Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Главного контрольного
управления города Москвы
от 2 апреля 2015 г. N 34
Методические рекомендации
по организации и осуществлению ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по организации и осуществлению ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях оказания содействия государственным органам города Москвы в организации эффективного контроля за соблюдением законов и иных нормативных|правовых актов Российской Федерации и города Москвы в сфере закупок подведомственными им заказчиками.
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Положением о Главном контрольном управлении города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 01.06.2012 N 252-ПП, Порядком осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 488-ПП (далее - Порядок осуществления ведомственного контроля), и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
1.3. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия и термины:
ведомственный контроль - деятельность государственного органа города Москвы по осуществлению в порядке, установленном Правительством Москвы, контроля за соблюдением подведомственными заказчиками законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы о контрактной системе в сфере закупок;
субъекты ведомственного контроля (подведомственные заказчики) - лица, в отношении которых осуществляется ведомственный контроль.
Субъектами ведомственного контроля являются подведомственные государственному органу города Москвы:
а) государственные казенные учреждения города Москвы;
б) государственные бюджетные учреждения города Москвы, осуществляющие закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджета города Москвы, и иных средств в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ;
в) государственные автономные учреждения города Москвы, а также государственные унитарные предприятия города Москвы, получающие средства из бюджета города Москвы на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности и производящие закупку товаров, работ, услуг на указанные цели в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ;
служба ведомственного контроля - структурное подразделение или уполномоченные должностные лица государственного органа города Москвы, на которых возложены функции по осуществлению ведомственного контроля;
проверка - совокупность действий должностных лиц государственного органа города Москвы и привлекаемых в случае необходимости экспертов, экспертных организаций по проведению контрольных мероприятий в отношении субъекта ведомственного контроля в соответствии с предметом контроля;
поставщик (подрядчик, исполнитель) - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, с которым подведомственным заказчиком заключен государственный контракт (гражданско-правовой договор) в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ;
контракт - договор, заключенный от имени города Москвы (государственный контракт) подведомственным государственным казенным учреждением для обеспечения государственных нужд или гражданско-правовой договор, заключаемый подведомственными государственным бюджетным учреждением, государственным автономным учреждением, государственным унитарным предприятием города Москвы в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 44-ФЗ.
2. Предмет ведомственного контроля
2.1. Исходя из задач ведомственного контроля, определенных Порядком осуществления ведомственного контроля, предметом ведомственного контроля является:
2.1.1. Соблюдение подведомственными заказчиками требований законодательства Российской Федерации и города Москвы о контрактной системе на этапе планирования закупок, включая обоснование и правила нормирования закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2.1.2. Соблюдение подведомственными заказчиками требований по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок, включая полноту и своевременность размещения информации по закупкам в единой информационной системе и региональной информационной системе торгов города Москвы.
2.1.3. Соблюдение подведомственными заказчиками ограничений, запретов и преимуществ, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
2.1.4. Соблюдение подведомственными заказчиками требований по формированию контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок.
2.1.5. Соблюдение подведомственными заказчиками правил формирования закупочной документации и процедур проведения закупок.
2.1.6. Соответствие поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг условиям контрактов.
2.1.7. Соответствие поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг ожидаемым результатам государственных программ (подпрограмм; города Москвы и (или) их основных мероприятий, достижение целей закупки, а также целевого использования поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг.
2.1.8. Организация подведомственными заказчиками эффективной системы контроля заказчика за исполнением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов.
2.2. Перечень основных нормативных актов Российской Федерации и города Москвы о контрактной системе в сфере закупок, соблюдение положений которых подведомственными заказчиками подлежит контролю, приведен в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.3. Ведомственный контроль должен охватывать все этапы деятельности подведомственного заказчика в сфере закупок, а именно: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап осуществления закупок, этап заключения и исполнения контракта.
Пункт 2.4 изменен. - Приказ Главного контрольного управления г. Москвы от 30 декабря 2019 г. N 117
2.4. При осуществлении ведомственного контроля необходимо учитывать следующее:
- ряд положений Федерального закона N 44-ФЗ, устанавливающих обязательные требования для заказчиков, вступает в силу позднее даты вступления в действие указанного закона. В частности, это касается формирования планов-графиков закупок, обоснования закупок, нормирования, отдельных вопросов размещения информации в единой информационной системе, обязательного общественного обсуждения закупок, идентификационного кода закупок, применения каталога товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных нужд;
- в отношении ряда обязательных требований к заказчикам, Федеральный закон N 44-ФЗ содержит отсылочные нормы, возлагая полномочия по определению этих требований на государственные органы соответствующего уровня.
Вопросы контроля за соблюдением вышеназванных требований могут быть включены в программы проверок, начиная с проверок тех периодов, в которых соответствующие положения закона или подзаконных нормативных актов вступили в силу.
3. Общие требовании к порядку организации и осуществления ведомственного контроля
3.1. Порядком осуществления ведомственного контроля определены требования к регламенту осуществления ведомственного контроля, утверждаемого правовым актом государственного органа города Москвы. Помимо установленных обязательных положений правовой акт может содержать дополнительные нормы, учитывающие специфику деятельности государственного органа и подведомственных заказчиков, в частности:
- особенности организации деятельности службы ведомственного контроля;
- основания и порядок привлечения к проведению проверок должностных лиц государственного органа, не входящих в службу ведомственного контроля, а также сторонних экспертов;
- форму приказа (распоряжения) о назначении проверки;
- требования к документированию проверок, формы документов, используемых при проведении и оформлении результатов проверок;
- виды и порядок проведения контрольных процедур по документальной и фактической проверке соблюдения подведомственными заказчиками требований законодательства Российской Федерации и города Москвы в сфере закупок;
- внутренние сроки и порядок составления и предоставления документов (проектов документов) по проводимым проверкам.
3.2. Полномочия должностных лиц по осуществлению ведомственного контроля определяются правовым актом государственного органа города Москвы, который может предусматривать:
- создание самостоятельного структурного подразделения (определение должностного лица), на которое возложены исключительно функции ведомственного контроля;
- возложение на структурное подразделение (должностное лицо, подведомственное государственное учреждение), осуществляющее прочие функции, также и функций ведомственного контроля. В частности, ведомственный контроль может быть возложен на подразделение (должностное лицо), осуществляющее внутренний финансовый аудит.
3.3. Ведомственный контроль в сфере закупок осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
По форме проведения проверки подразделяются на выездные (проводятся по месту нахождения субъекта ведомственного контроля) и камеральные (проводятся по месту нахождения службы ведомственного контроля)
Проверка может проводиться сплошным или выборочным способом, по всему комплексу вопросов, входящих в предмет контроля (комплексная проверка), или по части вопросов (тематическая проверка).
3.4. Планирование контрольной деятельности осуществляется в порядке, определенном правовым актом государственного органа города Москвы, путем составления ежегодного плана проверок.
Установление порядка планирования подразумевает, в том числе определение лиц, ответственных за подготовку предложений в проект плана и составление проекта плана проверок, формы плана, процедуры утверждения плана, порядки и оснований внесения изменений в план, порядка контроля за исполнением плана.
Требования к содержанию плана проверок определены Порядком осуществления ведомственного контроля.
3.5. Назначение как плановых, так и внеплановых проверок производится приказом (распоряжением) государственного органа города Москвы.
В приказе (распоряжении) о проведении проверки утверждаются срок проведения проверки, форма проверки, состав инспекции, назначенной для проведения проверки (в том числе ее руководитель) и программа проверки, также целесообразно указывать способ и проверяемый период.
В программе проверки указываются основные вопросы, подлежащие изучению в ходе проверки, в том числе:
3.5.1. Соблюдение требований к порядку формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.5.1. Соблюдение требований к порядку обоснования закупок и форме такого обоснования.
3.5.3. Соблюдение требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов города Москвы.
3.5.4. Правильность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснованность невозможности применения предусмотренных законодательством в сфере закупок методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
3.5.5. Соблюдение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок сведений, предусмотренных законодательством в сфере закупок.
3.5.6. Соблюдение требований, касающихся закупок товаров, работ, услуг, при производстве (выполнении, оказании) которых используются приоритетные продукты и технологии.
3.5.7. Соблюдение требований в отношении предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта.
3.5.8. Соблюдение требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
3.5.9. Соблюдение формы принятия заказчиком решения об осуществлении закупок, требований к структуре и разделам контракта, структуре технического задания.
3.5.10. Соблюдение требований к проведению процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и срокам их проведения.
3.5.11. Соблюдение требований по использованию подсистем Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы.
3.5.12. Обоснованность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также существенных условий контракта.
3.5.13 Применение мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
3.5.14. Соблюдение требований о проведении экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
3.5.15. Соблюдение установленных контрактом порядка и сроков осуществления приемки результатов исполнения контракта, сроков исполнения обязанностей по оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
3.5.16. Соответствие поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги условиям контракта.
3.5.17. Своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
3.5.18. Соответствие использования поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги целям осуществления закупки.
По плановым проверкам программу проверки рекомендуется формировать на основании типовой программы, разработанной государственным органом, по внеплановым проверкам - на основании поступивших в государственный орган поручений, обращений.
3.6. Порядком осуществления ведомственного контроля установлены сроки:
- размещения информации, связанной с организацией, планированием и результатами проверок,
- уведомления субъекта контроля о принимаемых решениях,
- проведения и оформления результатов проверки,
- направления и обжалования результатов проверки,
- принятия решения по результатам проверки,
- хранения материалов проверок,
- представления отчетности о контрольной деятельности
При исчислении сроков необходимо исходить из следующего:
- течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало;
- срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;
- срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором кет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца;
- если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;
- письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
4. Проведение проверок
4.1. Проведению каждой проверки предшествует ее подготовка и планирование.
Подготовка к проведению и плакирование проверки начинаются до ее назначения на этапе формирования проекта программы проверки, продолжаются после назначения и включают:
- формирование инспекции;
- формирование программы проверки;
- изучение деятельности субъекта ведомственного контроля в объеме, достаточном для определения вопросов проверки, видов контрольных процедур, состава инспекции, принятия решения о необходимости привлечения эксперта (экспертной организации), планирования работы каждого члена инспекции;
- направление письменных запросов в адрес субъекта ведомственного контроля, а также сторонним организациям, органам государственной власти города Москвы о предоставлении информации, необходимой для проведения проверки,
- изучение (при необходимости) нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъекта ведомственного контроля в части проверяемых вопросов;
- изучение материалов прошлых проверок, проводимых (в том числе органами государственного контроля) у данного субъекта ведомственного контроля.
4.2. Изучение деятельности субъекта ведомственного контроля рекомендуется осуществлять путем анализа и оценки информации о закупках подведомственного заказчика, содержащейся в информационных системах города Москвы и государственного органа, а также изучения документов и материалов из других открытых источников, таких как единая информационная система в сфере закупок, официальный сайт zakupki.gov.ru, электронные торговые площадки, официальные сайты контрольных органов в сфере закупок, официальные сайты субъектов ведомственного контроля, данные государственной статистики и других.
4.3. При выходе на выездную проверку члены инспекции обязаны иметь при себе служебные удостоверения установленного образца и копию приказа (распоряжения) о проведении проверки.
4.4. Проведение проверки подлежит обязательному документированию на всех его этапах
Требования к документационному обеспечению и порядку работы с документами при проведении проверок определяются правовым актом государственного органа по организации и осуществлению ведомственному контроля.
4.5. При проведении проверок применяются следующие контрольные действия (контрольные процедуры):
4.5.1. При камеральной проверке - исследование информации, документов и материалов, представленных по запросам, а также иных документов и информации о деятельности подведомственных заказчиков, относящейся к предмету контроля (контрольные действия по документальному изучению соблюдения субъектом контроля требований законодательства в сфере закупок);
4.5.2. При выездной проверке:
- исследование информации, документов и материалов, представленных по запросам, а также иных документов и информации о деятельности подведомственных заказчиков, относящейся к предмету контроля (контрольные действия по документальному изучению соблюдения субъектом контроля требований законодательства в сфере закупок);
- осмотр, наблюдение, пересчет, экспертиза, инвентаризация, контрольные обмеры объемов выполненных работ и другие действия по контролю, установленные действующим законодательством Российской Федерации (контрольные действия по фактическому изучению соблюдения субъектом контроля требований законодательства в сфере закупок).
Осмотр представляет собой обнаружение, визуальное исследование объектов (помещений, основных фондов, материальных запасов и др.) с целью получения информации по предмету и вопросам контроля.
Наблюдение представляет собой отслеживание членами инспекции процесса или процедуры, выполняемой сотрудниками (иными лицами) субъекта контроля (например, наблюдение за пересчетом поставленных товаров).
Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение членом инспекции самостоятельных расчетов, а также количественную проверку товарно-материальных ценностей.
Экспертиза представляет собой анализ и оценку полученной информации об объекте экспертизы на предмет соответствия установленным требованиям.
Инвентаризация представляет собой проверку наличия имущества (товаров, поставленных в рамках контрактов) субъекта контроля на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бюджетного (бухгалтерского) учета. Инвентаризация может проводиться как представителями субъекта контроля на основании соответствующего правового акта руководителя субъекта контроля в присутствии членов инспекции, так и членами инспекции.
Контрольный обмер - визуальная проверка объемов выполненных строительно-монтажных работ путем совокупности инструментальных и расчетных методов. Контрольный обмер может проводиться членами инспекции, привлеченными экспертами или представителями субъекта контроля и поставщика (подрядчика, исполнителя).
Необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий по фактическому изучению деятельности субъекта контроля определяются руководителем инспекции, исходя из программы проверки.
4.6. При проведении контрольных действий по документальному изучению соблюдения субъектами контроля требований законодательства в сфере закупок в состав исследуемой документации подведомственных заказчиков рекомендуется включать:
абзац исключен. - Приказ Главного контрольного управления г. Москвы от 30 декабря 2019 г. N 117
- планы-графики;
- обоснования закупок;
- расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены контракта с единственным поставщиком) и их документальное подтверждение;
- положения о контрактной службе и должностные инструкции работников контрактной службы (контрактного управляющего), работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;
- документы, подтверждающие соблюдение требований, предъявляемых к работникам контрактной службы (контрактным управляющим) и членам закупочных комиссий;
- правовые акты о порядке осуществления контроля заказчика:
- положения о закупках;
- положения о закупочных комиссиях;
- извещения о закупках;
- документацию о закупках;
- разъяснения положений документации о закупке;
- протоколы, составляемые в ходе закупок;
- приказы об осуществлении закупок и внесении изменений в документацию о закупке;
- журналы регистрации заявок на участие в закупках;
- заключенные контракты, дополнительные соглашения к контрактам;
- предъявленные поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в обеспечение исполнения контрактов банковские гарантии:
- накладные на поставку товаров;
- акты приема-передачи товара (акты по форме КС-2, КС-3, иные акты о выполнении работ, оказании услуг);
- счета-фактуры и счета на оплату поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- отчеты (заключения, прочую документацию) поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предоставленные по результатам исполнения контрактов или отдельных этапов;
- заключения экспертов, привлекаемых на разных стадиях закупок;
- отчеты об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
- претензии, выставленные поставщикам (подрядчикам, исполнителя), в случае нарушения ими условий контрактов;
- исковые заявления о расторжении контрактов и (или) взыскании санкций, убытков по контрактам;
- банковские документы по оплате товаров, работ, услуг, штрафных санкций по контрактам,
- документы, подтверждающие целевое использование товаров, работ, услуг, приобретенных в соответствие с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ;
- иные документы по усмотрению членов инспекции, относящиеся к предмету контроля,
4.7. При проведении контрольных действий документального характера анализу и оценке подлежат вопросы:
- о наличии документов, подтверждающих обоснованность решений, принятых субъектом контроля и произведенных им действий на всех стадиях закупки товаров, работ, услуг;
- о наличии документов, подтверждающих соответствие лиц, участвующих в процедурах закупки подведомственных заказчиков (контрактные управляющие, работники контрактных служб, члены закупочных комиссий, эксперты), предъявляемым к этим лицам требованиям;
- о соответствии документов, подтверждающих исполнение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов, требованиям законодательства и условиям контрактов, в частности:
наличия всех документов, подлежащих предоставлению по результатам исполнения контракта;
отсутствия несоответствий данных, содержащихся в документах, требованиям контракта (технического задания);
достоверности документов (подписание надлежащими лицами, надлежащее заверение копий, наличие в необходимых случаях печатей, отсутствие неоговоренных исправлений и повреждений).
4.8. При проведении проверки необходимо рассмотреть следующий минимальный набор документов, который должен быть у объекта ведомственного контроля:
4.8.1. До этапа осуществления закупки:
- документ о создании контрактной службы (заказчики вправе создавать контрактные службы до 31 марта 2014 года) и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения;
- документы о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;
- документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;
абзац исключен. - Приказ Главного контрольного управления г. Москвы от 30 декабря 2019 г. N 117
- план-график закупок, включая обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительных требований к участникам закупки;
- требования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены на товары, работы, услуги) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций (статья 19 Федерального закона N 44-ФЗ);
- документы, подтверждающие обоснования начальных (максимальных) цен контрактов;
4.8.2. До заключения контракта (дополнительно к предыдущим документам):
- извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, проекты контрактов, в том числе изменения и разъяснения к ним;
- решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- протоколы, составленные в ходе осуществления закупок, в том числе решения об отстранении участников закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказы от заключения контракта с победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам;
- заявки участников закупки;
- документы, подтверждающие поступление обеспечений заявок от участников закупки;
- информация о результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей;
- согласование закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с контрольным органом в сфере закупок (пункты 24, 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ);
- согласование закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с контрольным органом в сфере закупок (часть 3 статьи 84 Федерального закона N 44-ФЗ);
- отчеты, обосновывающие невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документы, подтверждающие поступление обеспечений исполнения контрактов;
4.8.3. По исполненным контрактам (дополнительно к предыдущим документам):
- заключенные контракты (договоры) и изменения к ним;
- расторгнутые контракты (договоры);
- уведомления, направленные в контрольный орган в сфере закупок (часть 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ);
абзац исключен. - Приказ Главного контрольного управления г. Москвы от 30 декабря 2019 г. N 117
- документы, подтверждающие взыскание неустойки (пени, штрафа) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), удержание с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечения исполнения контракта;
- документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и их использование;
- документы, обосновывающие изменение и (или) неисполнение условий заключенных контрактов.
4.9. В случае отказа должностных лиц субъекта контроля в предоставлении необходимых документов (информации) для проведения проверки, инвентаризации, а также контрольных обмеров объемов выполненных работ рекомендуется составлять акт по факту противодействия в проведении проверки, который направляется на рассмотрение для принятия соответствующего решения руководителю государственного органа города Москвы, утвердившему приказ (распоряжение) о проведении проверки.
4.10. При необходимости получения информации по предмету контроля из внешних источников (сторонних организаций, государственных органов, других контрольных органов) формируются запросы (обращения) на предоставление соответствующей информации.
4.11. При проведении проверок исследованию также подлежит информация по закупкам подведомственных заказчиков, размещенная в единой информационной системе и региональной информационной системе в сфере закупок.
5. Оформление и реализация результатов проверок
5.1. Результаты проверки оформляются актом проверки в сроки, установленные приказом (распоряжением) о проведении проверки.
5.2. Требования к структуре и содержанию акта определены Порядком осуществления ведомственного контроля.
5.3. При изложении результатов проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания). Объем акта не ограничивается, но документ не должен быть перегружен излишней информацией.
5.4. Результаты проверки излагаются на основе доказательств, полученных в ходе проведенных контрольных действий по документальному и фактическому изучению предмета контроля, полученных справок, объяснений должностных лиц субъекта контроля и других документов.
5.5. В акте не должна даваться морально-этическая оценка действий должностных лиц субъекта контроля, не допускается квалифицировать их намерения и цели.
5.6. В акте отражаются все существенные обстоятельства, относящиеся к предмету контроля, в том числе информация о непредставленных к проверке документах. Если субъектом контроля до дня окончания проверки приняты меры по устранению выявленных нарушений, то в акте указывается дата принятия мер, их суть и период, к которому они относятся.
В акте проверки целесообразно отражать следующую информацию:
5.6.1. Количество и объем закупок субъекта ведомственного контроля за проверяемый период, в том числе с учетом способов осуществления закупок (конкурентные способы, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), включая закупки по итогам несостоявшихся торгов, закупки до 100 тыс. рублей).
5.6.2. Количество и объем проверенных закупок (с указанием реестровых номеров торгов).
5.6.3. Порядок организационного и нормативного обеспечения закупок у субъекта ведомственного контроля и его оценку, включая оценку системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Пункт 5.6.3 изменен с 30 декабря 2019 г. - Приказ Главного контрольного управления г. Москвы от 30 декабря 2019 г. N 117
5.6.3. Порядок планирования закупок субъектом ведомственного контроля, включая анализ качества исполнения плана-графика закупок, соблюдение порядка внесения изменений, опубликования.
5.6.4. Обоснованность закупок субъектом ведомственного контроля, включая анализ нормирования, проверку порядка установления начальных (максимальных) цен контрактов, обоснованность их размера, соблюдение цен (тарифов), регулируемых уполномоченными государственными органами города Москвы, обоснованность и законность выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
5.6.5. Результаты осуществления закупок субъектом ведомственного контроля, в том числе по закупкам неконкурентными способами, на предмет наличия (отсутствия) факторов, ограничивающих число участников закупок и ведущих к перерасходу бюджетных средств из-за отсутствия (минимального размера) тендерного снижения, включая наличие требований к участникам закупки, объекту закупки, влекущих ограничение конкуренции, ограничение доступа к информации о закупке, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников закупки, нарушение порядка оценки заявок и критериев этой оценки.
5.6.6. Соблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке, контрактов, наличию обязательных условий, установлению размера авансирования.
5.6.7. Соблюдение сроков заключения контрактов, размещения (направления) информации (уведомлений), наличие и соответствие законодательству представленного обеспечения исполнения контракта.
5.6.8. Соответствие заключенных контрактов условиям документации (извещения) о закупке, заявкам участников закупки, наличие/отсутствие изменений условий контрактов, расторжения контракта, их правомерность, соблюдение условий контрактов.
5.6.9. Эффективность работы контрактной службы (контрактного управляющего), включая своевременность действий по реализации условий контракта, применение обеспечительных мер и мер ответственности по контракту и их влияние на достижение целей осуществления закупки, наличие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, своевременность расчетов по контракту.
5.6.10. Законность и обоснованность расходов на закупки с указанием конкретных нарушений законодательства о контрактной системе, в том числе влекущих неправомерное расходование бюджетных средств, а также содержащих признаки административного правонарушения или влекущих уголовную ответственность.
Пункт 5.6.11 изменен. - Приказ Главного контрольного управления г. Москвы от 30 декабря 2019 г. N 117
5.6.11. Количество и объем закупок субъекта ведомственного контроля, в которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе с указанием реестровых номеров закупок (контрактов), в том числе в разрезе этапов закупочной деятельности (планирование, осуществление закупок, заключение и исполнение контрактов):
- нарушения при организации закупок (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные закупки, совместные конкурсы и аукционы, утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, общественное обсуждение крупных закупок);
- нарушения при планировании закупок (план-график закупок, обоснование закупки);
- нарушения документации (извещения) о закупках (требования к участникам, требования к объекту закупки, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации о закупке, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельным участникам закупок, формы принятия заказчиком решения об осуществлении закупок, требования к структуре и разделам контракта, структуре технического задания);
- нарушения при заключении контрактов (соответствие контракта документации и предложения участника, сроки заключения контракта, обеспечение исполнение контракта);
- нарушения при осуществлении закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (обоснование и законность выбора способа осуществления закупки, расчет и обоснование цены контракта);
- нарушения процедур закупок (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников закупки, применение порядка оценки заявок, протоколы);
- нарушения при исполнении контрактов (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям, целевой характер использования результатов);
- нарушения при применении обеспечительных мер и мер ответственности по контракту;
- нарушения своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
При квалификации нарушений рекомендуется руководствоваться приложением 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.6.12. Результативность и эффективность расходов на закупки (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве в соответствии с условиями контрактов) и достижение целей осуществления закупок субъектом ведомственного контроля.
5.7. Не допускается включение в акт различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверки.
5.8. К акту прилагаются полученные в связи с проведением проверки документы (их копии), результаты проведения контрольных процедур, а также иные материалы, имеющие значение для подтверждения фактов, изложенных в акте.
5.9. Акт проверки подписывается всеми членами инспекции. Копия акта направляется субъекту контроля в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания.
5.10. Субъект контроля вправе представить письменные возражения по фактам, изложенным в акте, которые приобщаются к материалам проверки.
5.11. По итогам рассмотрения возражений может приниматься решение:
5.11.1. О принятии (частичном принятии) возражений.
5.11.2. О непринятии возражений.
5.11.3. О необходимости получения дополнительных материалов и разъяснений.
5.12. На основании отраженных в акте фактов нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок с учетом результатов рассмотрения возражений субъекта контроля (при их наличии) служба ведомственного контроля формирует отчет руководителю органа ведомственного контроля, в котором отражаются ключевая информация о проверке, наиболее существенные нарушения, предложения по их устранению
5.13. По результатам рассмотрения Отчета о проведенной проверке руководитель государственного органа или уполномоченное им должностное лицо принимает решение:
5.13.1. О необходимости направления требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений, устранении причин и условий таких нарушений, а также о применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным лицам.
5.13.2. О направлении материалов проверки в Главное контрольное управление города Москвы или иной уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти города Москвы в случае выявления действий (бездействия) должностных лиц субъекта контроля, содержащих признаки административного правонарушения.
5.13.3. О направлении материалов проверки в правоохранительные органы в случае выявления действий (бездействия) должностных лиц субъекта контроля, содержащих признаки состава уголовного преступления
5.14. Требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений, устранению причин и условий таких нарушений, а также о применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным лицам необходимо формулировать таким образом, чтобы они были:
- направлены на устранение выявленных нарушений и недостатков, а также причин и условий их возникновения;
- обращены в адрес субъекта ведомственного контроля;
- требовали принятие субъектом ведомственного контроля конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков;
- направлены на получение результатов от их выполнения, которые можно оценить или измерить.
5.15. Государственные органы обеспечивают систематизацию материалов проверок и их сохранность в течение не менее пяти лет с момента завершения проверки.
5.16. Материалы проверок подлежат хранению на бумажных носителях и в электронном виде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.