абстрактное мышление и способны лучше отличать реальность от фантазии. Понимают смысл символов и цифр. Несмотря на то что они обладают высоким чувством структурированной и более целенаправленной воображаемой игры, растет интерес к реальным событиям из их окружения;
- демонстрируют умеренную способность решать проблемы. Развивают навыки рассуждений и готовы использовать более сложные игрушки. Могут использовать карты для навигации во время игры и больше сосредотачиваются на интересующей их деятельности;
- проявляют все больший интерес к чтению и письму, словарный запас расширяется. В данный период развиваются навыки чтения и математического счета. Обладают когнитивной способностью следовать инструкциям по применению и сборке игрушек и игровых стратегий, но испытывают определенную трудность при их чтении и осмыслении;
- полностью осознают существование другого(-их) игрока(-ов). Им интересны игры, связанные со спортом, фантазией и приключениями, а также им нравится коллекционировать предметы;
- ловят и ударяют по маленьким шарам. Бросают мячи о землю с повышенной силой. Они способны использовать фитнес-оборудование, такое как кольца и батуты;
- к восьми годам они способны собирать конструкционные наборы (технические модели), но не обладают когнитивным пониманием функционирования предметов, перемещающихся с большой скоростью (например, ракет). Возобновляют незаконченную деятельность, любят реалистичные наборы на базе предметов и фильмов со сложными деталями. Они способны систематически собирать пазлы до конца. Демонстрируют способность к сборке и разборке деталей и практически без труда манипулируют небольшими деталями;
- очень хорошо разбираются в электронных гаджетах и хотят иметь реальное аудио-, видеооборудование. Любят CD/DVD, аудиокниги, видеоролики, фильмы, телешоу и видеоклипы. Слушают рассказы о приключениях, смотрят комедии и драмы с персонажами, подходящими для их возрастной группы. Существует высокий процент детей в возрасте от шести до восьми лет, пользующихся Интернетом;
- в возрасте семи лет проявляют интерес к спортивным играм, выражая желание быть частью группы, так как социализация для них является приоритетом. Могут быть очень критичными по отношению к себе;
- проявляют интерес к разного рода музыки и могут исполнять интерпретирующие танцы. Помнят песни и слова и любят танцевать;
- экспериментируют и исследуют взрослые виды деятельности через творчество. Проявляют интерес к столярному делу и шитью. Шьют одежду для кукол и пальчиковых кукол (большими иголками). Делают и носят простые предметы одежды, интересуясь теми видами деятельности, в процессе которых применяют керамику и фотографии;
- могут держать большое количество карт и способны одновременно использовать обе руки, открывать двери с помощью мелких ключей, прикладывая небольшое усилие и приводя в действие ручные тормоза;
- более осведомлены в отношении физиологии своего тела и различий между полами, поддерживают прочную связь с противоположным полом в семье. Проявляют интерес о различиях и любопытство к физиологии тела противоположного пола;
- интересуются разнообразными темами материалов, публикуемых в книгах и журналах. Выбирают понравившиеся книги и читают их самостоятельно, любят делиться прочитанным со взрослыми. В возрасте восьми лет они могут пользоваться содержанием книг, пользоваться указателями и словарями;
- демонстрируют развитое чувство музыкальной гармонии. Проявляют интерес к регулярным занятиям музыкой. Читают и проигрывают мелодию с нотного листа. Играют на настоящих музыкальных инструментах и умеют петь в хоре и группе. В возрасте восьми лет сочиняют музыкальные произведения.
3.9.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от шести до восьми лет, приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Подкатегории игрушек для детей в возрасте от 6 до 8 лет
Подкатегория |
Начальный возраст, лет |
Описание и примеры подходящих игрушек |
2.05 |
6+ |
Коньки, двухколесные скутеры и линейные роликовые коньки |
2.18 |
6+ |
Йо-йо и волчки со шнуром |
2.19 |
6+ |
Мини-гольф, крикет, бильярд, настольный футбол и другие аналогичные игры |
3.24 |
6+ |
Игры, связанные с орфографией и цифрами (для индивидуального игрока), - кроссворды, поиск слов, судоку |
3.26 |
6+ |
Игры на выполнение математических операций, в том числе с дробями |
4.13 |
6+ |
Сложные механические или электрические транспортные средства и механизмы: строительная техника, самосвалы, подъемники/краны |
4.15 |
6+ |
Дорожки для электрических автомобилей, поездов и аксессуаров: автомобильные трассы, железнодорожные пути, сложные схемы, с или без принадлежностей, таких как платформы, тоннели, препятствия, декорации, транспортные средства и т.д. |
6.07 |
6+ |
Ремесла, такие как ткацкие станки, комплекты вышивки иглой или другое швейное оборудование |
6.13 |
6+ |
Глина и керамика для моделирования |
7.16 |
6+ |
Стратегические игры: шахматы, настольные игры, в основе которых лежат логика, мыслительный процесс и умение предугадывать действия другого участника |
7.21 |
6+ |
Числовые и буквенные игры (как правило, несколько игроков), требующие создания или обнаружения скрытых слов или чисел |
7.25 |
6+ |
Игровые наборы - коробки с разными играми |
2.22 |
7+ |
Электронные танцевальные маты для изучения танцевальных шагов и для следующих стандартных танцевальных программ |
3.15 |
7+ |
Игрушки, которые включают или демонстрируют элементарные законы физики |
6.15 |
7+ |
Техника складывания бумаги - оригами |
7.03 |
7+ |
Социальные и семейные игры для нескольких игроков с заранее определенными правилами, требующие или не требующие наличия знаний в различных областях от среднего до сложного уровня знаний |
7.19 |
7+ |
Общие познавательные игры с учетом знаний по разным предметам |
7.23 |
7+ |
Наборы для демонстрации фокусов |
3.10 Дети начального возраста от 8 до 14 лет
3.10.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 8 до 14 лет
Как правило, следующие навыки и поведение можно наблюдать у детей в возрасте от 8 лет до 14 лет:
- выполняют высокоструктурированные и целенаправленные ролевые игры. Могут открывать замки с помощью мелких ключей, прикладывая силу, и приводят в действие механизмы. Мальчики и девочки отличаются по характеру, характеристикам и интересам. Девочки развиваются быстрее, чем мальчики;
- в возрасте девяти лет их поведение реалистично, ответственно, сознательно, проявляют конкурентоспособность и интересуются биографиями выделяющихся личностей, историей и другими сферами культурной жизни;
- демонстрируют высокую степень ловкости, силы, а также выносливости, применяя тонкие моторные навыки. Хорошая координация глаз и быстрая реакция в движении. Им нравится собирать предметы, и они любят социальные игры, в которых принимают участие несколько игроков. Способны проводить научные эксперименты и использовать области академических знаний в играх. Заинтересованы в скрытых ресурсах игр, играют в течение нескольких дней, предпочитая сложные игры в течение длительного промежутка;
- в возрасте 10 лет они начинают экспериментировать с теми вещами, которые изучают, читают и собирают. Любят узнавать и запоминать факты;
- в возрасте 11 лет они определяют темы, представляющие интерес для них;
- хорошо запоминают песни, читают ноты с листа, любят импровизировать, развивая музыкальные способности;
- в возрасте 12 лет мышление более взрослое, что проявляется в способности к обобщению и теоретическим предположениям. Развивается понимание последствий своих действий, но полное осознание риска отсутствует. Дети способны понимать и следовать сложным инструкциям и стратегиям, но при этом не хотят читать. Маленькие книги считают книгами для детей;
- проявляют интерес к взрослым темам, таким как война, знакомства и мода, а также к близким отношениям и социальной деятельности. Демонстрируют более длинные, сложные и структурированные функции;
- увлекаются спортом и конкурентоспособны во взрослых видах спорта, например в занятиях фитнесом, используют фитнес-оборудование, принимают участие в соревнованиях. Любят организованные досуговые мероприятия, используют коньки, скутеры, скейтборды и велосипеды ВМХ;
- обладают развитыми навыками решения проблем, собирают сложные пазлы, применяют более комплексные художественные техники и выполняют детализированные рисунки;
- категоричны в выборе одежды, одеваются и персонализируют себя более тщательно. Способны достаточно аккуратно накладывать макияж.
3.10.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы детей от 8 до 14 лет, приведены в таблице 10.
Таблица 10 - Подкатегории игрушек для детей в возрасте от 8 до 14 лет
Подкатегория |
Начальный возраст, лет |
Описание и примеры подходящих игрушек |
3.17 |
8+ |
Экспериментальные наборы, научные наборы: комплекты химии, человеческий организм в деталях, наборы органических материалов, кристаллы, гербарии, микроскопы, среды обитания |
6.11 |
8+ |
Гравировка и обработка металлов в простых и сложных деталях |
6.17 |
8+ |
Макеты, технические модели: самолеты, лодки, автомобили и мотоциклы с деталями для сборки |
7.17 |
9+ |
Имитационные, ролевые игры и игры на завоевание: ролевые, имитационные, обучающие игры и игры на завоевание, в которых игроки принимают решения посредством анализа ряда ситуаций и применения индивидуальных стратегий для завоевания территорий, приобретения активов или недвижимости, строительства городов, а также для установления новых функций персонажей с целью изменения ситуации |
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58672-2019/ISO/TR 8124-8:2016 "Безопасность игрушек. Часть 8. Руководящие указания по определению возраста" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2019 г. N 1209-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2019 г.
Дата введения - 1 июля 2020 г.