Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 959325-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части мер налоговой поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции),
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 959325-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Представленный Правительством Российской Федерации проект федерального закона разработан в целях предоставления мер налоговой поддержки широкому кругу лиц в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и направлен на реализацию перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.05.2020 N Пр-818 (по обращению Президента Российской Федерации 11 мая 2020 года).
Законопроектом предусмотрены следующие меры поддержки:
1. В отношении безвозмездной передачи имущества организациями и индивидуальными предпринимателями медицинским организациям, являющимся некоммерческими организациями, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции посредством:
- освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость таких операций;
- предоставление права на вычет и на невосстановление сумм входного налога на добавленную стоимость при осуществлении таких операций;
- отнесение на внереализационные расходы по налогу на прибыль расходов в виде стоимости такого имущества, безвозмездно переданного медицинским организациям и социально ориентированным некоммерческим организациям;
- учет указанных расходов при исчислении налога, уплачиваемого лицами, применяющим упрощенную систему налогообложения.
2. Исключение из состава налогооблагаемых доходов у организаций и индивидуальных предпринимателей суммы списанной задолженности по кредитам, взятым на поддержку занятости, и начисленных по ним процентов;
3. Освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц выплат стимулирующего характера работникам стационарных организаций социального обслуживания;
4. Возврат налогоплательщикам уплаченного ими налога на профессиональный доход за налоговые периоды 2019 года;
5. Уменьшение индивидуальным предпринимателям в наиболее пострадавших отраслях экономики суммы страховых взносов за 2020 год на величину одного минимального размера оплаты труда;
6. Списание подлежащих уплате за II квартал 2020 г. налогов (авансовых платежей) и страховых взносов индивидуальным предпринимателям, налогоплательщикам, отнесенным к субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в наиболее пострадавших отраслях экономики.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет по бюджету и налогам считает необходимым отметить следующие замечания.
Используемая конструкция проектируемого пункта 62.2 статьи 217 Налогового кодекса может трактоваться неоднозначно в части использования слов "доходы в виде материальной выгоды" как освобождение от всех доходов в виде материальной выгоды, в том числе, не связанных с кредитными договорами, в связи с чем данная норма подлежит уточнению.
Необходимо обратить внимание, что одно из условий предоставления указанного освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц является предоставление субсидии не налогоплательщику, а кредитной организации. В этой связи не ясно, каким образом налогоплательщик должен узнать о выполнении указанного условия для включения или не включения налогооблагаемого дохода в налоговую базу. В противном случае, освобождение налогоплательщика от уплаты налога на доходы физических лиц ставится в зависимость либо от предоставления или не предоставления субсидии либо от факта уведомления налогоплательщика банком.
Замечание аналогичного характера относится и к проектируемому пункту 21.4 статьи 251 Налогового кодекса.
Проектируемым пунктом 81.1 статьи 217 Налогового кодекса устанавливается освобождение доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания. Проектируема норма является реализацией пункта 1а перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.05.2020 Пр-818. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что указанный пункт перечня поручений содержит указание на осуществление такими работниками деятельности в сменном двухнедельном режиме. Кроме того, исходя из контекста указанного поручения Президента Российской Федерации, включившего в получателей таких выплат врачей, средний и младших медицинский персонал, технический персонал, следует обратить внимание на соотношение предлагаемой нормы и принятой ранее нормы в пункте 81 статьи 217, которой аналогичное освобождение предоставлено медицинским работникам, в контексте поручения Президента Российской Федерации.
В отношении использованных в проектируемом пункте 83 статьи 217 Налогового кодекса слов "доходы в виде субсидии (гранта)" следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования физическим лицам в виде грантов в форме субсидий.
Подлежит дополнительному обсуждению смысловое содержание используемого в проектируемом подпункте 19.5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, определения "используемого (предназначенного для использования)" имущества. Кроме того, с учетом изменений, вносимых в пункт 34 статьи 270 Налогового кодекса, предполагающих право учета в расходах сумм целевых отчислений, указанных в подпунктах 19.5 и 19.6 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса представляется целесообразным уточнить ко второму чтению законопроекта редакцию указанных подпунктов пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса к целевым отчислениям также относятся денежные средства.
Законопроектом дополняется пункт 1 статьи 346.16 Налогового кодекса положением, согласно которому налогоплательщик применяющий упрощенную систему налогообложения вправе при определении объекта налогообложения уменьшить полученные доходы на расходы в виде стоимость имущества, используемого (предназначенного для использования) для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям. Комитет по бюджету и налогам предлагает ко второму чтению законопроекта рассмотреть вопрос о включении нормы аналогичного содержания в статью 346.5 Налогового кодекса, регулирующую порядок определения и признания доходов и расходов налогоплательщика, применяющего систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога).
Требует уточнения редакция нормы, регулирующая порядок признания факта осуществления индивидуальными предпринимателями и организациями деятельности в сферах экономики, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в проектируемых нормах абзаца второго подпункта 1.1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса и части 3 статьи 2 законопроекта.
Полагаем некорректным в контексте Поручения Президента Российской Федерации от 15.05.2020 Пр-818 о списании платежей использование в абзаце первом части 1 статьи 2 законопроекта понятия "освобождение от обязанности по уплате" налогов. Налоговый кодекс не содержит определения "обязанности по уплате налога", однако системное толкование Налогового кодекса (в особенности главы 8 Налогового кодекса) позволяет сделать вывод, что обязанность по уплате налога и сбора является сложной обязанностью, представляющей собой целый комплекс обязательных действий, которые должен провести налогоплательщик - учесть объект налогообложения, правильно исчислить сумму налога, перечислить налог в бюджетную систему, подать отчетность, совершить необходимые действия в рамках налогового контроля, позволяющие налоговым органам убедиться в корректности уплаченной суммы.
По мнению Комитета, соответствующее Поручение Президента Российской Федерации означает, что налогоплательщик не полностью освобождается от обязанности по уплате налога, а только от уплаты в смысле перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. Обязанности надлежащим образом исчислить налоговую базу (или ее аналог) за 2-й квартал 2020 года, сдать отчетность за этот период, а также уплатить в полном объеме налоги в течение последующих налоговых (отчетных) периодов 2020 года за налогоплательщиком сохраняются.
Учитывая изложенное, предлагаем в абзаце первом части 1 статьи 2 использовать редакцию "освобождение от обязанности уплатить".
С учетом урегулирования вопроса исчисления налогов (авансовых платежей) по налогу на прибыль, налогу, подлежащему уплате при применении упрощенной системы налогообложения и налогу на доходы физических лиц соответствующими нормами действующей редакции Налогового кодекса, согласно которым сумма налога (авансового платежа) исчисляется с учетом ранее начисленных (рассчитанных) авансовых платежей, представляется целесообразным исключить из текста законопроекта второе предложение пункта 1, второе предложение пункта 6, второе предложение пункта 12 части 1 статьи 2 законопроекта.
Также с учетом особенностей исчисления патента, необходимо отметить, что реализация Поручения Президента Российской Федерации в этой части предусматривает не только исчисление суммы налога за июнь 2020 года, но и перерасчет суммы налога за апрель и май 2020 года.
К тексту законопроекта также имеются юридико-технические правки, необходимые к устранению в рамках подготовки к его рассмотрению во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 959325-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.