Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 20 мая 2020 г. N 248/1831-7
Типовая учебная программа
"Организация деятельности территориальной избирательной комиссии"
Используемые сокращения
Полное наименование |
Сокращенное наименование |
Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" |
ГАС "Выборы" |
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) |
ЕПГУ |
Заявление избирателя о включении в список избирателей по месту нахождения, оформленное в участковой избирательной комиссии избирательного участка по месту жительства (по месту пребывания) не ранее чем за два дня до дня голосования и не позднее 14 часов по местному времени в день, предшествующий дню голосования, при предъявлении которого в день голосования избиратель включается в список избирателей на указанном в заявлении избирательном участке |
Специальное заявление |
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации |
ИКСРФ |
Избирательная комиссия муниципального образования |
ИКМО |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
КоАП РФ |
Комплекс обработки избирательных бюллетеней 2010 |
КОИБ-2010 |
Комплекс обработки избирательных бюллетеней 2017 |
КОИБ-2017 |
Комплекс для электронного голосования |
КЭГ |
Комплекс средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" |
КСА ГАС "Выборы" |
Машиночитаемый код |
QR-код |
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг |
МФЦ |
Окружная избирательная комиссия |
ОИК |
Специальное программное обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" |
СПО ГАС "Выборы" |
Средство массовой информации |
СМИ |
Территориальная избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, на которую возложены полномочия территориальной избирательной комиссии) |
ТИК |
Участковая избирательная комиссия |
УИК |
Учебно-методический комплекс для членов территориальных и участковых избирательных комиссий "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации" |
УМК |
Федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" |
ЕСИА |
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" |
Федеральный закон N 67-ФЗ |
Введение
Типовая учебная программа "Организация деятельности территориальной избирательной комиссии" (далее - программа) разработана в соответствии с Комплексом мер по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей на 2019-2021 годы, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 10 апреля 2019 года N 200/1532-7 (с изменениями, внесенными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 ноября 2019 года N 232/1734-7).
Актуальность программы обусловлена формированием новых составов ТИК в ряде субъектов Российской Федерации, предстоящим проведением федеральных выборов, а также выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления.
Предметами программы являются избирательное законодательство Российской Федерации и практика его применения на выборах разного уровня.
Программа предусматривает два отдельных учебно-тематических плана для следующих категорий слушателей:
председатели, заместители председателей и секретари ТИК;
иные члены ТИК с правом решающего голоса.
Цель и задачи программы
Целью программы является подготовка членов ТИК к проведению федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления.
Задачи программы:
изучение норм законодательства Российской Федерации в части полномочий ТИК, подготовки и проведения избирательной кампании;
изучение основ применения на КСА ТИК СПО ГАС "Выборы";
выработка умения применять полученные знания на практике;
овладение навыками взаимодействия с членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателями, представителями политических партий, СМИ, общественных организаций и объединений, иными участниками избирательного процесса.
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен:
знать нормы российского избирательного права, структуру и основные принципы организации и проведения избирательных кампаний всех уровней;
уметь реализовывать полномочия члена ТИК с правом решающего голоса, в пределах компетенции, на практике;
владеть навыками взаимодействия с участниками избирательного процесса, навыками принятия решений, в том числе в экстремальных ситуациях;
иметь представление о порядке применения на КСА ТИК СПО ГАС "Выборы".
Механизм реализации программы
Продолжительность, периодичность и тематика обучения членов ТИК определяется решением соответствующей ИКСРФ с учетом объема и содержания программы, а также уровней и видов выборов, проводимых на территории субъекта Российской Федерации.
Программой предусмотрены следующие максимальные объемы нагрузки:
для председателей, заместителей председателей и секретарей ТИК - 35 академических часов, включающих лекционные занятия (12 академических часов) и практические занятия, в том числе итоговое тестирование (23 академических часа);
для иных членов ТИК с правом решающего голоса - 19 академических часов, включающих лекционные занятия (8 академических часов) и практические занятия, в том числе итоговое тестирование (11 академических часов).
Для членов ТИК категории "председатели, заместители председателей и секретари" предусмотрено 4 академических часа факультативных занятий. Для категории "иные члены ТИК с правом решающего голоса" - 1 час факультативного занятия.
Лекционные занятия могут проводиться как в очной, так и в дистанционной форме.
При изучении работы УИК следует использовать интерактивный Рабочий блокнот УИК.
Проверка знаний обучающихся осуществляется в форме тестирования с использованием УМК, размещенного на сайте РЦОИТ при ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также иных тестовых программ, разработанных ИКСРФ для выборов регионального и муниципального уровней.
Программой предусмотрены дополнительные вопросы к каждой теме для самоконтроля.
Паспорт программы
Наименование программы |
"Организация деятельности территориальной избирательной комиссии" |
Правовые основы |
Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах |
Цель обучения |
Подготовка членов ТИК к проведению федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления |
Категория слушателей |
Члены ТИК с правом решающего голоса |
Объем учебной нагрузки |
35 академических часов основной программы и 4 академических часа факультативных занятий - председатели, заместители председателей и секретари ТИК; 19 академических часов основной программы и 1 академический час факультативного занятия - иные члены ТИК с правом решающего голоса |
Форма обучения |
Очная и дистанционная |
Формы проверки знаний |
Тестирование с использованием УМК, вопросы для самоконтроля |
Сроки проведения |
В соответствии с планами работы ИКСРФ |
Учебно-тематический план программы
(категория: председатели, заместители председателей и секретари ТИК)
N |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма занятия |
|
лекция |
практическое занятие |
|||
1 |
Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Правовые основы деятельности ТИК. Организация и планирование работы ТИК. Организация и планирование работы УИК |
3 |
2 |
1 |
2 |
Делопроизводство в ТИК и УИК |
2 |
1 |
1 |
3 |
Формирование УИК и резерва составов УИК. Обучение членов УИК и резерва составов УИК |
1 |
- |
1 |
4 |
Взаимодействие ТИК с избирательными комиссиями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими организациями и учреждениями, в том числе осуществляющими учет граждан по месту пребывания и по месту жительства |
1 |
1 |
- |
5 |
Назначение выборов в органы местного самоуправления. Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления**. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов*** |
3* |
- |
3* |
6 |
Избирательные округа и избирательные участки. Регистрация (учет) избирателей, составление и уточнение списков избирателей |
2 |
1 |
1 |
7 |
Особенности работы ТИК при совмещении выборов |
1 |
- |
1 |
8 |
Включение избирателя в список избирателей по месту нахождения (при применении механизма "Мобильный избиратель") |
2 |
1 |
1 |
9 |
Применение ГАС "Выборы" в деятельности ТИК |
1 |
- |
1 |
10 |
Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий |
1 |
1 |
- |
11 |
Информирование избирателей. Предвыборная агитация. Ответственность за нарушение порядка проведения предвыборной агитации |
2 |
1 |
1 |
12 |
Избирательный бюллетень. Организация и порядок голосования. Организация голосования вне помещения для голосования. Досрочное голосование при проведении выборов в органы местного самоуправления** |
3 |
- |
3 |
13 |
Организация работы ТИК и УИК по подготовке к голосованию с использованием технических средств |
3 |
1 |
2 |
14 |
Подсчет УИК голосов избирателей, составление протокола УИК об итогах голосования. Организация работы ТИК в день голосования, прием документов от УИК, установление итогов голосования, определение результатов выборов*** в ТИК |
5 |
1 |
4 |
15 |
Финансовое обеспечение избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов |
3 |
2 |
1 |
16 |
Контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов*** |
1* |
- |
1* |
17 |
Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства. Участие представителей ТИК в административном судопроизводстве |
2 |
1 |
1 |
18 |
Управление конфликтами |
2 |
- |
2 |
19 |
Итоговое тестирование |
1 |
- |
1 |
Итого |
35 (+4*) |
12 |
23 (+4*) |
______________________________
* Факультатив.
** В случае, если на ТИК возложены полномочия ИКМО.
*** В случае, если на ТИК возложены полномочия ОИК или ИКМО.
Учебно-тематический план программы
(категория: иные члены ТИК с правом решающего голоса)
N |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма занятия |
|
лекция |
практическое занятие |
|||
1 |
Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Правовые основы деятельности ТИК. Организация и планирование работы ТИК. Организация и планирование работы УИК |
2 |
1 |
1 |
2 |
Делопроизводство в ТИК и УИК |
1 |
1 |
- |
3 |
Взаимодействие ТИК с избирательными комиссиями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими организациями и учреждениями, в том числе осуществляющими учет граждан по месту пребывания и по месту жительства |
1 |
1 |
- |
4 |
Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов** |
1* |
- |
1* |
5 |
Избирательные округа и избирательные участки. Регистрация (учет) избирателей, составление и уточнение списков избирателей |
1 |
- |
1 |
6 |
Особенности работы ТИК при совмещении выборов |
1 |
1 |
- |
7 |
Включение избирателя в список избирателей по месту нахождения (при применении механизма "Мобильный избиратель") |
2 |
- |
2 |
8 |
Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий |
1 |
1 |
- |
9 |
Информирование избирателей. Предвыборная агитация. Ответственность за нарушение порядка проведения предвыборной агитации |
1 |
- |
1 |
10 |
Избирательный бюллетень. Организация и порядок голосования. Организация голосования вне помещения для голосования. Досрочное голосование при проведении выборов в органы местного самоуправления*** |
2 |
1 |
1 |
11 |
Организация работы ТИК и УИК по подготовке к голосованию с использованием технических средств подсчета голосов |
2 |
- |
2 |
12 |
Подсчет УИК голосов избирателей, составление протокола УИК об итогах голосования. Организация работы ТИК в день голосования, прием документов от УИК, установление итогов голосования, определение результатов выборов** в ТИК |
2 |
1 |
1 |
13 |
Финансовое обеспечение избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов |
1 |
1 |
- |
14 |
Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства |
1 |
1 |
- |
15 |
Итоговое тестирование |
1 |
- |
1 |
Итого |
19 (+1*) |
8 |
11 (+1*) |
______________________________
* Факультатив.
** В случае, если на ТИК возложены полномочия ОИК или ИКМО.
*** В случае, если на ТИК возложены полномочия ИКМО.
Содержание программы
Тема 1. Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Правовые основы деятельности ТИК. Организация и планирование работы ТИК. Организация и планирование работы УИК
1.1. Федеральное законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
1.2. Новации в законодательстве о выборах. Основные положения федеральных законов, регламентирующих деятельность территориальных избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов.
1.3. Правовой статус ТИК, ИКМО и УИК. Их положение в системе избирательных комиссий Российской Федерации.
1.4. Порядок возложения полномочий ОИК, ИКМО на ТИК и УИК.
1.5. Правовые основы формирования и полномочия ТИК.
1.6. Права и обязанности членов ТИК и УИК с правом решающего голоса.
1.7. Функции председателя, заместителя председателя, секретаря ТИК и УИК.
1.8. Права и обязанности члена ТИК и УИК с правом совещательного голоса.
1.9. Проведение первого организационного заседания ТИК и УИК.
1.10. Планирование работы ТИК и УИК.
1.11. Исчисление сроков в избирательном процессе. Календарный план выборов.
1.12. Разработка и реализация планов по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей.
1.13. Рабочие группы, создаваемые при ТИК, их цели и задачи.
1.14. Досрочное прекращение полномочий председателя, заместителя председателя, секретаря, членов ТИК, УИК с правом решающего голоса и совещательного голоса. Приостановление полномочий членов ТИК и УИК.
1.15. Выдвижение кандидатур в составы ТИК.
1.16. Информационные и обучающие ресурсы ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России в деятельности ТИК и УИК.
Тема 2. Делопроизводство в ТИК и УИК
2.1. Нормативно-правовое регулирование делопроизводства в ТИК и УИК.
2.2. Прием, регистрация и прохождение документов.
2.3. Основные требования к подготовке и оформлению документов.
2.4. Организация работы с отправляемыми (исходящими) документами.
2.5. Особенности работы с обращениями граждан.
2.6. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений на решения и действия (бездействие) ТИК и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений в УИК.
2.7. Заявление об отмене регистрации кандидатов, списков кандидатов.
2.8. Заявление об отмене итогов голосования, результатов выборов.
2.9. Особенности работы с документами, содержащими сведения об избирателях, обращающимися в рамках функционирования государственной системы регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации.
2.10. Подготовка, оформление, выпуск, учет документов, рассматриваемых на заседаниях ТИК и УИК.
2.11. Оформление приказов (распоряжений) председателя ТИК по основной деятельности и личному составу.
2.12. Оформление протоколов заседаний ТИК и УИК, рабочих, экспертных групп, консультативных органов ТИК.
2.13. Контроль исполнения документов и поручений.
2.14. Работа с внутренними документами.
2.15. Изготовление и использование печатей и штампов ТИК и УИК.
2.16. Номенклатура дел. Хранение документов, передача их в архив. Организация и порядок уничтожения документации ТИК в связи с истечением сроков хранения в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах.
2.17. Интерактивный Рабочий блокнот УИК. Основные принципы работы. Библиотека документов, возможные варианты использования и применения членами УИК.
Тема 3. Формирование УИК и резерва составов УИК. Обучение членов УИК и резерва составов УИК
3.1. Порядок формирования УИК. Назначение председателя УИК. Основания для досрочного освобождения от обязанностей члена УИК, для приостановления и прекращения полномочий члена УИК. Возобновление полномочий членов УИК после приостановления.
3.2. Порядок зачисления кандидатур в резерв составов УИК.
3.3. Порядок работы с документами о выдвижении кандидатур в состав УИК, резерв составов УИК, с документами по дополнительному зачислению в резерв составов УИК, приостановлению и прекращению полномочий членов УИК. Проверка кандидатур, зачисляемых в резерв состава УИК на предмет отсутствия предусмотренных законодательством ограничений.
3.4. Обучение членов УИК и резерва составов УИК.
3.5. Автоматизированный учет сведений об избирательных комиссиях, членах избирательных комиссий и резерва составов УИК с использованием задачи "Кадры" ГАС "Выборы".
3.6. Размещение в сети Интернет актуализированных сведений об избирательных комиссиях.
Тема 4. Взаимодействие ТИК с избирательными комиссиями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими организациями и учреждениями, в том числе осуществляющими учет граждан по месту пребывания и по месту жительства
4.1. Взаимодействие ТИК с избирательными комиссиями.
4.2. Взаимодействие ТИК с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, государственными органами, в том числе с правоохранительными органами, по рассмотрению жалоб и обращений избирателей, кандидатов и их законных представителей.
4.3. Взаимодействие ТИК с политическими партиями, общественными организациями инвалидов и иными общественными объединениями.
4.4. Обеспечение избирательных прав различных категорий избирателей (не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, находящихся в местах временного пребывания, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы, в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест, запрет определенных действий), избирателей, являющихся инвалидами, при организации и проведении выборов, а также граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства при проведении муниципальных выборов (если это предусмотрено международным договором Российской Федерации).
Тема 5. Назначение выборов в органы местного самоуправления. Календарный план выборов в органы местного самоуправления. Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов
5.1. Назначение выборов в органы местного самоуправления. Порядок назначения выборов в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
5.2. Подготовка и контроль исполнения календарного плана подготовки и проведения выборов.
5.3. Порядок и сроки выдвижения кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов всех уровней. Общие условия выдвижения кандидатов, списков кандидатов при проведении выборов всех уровней. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и по единому избирательному округу. Заверение списков кандидатов.
5.4. Порядок приема документов о выдвижении кандидатов, списков кандидатов. Выдача подтверждения о приеме документов.
5.5. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Требования к процедуре сбора подписей.
5.6. Представление избирательных документов для регистрации кандидата, списка кандидатов. Проверка ТИК достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями.
5.7. Регистрация кандидата, списка кандидатов. Основания для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключение кандидата (кандидатов) из списка кандидатов, выбытие кандидатов, списков кандидатов.
5.8. Участие избирательных комиссий в общих собраниях и конференциях, проводимых избирательными объединениями для выдвижения кандидатов и списков кандидатов.
5.9. Аннулирование регистрации, отзыв кандидата, списков кандидатов.
5.10. Получение актуальной информации о действующих органах местного самоуправления (включая органы, формируемые не путем проведения прямых выборов), ее дальнейшая обработка с использованием ГАС "Выборы", в том числе с целью использования при определении числа лиц, подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также числа муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований города федерального значения, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата.
5.11. Специальное программное изделие "Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах" ГАС "Выборы".
Тема 6. Избирательные округа и избирательные участки. Регистрация (учет) избирателей, составление и уточнение списков избирателей
6.1. Избирательные округа, избирательные участки. Основания и порядок внесения изменений и уточнений в схему избирательных округов, перечень и границы избирательных участков. Порядок утверждения новой схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов.
6.2. Особенности работы ТИК по регистрации (учету) избирателей, составлению и уточнению списков избирателей.
6.3. Порядок и сроки изготовления списков избирателей.
6.4. Уточнение и порядок внесения изменений в список избирателей.
6.5. Особые отметки в списке избирателей.
6.6. Ознакомление избирателей со списком избирателей.
6.7. Передача списков избирателей в УИК.
Тема 7. Особенности работы ТИК при совмещении выборов
7.1. Организация работы членов ТИК при совмещении выборов.
7.2. Составление списков избирателей при совмещении выборов.
7.3. Особенности установления итогов голосования и определения результатов выборов при совмещении выборов.
7.4. Особенности финансирования ТИК при совмещении выборов.
7.5. Контроль за соблюдением избирательных прав граждан при совмещении выборов.
7.6. Особенности подготовки членов УИК для проведения совмещенных выборов.
7.7. Особенности информационно-разъяснительной деятельности ТИК при проведении совмещенных выборов.
Тема 8. Включение избирателя в список избирателей по месту нахождения* (при применении механизма "Мобильный избиратель")
8.1. Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения.
8.2. Оформление заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения в любой УИК, в том числе специального заявления в УИК по месту жительства избирателя. Оформление заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения с одновременным оформлением заявления о голосовании вне помещения для голосования с применением СПО (без применения СПО), в том числе оформление заявления с выездом к избирателю в случае, если он не может по состоянию здоровья самостоятельно прибыть на избирательный участок по месту нахождения, - последовательность действий УИК.
8.3. Передача информации о заявлениях между избирательными комиссиями; учет избирателей, подавших заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, для включения в список избирателей по месту нахождения и исключения из списка избирателей по месту жительства.
8.4. Взаимодействие с МФЦ по приему и обработке заявлений о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения.
8.5. Информирование избирателей об организации голосования избирателей по месту нахождения.
Тема 9. Применение ГАС "Выборы" в деятельности ТИК
9.1. Основные сведения о ГАС "Выборы".
9.2. Порядок межуровневого обмена данными КСА ТИК с вышестоящими КСА ГАС "Выборы".
9.3. Порядок использования ТИК СПО ГАС "Выборы".
9.4. Подсистема "Контроль избирательных фондов" СПО ГАС "Выборы".
9.5. Специализированное программное изделие "Подготовка сведений о кандидатах, уполномоченных представителях, доверенных лицах" ГАС "Выборы".
9.6. Порядок размещения данных в сети Интернет при проведении избирательных кампаний.
Тема 10. Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий
10.1. Представители избирательных объединений и кандидатов: уполномоченные представители, доверенные лица. Документы, подтверждающие полномочия. Совмещение полномочий уполномоченных представителей, уполномоченных представителей по финансовым вопросам и доверенных лиц.
10.2. Работа с членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченными представителями, доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений.
10.3. Наблюдатели на выборах. Полномочия, права и обязанности, ограничения, связанные с работой в качестве наблюдателя. Взаимодействие с субъектами общественного контроля. Статус, полномочия международных (иностранных) наблюдателей. Наблюдение за ходом голосования. Взаимодействие с УИК в день голосования.
10.4. Основные направления и формы взаимодействия ТИК с представителями СМИ.
10.5. Представители СМИ в помещении для голосования: права и обязанности. Порядок осуществления фото- и видеосъемки на избирательном участке.
10.6. Разграничение полномочий членов ТИК с правом совещательного голоса при осуществлении ТИК полномочий иных комиссий при проведении выборов разного уровня.
10.7. Публикация информации о деятельности ТИК на странице ТИК сайта ИКСРФ.
Тема 11. Информирование избирателей. Предвыборная агитация. Ответственность за нарушение порядка проведения предвыборной агитации
11.1. Обязанности ТИК по информированию избирателей. Методы информирования. Информирование в сети Интернет.
11.2. Предвыборная агитация: определение, порядок, сроки и формы ее проведения.
11.3. Взаимодействие ТИК со СМИ при информировании избирателей в период проведения выборов. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.
11.4. Ответственность за нарушение порядка проведения предвыборной агитации. Осуществление контроля за проведением предвыборной агитации на территории избирательного округа. Оформление представлений по фактам нарушения избирательного законодательства Российской Федерации о выборах, составление протоколов об административных правонарушениях.
11.5. Организация и проведение жеребьевки по распределению бесплатного и платного эфирного времени и печатной площади, предоставляемого государственными и муниципальными организациями телерадиовещания и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий**.
11.6. Особенности предвыборной агитации в сети Интернет.
11.7. Ограничения при проведении предвыборной агитации.
11.8. Правовые основы и ограничения при проведении опросов избирателей в день голосования (exit-poll).
11.9. Требования к содержанию информационных материалов, размещаемых на информационных стендах в помещениях ТИК и УИК.
11.10. Использование задачи "Агитация" ГАС "Выборы" в ТИК.
Тема 12. Избирательный бюллетень. Организация и порядок голосования. Организация голосования вне помещения для голосования. Досрочное голосование при проведении выборов в органы местного самоуправления
12.1. Порядок изготовления, передачи и хранения избирательных бюллетеней. Утверждение количества избирательных бюллетеней. Утверждение текста избирательного бюллетеня при проведении выборов.
12.2. Организация работы ТИК и УИК в период досрочного голосования, в том числе в труднодоступных и отдаленных местностях.
12.3. Голосование отдельных категорий избирателей (находящихся в местах временного пребывания: больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; в отношении которых в качестве меры пресечения избран домашний арест, залог или запрет определенных действий; работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы). Особенности организации голосования на участках принудительных работ при исправительных колониях Управления федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.
12.4. Организация голосования военнослужащих.
12.5. Оборудование помещения для голосования. Нормативы технологического оборудования.
12.6. Организация видеонаблюдения в помещении для голосования, помещении ТИК. Порядок предоставления доступа к видеозаписям после дня голосования, оформление запроса на право доступа к видеозаписям, полученным в ходе видеонаблюдения в помещении для голосования, помещении ТИК, получение доступа к видеозаписям.
12.7. Организация и порядок голосования в день голосования.
12.8. Особенности голосования вне помещения для голосования.
12.9. Действия членов УИК в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Тема 13. Организация работы ТИК и УИК по подготовке к голосованию с использованием технических средств
13.1. Организация работы ТИК и УИК на выборах с использованием КОИБ-2017.
13.2. Организация работы ТИК и УИК на выборах с использованием КОИБ-2010.
13.3. Применение технологии изготовления протокола об итогах голосования на избирательном участке с QR-кодом и технологии ускоренного ввода данных протокола.
13.4. Применение на выборах комплексов для электронного голосования.
Тема 14. Подсчет УИК голосов избирателей, составление протокола УИК об итогах голосования. Организация работы ТИК в день голосования, прием документов от УИК, установление итогов голосования, определение результатов выборов в ТИК
14.1. Распределение обязанностей членов ТИК в день голосования.
14.2. Процедура подсчета голосов избирателей.
14.3. Порядок изготовления копии протокола УИК с использованием СПО УИК. Заверение копии протокола УИК, изготовленного с использованием СПО УИК.
14.4. Контрольные и иные соотношения данных протокола УИК об итогах голосования. Проверка контрольных и иных соотношений данных, внесенных в протокол УИК об итогах голосования.
14.5. Организация приемки ТИК избирательных документов от УИК.
14.6. Проверка правильности составления протоколов УИК об итогах голосования и суммирование содержащихся в них данных.
14.7. Порядок заполнения ТИК увеличенной формы сводной таблицы. Составление ТИК сводной таблицы. Составление первого и второго экземпляров протокола ТИК об итогах голосования (результатах выборов). Использование СПО ГАС "Выборы" для формирования протокола и сводной таблицы ТИК об итогах голосования.
14.8. Порядок установления итогов голосования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу, определения результатов выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, определения результатов выборов на муниципальных выборах. Использование СПО ГАС "Выборы" для установления итогов голосования, проверки данных в протоколах УИК об итогах голосования, определения результатов выборов.
14.9. Правила выдачи копии протокола ТИК об итогах голосования, результатах выборов. Порядок предоставления второго экземпляра протокола об итогах голосования наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ.
14.10. Порядок представления избирательной документации ТИК в вышестоящую избирательную комиссию.
14.11. Опубликование итогов голосования и результатов муниципальных выборов.
14.12. Распределение депутатских мандатов среди списков кандидатов и внутри списка кандидатов на муниципальных выборах. Замещение вакантных мандатов при досрочном сложении полномочий депутатов из списка кандидатов. Регистрация депутатов, исключение их из списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов.
14.13. Рассмотрение жалоб и заявлений, поступивших в ТИК в день голосования и до подписания ею протокола об итогах голосования.
14.14. Повторное голосование.
14.15. Отмена решения УИК об итогах голосования до установления ТИК итогов голосования (определения результатов выборов). Признание выборов несостоявшимися или недействительными, назначение повторных выборов.
Тема 15. Финансовое обеспечение избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов
15.1. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов. Порядок и сроки финансирования ТИК.
15.2. Порядок распределения ТИК выделенных из соответствующих бюджетов денежных средств на подготовку и проведение выборов.
15.3. Порядок открытия и закрытия счетов ТИК для финансирования подготовки и проведения выборов. Предоставление права первой и второй подписи финансовых документов. Полномочия председателя ТИК по распоряжению денежными средствами.
15.4. Расходы избирательных комиссий, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов в период подготовки и проведения выборов.
15.5. Порядок составления, утверждения и ведения сметы расходов ТИК на подготовку и проведение выборов. Смета расходов на подготовку и проведение выборов за нижестоящие комиссии.
15.6. Размеры и порядок выплаты компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам ТИК с правом решающего голоса, членам УИК с правом решающего голоса. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок установления размеров и порядка выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда в период подготовки и проведения выборов. Особенности безналичной формы оплаты труда.
15.7. Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг ТИК, УИК при проведении выборов. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления закупок.
15.8. Ведение бухгалтерского учета в ТИК. Первичные учетные документы, составляемые ТИК.
15.9. Отчет ТИК о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов. Порядок приема отчетов УИК. Форма отчета, порядок формирования, сроки представления отчета ТИК в ИКСРФ.
Тема 16. Контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов
16.1. Нормативное регулирование вопросов формирования и расходования средств избирательных фондов.
16.2. Уполномоченные представители по финансовым вопросам.
16.3. Открытие специальных избирательных счетов.
16.4. Порядок создания избирательных фондов кандидатов. Создание избирательного фонда без открытия избирательного счета.
16.5. Взаимодействие с ПАО Сбербанк, иной кредитной организацией по вопросам открытия и ведения специальных избирательных счетов кандидатов, регулярного получения информации о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов с использованием системы дистанционного банковского обслуживания.
16.6. Использование задачи "Контроль избирательных фондов" ПАИП ГАС "Выборы" для проведения автоматизированного контроля поступления расходования средств избирательных фондов кандидатов.
16.7. Осуществление контроля за источниками поступления и расходованием средств избирательных фондов.
16.8. Опубликование и (или) размещение в сети Интернет сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, копий финансовых отчетов кандидатов.
16.9. Закрытие специальных избирательных счетов, представление и проверка финансовых отчетов.
16.10. Ответственность кандидатов за нарушения в части формирования и расходования средств избирательных фондов и представления финансовых отчетов.
16.11. Ответственность избирательной комиссии, не опубликовавшей и (или) не разместившей в сети Интернет сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, копии финансовых отчетов кандидатов.
Тема 17. Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства. Участие представителей ТИК в административном судопроизводстве
17.1. Общая характеристика юридической ответственности.
17.2. Конституционно-правовая ответственность ТИК. Основания и порядок расформирования комиссии.
17.3. Освобождение члена ТИК от исполнения обязанностей.
17.4. Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах.
17.5. Протокол об административном правонарушении, посягающем на избирательные права граждан: порядок составления, рассмотрения и передачи в суд.
17.6. Уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах.
17.7. Судебная защита избирательных прав участников избирательного процесса.
17.8. Участие представителей ТИК в административном судопроизводстве.
Тема 18. Управление конфликтами
18.1. Понятие "конфликт". Типология конфликтов. Функции и динамика конфликта.
18.2. Причины возникновения конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.
18.3. Тактики поведения в конфликтной ситуации: противодействие, компромисс, сотрудничество, уход, уступка.
18.4. Анализ конкретных реальных конфликтных ситуаций, возникающих на разных этапах избирательной кампании. Самодиагностика.
18.5. Возникновение и развитие конфликтных ситуаций на избирательном участке.
18.6. Разрешение конфликтных ситуаций на избирательном участке.
18.7. Этика делового общения с участниками избирательного процесса.
Вопросы для самоконтроля
Вопросы к теме 1
1. Правовой статус ТИК и УИК. Какое положение в системе избирательных комиссий Российской Федерации они занимают?
2. Может ли лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость либо подвергнутое административному наказанию за нарушение законодательства о выборах, быть членом ТИК, УИК с правом решающего голоса?
3. Перечислите полномочия членов ТИК и УИК с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса.
4. На кого возлагаются обязанности по извещению членов ТИК, УИК о назначенных заседаниях комиссии?
5. Правовой статус членов ТИК, УИК. Перечислите основные права и обязанности членов ТИК, УИК с правом решающего и совещательного голоса.
6. Перечислите основные функции председателя, заместителя председателя, секретаря ТИК, УИК.
7. С какого периода исчисляется срок полномочий членов ТИК с правом решающего голоса?
8. При каком количестве членов ТИК, УИК с правом решающего голоса заседание ТИК, УИК считается правомочным?
9. Перечислите основные этапы первого организационного заседания ТИК, УИК.
10. Перечислите основные нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ТИК, УИК.
11. Какие основные разделы должны быть включены в план работы ТИК, УИК?
12. Какие мероприятия необходимо предусмотреть в программе обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышения правовой культуры избирателей?
13. Какие информационные и обучающие ресурсы ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России используются в деятельности ТИК?
14. Назовите рабочие группы, создаваемые при ТИК, их цели и задачи.
15. Кто может входить в состав Рабочей группы для контроля за использованием ГАС "Выборы"? Какие права и обязанности имеют члены этой Рабочей группы?
Вопросы к теме 2
1. Какими нормативными правовыми документами устанавливается порядок ведения делопроизводства в ТИК?
2. Опишите порядок приема, регистрации и прохождения документов в ТИК.
3. Какие требования предъявляются к подготовке и оформлению документов?
4. Как должна быть организована работа с отправляемыми (исходящими) документами ТИК?
5. В чем заключаются особенности работы с письменными обращениями граждан в ТИК?
6. Как должна быть организована работа ТИК с документами, содержащими сведения об избирателях, обращающимися в рамках функционирования государственной системы регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации?
7. Перечислите основные требования к учету документов, рассматриваемых на заседаниях ТИК.
8. Как оформляется проект повестки дня заседания ТИК?
9. Как организуется работа с документами, рассмотренными на заседании ТИК, в том числе в случае, если в ходе заседания в них вносились изменения?
10. Как оформляются протоколы заседаний рабочих, экспертных групп, консультативных органов ТИК?
11. Как осуществляется контроль за исполнением входящих и исходящих документов?
12. Каковы особенности организации работы с внутренними документами?
13. Назовите основные требования к использованию печатей, штампов в ТИК.
14. Опишите порядок составления и утверждения номенклатуры дел в ТИК.
15. Назовите основные требования к текущему хранению дел.
16. С какой целью проводится экспертиза ценности документов?
17. Как должны быть оформлены архивные дела?
18. Опишите порядок передачи дел на постоянное хранение в архив.
19. Назовите сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений в ТИК и УИК.
Вопросы к теме 3
1. Опишите порядок формирования УИК.
2. Опишите порядок зачисления кандидатур в резерв составов УИК.
3. Каков порядок работы с документами о выдвижении кандидатур в состав УИК, резерв составов УИК?
4. Как организуется работа с документами по дополнительному зачислению в резерв составов УИК, сложению полномочий членов УИК, исключению из составов УИК?
5. Как проходит проверка кандидатур, зачисляемых в резерв состава УИК, на предмет отсутствия предусмотренных законодательством ограничений?
Вопросы к теме 4
1. Перечислите основные направления взаимодействия ТИК с избирательными комиссиями.
2. Перечислите основные направления взаимодействия ТИК с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
3. Приведите примеры обучающих и информационно-разъяснительных мероприятий для различных категорий избирателей, в том числе избирателей, являющихся инвалидами.
4. Приведите примеры взаимодействия ТИК с политическими партиями, общественными организациями инвалидов и иными общественными объединениями.
Вопросы к теме 5
1. Когда должны быть назначены выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования?
2. Кто и в какие сроки назначает выборы представительного органа муниципального образования?
3. Какие общие условия необходимо выполнить кандидатам в период выдвижения?
4. При соблюдении каких условий осуществляется регистрация кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования?
5. Сколько кандидатов вправе выдвинуть избирательное объединение в одномандатном избирательном округе?
6. Сколько кандидатов вправе выдвинуть избирательное объединение в многомандатном избирательном округе?
7. Какие требования предъявляются к сбору подписей в период выдвижения кандидата?
8. Какие избирательные документы предъявляются при регистрации кандидата, списка кандидатов?
9. Как осуществляется проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями?
10. В каких случаях кандидату могут отказать в регистрации?
11. Опишите основания и порядок аннулирования регистрации, отзыва кандидата.
12. Каким образом может быть обжаловано решение комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов или иное решение комиссии?
13. Назовите цели получения актуальной информации о действующих органах местного самоуправления (включая органы, формируемые не путем проведения прямых выборов), ее дальнейшей обработки с использованием ГАС "Выборы".
14. Как осуществляется контроль исполнения календарного плана подготовки и проведения выборов?
15. Как используется СПО ГАС "Выборы" при проверке достоверности сведений, представленных кандидатами?
Вопросы к теме 6
1. Какие требования необходимо соблюдать при образовании одномандатных и многомандатных избирательных округов?
2. Опишите порядок внесения изменений и уточнений в схему избирательных округов, перечень и границы избирательных участков.
3. Имеет ли право представительный орган муниципального образования утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов? Если да, то при каких условиях?
4. На основании каких сведений составляются списки избирателей?
5. Кем осуществляется регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования?
6. Что является основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования?
7. В какие сроки изготавливаются списки избирателей?
8. Кто подписывает первый экземпляр списка избирателей?
9. Опишите порядок уточнения списка избирателей и порядок внесения в него изменений.
10. В каких случаях в списке избирателей ставится особая отметка?
11. Опишите порядок передачи списков избирателей в УИК.
12. В какие сроки УИК представляет избирателям список избирателей для ознакомления?
Вопросы к теме 7
1. Перечислите особенности организации работы членов ТИК при совмещении выборов.
2. Перечислите особенности работы со списком избирателей при совмещении выборов.
3. Какова последовательность подсчета голосов избирателей при совмещении выборов?
4. Перечислите особенности установления итогов голосования и определения результатов выборов при совмещении выборов.
5. Назовите особенности финансирования ТИК при совмещении выборов. В чем заключается экономия бюджетных средств?
6. На что необходимо обратить внимание при подготовке членов УИК для проведения совмещенных выборов?
7. В чем заключается информационно-разъяснительная деятельность ТИК при проведении совмещенных выборов?
1. Где и когда можно подать заявление о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения?
2. Как осуществляется учет избирателей, подавших заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, для включения в список избирателей по месту нахождения и исключения из списка избирателей по месту жительства?
3. При подаче какого заявления используется подтвержденная учетная запись в ЕСИА?
4. Куда после завершения голосования направляются заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, поданные в УИК?
5. Как происходит информирование избирателей о возможности голосования по месту нахождения?
6. Каким образом осуществляется передача в вышестоящие избирательные комиссии сведений об открытии помещений для голосования и об участии избирателей в выборах?
Вопросы к теме 9
1. Какие средства автоматизации ГАС "Выборы" ТИК использует в своей деятельности?
2. Перечислите порядок межуровневого обмена данными КСА ТИК с вышестоящими КСА ГАС "Выборы".
3. Кто обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью системных администраторов КСА ГАС "Выборы" при использовании подсистемы КСА ТИК ГАС "Выборы"?
4. Перечислите субъекты, которые предоставляют информацию для формирования и внесения изменений в базу данных регистра избирателей в КСА ТИК ГАС "Выборы".
5. Кто может быть допущен к персональным данным и иной конфиденциальной информации на автоматизированных рабочих местах КСА ГАС "Выборы" ТИК?
6. По состоянию на какое число формируются сведения о количестве избирателей, информация о которых содержится в территориальном фрагменте регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы"?
Вопросы к теме 10
1. Какими полномочиями обладают уполномоченный представитель, уполномоченный представитель по финансовым вопросам, доверенные лица избирательных объединений?
2. Обязано ли избирательное объединение назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам?
3. Вправе ли избирательное объединение прекратить полномочия доверенного лица или уполномоченного представителя?
4. Когда начинается срок полномочий уполномоченного представителя избирательного объединения?
5. Когда начинается срок полномочий доверенного лица кандидата?
6. Какие подтверждающие документы должен представить уполномоченный представитель, доверенное лицо кандидата в избирательную комиссию?
7. Какие права и обязанности имеют наблюдатели в день голосования?
8. Какие права и обязанности имеют международные (иностранные) наблюдатели в день голосования?
9. Перечислите основные направления и формы взаимодействия ТИК с представителями СМИ.
10. Опишите порядок осуществления фото- и видеосъемки на избирательном участке.
Вопросы к теме 11
1. На кого возложена обязанность по информированию избирателей о предстоящих выборах?
2. Перечислите основные формы и методы информирования избирателей членами ТИК.
3. Перечислите основные требования к содержанию информационных материалов.
4. Какие требования предъявляются к образцам бюллетеней, размещаемых на информационных стендах в помещениях ТИК и УИК?
5. Перечислите мероприятия ТИК в рамках контроля за проведением предвыборной агитации на территории избирательного округа.
6. Перечислите виды юридической ответственности за нарушение правил предвыборной агитации.
7. Перечислите ограничения, связанные с проведением опросов избирателей в день голосования (exit-poll).
Вопросы к теме 12
1. Опишите порядок передачи избирательных бюллетеней, изготовленных полиграфической организацией, в ТИК.
2. Кем устанавливаются сроки передачи избирательных бюллетеней от вышестоящих избирательных комиссий в ТИК на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации?
3. Где необходимо хранить полученные из типографии избирательные бюллетени?
4. Как происходит передача избирательных бюллетеней в УИК?
5. Перечислите особенности образования избирательных участков и формирования УИК в труднодоступных или отдаленных местностях.
6. Перечислите особенности досрочного голосования.
7. Перечислите особенности составления и уточнения списков избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях.
8. Опишите порядок проведения досрочного голосования в целом по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности?
9. Как организуется досрочное голосование отдельных групп избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено?
10. Как организуется подсчет голосов избирателей при досрочном голосовании в целом по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности?
11. Перечислите особенности подсчета голосов избирателей, связанные с досрочным голосованием отдельных групп избирателей.
12. Опишите порядок внесения в протокол УИК об итогах голосования сведений о проголосовавших избирателях, получивших избирательный бюллетень при проведении досрочного голосования в целом по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности.
13. Как осуществляется передача в ТИК протоколов УИК об итогах голосования с избирательных участков, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях?
14. Как обеспечить безопасность членов избирательных комиссий, лиц, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования избирателей, и доставки избирательной документации в труднодоступные или отдаленные местности?
15. Когда происходит информирование отдельных групп избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, о проведении досрочного голосования?
16. Куда необходимо направить сведения об избирателях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях?
17. Какие организационные мероприятия необходимо провести ТИК для доставки в УИК избирательной документации, организации и проведения голосования?
18. Опишите порядок проведения проверки готовности помещения для голосования.
19. Опишите порядок получения ТИК от УИК сведений об открытии помещений для голосования и об участии избирателей в выборах (на отчетные времена), а также передачи указанных сведений в вышестоящие избирательные комиссии.
20. Какие особенности организации и порядка проведения голосования в день голосования необходимо знать члену ТИК с правом решающего голоса?
21. Может ли избиратель быть исключен из списка избирателей?
22. Сколько членов УИК организуют голосование вне помещения для голосования?
23. Опишите действия членов УИК, если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов УИК для проведения голосования вне помещения для голосования.
24. Куда вносится отметка о том, что к избирателю для проведения голосования вне помещения для голосования выехали (вышли) члены УИК?
25. Два члена УИК с правом решающего голоса выезжают для проведения голосования вне помещения для голосования. С ними собираются выезжать два члена УИК с правом совещательного голоса и пять наблюдателей от разных кандидатов. Места в предоставленном транспорте на всех не хватает. Как в этой ситуации следует поступить?
26. Опишите порядок внесения в протокол УИК об итогах голосования сведений об избирателях, досрочно проголосовавших в помещении УИК, ТИК или ИКМО.
Вопросы к теме 13
1. Какие требования предъявляются к помещению для голосования при использовании КОИБ?
2. Чем должна быть дополнительно обеспечена УИК, проводящая голосование с использованием КОИБ?
3. Где должны быть размещены правила ввода бюллетеней в КОИБ?
4. Как должна быть организована работа УИК в день, предшествующий дню голосования (в том числе при использовании КОИБ)?
5. Как проводится тестирование КОИБ?
6. Какие процедуры выполняют операторы КОИБ в тренировочном режиме?
7. Перечислите правила подготовки бюллетеней к выдаче избирателям (в том числе при использовании КОИБ).
8. Как классифицируются бюллетени, обрабатываемые КОИБ?
9. Как организуется работа УИК в день голосования до открытия помещения для голосования и в ходе голосования (в том числе при использовании КОИБ)?
10. Имеют ли право операторы КОИБ в день голосования консультировать избирателя?
11. Какие действия необходимо выполнить оператору КОИБ в случае возникновения нештатных ситуаций в ходе голосования (отключение электропитания, отказ сканирующего устройства)?
12. Перечислите особенности ввода данных протоколов УИК об итогах голосования в базу данных ГАС "Выборы" (в том числе при использовании КОИБ).
13. На что необходимо обратить внимание при применении технологии изготовления протокола УИК об итогах голосования с QR-кодом (в том числе при использовании КОИБ)?
Вопросы к теме 14
1. С какой целью проводится распределение обязанностей членов ТИК в день голосования?
2. Опишите порядок приемки ТИК избирательных документов от нижестоящих избирательных комиссий.
3. Опишите порядок действий ТИК, если при проверке правильности составления протокола УИК об итогах голосования не выполняются контрольные соотношения.
4. Какие документы передаются в ТИК вместе с первым экземпляром протокола УИК об итогах голосования?
5. Какие документы и материалы передаются в ТИК вместе со вторым экземпляром протокола УИК об итогах голосования?
6. Какие обстоятельства являются основанием для признания протокола УИК об итогах голосования недействительным и проведения повторного подсчета голосов?
7. Назовите основные отличия в порядке определения результатов выборов по одномандатному, многомандатному избирательному округу, установления итогов голосования и определения результатов выборов по единому избирательному округу.
8. Опишите порядок заполнения в ТИК увеличенной формы сводной таблицы.
9. Перечислите основные особенности составления первого и второго экземпляров протокола ТИК об итогах голосования и сводной таблицы.
10. Опишите порядок выдачи копии протокола ТИК об итогах голосования.
11. Какие документы включаются в избирательную документацию при передаче в вышестоящую избирательную комиссию?
12. Где публикуются итоги голосования и результаты муниципальных выборов?
Вопросы к теме 15
1. Какие расходы ТИК финансируются за счет бюджетных средств в период подготовки и проведения выборов?
2. Какие первичные учетные документы обязательны для использования в бухгалтерском учете ТИК?
3. Опишите порядок составления, утверждения и ведения сметы расходов ТИК на подготовку и проведение выборов, на расходы за нижестоящие комиссии.
4. Как организуется работа ТИК при осуществлении закупок товаров, работ, услуг при проведении выборов?
5. В какие сроки ТИК представляет в ИКСРФ отчет об осуществлении закупок товаров, работ, услуг в период подготовки и проведения выборов?
6. Как происходит открытие и закрытие счетов ТИК при подготовке и проведении выборов?
7. Какие полномочия по распоряжению денежными средствами имеет председатель ТИК?
8. Опишите порядок выплаты компенсации. Основные положения. Особенности организации выплаты компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам ТИК, УИК с правом решающего голоса в безналичной форме.
9. Опишите порядок составления и сроки представления отчета ТИК о поступлении и расходовании средств на подготовку и проведение выборов.
Вопросы к теме 16
1. Какими нормативными правовыми актами регулируются вопросы формирования и расходования средств избирательных фондов?
2. Какие документы и в какие сроки комиссия должна выдать кандидату для открытия специального избирательного счета?
3. В каких случаях создание избирательного фонда возможно без открытия специального избирательного счета?
4. В каких случаях кандидат может не создавать свой избирательный фонд?
5. Может ли зарегистрированный кандидат, который на этапе выдвижения уведомил комиссию о своем решении не создавать избирательный фонд или не открывать специальный избирательный счет, открыть его в ходе кампании и начать полноценно финансировать свою предвыборную агитацию?
6. С какой периодичностью и в каком виде ПАО Сбербанк, иная кредитная организация должны предоставлять избирательной комиссии информацию об открытии специальных избирательных счетов, о движении средств на этих счетах?
7. Перечислите основные источники поступления средств в избирательные фонды.
8. Перечислите основные запреты на осуществление пожертвований в избирательные фонды.
9. На какие основные цели могут расходоваться средства избирательных фондов?
10. Какие источники информации используются для проверки сведений о жертвователях?
11. Можно ли представить итоговый финансовый отчет, не закрыв свой специальный избирательный счет?
12. Должен ли представлять финансовый отчет кандидат, который создал свой избирательный фонд без открытия специального избирательного счета?
13. Где и в каких объемах подлежат опубликованию сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов?
14. Какая ответственность предусмотрена за нарушения, допущенные при формировании и расходовании средств избирательных фондов?
15. Какая ответственность предусмотрена для избирательной комиссии, не опубликовавшей и (или) не разместившей в сети Интернет сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, итоговые финансовые отчеты?
16. Какая ответственность предусмотрена для СМИ, не опубликовавших переданные им комиссией сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, финансовые отчеты (или сведения из этих отчетов)?
17. Какой документ регламентирует взаимоотношения между избирательной комиссией и ПАО Сбербанк, иной кредитной организацией по регулярному получению сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов?
Вопросы к теме 17
1. Назовите наиболее часто встречающиеся нарушения избирательного законодательства членами избирательных комиссий, влекущие за собой административную ответственность.
2. Назовите наиболее часто встречающиеся нарушения избирательного законодательства членами избирательных комиссий, влекущие за собой уголовную ответственность.
3. К какой мере административной ответственности может быть привлечен секретарь ТИК, который заблаговременно не известил членов ТИК с правом совещательного голоса о предстоящем заседании комиссии, в связи с чем три члена ТИК с правом совещательного голоса были лишены возможности присутствовать на заседании комиссии и реализовать свои права?
4. В каких случаях ТИК может быть расформирована?
5. В каких случаях член ТИК может быть освобожден от исполнения обязанностей?
6. Какие должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан?
7. Опишите порядок составления протокола об административном правонарушении уполномоченным решением соответствующей избирательной комиссией членом избирательной комиссии с правом решающего голоса и направления его в суд.
8. Какими нормативными правовыми актами определяется порядок осуществления административного судопроизводства?
9. В какие сроки может быть подано в суд административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов или об отказе в такой регистрации, а также административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов?
10. Что обязана сделать избирательная комиссия перед подачей в суд административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов?
Вопросы к теме 18
1. Что такое конфликтная ситуация?
2. На какой фазе возможно разрешение конфликта?
3. Что является одной из основных эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов?
4. Дайте определение понятию "управление конфликтами".
5. Перечислите способы предотвращения и разрешения случайных конфликтов.
6. Каким образом должны взаимодействовать члены ТИК, УИК с наблюдателями, которые стремятся повлиять на выбор избирателей в день голосования?
Список источников и рекомендуемой литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации.
6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
7. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях".
9. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
10. Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
11. Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
12. Федеральный закон от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".
13. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
14. Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
15. Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
16. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
17. Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме".
19. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 года N 134/973-II "О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации".
20. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 ноября 2008 года N 138/1019-5 "О Порядке использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления поселений и внесении изменений в Инструкцию по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в сети Интернет".
21. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2009 года N 187/1312-5 "О Положении об организации единого порядка использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в избирательных комиссиях и комиссиях референдума".
22. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 года N 19/204-6 "Об Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации".
23. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 сентября 2011 года N 31/276-6 "О Порядке электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации".
24. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации".
25. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 декабря 2012 года N 155/1158-6 "О Регламенте использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с формированием участковых избирательных комиссий, резерва составов участковых комиссий, назначением нового члена участковой избирательной комиссии из резерва составов участковых комиссий, обучением членов участковых избирательных комиссий, резерва составов участковых комиссий".
26. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 февраля 2013 года N 164/1202-6 "О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления".
27. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 168/1222-6 "О Методических рекомендациях по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований".
28. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 апреля 2013 года N 171/1235-6 "О Регламенте применения Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с вводом данных о главах и депутатах представительных органов муниципальных образований и определением числа лиц (в абсолютном выражении), подписи которых необходимо собрать для поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также числа муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации, внутригородских муниципальных образований города федерального значения, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата".
29. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 мая 2013 года N 176/1254-6 "О Регламенте использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с учетом и контролем формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов и избирательных объединений, фондов референдума".
30. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 июля 2013 года N 185/1287-6 "О Регламенте использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с автоматизацией избирательных процессов и обеспечением деятельности избирательных комиссий в части информирования о нормативных правовых и иных актах, связанных с организацией и проведением выборов, референдумов, отзывов".
31. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 223/1437-6 "О Регламенте использования подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
32. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6 "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления".
33. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 февраля 2016 года N 325/1846-6 "О формах нагрудных знаков члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателя, присутствующих при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва".
34. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 апреля 2016 года N 4/33-7 "Об Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
35. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 апреля 2016 года N 4/31-7 "О Порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий, кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
36. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 апреля 2016 года N 4/30-7 "Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов политических партий, региональных отделений политических партий, кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
37. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 5/41-7 "О Разъяснениях порядка регистрации уполномоченных представителей кандидатов, политических партий, региональных отделений политических партий по финансовым вопросам при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва".
38. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 мая 2016 года N 7/59-7 "Об Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума".
39. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 июня 2016 года N 13/104-7 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва".
40. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N 74/667-7 "О применении технологии изготовления протоколов участковых комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом и ускоренного ввода данных протоколов участковых комиссий об итогах голосования в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Выборы" с использованием машиночитаемого кода".
41. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 98/841-7 "О Регламенте использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с формированием избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий и территориальных избирательных комиссий".
42. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 1 ноября 2017 года N 108/900-7 "О Порядке подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации".
43. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 116/948-7 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации".
44. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 февраля 2018 N 139/1148-7 "Об Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации".
45. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июня 2018 года N 161/1315-7 "О Порядке подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам".
46. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июня 2018 года N 161/1316-7 "О Порядке подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации".
47. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 июня 2018 года 163/1334-7 "О порядке использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при подготовке и проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам".
48. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 июня 2018 года N 164/1338-7 "О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации".
49. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июля 2018 года N 167/1381-7 "Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
50. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 августа 2018 года N 174/1414-7 "О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации".
51. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2019 года N 236/1755-7 "О Порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями, участковыми избирательными комиссиями при проведении выборов в федеральные органы государственной власти".
Учебно-методические материалы
1. Брошюра "Механизм "Мобильный избиратель" (в вопросах и ответах)".
2. Памятка наблюдателю на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
3. Памятка представителю средства массовой информации.
4. Памятка сотруднику полиции, находящемуся в помещении для голосования, по защите прав и свобод граждан, охране общественного порядка и оказанию содействия участковым избирательным комиссиям.
5. Памятка членам УИК по взаимодействию с наблюдателями и представителями СМИ.
6. Плакат "Подсчет голосов участковой избирательной комиссией".
7. Плакат "Процедура передачи первого экземпляра протокола УИК об итогах голосования, изготовленного с машиночитаемым кодом, в ТИК".
8. Учебно-методический комплекс для членов участковых и территориальных избирательных комиссий "Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации".
9. Интерактивный Рабочий блокнот УИК.
Учебные видеоматериалы
1. Видеоролик "Ответственность за нарушение избирательного законодательства".
2. Канал "Просто о выборах" на видеохостинге "YouTube".
______________________________
* Тема 8 может быть дополнена в случае продолжения эксперимента по организации голосования на цифровых избирательных участках.
** В случае, если в обязанности ТИК входит проведение жеребьевки.
*** Вопросы к теме 8 могут быть дополнены в случае продолжения эксперимента по организации голосования на цифровых избирательных участках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.