Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 мая 2020 г. N 5.1-01/1137
на проект федерального закона N 952911-7 "О внесении изменения в статью 212 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 12 мая 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 952911-7 "О внесении изменения в статью 212 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, А.Д. Жуковым, A.M. Макаровым, членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым 7 мая 2020 года.
Федеральным законом вносится в абзац девятый подпункта 1 пункта 1 статьи 212 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) изменение, освобождающее от обложения налогом на доходы физических лиц любые доходы налогоплательщиков в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в течение льготного периода, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией указанной нормы Налогового кодекса налогооблагаемыми доходами в виде материальной выгоды не признаются только доходы от экономии на процентах, полученные заемщиками - физическими лицами, чьи обязательства по кредитному договору обеспечены ипотекой. Федеральным законом от 3 апреля 2020 года N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" предусмотрена возможность уменьшения в течение льготного периода размера платежей по кредитному договору (договору займа), как обеспеченному, так и не обеспеченному ипотекой.
Федеральный закон направлен на унификацию норм, регулирующих налоговые последствия сходных по содержанию экономических отношений, что согласуется с принципом равенства налогообложения и требованием экономической обоснованности налогов.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, не противоречит основам налогообложения и сборов в Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона он должен вступить в силу со дня его официального опубликования и его положения должны применяться в отношении доходов физических лиц, полученных начиная с налогового периода 2020 года. Это не противоречит пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, каким-либо образом улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается федерального налога. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 26 мая 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.