Письмо Минфина России от 13 мая 2020 г. N 02-02-05/38559
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо Администрации муниципального образования (далее - Администрация) по вопросу осуществления внутреннего финансового контроля и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство не уполномочено давать разъяснения законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в письме вопросу.
1. По вопросу осуществления внутреннего финансового контроля.
В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 г.) внутренний финансовый контроль осуществлялся в соответствии с Порядком осуществления внутреннего финансового контроля, установленным местной администрацией.
Бюджетным кодексом Российской Федерации была установлена обязанность осуществления внутреннего финансового контроля в отношении внутренних бюджетных процедур, выполняемых при осуществлении бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, это означает, что Администрация, наделенная полномочиями и главного администратора бюджетных средств, и финансового органа, не была обязана осуществлять внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур, выполняемых при осуществлении бюджетных полномочий финансового органа.
Однако учитывая положения пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Администрация обязана осуществлять внутренний контроль в отношении всех совершаемых фактов хозяйственной жизни с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации о внутреннем финансовом контроле, то есть вправе включить операции и процессы, выполняемые при осуществлении бюджетных полномочий финансового органа, в документы внутреннего финансового контроля, установленные Порядком осуществления внутреннего финансового контроля (например, карты внутреннего финансового контроля, перечни операций и т.д.).
Таким образом, осуществление внутреннего финансового контроля в отношении внутренних бюджетных процедур, выполняемых при осуществлении как бюджетных полномочий финансового органа, так и бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, не является нарушением бюджетного законодательства, равно как и выделение (разграничение) бюджетных полномочий финансового органа и главного администратора бюджетных средств.
2. По вопросу осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
Статьей 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены объекты государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе особенности осуществления государственного (муниципального) финансового контроля в отношении финансовых органов. При этом в Бюджетном кодексе Российской Федерации не установлен запрет наделения органа власти (органа местного самоуправления) одновременно и полномочиями финансового органа, и полномочиями органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 5 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 95, принцип независимости означает, что уполномоченные должностные лица при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от объектов государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) и связанных с ними физических лиц в административном, финансовом и функциональном отношении.
Независимость уполномоченных должностных лиц состоит в том, что они:
не являлись в проверяемый период и в году, предшествующем проверяемому периоду, и не являются в период проведения контрольного мероприятия должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля;
не состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с должностными лицами и (или) иными работниками объекта контроля или собственником объекта контроля;
не связаны в проверяемый период и не связаны в период проведения контрольного мероприятия имущественными (финансовыми) отношениями с объектом контроля.
Таким образом, по мнению Департамента, отсутствуют препятствия осуществления внутреннего муниципального финансового контроля Администрацией.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Осуществление внутреннего финансового контроля в отношении внутренних бюджетных процедур, выполняемых при осуществлении бюджетных полномочий как финансового органа, так и администратора бюджетных средств, не является нарушением бюджетного законодательства, равно как и выделение (разграничение) бюджетных полномочий финансового органа и главного администратора бюджетных средств.
Письмо Минфина России от 13 мая 2020 г. N 02-02-05/38559
Текст письма опубликован не был