Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
приказом Министерства
природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Коми
от "26" февраля 2020 г. N 284
(приложение)
Обобщение
правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) за 2019 год
1. Общие положения
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 83 Лесного Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 года N 452 "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми, Министерство) в рамках переданных полномочий Российской Федерации осуществляет на землях лесного фонда Республики Коми федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного Кодекса Российской Федерации.
На территории лесного фонда Республики Коми федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляют должностные лица Министерства и государственных учреждений - лесничеств, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство.
Федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
При осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах лесные инспектора руководствуются положениями нормативных правовых актов в области государственного контроля (надзора).
В 2019 году количество должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории Республики Коми, составило 519 штатных единиц, фактически федеральный государственный лесной надзор осуществляло 439 человек. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (поднадзорных субъектов), осуществляющих свою деятельность на территории лесного фонда составило 298.
Обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лесного надзора проведены в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 года N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".
2. Правоприменительная практика организации и осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах
2.1. Организация и проведение проверок
Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора государственными лесными инспекторами проводятся в форме плановых и (или) внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся на основании и в соответствии с утверждаемыми Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на очередной год ежегодными планами проведения плановых проверок (далее - Планы проверок).
Планы проверок разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями статьи 9 Закона N 294-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 года N 489.
При разработке Планов проверок учитываются особенности организации и проведения в 2019 - 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в отношении субъектов малого предпринимательства, установленные статьей 26.2 Закона N 294-ФЗ.
В 2019 году в планы проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства не включались и плановые проверки в отношении указанных лиц не проводились.
За истекший период 2019 года всего проведено 19 плановых проверок.
Плановые проверки проводятся с примирением формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), утвержденной приказом Рослесхоза от 07.05.2018 г. N 404.
Также за истекший период 2019 года проведено 11 внеплановых проверок по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований).
Срок проведения каждой из проведенных проверок (плановой, внеплановой), не превышал двадцать рабочих дней.
В соответствии с пунктом 74 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2016 года N 233, внеплановая проверка исполнению ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований (далее - предписание) проводилась в течение 15 рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения, установленного предписанием.
Нарушений сроков, установленных требованиями Закона N 294-ФЗ при проведении проверок (плановых, внеплановых) в 2019 году не допущено.
В соответствии с частью 11 статьи 9 и часть 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ плановые и внеплановые проверки государственными лесными инспекторами проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок.
Выбор формы проведения каждой конкретной проверки обусловлен ее целями и задачами, а также основанием проведения внеплановой проверки, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям.
В 2019 году в основном проверки проводились в форме выездных - 83,3% от общего количества проведенных проверок (документарные - 5 шт., выездные - 25 шт.).
При организации и проведении проверок соблюдены основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), установленные статьей 3 Закона N 294-ФЗ.
Грубые нарушений при организации и проведении проверок (плановых, внеплановых), установленных частью 2 статьи 20 Законом N 294-ФЗ, влекущих отмену результатов проверки, государственными лесными инспекторами в 2019 году не допущено. Заявление об обжаловании действий (бездействия) Министерства и лесничеств либо их должностных лиц в 2019 году в Минприроды не поступали.
Результаты проверок государственными лесными инспекторами оформлялись в соответствии с требованиями, установленными статьей 16 Закона N 294-ФЗ.
Непосредственно после завершения проверки государственными лесными инспекторами оформлялся акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, государственными лесными инспекторами, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимались меры, предусмотренные статьей 17 Закона N 294-ФЗ.
За отчетный период выдано 8 предписаний об устранении нарушений обязательных требований. Срок исполнения 3 предписаний не наступил, не исполнено в установленный срок 3 предписания, 3 предписания были исполнены в срок. По фактам неисполнения предписаний возбуждены дела об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
2 внеплановые проверки (из них 1 согласованная, с прокуратурой, основанием для которой являлось мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю, 1 на основании ранее выданного предписания) не были осуществлены, в связи с необеспечением присутствия законного представителя проверяемого лица. За необеспечение присутствие представителя, повлекшее невозможность проведения проверки возбуждено 1 дело по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ и 1 по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Информация о плановых и внеплановых проверках государственными лесными инспекторами вносится в федеральную государственную информационную систему (АИС) "Единый реестр проверок" в сроки установленные Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. N 415.
На 2020 г. запланировано проведение 24 плановых проверок юридических лиц, в том числе 1 проверка совместно с иными органами государственной власти.
2.2. Организация и проведение мероприятий по контролю в лесах
Государственными лесными инспекторами проводятся следующие мероприятия по контролю в лесах, расположенных на землях лесного фонда Республики Коми:
- патрулирование лесов;
- плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков.
Указанные мероприятия по контролю в лесах проводятся без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Патрулирование лесов проводится на основании приказов об утверждении графиков и маршрутов патрулирования лесов.
Плановые (рейдовые) осмотры лесных участков проводятся государственными лесными инспекторами в соответствии со статьей 13.2 Закона N 294-ФЗ. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утверждены приказом Минприроды России от 31.08.2015 N 373.
В 2019 году проведено 5982 мероприятия по контролю в лесах (4837 патрулирований, 1145 плановых (рейдовых) осмотров обследований лесных участков).
2.3. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям
Рассмотрение обращений (заявлений) граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нарушениях обязательных требований, совершенных в лесах, осуществляется в том числе с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Основная часть обращений, поступивших в Министерство, содержала информацию о незаконных рубках лесных насаждений, загрязнении лесных участков, самовольном занятии и использовании лесов.
2.4. Привлечение лиц, допустивших нарушения требований лесного законодательства, к предусмотренной законодательством ответственности
В 2019 г. государственными лесными инспекторами Республики Коми возбуждено 918 дел об административных правонарушениях.
Должностными лицами Министерства, уполномоченными на рассмотрение административных дел, рассмотрено 449 дел.
К административной ответственности привлечено 484 правонарушителя (40 - граждан, 208 - должностных лиц, 236 - юридических лиц).
Всего наложено административных штрафов на сумму 14885,5 тыс. руб.
В доходную часть бюджета с учетом штрафов назначенных в прошлые периоды взыскано 171 административный штраф на сумму 6320,2 тыс. руб.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях применяются положения:
статьи 4.1 КоАП РФ о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ;
статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение (в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников за впервые совершенное административное правонарушение).
За истекший период 2019 года должностными лицами Министерства, уполномоченными на рассмотрение административных дел, прекращено производством 85 дел об административном правонарушении, из них: 66 дел прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ (наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ); 19 дел прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ (объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ).
В суде обжаловалось 85 постановлений по делам об административных правонарушениях (далее - постановлений) (из 449 постановлений, рассмотренных должностными лицами Министерства в 2019 г.). Вынесено 34 судебных решения об оставлении постановлений в силе. Вынесены судебные решения об отмене постановлений по 36 делам, что составляет 8% от общего числа вынесенных постановлений. Постановления отменяются в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, по причине недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лиц к административной ответственности, в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающей административную ответственность, а также в связи с направлением дела на новое рассмотрение.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ вынесено 5 представлений об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
2.5. Направление материалов о нарушениях обязательных требований в правоохранительные органы и возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства
В 2019 году к уголовной ответственности за нарушения лесного законодательства граждане привлекались по статье 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений)
По выявленным фактам нарушений лесного законодательства в следственные органы было направлено 191 материал, в том числе по фактам незаконной рубки лесных насаждений - 124 материала: из принятых к расследованию дел возбуждено 81 уголовное дело; отказано в возбуждении уголовных дел по 16 фактам; привлечено к уголовной ответственности 10 человек.
Для взыскания ущерба, причиненного лесам и лесным насаждениям вследствие нарушений лесного законодательства, Министерством: в рамках досудебного урегулирования споров предъявлено 165 требований о возмещении вреда на сумму 238463,1 тыс. руб., по результатам досудебной работы возмещено вреда добровольно по 95 требованиям на сумму 2977,1 тыс. руб.; в суд для предъявления ущерба направлено 58 исков на сумму 51101,1 тыс. руб.; вынесены судебные решения по возмещению ущерба по 32 искам на сумму 121593,2 тыс. руб.; возмещено по решению суда по 50 искам на сумму 20232,0 тыс. руб.
3. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Наиболее распространенные нарушения обязательных требований, совершаемые в лесах, расположенных на землях лесного фонда Республики Коми являются нарушения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года N 417, и Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 года N 474.
Основная часть нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного лесного надзора, заключается в следующем:
оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке;
оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев;
вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ;
нарушение требования об очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков и требований к складированию древесины на лесосеках;
засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, должностными лицами Министерства и лесничеств, осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии с утверждаемым Минприроды Республики Коми программой профилактики нарушений.
В рамках профилактики нарушений в 2019 году проделана следующая работа:
на постоянной основе ведется агитационно-разъяснительная работа, правовое просвещение и информирование населения и поднадзорных субъектов;
проведено 4 публичных обсуждения, в том числе результатов правоприменительной практики по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах (г. Ухта, г. Печора, г. Сыктывкар);
в адрес лиц, использующих леса внесено - 27 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
приказом Минприроды Республики Коми от 24.12.2019 г. N 2422 "Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований лесного законодательства" утверждено руководство по соблюдению обязательных требований лесного законодательства при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, которое размещено на официальном сайте Министерства;
приказом Минприроды Республики Коми от 30.04.2019 г. г. N 702 "Об утверждении перечней правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах" утвержден перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, который размещен на официальном сайте Министерства. По мере изменений законодательства перечень обязательных требований актуализируется;
на сайте Министерства размещается статистика о количестве проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечня наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общее количество случаев привлечения к административной ответственности с указанием по видам основных правонарушений;
проведено обобщение правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лесного надзора, подготовлен обзор правоприменительной практики, который размещен на сайте Министерства.
С целью недопущения нарушений требований лесного законодательства юридическими лицами, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями рекомендуем обеспечить контроль за соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах, заготовки древесины и иных нормативных правовых актов.
4. Предложения по совершенствованию законодательства
Согласно п. 73 Приказа Минприроды России от 12.04.2016 г. N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" (далее - Административный регламент) сроки устранения нарушений, выявленных при проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанные в предписании об устранении выявленных нарушений, пересмотру и переносу не подлежат.
Законодательством Российской Федерации данное ограничение не предусмотрено. Фактически, при исполнении предписания возникают объективные причины, в том числе обстоятельства непреодолимой силы, в результате которых предписание становится невыполнимым в установленные сроки, но Административный регламент запрещает перенос или продление сроков, что нарушает права граждан на продление.
Предлагаем внести изменения в п. 73 Административного регламента, которые позволят органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений пересмотреть и перенести сроки устранения нарушений, указанные в предписании.
Из требований, перечисленных в п. 71 Административного регламента следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностное лицо, проводившее проверку, выносит одно предписание об устранении всех выявленных нарушений.
Нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, выявляемые в рамках проведения одной проверки на территории различных лесничеств, имеют различный характер и по каждому пункту предписания необходимо указывать различные сроки устранения данных нарушений. В связи с этим на практике могут возникнуть трудности при организации проверок выполнения предписания в части определения дат начала их проведения - либо с момента истечения срока по каждому нарушению (сколько пунктов в предписании с разными сроками - столько и проверок), либо с момента истечения самого позднего срока, указанного в предписании (одна проверка по всему предписанию)
Предлагаем внести изменения в п. 71 Административного регламента, которые позволят должностному лицу, проводившему проверку при выявлении нарушений в рамках проведения одной проверки на территории различных лесничеств выдавать несколько предписаний.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 26 февраля 2020 г. N 284 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.