Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
жилищно-коммунального
хозяйства города Москвы
от 31 мая 2018 г. N 01-01-13-197/18
Приложение 1
к приказу Департамента
жилищно-коммунального
хозяйства города Москвы
от 28 декабря 2018 г. N 01-01-13-394/18
Учетная политика
Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы для целей бюджетного учета
1. Общие положения
Бюджетный учет в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (далее Департамент) ведется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), приказами Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н), от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н), от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н), от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ 191н), от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Указания N 65н), федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета.
Департамент выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, функции главного администратора доходов бюджета города Москвы по поступлениям в бюджет города Москвы в части средств, определяемых нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Согласно перечню главных распорядителей бюджетных средств города Москвы, утвержденному приказом Департамента финансов города Москвы от 29.12.2014 N 383 "О порядке применения бюджетной классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и перечня главных распорядителей бюджетных средств кодом ведомства Департамента является 020.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "от 29.12.2017"
Ответственным за организацию бюджетного учета в Департаменте и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель (ч. 1 статья 7 Закона N 402-ФЗ).
Бюджетный учет в Департаменте осуществляется Управлением бухгалтерского учета и отчетности (далее Управление), которое возглавляет начальник Управления бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер (далее главный бухгалтер). Деятельность Управления регламентируется Положением об Управлении и должностными регламентами сотрудников (ч. 3 статьи 7 Закона N 402-ФЗ).
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю Департамента и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное составление и представление полной достоверной бюджетной и налоговой отчетности. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в Управление необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников Департамента (п. 8 Инструкции N 157н).
Без подписи главного бухгалтера (или лица, замещающего его) денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
2. Основные принципы организации бюджетного учета
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. На основании бюджетного учета составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (пункт 2 статьи 1 Закона 402-ФЗ).
Департаментом при осуществлении своей деятельности применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):
"1" - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);
"3" - средства во временном распоряжении.
В разрядах 24-26 указывается соответствующий код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), в соответствии с разделом V приказа 65н.
Бюджетный учет ведется раздельно по средствам, отражаемым на лицевых счетах, по ведомству 020 и на лицевых счетах, открытых в Управлении федерального казначейства по ведомству 052, в части выполнения полномочий, переданных Российской Федерацией.
Главная книга, как и журналы операций, формируются по ведомству 020 и ведомству 052 раздельно.
Бюджетный учет в Департаменте ведется автоматизировано с применением рабочего Плана счетов (приложение 1 к учетной политике) в соответствии с Инструкцией N 157н и 162н (п. 2, п. 6 Инструкции счетов N 157н).
Обработка учетной информации осуществляется посредством программного продукта УАИС "Бюджетный учет".
Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бюджетном учете регламентируется Графиком документооборота (приложение 2 к учетной политике).
При оформлении фактов хозяйственной жизни применять унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные:
- приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению";
- постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";
- постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".
Первичные (сводные) учетные документы составляются на бумажных носителях (п. 6 Инструкции N 157н).
Первичные документы подписываются руководителем или уполномоченным им лицом.
Уполномоченные лица определяются письменным распоряжением того лица, которое передает соответствующие полномочия.
Бюджетный учет ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Инструкции N 157н.
При отражении операций на счетах бюджетного учета применяется корреспонденция счетов, предусмотренная Инструкцией N 162н.
На основании данных о фактах хозяйственной жизни, содержащихся в первичных документах, осуществлять своевременную регистрацию и накопление их в регистрах бюджетного учета (журналах операций). Журналам операций присвоить номера согласно приложению 3 к Учетной политике. Они ежемесячно формируются в электронном виде и оформляются на бумажном носителе. В связи с комплексной автоматизацией бухгалтерского учета формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе осуществляется в основном по результатам подготовки годового отчета, но возможно составление отдельных регистров по требованию главного бухгалтера - начальника управления за прошедший месяц.
Инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции и пр.) и при выбытии. При отсутствии указанных событий - ежегодно, в течение 10-ти рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, со сведениями о начисленной амортизации.
Инвентарная карточка группового учета основных средств оформляется при принятии объектов к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции и пр.) и при выбытии.
Опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек заполняются ежегодно, в течение 10-ти рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом.
Правильность отражения хозяйственных операций в журналах операций обеспечивают лица, ответственные за ведение учетного регистра, с указанием наименования должностей и ФИО.
При выводе на печать регистров бюджетного учета возможны отличия от утвержденной формы.
Первичные документы систематизируются в хронологическом порядке и формируются накопительным способом к журналам операций.
Хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бюджетного учета осуществляется в течение сроков, установленных в разд. 4.1 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558).
Установить предельные сроки действия доверенности и представления отчетности по выданным доверенностям:
- в течение 15 календарных дней с момента выдачи доверенности;
- в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей;
- по сроку действия доверенности,
Бюджетная отчетность составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные Департаментом финансов города Москвы и бюджетным законодательством (приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н). Бюджетная отчетность представляется Департаменту финансов города Москвы в установленные им сроки.
Департамент может устанавливать подведомственным учреждениям дополнительные сроки и формы представления отчетности.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение проводит инвентаризацию имущества, финансовых активов и обязательств в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.
Состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждается приказом руководителя Департамента.
Состав постоянно действующей комиссии по принятию и списанию: объектов основных средств и нематериальных активов, пришедшего в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря, материалов, бланков строгой отчетности, хозяйственных и строительных материалов утверждается приказом руководителя Департамента.
В данные бюджетного учета за отчетный год включается информация о фактах хозяйственной жизни, которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бюджетной отчетности за отчетный год и оказали (могут оказать) существенное влияние на финансовое состояние, движение денег или результаты деятельности учреждения (далее - события после отчетной даты).
Под существенным фактом хозяйственной жизни в данном случае признается событие, стоимостное значение которого составляет более 5 процентов валюты баланса.
Событиями после отчетной даты являются:
- получение свидетельства о получении (прекращении) права на имущество, в случае когда документы на регистрацию были поданы в отчетном году, а свидетельство получено в следующем;
- объявление дебитора банкротом, что влечет последующее списание дебиторской задолженности;
- получение от страховой организации страхового возмещения;
- обнаружение бухгалтерской ошибки, нарушений законодательства, которые влекут искажение бухгалтерской отчетности;
- пожар, авария, стихийное бедствие, другая чрезвычайная ситуация, из-за которой уничтожена значительная часть имущества учреждения;
- другие события, которые соответствуют признакам события, свидетельствующего о возникших после отчетной даты условиях.
События после отчетной даты отражаются в бюджетном учете заключительными операциями отчетного года (пункт 3 Инструкции N 157н). Отчетность за отчетный период формируется с учетом уточненных данных бюджетного учета.
3. Командировочные расходы
При направлении сотрудника в служебную командировку, возмещение расходов производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений", постановлением правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки", Указом Мэра Москвы от 30.10.2006 N 56-УМ "О порядке командирования государственных гражданских служащих города Москвы на территории Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от 23.04.2002 N 304-ПП "Об утверждении Положения о порядке оформления выездов за пределы территории Российской Федерации по служебным делам".
Оплату расходов следует осуществлять в пределах установленных норм.
При направлении сотрудника в заграничную командировку аванс на командировочные расходы не выдается.
Расходы на выплаты суточных в рублях при пересечении государственной границы при следовании на территорию Российской Федерации в размере 100 рублей не выплачиваются.
Расчет размера суточных при направлении его в заграничную командировку производится в пересчете по курсу Банка России, действующему на дату погашения задолженности перед сотрудником.
Надбавка к суточным в иностранной валюте в размере 35% для руководителей органов исполнительной власти города Москвы, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 23.04.2002 N 304-ПП "Об утверждении Положения о порядке оформления выездов за границу по служебным делам" руководителю Департамента не выплачивается.
Командировочные расходы сотруднику, отправленному в командировку за границу, выплачиваются в рублях в пересчете по курсу Банка России на дату утверждения авансового отчета.
Сотрудникам, направленным в командировку по приказу руководителя Департамента производится возмещение командировочных расходов на пластиковую карточку сотрудника на основании авансового отчета.
Авансовые отчеты учитываются с применением сплошной нумерации. Авансовый отчет по командировке представляется в Управление финансирования, учета и отчетности Департамента в течение 5 рабочих дней с момента возвращения из командировки.
К первичным учетным документам, подтверждающим расходы на проезд, относятся посадочные талоны, на которых должны быть указаны дата поездки, номер рейса.
Итоговая стоимость перевозки и форма оплаты должны быть указаны в обязательном порядке на проездных документах. В случае наличной оплаты электронного билета должен быть представлен документ, подтверждающий оплату проезда (бланк строгой отчетности или чек контрольно-кассовой техники), при оплате билета с использованием платежной карты - чек контрольно-кассовой техники. Оплата электронного билета посредством платежной (банковской) карты, владельцем которой сотрудник не является, не допускается.
В случае если посадочный талон утерян, расходы по проезду могут быть подтверждены архивной справкой. В архивной справке должны содержаться подробные данные (Ф.И.О. пассажира, направление, номер рейса, дата вылета, стоимость билета), подтверждающие факт приобретения перевозочного документа и его стоимость. Справка заверяется печатью агентства (авиаперевозчика).
4. Методологический раздел
4.1. Учет нефинансовых активов
4.1.1. Основные средства
Имущество, используемое Департаментом, находится в собственности города Москвы и закреплено на праве оперативного управления.
Учет объектов основных средств и порядок отнесения материальных объектов к основным средствам и нематериальным активам определен приказом Министерства финансов от 01.12.2010 N 157н.
Основные средства принимаются к учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.
Амортизация основных средств производится линейным способом, исходя из балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта нефинансовых активов.
Срок полезного использования определяется при вводе их в эксплуатацию в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительством Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1, установленными кодами ОКОФ.
Для объектов основных средств, включаемых в десятую амортизационную группу ОКОФ, начисление амортизации осуществлять исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072;
Срок полезного использования для тех видов основных средств, которые не включены в амортизационные группы, устанавливается комиссией Департамента в соответствии с техническими характеристиками или рекомендациями организаций-изготовителей.
При поступлении объекта основных средств, ранее бывшего в эксплуатации, дата окончания срока полезного использования определяется с учетом ранее начисленной амортизации.
Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств осуществляется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации или переоценки, создавая балансовую стоимость.
Принятие на учет, ввод в эксплуатацию, внутреннее перемещение и выбытие нефинансовых активов осуществляется постоянно действующей комиссией, состав которой утверждается приказом Департамента.
Каждому объекту присваивается уникальный инвентарный номер (за исключением объектов стоимостью до 10000 рублей включительно за единицу). Объекты, стоимостью до 10000 рублей за единицу, учитываются на забалансовом счете 21з при передаче их в эксплуатацию по цене приобретения. Объектам стоимостью до 10000 рублей допускается присвоение инвентарного номера без обязательного нанесения его на объект учета.
В состав основных средств включаются все компоненты компьютера (монитор, процессор, клавиатура, мышь) как один инвентарный объект, при условии, если все они были приобретены в одно и то же время, с одинаковыми сроками полезного использования.
Периферийное (сканер, модем) и сетевое (сетевые провода, сетевые розетки) оборудование учитывается в составе одного инвентарного объекта основных средств. Если же оборудование приобреталось в разное время и по нему установлены разные сроки полезного использования, то каждый предмет учитывается как самостоятельный объект основных средств.
Если у одного объекта, состоящего из нескольких частей, различные сроки полезного использования, то каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.
Инвентарный номер наносится на объект основных средств материально-ответственным лицом в присутствии члена комиссии по поступлению и выбытию активов на видное место штрих-кодированием с использованием принтера штрих-кода.
При невозможности нанесения инвентарного номера на объект основных средств номер присваивается в целях ведения бюджетного учета.
Аналитический учет объектов основных средств ведется по инвентарным объектам в разрезе групп (видов) объектов основных средств.
Учет ведется в инвентарных карточках по каждому объекту или в карточках группового учета по группе объектов.
Списание объектов основных средств, пришедших в негодность, по которым начислена амортизация в размере 100%, в том числе объектов стоимостью до 10000 рублей производится в установленном порядке по акту о списании основных средств в бюджетных учреждениях решением комиссии по поступлению и выбытию активов. Списание движимого имущества остаточной стоимостью свыше 100 000,00 руб. и не прослужившего установленные амортизационные сроки осуществляется Департаментом по согласованию с Департаментом имущества города Москвы.
Переоценка основных фондов производится в соответствии с нормативными документами Правительства РФ.
Ответственным за хранение технической документации основных средств является материально ответственное лицо, за которым закреплено основные средства.
По объектам основных средств, по которым производителем (поставщиком) предусмотрен гарантийный срок, хранению подлежат также гарантийные талоны.
Департаментом ежегодно на счете 120433000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" (далее - счет 120433000) отражается показатель участия в учреждениях в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ подведомственных учреждений. При этом в целях обеспечения соответствия взаимосвязанных показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности Департамента изменение данных, отраженных учредителем на счетах 120433000, производится в корреспонденции со счетом 140110172 "Доходы от операций с активами" при составлении годовой бюджетной отчетности (с учетом реорганизационных мероприятий, при их проведении) на основании извещений (форма 0504805), предоставленных учреждением, на сумму изменения показателей счетов 421006000 (221006000).
Департамент, отражает величину участия в капитале государственных (муниципальных) унитарных предприятий на счете 0 204 32 000 "Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий".
4.1.2. Нематериальные активы
К нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования на праве оперативного управления в деятельности учреждения, одновременно удовлетворяющие условиям, перечисленным в п. 56 Инструкции N 157н.
Датой принятия к бухгалтерскому учету объекта нематериального актива признается момент возникновения исключительного права на данный объект в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах учета.
Срок полезного использования нематериальных активов устанавливать в зависимости от срока действия нематериального актива или ожидаемого срока его использования:
- по документам на нематериальные активы;
- при отсутствии документов - 10 лет, но не более срока деятельности Департамента.
4.1.3. Непроизведенные активы
Земельные участки, используемые Департаментом на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 10300 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.
4.1.4. Материальные запасы
В составе материальных запасов учитываются материальные ценности, используемые в качестве материалов, комплектующих изделий, срок полезного использования которых не превышает 12 месяцев независимо от их стоимости, и предметы, используемые в деятельности Департамента в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ, включая приобретаемые флеш-карты.
Аналитический учет материальных запасов, приобретаемых для нужд Департамента, ведется по видам запасов.
Списание материальных запасов производится ежеквартально на основании акта списания материальных запасов (форма N 0504230). Списание производится по средней фактической стоимости.
Хозяйственные материалы для текущих нужд, канцелярские принадлежности, медикаменты для аптечек списываются на расходы, если указанные материальные запасы приобретены и одновременно выданы на текущие нужды, на основании ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
Приобретенные материальные запасы не для нужд Департамента не учитываются на балансовых счетах, их учет осуществляется на забалансовом счете 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению".
Доверенности на получение товарно-материальных ценностей выдаются только сотрудникам Департамента, отвечающим за исполнение государственного контракта или договора, либо материально-ответственному лицу, которые представляют в Управление отчет об использовании полученных материальных ценностей и акты на их списание или вручение.
Предельные сроки отчета по выданным доверенностям устанавливаются следующие:
- в течение 15 календарных дней с момента получения доверенности;
- в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.
4.2. Учет финансовых активов
Учет доходов осуществляется по видам (подвидам) доходов, которые предусмотрены в приказе Департамента о закреплении полномочий администратора доходов бюджета города Москвы на очередной финансовый год.
Поступившие доходы отражаются на счете 1.210.02.000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" в порядке, установленном в пункте 91 Инструкции N 162н.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, поступающие на лицевой счет Департамента, учитываются в разрезе видов (подвидов) доходов и по контрагентам.
Не использованные по состоянию на 1 января суммы межбюджетных трансфертов возвращаются в течение 15 рабочих дней года, следующего за отчетным годом согласно пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Остаток средств по статье "невыясненные поступления" на конец отчетного периода отражается на забалансовом счете 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет".
Возврат дебиторской задолженности прошлых лет подлежит зачислению в доход бюджета. Возврат дебиторской задолженности текущего года отражается через восстановление кассовых расходов.
Учет расчетов по выданным авансам осуществляется при условии, что авансирование предусмотрено государственным контрактом.
Задолженность дебиторов по предъявленным к ним Департаментом штрафам, пеням, иным санкциям отражается в учете при признании претензии дебитором (дата поступления средств на лицевой счет Департамента) или в момент вступления в законную силу решения суда об их взыскании.
Задолженность неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию списывается с балансового учета учреждения и учитывается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" для наблюдения в течение пяти лет за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников.
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета.
Восстановление расходов, связанных с приобретением бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, оплаченных телефонных разговоров по межгороду и по федеральным номерам производится из заработной платы сотрудников на основании личных заявлений.
Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет принимает комиссия по поступлению и выбытию активов Департамента.
4.3. Обязательства
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в разрезе кодов бюджетной классификации по государственным контрактам и поставщикам.
Расчеты с бюджетом по удержанным налогам из заработной платы, начислениям на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды производится ежемесячно. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов регламентируется положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Выплата заработной платы производится 5 и 20 числа каждого месяца за фактически отработанное время. В декабре заработная плата выплачивается досрочно в соответствии с рекомендациями Департамента финансов города Москвы.
Выплата заработной платы осуществляется по безналичному расчету через банковские карты.
Поощрение сотрудников производится в соответствии с Положением о порядке оплаты профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
Расчеты с бюджетом по удержанным налогам из заработной платы, начислениям на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды производится ежемесячно.
Учет расчетов по платежам из бюджета с финансовыми органами ведется на основании документов, приложенных к выписке по лицевым счетам, полученным из казначейства.
Кредиторскую задолженность, не востребованную кредитором, по которой срок исковой давности истек, списывать на финансовый результат на основании данных проведенной инвентаризации. Срок исковой давности определяется в соответствии с законодательством РФ.
Списанную с балансового учета задолженность отражать на забалансовом счете 20 "Задолженность, не востребованная кредиторами".
Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения, могут быть отнесены на финансовый результат деятельности последнего при условии отсутствия законных требований о возврате таких средств со стороны правопреемников ликвидированного юридического лица - владельца средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, или со стороны наследников физического лица - владельца средств, поступивших во временное распоряжение учреждения.
К числу средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, могут быть отнесены следующие виды средств:
Суммы залогов и обеспечений;
В соответствии с положениями пункта 21 инструкции N 157н отражение операций со средствами, находящимися во временном распоряжении учреждения, осуществляется с использованием значения "3" кода финансового обеспечения деятельности учреждения.
4.4. Финансовый результат
Начисленные доходы и расходы за год составляют финансовый результат учреждения. Дебетовый остаток отражают отрицательный результат деятельности, кредитовый - положительный.
На счетах 1 401 28 000 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному", 1 401 29 000 "Расходы прошлых финансовых лет" отражаются расходы прошлых лет, образовавшиеся в результате выявленных ошибок прошлых лет в текущем финансовом году.
На счете 1 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" учреждение учитывает финансовые результаты прошлых отчетных периодов:
- по заключению счетов текущего финансового года;
- по переоценке стоимости нефинансовых активов и амортизации, проведенной в соответствии с законодательством РФ.
Департамент не формирует резервы предстоящих расходов.
4.5. Санкционирование расходов
Департамент ведет учет санкционирования расходов бюджета как главный распорядитель бюджетных средств и как их получатель в соответствии с доведенными уведомлениями о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств), об изменении лимитов бюджетных обязательств.
Принятые обязательства (счет 0 502 00 000) отражаются в бюджетном учете:
1. По заключенным государственным контрактам, договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг:
а) принятые бюджетные обязательства - при поступлении государственного контракта в Управление в размере стоимости государственного контракта;
б) принятые денежные обязательства - при поступлении документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в пределах суммы присвоенных бюджетных обязательств;
2. При начислении оплаты труда, пособий, иных выплат сотрудникам по дате утверждения документа о начислении или не позднее последнего дня месяца, за который произведено начисление (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т.д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников;
3. При начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - ежемесячно в последний день месяца в размере начисленных к уплате по принадлежности обязательных платежей.
4. При расчетах с подотчетными лицами на основании утвержденных руководителем, заместителем руководителя письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному к оплате авансовому отчету и отражаются в бюджетном учете на дату утверждения авансового отчета.
5. При поступлении документов, корректирующих стоимость отраженных в учете расходов, - проводятся соответствующие корректировочные записи по операциям санкционирования.
6. По разовым сделкам без заключения договоров:
а) бюджетные обязательства - в момент оплаты счета;
б) денежные обязательства - при поступлении документов, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
7. По оплате штрафов, пеней, госпошлины, прочим налогам на дату оплаты платежного поручения.
Денежные обязательства отражаются в учете не ранее принятия бюджетных обязательств. Денежные обязательства принимаются к учету в сумме документа, подтверждающего их возникновение.
В случае если неисполненные бюджетные обязательства планируются к исполнению за счет лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, они принимаются к принятию бюджетного обязательства в следующем финансовом году.
Принятые бюджетные обязательства по государственным контрактам отражаются в учете в соответствии с присвоенными казначейством уникальными бюджетными номерами.
Аналитический учет принятых бюджетных обязательств ведется в форме 0504064 "Журнал учета принятых обязательств".
Учитываются утвержденные и полученные лимиты бюджетных обязательств в соответствии с законом о бюджете на текущий год и (или) плановый период. Переданные лимиты бюджетных обязательств отражают доведение лимитов до получателей средств.
5. Порядок учета ценностей на забалансовых счетах
На забалансовых счетах учитываются ценности, находящиеся в Департаменте и не закрепленные за ним на праве оперативного управления:
- арендованные основные средства;
- материальные ценности, принятые на ответственное хранение, основные средства стоимостью до 10000 рублей, оплаченные и переданные в эксплуатацию, бланки строгой отчетности;
На счете 03 "Бланки строгой отчетности" учитывать находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки трудовых книжек (вкладыши к ним) и другие бланки строгой отчетности.
Бланки строгой отчетности учитываются в условной оценке 1 рубль за 1 бланк. Списание израсходованных, а также испорченных бланков строгой отчетности производится по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).
Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков и по местам их хранения в Книге по учету бланков строгой отчетности.
На счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" учитываются суммы дебиторской задолженности, нереальной к взысканию и списанных с балансового учета для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством).
Списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию осуществляется на основании решения руководителя Департамента.
Аналитический учет по счету организуется в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации, по которым на балансе Департамента учитывалась задолженность кредиторам (соответственно по кодам классификации расходов на текущий год).
Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения задолженности в целях возможного ее взыскания.
На счете 19 "Невыясненные поступления бюджета прошлых лет" отражаются невыясненные поступления прошлых отчетных периодов, списанные заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов, но подлежащие уточнению в следующем финансовом году.
Аналитический учет ведется в Ведомости учета невыясненных поступлений с указанием даты зачисления средств и даты их уточнения.
На счете 20 "Задолженность невостребованная кредиторами" учитываются суммы непредъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором (далее - задолженность Департамента невостребованная кредиторами) в течение срока исковой давности с момента списания задолженности с балансового учета.
Списание задолженности невостребованной кредиторами осуществляется на основании решения руководителя Департамента.
В случае регистрации денежного обязательства по предъявленному в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, требованию кредитора, ранее списанная задолженность невостребованная кредитором подлежит списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических счетах учета обязательств.
Аналитический учет по счету организуется в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации, по которым на балансе Департамента учитывалась задолженность кредиторам (соответственно по кодам классификации расходов на текущий год).
Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения кредитора в целях регистрации принятого денежного обязательства и его оплаты.
На счете 21 "Основные средства стоимостью в эксплуатации" учитывать выданные в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно:
- по месту нахождения материальных ценностей;
- по материально-ответственным лицам;
- по единице учета;
- по первоначальной стоимости (балансовой стоимости) введенного в эксплуатацию объекта.
6. Порядок и сроки проведения инвентаризации
В целях обеспечения достоверности данных бюджетного учета, выявления фактического наличия основных средств, материальных запасов, осуществления контроля за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, выявления материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество и морально устаревших, а также не используемых в деятельности, проверки соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств производится инвентаризация всех видов имущества и расчетов.
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств производится в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июля 1995 года N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
Инвентаризация материальных запасов, денежных документов и финансовых расчетов проводится ежегодно, а по объектам основных средств возможно проведение инвентаризации 1 раз в три года. Кроме того, инвентаризация имущества проводится при смене материально-ответственного лица.
Инвентаризационная комиссия назначается приказом руководителя Департамента.
Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бюджетного учета оформляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и отражаются в отчетности того месяца, в котором была проведена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бюджетном отчете.
7. Обесценение активов
Проверка наличия признаков возможного обесценения (снижения убытка) проводится при проведении инвентаризации соответствующих активов. По представлению главного бухгалтера или лица, ответственного за использование актива, руководитель учреждения может принять решение о проведении такой проверки в иных случаях.
Информация о признаках возможного обесценения (снижения убытка), выявленных в рамках инвентаризации, отражается в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
При выявлении признаков возможного обесценения (снижения убытка) руководитель учреждения по представлению комиссии по поступлению и выбытию активов принимает решение о необходимости (или об отсутствии необходимости) определения справедливой стоимости такого актива, оформляемое приказом с указанием метода, которым стоимость будет определена.
Если по результатам определения справедливой стоимости актива выявлено обесценение, его необходимо отразить в учете.
Убыток от обесценения актива признается в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) и приказа руководителя. Признание убытка осуществляется только по согласованию с собственником.
Восстановление убытка от обесценения отражается в учете только в том случае, если с момента последнего признания убытка от обесценения актива был изменен метод определения справедливой стоимости актива.
Если с момента последнего признания убытка от обесценения актива метод определения справедливой стоимости актива не изменялся, то сумма убытка от обесценения актива не восстанавливается. В этом случае руководитель учреждения по представлению комиссии по поступлению и выбытию активов может принять решение о корректировке оставшегося срока полезного использования актива.
8. Бухгалтерская отчетность
Бухгалтерская отчетность по бюджетной деятельности составляется в порядке и в сроки, предусмотренные нормативными документами Минфина РФ, Департамента финансов города Москвы. Как главный распорядитель бюджетных средств Департамент осуществляет формирование и сведение отчетности по ведомству и представление в Департамент финансов города Москвы в установленные срок, подготовленную в соответствии с требованиями "Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, в электронном виде с применением программных продуктов, подписанную электронно-цифровыми подписями.
Наряду с бюджетной отчетностью Департамент в установленном порядке формирует и представляет статистическую, налоговую и другую отчетность (приложение 3 к учетной политике).
Департамент как учредитель формирует сводную бухгалтерскую отчетность по подведомственным учреждениям, в соответствии с приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н.
9. Порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля
Основной задачей (целью) внутреннего финансового контроля является обеспечение результативности и эффективности использования бюджетных средств, сохранности финансовых и нефинансовых активов, соблюдение требований к составлению и представлению достоверной отчетности.
Основными задачами внутренних контрольных мероприятий определить:
- проверку соблюдения законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бюджетного учета и норм учетной политики в текущем финансовом году;
- полноту и правильность документального оформления хозяйственных операций;
- правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
- своевременность и полноту проведения инвентаризаций и отражения результатов в учете.
Внутренний контроль в Департаменте организуется на этапах подготовки и прохождения документов, и он подразделяется на предварительный и текущий. По необходимости проводить последующий контроль при подготовке квартальной, годовой отчетности.
Основными процедурами внутреннего контроля определить: согласование документа в подразделениях; утверждение документа руководителем (заместителем руководителя); проверка исполнения документа.
Участниками внутреннего контроля являются сотрудники структурных подразделений Департамента.
10. Порядок внесения изменений
Изменения в приказ об учетной политике в части ведения бюджетного учета вносятся на основании статьи 8 "Учетная политика" Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Ежегодно приказом руководителя Департамента утверждается (корректируется) рабочий план счетов.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы от 31 мая 2018 г. N 01-01-13-197/18 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.